Ах, война, что ж ты, подлая сделала...

Ладо Булах
           РАССКАЗ  ПЕРВЫЙ


Дорогой читатель,что для тебя значит День Великой Победы?! Победы ,добытой страшной ценой,Победы, сломившей хребет нацизму и фашизму,Победы к которой наши деды и прадеды шли долгих 1418 тяжелых,страшных и кровавых дней...И мы все,живущие ныне, в неоплатном долгу перед ними,теми кто грудью встал на защиту родной земли,нашей Родины! Низкий поклон всем ныне живущим,вечная и светлая память отдавшим свои жизни во имя Родины,во имя мира на земле...

Увы,сегодня чума нацизма и фашизма ,чей хребет сломили наши деды и прадеды снова осмелилась поднять голову,всё дальше от нас победный май 1945-го,и новые поколения не знают совсем либо знают свосем немного от той войне,войне,память о которой должна жить в веках! Мы должны новым поколениям рассказывать о великом подвиге дедов и прадедов наших,стоявших насмерть во имя жизни!...

И вот я случайно обнаружил старую тетрадь,на которой почерком моего деда,Степана Фёдоровича было написано:

"Сашко,внучек мой дорогой! Всегда помни,кто ты,кем был твой дед,я что знал,рассказал тебе! А ты,как придёт время,расскажи это людям! Нельзя допустить,чтобы люди забыли ту проклятую войну! Никак нельзя!   
       
          Твой любящий дедушка,Степан Фёдорович

                9 мая 1985 года "

Я не смог сдержать слёз. Ведь я думал что безвозвратно потерял эту тетрадь, в синей обложке,обычную общую тетрадь,но в ней были воспоминания моего деда,которого к тому времени уже не было в живых...Как оказалось тетрадь я случайно забыл у своей бабушки,Татьяны Ивановны,когда ездил с отцом на годовщину смерти любимого дедушки. Бабушка бережно сохранила тетрадь,а потом при оказии прислала её по почте. Я не забуду слёзы своего отца,когда он узнал почерк деда,своего батька,как называют отца у нас ,на Украине. Внутри тетради лежали исписанные бабушкиным почерком листки вырванные из школьных тетрадок. Бабушка сама написала всё что помнила ,что пережила,эти записи вместе с содержимым страниц тетради и стали основой повести в рассказах "Детство опалённое войной". Итак.....

        Перемышль,20 июня 1941 года.

.....Степан,ты со своими ребята ухо держи востро,гляди в оба а зри в три! Видиш,фрицы затевают что-то! Чует моё сердце ,опять провокация будет! -сказал мне комполка Мордовченко,высокий,статный полковник с ордненом Ленина за Халхингол.

-Вижу,товарищ полковник! Мы тут ночью реконогсцировку провели,укрепили рубеж,и с моста глаз не спускаем! -ответил я.

-Молодец,Степан! Так держать! В случае чего,немедля докладывай и действуй по обстановке! Всё ясно?-сказал Мордовченко.

-Так точно,товарищ полковник,всё ясно!-отчеканил я.

-Вот и хорошо,капитан Черницын! Ну,с Богом,друже!-сказал полковник Мордовченко.

С Георгием Алексеевичем Мордовченко мы прошли что называется огонь,воду и медные трубы,я после окончания артиллерийского учиища попал к нему в полк,на должность командира орудия,а потом был Халхингол и боевое крещение. Я заменил погибшего командира второй батареи ,и так и остался ею командовать,службу дальше несли под Киевом,а в сентябре 1939 была Польша,после подписания 28 сентября 1939 года между СССР и Германией  Договора о дружбе и границах,мы оказались на новой границе,в том самом городке Перемышль,тогда разделённом на две части,западная была под немцами и называлась Пшемысль,а восточная -нашей,и называлась Перемышль,граница по реке аккурат проходила. Сейчас город полностью принадлежит Польше. А тогда....

....Вечер спустился на город,мы усилили бдительность. И вот на рассвете уже 21 июня через реку переплыл поляк и увидев меня,а его мои бойцы как раз и привели ко мне,было около пяти утра,поляк сразу выпалил:

-Пане офицер! Пане офицер! Немцы нападут завтра рано на свитанку! Буде война! Война буде,пане офицер!-.

-Точно знаешь! Звидкы(откуда)?-спросил я.

-О,пане офицер,я и цимборы(друзья) мои бачыли як таки сунуть(движутся) сюды! Багато! Я розумем нимецьку(понимаю немецкий) ,пане офицер,тому чув як немцы казали цо завтра рано буде война! Цо завтра они пойдуть сюды! -ответил поляк.

-Зрозумем(понял! Як звуть тебе,друже?-сказал я.

-Янек,Янек Цымлянски,пане офицер! -ответил поляк.

-Дзенькую тоби бардзо,Янеку(премного благодарю тебя Янек)! Васьков,отведи его к комполка! Живо! -сказал я.

Долговязый Васьков увел Янека,а я распорядился усилить бдительность. Вскоре позвонил Мордовченко:

-Степан,вот тебе приказ,сколько будет возможным не подавайся на провокации! Слышишь! Я распорядился чтоб вам ещё боеприасов подвезли,от греха подальше! И вот что,если что,держись,друже! Держись! Связь опять оборвалась со Львовом,будь она неладна! Связь по рации,или через гонцов,понял? -.

-Так точно,товарищ полковник! Всё понял!-.

-Действуй ,друже!-ответил полковник.

Мы положили трубки. Весь день мы наблюдали как на том берегу всё больше и больше становилось немцев и их техники. Мы были начеку. Спустилась ночь,ночь на 22 июня 1941 года ....

.....Мы слышали немецкую речь,слышали рев двигателей танков,и вдруг в небе послышался гул. Я взглягул на часы,фосфорические стрелки показывали 3:30 утра. В небе были самолёты,целая армада немецких самолётов,они шли бомбить мирные города...Гнев переполнял нас,но перед нами был враг,и через полчаса ударила артиллерия,и начался кромешный ад. Мы открыли ответный огонь ,мои пушкари подбили несколько танков,на мосту остались лежать трупы немцев. Они залегли. Артиллерийская канонада не прекращалась. Мы держались,держались намертво вцепившись в землю. К обеду атаки немцев захлебнулись,и мы пошли в контр атаку,проскочили мост и стали громить врага уже в Пшемысле. Мои пушкари метким огнём разили огневые точки и технику немцев. Вскоре меня по рации вызвал Мордовченко:

-Степан! Черницын! Назад! Отходи! Мы готовим мост к взрвыву! Отходи!-.

-Есть отходить ,товарищ полковник,мы ещё с полчасика этих гадов по шеям поколотим,а сапёр пусть минируют мост,а как мы проскочим пусть подрывают!-передал я.

-Добро,капитан! Действуй!-ответил полковник.

-Слушаюсь,товарищ полковник!-ответил я.

Полчаса мы дрались у рыночной площади Пшемысля и когда немцы выдохлись,цепочкой ушли к мосту,и едва перемахнули через него ,мост взлетел на воздух!

-Вот  что,капитан! Не как командир,как человек и друг прошу,беги на батарею! Продержитесь любой ценой сколько сможете! Слышишь?! Любой ценой! Красная ракета-сигнал к отходу! Понял?! Без сигнала-ни шагу назад! Трусов  и паникёров расстреливай на месте! -.

-Есть,товарищ полковник! Будем стоять насмерть!-отчеканил я.

-Действуй,капитан! Действуй друже! -сказал полковник  и уехал.

-Батарея,к бою! Дитятько,снаряд! -скомандовал я примчавшись на батарею и прильнул к прицелу первого орудия,заменив убитого наводчика.

-Урааааа! Командир с нами! Ураааааааааа! Живём!-закричали бойцы.

-Есть снаряд,товарышу капитан! Гляньте куды та курва лезет,га? У тыл зайти хочет,бисове отродье!-сказал мой ординарец старшина Дитятько.

-Вижу,сейчас поджарим тую стерву!-сцепив зубы ответил я, навел прицел на уродливую стальную коробку с крестом и выстрелил. Прямое в борт. Прошил насквозь. Танк застыл на месте и смрадно задымил.

-Горыть,курва!-крикнул востороженно Дитятько.

Батерейцы дружным и метким огнём поджигали один танк за другим,стрелковый батальон косил атакующих немцев тоже дружно и метко. Но боеприпасы таяли,наступила ночь. Все были измучены до нельзя,и вдруг Дитятько доложил:

-Товарышу капитан,дозвольте доложить, тут учительница и с нею тридцать пять диток семи,восьми,девяти годков. Немцы обоз разбомбили,от они и пришли к нам. -.

-Что? Дети?! Накормите их,слышите! -сказал я.

-Так уже покормили ,товарышу капитан! Учительница с вами говорить хочет! -сказал Дитятько.

-Добре! Внимание ,батарея,слушай приказ! Собрать все имеющиеся в наличие боеприпасы,орудия что целые заберём с собой,машины две есть,да подвод пяток,живём! Будем пробиваться к своим! Здесь мы сделали что могли! У нас здесь дети,и мы должны их спасти! Должны,иначе грош нам цена в самый базарный день! -сказал я.

-Есть,командир! Умрём,но детей спасём! -отозвались бойцы как один.

-Добро,други мои! Выполняйте приказ!-ответил я.

-Есть,командир!-ответили дружно бойцы.

Я пошел в блиндаж,служивший штабом. Там сидели тридцать пять ребятишек примерно восьми лет на вид и с ними юная учительница,Люба Божко,маленькая,почти девчонка ещё,в сравнении с ребятами ни дать ни взять старшая сестрёнка.

-Дядя Стёпа!-подбежал ко мне шустрый Алёша Бондаренко,сын командира первой батереи  и моего друга Андрея Бондаренко.

-Ураааааааааааа! Товарищ командир!-хором выпалили ребята.

-Товарищ капитан! Степан Фёдорович! Это мой второй "А"! Я с ними в хвосте обоза была,а тут немецкие самолёты налетели и давай бомбить! Мы в овражек, в кусты скатились шо те груши с дерева,а "мессеры" настоящую охоту устроили на людей,сволочи! Гонялись и расстреливали,не щадили ни стариков,ни женщин,ни детей! Один из моих мальчишек пропал,Максимка Савцов...Вот...мы отсиделись с ребятами в овраге...вылезли,а кругом всё горит,все убиты...Ребят многих стошнило даже... А потом мы подводу целую нашли,и лошадь,кое-что из продуктов нашли,сухари,тушенку,сахар,два мешка картошки..Погрузили на подводу,потом медикаменты ребята нашли...одежду ...тоже на подводу сложили и пошли...оврагом,по дороге опасно,самолёты немецкие шныряют,где движение увидят,бомбят и стреляют...А тут я старшину Дитятько увидала и поняла что свои..-сказала не пряча слёз Люба.

-Дядя Стёпа,спасите нас! Пожалуйста! Мы чуть со страху не померли когда немцы обоз разбомбили и расстреливать всех стали...Многие уписались со страху...Мы одёжки нашли...В речке выкупались и переоделись...Шоб нас поменьше видать было...а то белое...или цветное,яркое за три версты видать...Помните как вы нас учили...Ну вот мы  и  сделали так...Спасите нас! Пожалуйста! -хором  наперебой выпалили ребята.

-Люба,ребятки...Господи...Ах война...Что ж ты сделала,подлая...Вот что,поешьте и отдыхайте,а на рассвете уходим отсюда! -сказал я.

-Командир,радиограмма от Бондаренко!

"Веду бой..Веду бой...Немцы хотят обойти...Умрём,но не отступим...Дети ...спасите детей...Уходите ,я и комбат-один Данько вас прикроем...Уходите...Степан,друже...Сбереги Алёшку...Сбереги его...Воспитай его Человеком...Прощайте,други...."-тревожно сказала радистка Кира Ванина.

-Кира,передай Бондаренко:

-Стоять насмерть,други! Мы отомстим гадам за вас! Продержитесь пять часов! Любой ценой! Любой ценой! Андрей,Лёшка и его класс со мной,жизни не пожалею,но детей спасу...Прощайте ,други...-сказал я.

-Папка...родненький...-заплакал Лёша.

-Тише,малыш,тише! Мы отомстим за твоего папку! Слышишь?! Мы отомстим гадам за нашу погуганную землю,ребятки!-сказал я.

-Командир,радиограмма от полковника Мородовченко.

"Капитану Черницыну. Вражеские танки прорвались в тыл. Командование готовит контрудар в районе Луцк-Дубно-Броды,с расчётом разгромить вражескую группировку и 24 июня выйти в район Люблина,в Польше. Приказываю на рассвете уходить в направлении Самбор-Львов -Броды-Радзивилов -Дубно. Далее Новоград-Волынский -Житомир-Фастов-Васильков -Киев. Мне доложил капитан Бондаренко о детях в вашем расположении. За них отвечаете головой! Действуйте сообразно обстановке,капитан.Берегите детей! Удачи! Мордовченко." -сказала и прочитала Кира.

-Кира,передай Мордовченко:

-Товарищ полковник,жизни не пожалею,но детей спасу! Доверие ваше оправдаю! Черницын.-сказал я и крикнул Дитятько:

-Петро,капитана Ефимова ко мне! Живо!-.

Высокий красавец комбат-один Сергей Ефимов не заставил себя долго ждать. Я рассказал ему о радиограмме полковника Мордовченко и далее сказал:

-Сергей,мы пойдём иным маршрутом! Во-первых у нас дети,во -вторых,немцы тоже не дремлют и радиограмму могли перехватить,можно даже сказать что наверняка перехватили! И в третьих,нужен отвлекающий маневр,Серёжа! Пусть кто -то из твоих орлов проберётся куды подальше от нас и выпустит красную ракету. Кира,передай шифрограмму Бондаренко,как увидят красную ракету,значит мы ушли,и пусть действует сообразно ситуации,но сколько возможно будет он должен продержаться! Это дас нам возможность уйти подальше отсюда. -.

-Слушаюсь,товарищ капитан! -отчеканила Кира и принялась за дело.

-Твоя правда,дружище! И танки немецкие и самолёты рыскают по всюду как у себя дома! Соображаешь,о чём я? Так что будем действовать сообразно ситуации,дружище! А красную ракету мои орлы организуют запросто! Когда выступаем?-сказал Сергей.

-В пять утра,друже! В шесть-шесть тридцать должна появиться красная ракета! Ну,с Богом друже!-сказал я.

-Понял,друже! Я организую ещё и разведку от греха подальше,шоб не попасть в лапы фрицев!-сказал Сергей.

-От это правильно! Действуй,друже! -сказал я.

На рассвете 23 июня наш обоз ушел на Самбор,красная ракета сработала в шесть -тридцать ,мы уже были далеко. В Самборе покормили детей,сами подкрепились и двинулись на Львов,а оттуда на Радзивиллов и далее в Дубно,где и попали в кромешный ад. Там наши танки насмерть схлестнулись с немецкими,но увы,численное превосходство, три с лишним тысячи наших танков против семисот с лишним немецких,не позволило в силу ряда обсоятельств остановить немецкие танки,у нас танки были разбросаны хаотично,это были КВ,БТ,Т-26,Т-34. "Тридцатьчетвёрок"было мало. остальные танки дрались как могли,но нехватка горючего и боеприпасов сыграла свою роль. Там мы помогли нашей пехоте отбить бешеные атаки немцев,это был один кровавый и страшный бой с 23 по 30 июня 1941 года. Именно эта танковая битва,незаслуженно забытая,и есть самая большая танковая битва в истории войн. Именно она....З0 июня мы двинулись на Изяслав,потом Шепетовку,рассчитывая далее двигаться в направлении Житомир -Коростышев-Ирпень-Киев.Чутьё меня не обмануло,немцы перехватили радиограмму полковника Мордовченко ,и на нас началась настоящая охота. Шли мы лесами и оврагами,но после мясорубки под Дубно,страх как рукой сняло! У всех! Я знал эти места,здесь родился и вырос,поэтому вел обоз уверенно,но предельно осторожно. Под Шепетовкой мы остановились у лесника,деда Мусия Крипака ,он жил с тринадцатилетней внучкой Софийкой....

Лес под Шепетовкой,2 июля 1941 года.

-Здоровэньки булы ,диду Мусий! -.

-О,здоров був,Степан! Видкиля ж ты тут узявся?-.

-Из-под Дубно,диду! -.

-От те на! Кажут люды там соколыкив наших багато полягло..-.

-Правду люди кажут,диду...Наших там багато полягло....-.

-От война клята...Що ж це робыться? От мало тых нимцив у ту войну побылы? Чого ж воны снова до нас поперлись? Га?! -.

-Ой не пытайтэ,диду! Наверно немцы мало тогда по шеям получили,раз до нас опять сунулись! -.

-А диткы откуда? Кто они?-.

-Наши,диду,диткы! Наши! Диты командиров,красноармейцев. От спасти мне их поручили. Из-под Дубно еле вырвались! -.

-От бида.... Софийка,внученька,баньку затопи,вечерю зготовь! От шо,диткы,зараз мы вас пострижём,покормим,и переоденем! Если шо,кажить шо у вас тиф чи ТБЦ,туберкулёз,значится,я вас научу як болячки соби робыть,понятно? Тоди вас ни один нимчура не тронет! Ци бисови диты болячок всяких як чёрт ладана боятся! С той войны их ,гаспыдив,знаю!

-Спасибо,диду! Так будет лучше! Волосы и одежду в печку! От греха подальше! -хором наперебой ответили дети.

-От молодцы! Сразу видно,наши! От займёмся делом пока что!-улыбнулся  дед Мусий.

Закипела работа и вскоре дети,стриженые,вымытые и переодетые уплетали вкусную кашу. Тут в хату осторожно постучали. Софийка,тоже уже остриженная и переодетая отворила.

-О,Софийка! Ого,тебя от хлопчика не отличишь! Слухай,у вас красный командир? Дело есть!-раздался мальчишеский голос.

-Тихо,Валёк! Заходь! Швыдче!-ответила Софийка.

-Товарышу командир,ось...Это Валя,друг мой...пионер...Он трошки младше меня,на два года с гачком,но дюже смелый и отчаянный!-сказала Софийка.

С нею в горницу вошел сероглазый,вихрастый мальчишка,лет одиннадцати,в серых штанах,рубашке,картузе и стоптаных туфлях.

-Товарищ командир! Немцы! Идут там,за речкой! У речки два танка,ходу у них нету,но стрелять могут,и горстка бойцов-сапёров. Они мины ставят,благо этого добра цельная машина! Ваши бы пушки туда ещё! А то на станции эшелоны грузятся,надо задержать немцев!-выпалил он.

-Тааак....Ефимов,остаёшся за старшего! Диткы,доедайте и уходите все отсюда! В лес! Серёжа,Кира,диду,Софийка,действуйте! С вами останутся несколько бойцов. Дитятько,Селиванов,Датошвили,Мустафаев,  Ибрагимов,Дыханько,Сацкевич,Мирзоллаев со мной! Пошли,Валёк!-скомандовал я и добавил:

-Серёжа,ждите нас у лесной развилки до 24:00! Если нас не будет -уходите! Мы вас догоним,если живы будем...-.

-Дядя Стёпа,миленький,возвращайтесь поскорее! -хором ,всхлипывыя ,выпалили дети.

-Мы вернёмся...обязательно! Слушайтесь дядю Серёжу,Киру,дида Мусия и Софийку! -ласково ответил я.

Мы вышли из хаты и направились к речке Горынь,Валёк вёл нас известными ему одному тропинками. Спустя полчаса мы оказались у моста. Там были врыты в землю две "тридцатьчетвёрки" и невдалеке сидела горстка бойцов,человек двадцать. Танкист в форме лейтенанта вскочил,взял под козырёк и отчеканил:

-Товарищ капитан! Бойцы отдыхают! Готовимся задержать противника! Командир танкового взвода лейтенат Машин!-.

-Вольно,лейтенант! Кто тут у тебя есть?-сказал я .

Вот ,товарищ капитан,мой экипаж,и экипаж младшего лейтенанта Морозова. Мы лишились хода,горючка тю-тю! Хорошо ,хватило установить танки в отрытые окопы,чтоб замаскировать! Поработаем артиллеристами,благо снарядами разжились,полуторку брошенную нашли,а в ней снарядов немного. Нас с Урала не так давно перебросили сюда,с обстановкой только знакомиться начали,а тут такое...Связи никакой,не разбери поймёшь где кто,что делается! Мы пока горючка была причесали немцев знатно,а тут горючке и конец. Вот ещё сапёров надыбали да машину с минами,старшина Михонин у них за старшего.-сказал лейтенант Антон Машин,красавец парень из Рязани.

-Товарищ капитан,разрешите обратиться!-подошел ко мне старшина Михонин.

-Обращайтесь,старшина!-ответил я.

-Товарищ капитан,мы уж думали того,кого по званию пстарше нету! Мы ,я и побратимы мои,всё что от полка нашего осталось...Со мной аккурат шестнадцать душ...Вот танкистов встретили туточки.С ними нас двадцать четыре. А тут Валёк грит,мол,недалече командир красный остановился! Ну и мы послали за вами. Мы ,Вальку спасибочки,показал что где,фланги минами прикрыли ,ну чтоб немцы нам того ,по задницам не шандарахнули,а вот мосток надобы заминировать,мы уж и смекнули как. В центре мину заложить,да с караёв обеих,и как гады на мост въедут-шандарахнуть! Туточки мы тож мин понаставили! Пущай фрицы попробуют сунуться! -окая сказал старшина,рослый и крепкий как дуб.

-Добро,старшина! Сделаем вот что,мину заложите по центру моста,и побольше,позиции наши тоже заминировать! Сделаем так: как только немцы въедут на мост,мы из пушек подожжём головную и замыкающую машину,танкисты отвлекут внимание немцев на себя,а вы подорвёте мост. Расстреливаем снаряды,подрываем здесь всё к едрени фене и уходим! Валёк,у тебя друзья башковитые есть? Надо на станцию сбегать,предупредить чтоб уходили,всё что можно взорвать,пусть взрывают! И ещё надо нас провести немного лесом!-скомандовал я.

-Слушаюсь,товарищ капитан! У меня друзья ого-го! Всё сделаем! -ответил Валёк.

-Молодец,Валёк! Дуй! -скомандовал я.

-Есть,товарищ капитан!-ответил мальчишка и его как ветром сдуло .

-Немцы!-кринкнул старшина Дитятько.

-К бою,други! Саперы,бегом на мост! -скомандовал я.

В бинокль я увидел мотоциклистов,за ними машины с пехотой,штабную машину и десятка два танка!

-Сержант Датошвили! Вано! Стрелять по моей команде! Снарядов у нас как кот наплакал,но,все до единого в цель,друже! Стоять насмерть,товарищи! -приказал я.

-Есть командир! Умрём вместе с тобой!-дружно ответили бойцы.

-Камандыр,ми землю нашу от этай нэчисти защищаем! Дэтей,жён,матерей своих! Ми все за тебя в агонь и в воду! Всэ снаряды в цель! Не будь я Вано Датошвили!-сказал сержант Вано Датошвили.

Я знал что Вано как и все мы жизни не пожалеет лишь бы выстоять,лишь бы победить....Вот колонна танков вражеских въехала на мост.

-Огонь!-скомандовал я.

Грохнули две пушки разом. Головная и замыкающая машины загорелись. Танкисты добавили ещё от себя и принялись метко расстреливать врага. Грохнул страшной силы взрыв,мост взлетел на воздух вместе с вражескими танками.

-Молодец,Михонин!-крикнул я.

Бой разгорелся. Немцы попробовали было вброд форсировать реку,куда там,минные поля сработали на славу! Танкисты били метко,то машина загорится ,то танк,наши две семидесятишестимиллиметровые пушки тоже громилили врага. Вано Датошвили буквально сросся со своим орудием,наводил и стрелял,сапёры и мои бойцы подносили снаряды.

-Товарышу капитан,гляньте,он ще лизуть,бисови диты!-сказал старшина Дитятько.

-Вижу,Петро! Беприпасы у нас на исходе! Надо уходить,дети ждут! -сказал я.

Издалека донёсся мощный взрыв. То рвали наши всё что можно,чтоб не досталось немцам. Ай,молодцы! Успели! Успели! Пушки умолкли,танки тоже. Закончились снаряды. Мы подорвали всё и ушли. Погибли девять человек,пятеро сапёров,один танкист и трое моих-сержант Анвар Ибрагимов,младший сержант Владимир Сацкевич и ефрейтор Али-Султан Мирзоллаев...Мы покидали легендарную Шепетовку,о которой писал Николай Островский в романе "Как закалялась сталь", мы уходили,веря,свято веря что вернёмся и очистим родную землю от захватчиков. В лесу,у лесной развилки мы встретились с нашим обозом. Нас провёл сероглазый Валёк. Честный ,смелый и отважный.

-Товарищ капитан,я пиду с вами! Мий батько-красный командир,танкист-капитан,мне никак не можна туточки оставаться,если немцы узнают чья я дочь...-сказала Софийка.

-Иды,дытынко! Иды! Я старый уже! Мне умирать не страшно! И помни всегда ,внученька,чья ты дочь! Помни,риднэсэнька моя! Иды с Богом! А за меня не бойся,если умру,то с честью,як батько червоного командира! А вы,соколы,берегите диток,быйте бисовых отых дитэй! Шоб земля наша в ных пид ногами горила! Цэ мий вам батькивськый наказ! -сказал дед Мусий.

-Возвращайтесь поскорее ,товарищ капитан,товарищи! -сказал Валёк.

Мы уходили ,уходили чтобы осенью 43-го вернуться и очистить родную землю от врага. Сколько же нам предстояло пережить. Алёшка Бондаренко и его подружка Олеся Чумак,сбегут и останутся с нами,в партизанском отряде "За Родину!" партизанского соединения легендарного Сидора Артёмовича Ковпака. Именно там станет отважной разведчицей и комсомолкой Софийка Крипак,вместе с Алёшкой и Олесей они будут наводить ужас на врага. Софийка узнает как её отца,Героя Советского Союза,капитана Антона Крипака,тяжело раненого, захватят немцы и зверски замучат в застенках гестапо. Софийка узнает как каратели зверски убили её маму,партизанскую связную Марию Крипак,и её сестрёнок семилетнюю Настю и пятилентюю Аню,и десятилетнего братика Мишу. Своими глазами увидим мы страшую гибель от рук гитлеровских палачей и их приспешников,или посипак ,как у нас говорят на Украине,её деда,старого большевика Мусия Карповича Крипака,которого озверевшие эсэсовцы распяли на кресте,облили бензином и подожгли...Софийка будет мстить,она будет подрывать мосты,склады,пускать подоткос поезда,уничтожать фашистов и их посипак беспощадно. Её имя будет наводить ужас на захватчиков,за её голову гауляйтер Украины Эрих Кох назначит награду в двести тысяч рейхсмарок, но отважная партизанка дойдёт до Берлина как и Алёшка с Олесей. Сероглазый Валёк,который тепло распрощался с нами тогда,стал кошмарным сном оккупантов. Именно он с друзьями нашел и вывел из строя прямой кабель связи с Берлином,и почти месяц фашисты не могли найти место обрыва. Именно он противотанковой гранатой разнёс на куски местного гебиткомиссара вместе с машиной. Отважный юный партизан погиб,освобождая родную Шепетовку осенью 43-го...Тогда я и мои побратимы боевые этого не знали...Мы уходили чтобы вернуться... Я и подумать не мог тогда,что спустя много лет,мы с тобой,мой дорогой внучек Сашко,будем стоять в Шепетовке на могиле того самого сероглазого мальчишки,чьё имя стало легендой,и которое носит пионерская дружина,одиним из руководителей которой есть ты,Сашко. Сероглазого мальчишку того звали Валя Котик... Тогда ничего этого никто из нас не знал..Мы уходили чтобы спасти ввереных нам детей....Детей,чьё детство опалила та война....