Праздничные заботы на авиахимработах

Андрей Бернулли
Сезон весенних полевых авиационных химических работ был в самом разгаре.
 
После всенародного празднования Дня международной солидарности трудящихся, каковым являлся до некоторых пор день первое мая, экипаж маленького трудяги-вертолета Ка-26 в ускоренном и почти что авральном режиме вносил на совхозные луга минеральные удобрения – аммиачную селитру. Подкормка трав этими взрывоопасными при определенных условиях удобрениями  была одной из разновидностей авиахимработ в интересах сельскохозпредприятий страны.

Весна в тот год стояла ранняя, и поэтому совхозные руководители-аграрии  были очень заинтересованы в том, чтобы удобрения вносились в нужные места в нужное время, то есть - в наивыгоднейшие агротехнические сроки.А «химический» вертолетик на весь регион был всего один, и поэтому «пахал» он на ниве, вернее – на нивах совхозных, «как папа Карло», без выходных и проходных. К примеру, сточасовые регламентные работы и те выполнялись авиатехниками в прямом смысле слова в полевых условиях, а не на базовом аэродроме. 

В связи с этим праздничный день 9 Мая 198… какого-то лохматого года выдался для химических авиаторов или авиационных химиков обычным рабочим днем. И в этот день  с учетом всех многочисленных взлетов и посадок, загрузок удобрений, заправок топливом надо было достойно отработать с восьми часов утра и примерно до восьми вечера. Благо, что на помощь командиру вертолета  прилетел  на оперативную точку еще и командир вертолетного звена для организации сменных полетов в течение всего светового дня.

Авиатехник вертолета Федор и его помощник моторист Саня такой напряженной работе были  только рады – им ограничения по санитарной норме налета часов не грозили, оплата за налет часов шла им от обоих пилотов. А что касается поддержания матчасти, то есть  вертолета, в исправном состоянии, то тут они делали все от них зависящее, чтобы не допустить ни малейшего технического сбоя, чреватого простоем техники. 

Но кроме контроля за  техническим состоянием «Кашки», на техниках лежал еще и  весь груз ответственности за  организацию  наземного обеспечения процесса работы вертолета. А это и его заправка  топливом и маслом, и  обеспечение безопасной загрузки  удобрениями, и контроль за работой грузчиков, которые ну просто  с маниакальной настойчивостью, несмотря ни на какие инструктажи, практически в каждый рабочий день стремились получить далеко не безобидной стеклопластиковой лопастью несущего винта по «кумпалу», то бишь - по голове.

А тут еще и работа в праздничный день…
Понятно, что в великий и святой для всего советского народа Праздник Победы 9 Мая находящиеся на авиахимработах не худшие  представители этого народа обойтись без определенных возлияний и праздничных здравиц, естественно, не могли. И пилоты, и технари готовы были без излишнего фанатизма пригубить по рюмке горячительного в этот памятный день, но… только после окончания работы. Чего нельзя было сказать о работающих на ручной загрузке удобрений четырех «самых лучших», как их охарактеризовал агроном,  работниках совхоза.

Приехав после обеда на загрузочную площадку, Федор, перебросившись несколькими словами  с бригадиром грузчиков – конопатым здоровяком и весельчаком Петром и одним из его подчиненных Сергеем понял, что ребята в обеденный перерыв время зря не теряли и в честь праздника слегка приняли, что называется «на грудь».Проводить политико-воспитательную работу с молодыми и горячими «финскими парнями», не установив «источник» их повышенной социальной активности, у Федора не было никакого желания. Вместе с тем, тупо остановить работу вертолета из-за возможных дальнейших возлияний работяг ему также не хотелось. А к такому раскладу все и  продвигалось. В связи с этим необходимо было срочно предпринять кардинальные  упреждающие меры, чтобы через пару загрузок вертолета не остаться без грузчиков.

Поручив Сане ужесточить контроль за безопасностью эффективной деятельности, как бы сейчас сказали,  «менеджеров» по заполнению бункерных емкостей геликоптера, Федор ринулся искать источник их неуемной радости и возбуждения. Минут десять, пока загружался бункер вертолета,  у него для этого было.Буквально через пять минут источник этот  был благополучно обнаружен: им оказалась достаточно объемная клеенчатая сумка, бережно уложенная на дне высохшего мелиорационного канала и прикрытая сверху скромными веточками вербы.

Заглянув в сумку, Федор от изумления негромко присвистнул: в ней, соблазняя красочными  наклейками,   лежали пять «огнетушителей» - объемных темно-зеленых бутылок с крепленым плодово-ягодным вином, так называемой «бормотухой». Одна из них, к сожалению, была уже пустой.Соблюдая строжайшую осторожность, Федор перегрузил бутылки в мешок из-под удобрений и воспользовавшись тем, что Саня что–то яростно втолковывал своим пока еще вполне вменяемым подопечным, зарыл мешок с бутылками в удобрения  на противоположном от вертолета краю огромной аммиачно-селитровой кучи.

Буквально тут же командир звена Степаныч запустил двигатели «Кашки», моментально раскрутил винты и вертолет, легко оторвавшись от земли, отправился рассеивать по  луговым площадям содержимое своего бункера.Проводив вертолет хитрыми взглядами и обменявшись при этом какими-то условными знаками, «менеджеры» по загрузке вальяжно   направились «отдыхать» к мелиорационной канаве.

Федор с Саней, в свою очередь, потихонечку отошли к стоящему метрах в ста от загрузочной площадки топливозаправщику, быстренько забрались в его кабину и с неподдельным интересом наблюдали за дальнейшим развитием событий. После того, как мужички увидели пустую сумку, вся их спокойная вальяжность моментально куда-то улетучилась: они как ужаленные  выскочили из канавы и начали нарезать галсы в ее окружении. При этом бригадир явно не парламентскими выражениями подгонял своих подчиненных и сам, проявляя завидную прыть, носился от края до края канавы, несколько раз растянувшись на свежевыросшей зелененькой травке.

Еле сдерживая  гомерический смех, технари ждали, когда активные меры по поиску горячительного дойдут до опроса возможных свидетелей, то есть Федора. Ведь он, ненадолго отлучившись от вертолета, мог видеть злоумышленника, так нагло и беспардонно стащившего из-под носа благопристойных граждан заветные бутылки.

Не дожидаясь прихода к нему розыскников, Федор сам подошел к мужичкам и спросил, что это они так упорно ищут? Сообщать об истинных причинах своих действий, естественно, никто не захотел. Дело в том, что агроном каждого из них лично предупредил о моментальном увольнении по нехорошей статье в случае обнаружения в выдыхаемом мужчинами воздухе хоть малейших признаков такого приятного органического соединения как С2H5OH.   Бригадир, конечно же,  чтобы не терять лицо перед своими верными кунаками, начал что-то бормотать про потерянную пачку  сигарет, без которой дальнейшая его жизнь не имела теперь совершенно никакого смысла.

Федор, приняв данные правила игры, на полном серьезе заявил, что краем глаза видел, как незнакомый, неопрятного вида мужичок скоренько убегал от мелиоративной канавы в сторону деревни с явно нелегким целлофановым пакетом, в котором, вероятно, и нашла свое последнее пристанище  потерявшаяся пачка болгарских сигарет "Ту-134".

Тем временем прилетел на загрузку вертолет, и ударная стахановская работа, не обремененная больше мыслями о дозаправке дозой веселящей бормотушки,благополучно продолжалась до самого вечера.

Часов около восьми  Степаныч,  выполнив крайний полет на распыление селитры, посадил на борт Федора и собрался перелететь на оборудованную для ночевки вертолетную площадку. Грузчики  и специально проинструктированный Федором Саня остались ждать служебный автобус, который должен был отвезти их к местам проживания. Перед вылетом на базовую площадку, зависнув у края селитровой кучи, где был прикопан мешок с бутылками,  Степаныч по просьбе Федора немного подраздул  легкими танцующими движениями вертолета залежи селитры, прикрывающие мешок.   Для гарантированной очистки мешка от удобрений пилот еще немного повисел над ним и после этого легкими  движениями ручек циклического шага и «шаг-газа» ввинтил яростно грохочущий движками и винтами вертолет в патриархальную тишину деревенского воздушного пространства.

После взлета вертушки Саня подошел к  краю кучи, чтобы лично «проконтролировать отсутствие в зоне работы воздушного судна посторонних предметов, могущих  повредить лопасти несущих винтов». Здесь то "совершенно случайно" и обнаружил он белый мешок из-под селитры с одной пустой и четырьмя полными  бутылками «бормотухи». Потерявшие всякую надежду "по-человечески"  отпраздновать 9 Мая ударники социалистического труда мгновенно ожили и хотели забрать все четыре найденные бутылки. Но Саня, непонаслышке зная о нехороших последствиях употребления этого  зелья, напомнил им, что поскольку бутылки нашел он, то  имеет полное право на половину добытого достояния. Менеджеры по погрузке сильно не упирались, забрали свою долю и довольные удачным завершением трудового дня направились к подъехавшему автобусу.

А оставшиеся у Сани два честно заработанных  «огнетушителя» были торжественно вручены доблестной бригаде грузчиков в знак благодарности за высокие трудовые показатели, но только после полного завершения экипажем авиахимработ в данном совхозе.