Подростку, который пишет рассказы и стихи-8

Елена Соломбальская
                КАК НАПИСАТЬ ЛИМЕРИК?

   Хочешь, на своём примере покажу? Смотри! Сначала мне понравился лимерик:

Даю вам честное слово!
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок!
Даю вам честное слово.

   Я заинтересовалась: что это? Почему так называется? И решила узнать подробней. Сделала запрос в Яндексе. Он меня направил в Википедию. А там прочитала о лимерике главное. Ударение в слове на первом слоге. Лимерик – такой старинный город в Ирландии. Стихи эти абсурдистского содержания. Рифмовка ААВВА. Пишут его в основном, используя анапест. Значит, можно и амфибрахий применить, к примеру. Но реже. Это короткие стихотворения. Состоят из пяти строк. В первой рассказывает автор, кто главный герой и откуда он. Во второй строке мы должны узнать, какова главная странность этого героя. В третьей и четвёртой рассказ о том, что этот герой вытворял. И в пятой – чем вся эта весёлая история закончилась.

   Всё? Нет ещё! В классическом английском лимерике концовки первой и пятой строки совпадают буквально. В первой, второй и пятой строках рифмуем между собой слова трёхстопным анапестом, в третьей и четвёртой строке рифмуем слова двухстопным анапестом. (Или амфибрахием). Всё? Пока нет. Англичане преуспели в написании этих стихотворений. Самый знаменитый — Эдвард Лир. Четыре книги лимериков! А многие наши русские поэты отметились переводами с английского. Так как я изучала в школе русский, украинский и немецкий, читаю прекрасные переводы Самуила Маршака. Обрати внимание на талант этого человека с уникальной памятью. Почитай его книги!

   А теперь к моему опыту. Я прочитала ещё несколько статей и около пятидесяти разных лимериков. Ушла спать. Через шесть часов, после чашки зелёного чая с кусочком чёрного шоколада с фундуком и бутерброда с копчёной сельдью, я села за стол. Была половина пятого утра. В открытую форточку вливались потоки свежего воздуха и щебетание незнакомой ранней птахи. И тут начались лимерики. Они выскакивали на листок и укладывались ровными строчками. Я только потом, написав шесть стихотворений, заметила, что размер — не анапест! Но решила оставить их такими. И даже дала им одно общее название. Так в моём авторском портфеле появились

                СТАРИЧКИ ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА

Однажды старик на Фактории
Оставить решил след в истории.
Ах, как же старался:
Сто лет протоптался,
Но след свой оставил в истории!

Однажды старик из Соломбалы
Шёл сёмгу ловить катакомбами.
Вся рыба устала:
Ему объясняла,
Что сёмги нет возле Соломбалы!

Однажды старушка из Маймаксы
С вороной решила раскланяться.
И так удивилась –
Под ноги свалилась
Ворона старушке из Маймаксы.

Однажды старик из Варавино
Решил разговаривать правильно!
И часто ночами
Подходит с речами
К прохожим старик на Варавино.

Старушка одна с Кего острова
Увидела пуделя острого.
Ей надо тупого!
Но взять где такого
Старушке смешной с Кего острова?

Однажды старик на Бревеннике
Прохожим раздаривал веники:
Гонялся за ними
С дарами своими
Тот добрый старик на Бревеннике.

   Но они написаны амфибрахием! А как же анапест? Я целый день занималась другими делами, будто до лимериков мне никакого дела нет! Отвечала на письма, готовила еду, сходила за продуктами, посмотрела фильм… В общем, развлекалась, как могла. Перед сном прочитала новые переводы английских лимериков. Утром после чашки кофе «Чибо» с кусочком шоколада с фундуком и куском пирога с брусникой я села за стол. Послушала птиц за окном. Повдыхала свежий воздух. И в шесть часов утра ко мне на листок стали прыгать лимерики. Их было четыре. Анапест! Ура! Они были похожи на птиц, которые приземляются на кормушку и оглядываются. Им я тоже дала общее название.

                ГОСТИ

Приезжали к нам пудинг с женою
Показать все наряды весною.
Пудинг – парень вишнёвый,
Свежий, очень толковый,
А жена всем казалась иною.

Прилетала к нам важная птица.
Захотела совсем поселиться.
Кукарекала мило,
Но слова позабыла.
И пришлось ей вернуться в столицу.

Приплывал к нам худой поросёнок.
По утрам звонко хрюкал спросонок.
Шумно в речке плескался,
А потом отправлялся
Посмешить всех окрестных девчонок.

Приходили два мистера ноги
По кривой, очень пыльной дороге.
Магазинчик открыли,
Но купить предложили
Все ботинки на левые ноги.

   Думаешь, я успокоилась? Всё, умею писать лимерики? Да ни в коем случае! Если успокоился – ты уже не поэт. И не поэтесса. А кто? Ну, может, хранитель рукописей. Знаешь, что я ещё хочу? Попробовать написать совсем короткие строки:
001001001
001001001
001001
001001
001001001

   Когда напишу? Может, сейчас. Может, через год. Какая разница? Ноли в этой схеме – безударные слоги, а единицы – ударные. Зачем записала эту схему? Для тебя. Напиши лимерик! Для чего? Тебе – для писательского опыта, а читателям – для веселья и радости. Ну как? Будут новые лимерики?

Продолжение следует.