Подарок судьбы

Лариса Татаурова
Памяти Олега Янковского

В детстве все девчонки собирали фото актёров, мы бегали в киоск"Союзпечать" и рассматривали в витринах красивые одухотворённые лица любимых актёров советского и зарубежного кино.               

Однажды мне посчастливилось купить фото Элизабет Тэйлор! Для меня она была не только величественной Царицей Клеопатрой, но и ореолом женской красоты, Иконой стиля! Когда я оставалась дома одна, я доставала мамины туфли на высоких каблуках, одевала её самое дорогое платье (тёмно-синее из натурального шёлка с листьями и гроздьями бархатного винограда), закалывали длинные, густые волосы в причёску "А-ля ЛИЗ" и крутилась перед зеркалом...               

А из мужчин любимым актёром был молодой красавец-блондин  с нордической внешностью и ироничной улыбкой - Олег Янковский! Его чёрно-белое фото всегда лежало в качестве закладки в книге, которую я читала.               
               
Спустя много лет в Ленинграде(тогда ещё Ленинграде) я увидела афишу - "Творческий вечер с Олегом Янковским", с афиши смотрел мой любимый актёр с его обаятельным прищуром глаз и улыбкой-усмешкой!               

Подруга по "общаге" не разделяла мой интерес к творчеству Янковского и я пошла на встречу одна. Билет мне достался в первом ряду, я широко открытыми глазами смотрела на моего кумира! В нём нравилось всё - худощавая фигура, волнистые тёмно-русые волосы, глаза, завораживающий голос и, конечно, же его чисто Янковская улыбка! Софиты ярко светили  прямо в глаза, и мне казалось, что он поймал мой восторженный взгляд и улыбнулся, улыбнулся той самой улыбкой с чёрно-белого фото !            
               
Выйдя из театра на Невском, я стояла на автобусной остановке. Был март, тихо падал пушистый снег. Атмосфера и погода были невероятно сказочными, возвращаться в каменный каземат Петровских времён - общежитие на Васильевском острове совсем не хотелось...               

Вдруг, за спиной, я услышала знакомый бархатистый голос: "Девушка, Вам куда? Может быть пройдёмся !"- это был он! Мой кумир отечественного кинематографа Олег Янковский! Всё ещё не веря своим глазам, я утвердительно закивала, боясь спугнуть это наваждение! Снежинки, кружась и сверкая в свете Питерских фонарей, медленно таяли на его волнистых волосах. Видя моё замешательство, он предупредительно согнул руку в локте и подал мне, даже сквозь перчатки я ощущала ворсистость его длинного кашемирового пальто.               
               
Мы шли не спеша по Невскому в сторону набережной Невы, погода и мягкий снежок располагали к поэзии. Он читал невероятно умные, со смыслом строки из Мандельштама и Бродского...               

"От неизбежного твоя печаль...               
И пальцы рук не остывающие,               
И тихий звук неунывающих речей,               
И даль твоих очей..."               
(Осип Мандельштам"Нежнее нежного").               

Мне нравилась стилистика его речевого поведения:" А помните..." ,- и,не дожидаясь ответа,начинал читать строки его любимых поэтов! Я как провинциальная дурочка, потеряв дар речи, мучительно старалась вспомнить что-либо из высокой литературы, но кроме заученных стишков из раннего Гёте или Гейне,  мне ничего не приходило на ум. Оказывается я потеряла не только дар речи, но и память. И в этом амнезийно-эйфорийном состоянии я шла, улыбаясь и слушая умные стихи...               

"Вот книжный магазин,               
Но не богат,               
Любовью,               
путешествием,               
стихами,               
и на балконах               
звякают бокалы,               
И занавески               
тихо шелестят..."               
(Иосиф Бродский,"Гость").               

Фактор времени для меня просто перестал существовать, я не думала о том, что общагу могут закрыть в одиннадцать. Всё это было так обыденно и скучно где-то там, в другом измерении... А здесь был снег, он и его чарующий, умиротворённый голос...               

Мы шли по свежему, тающему снежку. Он не был любопытен, не расспрашивал - кто я, откуда? Да это было и ни к чему. Просто был прекрасный, тихий мартовский вечер. И просто нам, наверное, было по пути или ему великому, известному, талантливому актёру в тот вечер было немного одиноко...            
               
Очнулась я уже в общаге, тихонько юркнув под одеяло, чуть озябшая, но неимоверно счастливая! Подруга сквозь сон пробурчала: "Ты где бродила-то так долго?!"Милая моя Наташка,если бы ты знала где и с кем я бродила..." И уже засыпая, мне вдруг вернулась память и как из рога изобилия полились стихи моей любимой Цветаевой

"Вот опять окно,               
Где опять не спят.               
Может пьют вино,               
Может так сидят.               
Или просто рук               
Не разнимут двое.               
В каждом доме,друг,               
Есть окно такое.               
Крик разлук и встреч               
Ты,окно в ночи!               
Может сотня свеч,               
Может две свечи...(М,Цветаева).               

Ну где ты,память, была раньше, когда я хотела ему тоже что-нибудь в этот замечательный вечер прочесть! А стихи словно наваждение лились и лились из моей уже засыпающей памяти:             

"Никто ничего не отнял               
Мне сладостно,что мы врозь,               
Целую Вас через сотни,               
Разъединяющих вёрст!               
Я знаю,нам дар-не равен,               
Мой голос впервые тих,               
Что Вам,дорогой Янковский(молодой Державин в ориг.)               
Мой невоспитанный стих!               
Нежней и бесповоротней,               
Никто не глядел Вам в след...               
Целую Вас-через сотни               
Разъединяющих лет...               

(М.Цветаева,Никто ничего не отнял...)