Циклы жизни

Виктор Иванович Баркин
 

Известный учёный А.Л.Чижевский,  связывал динамику развития жизни государства с солнечными  циклами, которые повторялись через 11 в среднем лет.

 В 1918 году Чижевский защищает в МГУ докторскую диссертацию на тему «О периодичности всемирно-исторического процесса». В своей дальнейшей научной деятельности Чижевский продолжает исследование влияния циклов солнечной активности на Землю, результатом чего были две книги «Физические факторы исторического процесса» (1924 г.) и «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца» (1930 г.), а также доклады и статьи, в том числе за рубежом.

Солнечная активность менялась очень резко на всём протяжении развития Руси. Известны случаи, когда летом замерзали реки или выжженная солнцем земля давала трещины, которые с трудом можно было перепрыгнуть. Всякое похолодание на земле сопровождалось резкими изменениями в исторических процессах, например, похолодание в несколько лет, неурожаи, голод – способствовали смещению с царского престола Бориса Годунова и последующим Смутным временем.

Я бы отметил еще и 300-летние циклы в истории Руси: от первого Фотиевого крещения до монголо-татарского нашествия, затем 300 лет ига,300 лет правления Рюрюковичей,  300 лет правления дома  Романовых, закончившееся революцией 1917 года..

И даже развитие православия на Руси подвержено 300 - летнему циклу.

25 января 1721 года Петр обнародовал манифест об учреждении Святейшего Правительствующего Синода. В опубликованном чуть позже регламенте Духовной коллегии Петр был вполне откровенен насчет причин, заставивших его предпочесть синодальное управление патриаршему: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного».

300 лет церковь управлялась Синодом, без патриарха. Надо сказать,  реформаторы беззастенчиво обходились с церковью: отнимали крестьян и земли у монастырей, переливали колокола на пушки, а после революции 1917 года массово конфисковали храмы и ценности. Практически, если церковь не выражала интересы правящего класса, то иерархи просто уничтожались. В тех же Соловках запирались в казематы и при Алексее Михайловиче Тишайшем, и при Петре Первом, Екатерине  Великой, а при советах монашеский остров вообще превратили в концлагерь, где они уничтожались.

Конец каждого 300-летнего цикла ознаменовался потрясениями, а потом жизнь постепенно налаживалась.

 Сто лет нового цикла мы прожили, что нас ждёт впереди?