Первая школа

Гульбану Кусаинова
15 сентября 1986 года. Несмотря на то, что на календаре уже осень, дни еще были по-летнему жаркие. Подхожу к двери двухэтажного корпуса Джамбульской средней школы. Не успела я ухватиться за ручку двери, как она распахнулась и мне навстречу вышел седой невысокий мужчина. Умные глаза по-доброму, по-стариковки улыбались мне. «Здрасьте!» – выпалила я. «Ал, амансын ба, айналайын?! Кош келдін!» ("Ну, здравствуй, доченька. Добро пожаловать!") – абсолютно без акцента отвечал на мое приветствие совсем невосточной внешности мужчина. «Ой, кешірініз!» ("Ой, извините!"), - от удивления я разинула рот. Леонид Иванович, трудовик, немец по национальности, усмехнулся, одобрительно кивнул, широко распахнул передо мной школьную дверь и впустил меня в новую, совсем для меня еще незнакомую, жизнь. Это был мой первый рабочий день. По совету Даукен Халыковича – мужа моей тети, после неудачной попытки поступить в университет, я устроилась пионервожатой в школу, в которой он сам и моя тетя Файза Ахметовна работали. Дядя – зам.директора по учебной части, тетя – учитель английского языка.

В учительской меня представили учителям и завучу-организатору по воспитательной работе Бекену Толегеновичу – энергичному, молодому человеку лет 25. По своей должности он курировал работу пионерской организации. В старом корпусе на втором этаже мне выделили небольшую комнату с окнами во двор. Из окна кабинета было видно парадный вход в корпус и школьную котельную. Буквально вчера закончившей школу, мне во всей этой обстановке, посреди школьного гама с пронзительными школьными звонками, было вполне комфортно. Особенно было приятно, что со звонком не надо было бежать в класс, стоять у доски, готовить домашнее задание. Началась взрослая жизнь.

Мы с Даукен ага утром шли в школу вместе. Светлый, высокий, с волнистыми волосами, громким голосом и раскатистым смехом, добрый и требовательный одновременно, очень умный и начитанный собеседник, знающий и многоопытный учитель и блестящий руководитель – вызывал во мне бесконечное уважение и почитание. Даукен ага все время что-нибудь читал, и в такие минуты мы его не беспокоили. Он не выпускал из рук книги, журналы, газеты ни за рабочим, ни за обеденным столом. Но бывало, когда мы могли весь вечер провести в беседе. До поздней ночи  что-то обсуждали, много говорили, я спрашивала, он рассказывал какие-то интересные факты и события из истории предков. Историк по образованию, он был знаток практически во всех областях: политика, спорт, литература и многое другое. Его так и называли – Человек-энциклопедия.

Из тех бесед вытекали мои первые философские воззрения, понятия, вырабатывались мои первые жизненные принципы. Даукен ага заложил мощный фундамент в мое личностное становление. «Кем ты хочешь стать?», – спрашивал он. «Учителем!», – гордо отвечала я. «Чтобы стать учителем, кроме диплома педагога нужно иметь большое желание заниматься этим трудным делом, знать и уметь очень многое.».

В школах уже нет такой должности, как и вообще ушли в прошлое такие молодежные организации как комсомол, пионерия, но тогда пионервожатая в школе – это не только организатор внешкольной воспитательной работы среди учеников младшего и среднего звена, но и, извините, «каждой бочке затычка»! Мы с моей напарницей Айнагуль были всегда «на подхвате»: если вдруг заболел учитель – на замену, ученики сбежали с уроков – вылавливали где-нибудь в закоулках, если перемена – бежали успокаивать ошалевшую детвору. А еще было такое:  мы с дядей утром вместе приходили на работу, а через минуту он вызывал к себе и заявлял мне: «С сегодняшнего дня в течении месяца ты будешь заменять такого-то учителя начального класса. Я ее отпустил погостить к родителям. А тебе будет хорошая практика!». Вот те на!

Но обсуждать приказы я не привыкла. Иду молча в класс, а там – бедлам! Дети носятся как угорелые, вопят, дерутся. Кое-как разбираешь эту кучу-мала, пытаешься выяснить что задавали-то? Потом начинаешь на ходу выдумывать какие-то обучающие игры, чтобы хоть как-то собрать их и, наконец, настроить на урок.

Вечером дома, чуть не плача, укоряла дядю: «Ну, Вы бы хоть накануне предупредили. Я бы подготовилась к уроку, написала бы план, взяла бы учебники...». Даукен ага в ответ мне раскатисто смеялся и поучал: «Видишь ли, Гулинька, не всегда получается жить по плану. Если хочешь кем-то стать в этой жизни, ты должна быть готова ко всему! Чтобы быть учителем ты должна не только знать свой предмет, а еще быть артисткой – рассказывай, пой, танцуй, но в течении 45 минут все эти 30 человек должны заглядывать тебе в рот, все их внимание должно быть притянуто к тебе. Лучший учитель – это учитель-импровизиратор! И при этом ты должна за урок хоть чему-то новому, хорошему, правильному научить их. За каждый урок! Урок в котором ученик не узнал ничего нового, не научился ничему полезному – пустой. Один такой пустой урок и все! – на следующий ты детей уже не соберешь». Поначалу я дулась, обижалась. «Ну, ничего, ничего, у тебя все получится», – подбадривал меня мудрый и опытный человек.

За тот год мне довелось вести все предметы, кроме астрономии, НВП и английского. Астрономия почему-то вообще не велась, английским я не владела (в школе изучала немецкий), а учитель НВП  всегда был на месте. Благо знания только после школы были «свежими», да и  училась в свое время на «отлично».

Этот год был ознаменован не только беспрецедентным педагогическим практикумом, но и бесценным опытом общения с людьми. Практически каждый день этого года запомнился мне на всю жизнь и дал мощный старт в будущее. Любовь и ненависть, страх и боль, вера и зависть, подлость и преданность, отчаяние и разочарование, вкус победы и торжество справедливости – как много свалилось тогда на мою голову! А мне всего-то было 18 лет...

Но учебный год закончился, а я летом поступила в ВУЗ и уехала в город.
Столько воды утекло за это время, но так свежи еще воспоминания! Перебирая в памяти всех, кого я встретила на своем пути, снова и снова возвращаюсь в этот солнечный день 15 сентября, когда добрый человек, с ласковыми глазами распахнул передо мной двери в большую жизнь и сказал: «Айналайын, кош келдін!» (айналайын - ласковое обращение к младшим).

Все эти годы жизнь меня кидала из стороны в сторону и до сих пор преподносит свои сюрпризы: хорошие и не очень. Импровизировать приходилось буквально на каждом шагу. Были взлеты и падения, горе потери близких и счастье рождения детей, самые настоящие экстремальные ситуации и редкие минуты умиротворения. Каждый день я старалась научиться хоть чему-то хорошему, правильному, полезному. Научиться самой и обязательно научить кого-то другого. Ведь я – учитель!

Хочется верить, что ни один день не был прожит впустую, что все уроки жизни были правильно усвоены. Меня так воспитали, меня так научили еще в самом начале пути. Сколько еще предстоит? Поживем – увидим. Так в добрый час!

г. Алматы, апрель 2010 г.