Ребрендинг семейного вектора воспитания в России

Георгий Георгиевич Ларин
Предлагаемая вниманию читателей научная статья, следующая ниже, была написана нами (в соавторстве) в рамках подготовки к проводящейся в онлайн-форме международной научно-практической конференции "Семья в социально-культурном пространстве России" (г. Москва, 28-29 мая 2018 года).


РЕБРЕНДИНГ «СЕМЕЙНОГО ВЕКТОРА» ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)


Ларин Георгий Георгиевич,
директор НИЦ ТД,  академик Академии педагогических и социальных наук
(г. Шахты, Ростовская обл.; Научно-исследовательский центр творческой деятельности, НИЦ ТД)

Кукушин Вадим Сергеевич,
научный руководитель НИЦ ТД, академик Академии педагогических и социальных наук, профессор педагогики, к. т. н. (г. Таганрог, Ростовская обл.;
Научно-исследовательский центр творческой деятельности, НИЦ ТД)


THE REBRANDING OF THE «FAMILY VECTOR» OF THE EDUCATION IN THE MODERN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF THE RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

Larin Georgy Georgievich,
Director of  the RCCA,  Academician of  the Academy of Pedagogical and Social Sciences (City of  Shakhty, Rostov Region; Research Centre of Creative Activity, RCCA)

Kukushin Vadim Sergeevich,
Supervisor of Studies of the RCCA, Academician of  the Academy of Pedagogical and Social Sciences, Professor of  Pedagogics, Ph. D. (Engineering) (City of Taganrog, Rostov Region; Research Centre of Creative Activity, RCCA )


Великому китайскому реформатору конца прошлого столетия Дэн Сяопину приписывают афоризм: «Практика – критерий истины». По-видимому, это справедливо. Достаточно большой педагогический опыт, накопленный соавторами настоящей статьи на протяжении не одного десятилетия профессиональной деятельности в образовательных и культурных организациях (в частности, не менее полувека в системе высшего и среднего профессионального, а также среднего общего образования – у акад. АПСН В. С. Кукушина; около тридцати лет в системе среднего общего образования, а также более четверти века в сфере культуры – у акад. АПСН Г. Г. Ларина), убеждает нас в следующем:  а) работа с родителями, организация взаимодействия семьи и школы (или семьи и ССУЗа, или семьи и ВУЗа) – непременный залог успеха в решении вопросов школьного (или ССУЗовского, или ВУЗовского) и семейного  воспитания; б) конструкт «семья» с его социальными, психологическими, физиологическими, физическими и даже метафизическими ценностными основаниями должен обязательно учитываться в программировании и организации современного российского социально-культурного пространства; в) семья – важнейшая автономная компонента системы социальных институтов, функционирующая наравне с экономическими и политическими институтами и в настоящее время примыкающая к институтам культуры и социализации (к ним относятся образование, наука, искусство, религия), но имеющая также и свои специфические институциональные функции [13].

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи, которые, вырастая на основе специфических биологических черт человека, обретают свою социальную природу путём реализации семьёй важнейших социальных функций, таких, как социализация молодёжи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, удовлетворение эмоциональной потребности индивидов в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, защита от переживания чувства изолированности, которое в своих крайних проявлениях ведёт к деморализации личности и проч. [14]. Институт семьи существует практически столько же времени, сколько существует человек. Не случайно семье так много внимания уделяют фактически все национально-этнические культуры мира, все без исключения мировые религии – христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм и др. Семейная жизнь, согласно сакральным религиозным текстам и различным фольклорным источникам, всегда приносила и будет приносить благо человеку – в той  мере, в какой каждый член семьи будет следовать многовековым традициям и обычаям, установившимся в той или иной конфессии, в том или ином этносе. К сожалению, роль семьи в воспитании детей во многих странах мира, в т. ч. и в России, в конце XX – начале XXI в. в. существенно снизилась: до 70 % лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях, воспитывались в неполных семьях или в детских домах. Налицо чёткая корреляционная зависимость между числом преступлений и качеством воспитания. Проблема сегодня заключается в том, как восстановить утерянные духовно-нравственные ценности и семейные традиции общества, как решить проблему матерей-одиночек и распада традиционной семьи. Отсюда – социальная важность здоровых семей, где каждый ребёнок может получить и непременно получает столь необходимые ему внимание, совет, моральную поддержку в трудную минуту и, самое главное,  – родительскую любовь [7; 8].
 
Расскажем кратко о своём педагогическом опыте работы по т. н. «семейному вектору» воспитания в ряде образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области.
 
В частности, мы разработали для типовой образовательной организации среднего общего образования комплексную целевую воспитательную программу (КЦВП) «Формирование гражданско-патриотической культуры личности учащихся в открытом социально-педагогическом комплексе школы (в рамках национально-регионального компонента содержания школьной образовательной политики)» [2], где фактически вся программируемая нами  социально-воспитательная деятельность базируется  на принципах тесного взаимодействия и творческого сотрудничества семьи и школы в вопросах школьного и семейного воспитания. Успешно реализовав  эту КЦВП в течение шести лет, с 2004 по 2010 г. г., в г. Шахты Ростовской обл. (на базе одной из типовых средних школ) и доложив о результатах своей деятельности в научной печати [12], мы разработали новую КЦВП для типовой образовательной организации среднего общего образования «Формирование и развитие практического опыта жизнедеятельности личности учащихся в открытом социально-педагогическом комплексе школы» [1], где вопросам организации взаимодействия семьи и школы в решении проблем  семейного и школьного воспитания посвящён целый программный раздел. Реализовав в течение пяти лет  (с 2010 по 2015 г. г.) не менее успешно и эту программу (также на базе одной из типовых шахтинских школ), мы вновь доложили в научной печати  об эффективности и результативности проделанной нами работы [11]. Помимо этого, качество проделанной нами работы подтверждается двумя дипломами II-ой степени Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, которых мы были удостоены по итогам III-го Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (г. Москва, 2006 г.).

Необычайно интересен и опыт функционирования созданного нами в г. Ростове-на-Дону экспериментального образовательного комплекса (ЭОК) «Детский сад № 177 – средняя школа № 15», где на протяжении двух десятилетий (с 1993 по 2013 г. г.) организовывалась социально-педагогическая работа с воспитанниками  через целевые воспитательные программы, аккумулировавшие наиболее эффективные методы, формы и технологии семейной педагогики. Следует особо отметить, что наш экспериментальный образовательный комплекс имел четыре статуса: 1) школа-лаборатория Академии педагогических и социальных наук; 2) Северо-Кавказский научно-методический центр нравственного воспитания детей и юношества; 3) областная школа этнокультуры; 4) городская модельная школа формирования культуры донского казачества.  Материалы проведённых научно-практических исследований нашли отражение в десятках научных статей преподавателей и воспитателей ЭОК в международных сборниках, докладывались нами на многих педагогических конференциях, в т. ч. неоднократно в г. Москве и г. Ростове-на-Дону, единожды в г. Вашингтоне (США) и г. Сеуле (Южная Корея), а также в трёх изданиях учебного пособия для студентов педагогических специальностей ВУЗов «Коррекционная педагогика» [3; 4; 5] и в четырёх изданиях учебного пособия для ВУЗов «Этнопедагогика», вышедших   на русском языке в г. Москве и г. Ростове-на-Дону и на казахском языке в г. Алматы (Казахстан). Кроме того, о весьма высоком качестве проделанной нами работы свидетельствуют дипломы лауреатов двух Всероссийских конкурсов «Лучшая научная книга» (г. Сочи, 2005 г.; г. Санкт-Петербург, 2007 г.), которых мы были удостоены за учебное пособие «Коррекционная педагогика». Опыт работы нашего экспериментального образовательного комплекса  может быть рекомендован к тиражированию в образовательных и культурных организациях как в других муниципалитетах Ростовской области, так и на всей территории Российской Федерации [6; 9; 10].
 
Т. о., полученные нами позитивные результаты подтверждают правильность ориентации отечественной образовательной системы на ребрендинг «семейного вектора» воспитания в рамках современного социально-культурного пространства России.


Список литературы:

1. Комплексная целевая воспитательная программа для типовой школы / отв. редактор Г. Г. Ларин; науч. консультант проф. педагогики В. С. Кукушин [Электронный ресурс] // Соционет: международ. онлайновая научн. Инфраструктура РАН. – Режим доступа:  
2. Комплексная целевая воспитательная программа для типовой школы (другой вариант) / отв. редактор Г. Г. Ларин; науч. конс. проф. педагогики В. С. Кукушин [Электронный ресурс] // Соционет: международ. онлайновая научн. инфраструктура РАН. – Режим доступа:

3. Коррекционная педагогика: учеб. пособие: предназначено  для студентов пед. специальностей ВУЗов и соответствует государств.. образоват. стандарту по предмету «Коррекционная педагогика» / авт.-сост.: И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин, Н. А. Румега, В. И. Шатохина; под ред. проф. В. С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. – 304 с. – (Сер. «Педагогическое образование»).

4. Коррекционная педагогика: учеб. пособие: предназначено  для студентов пед. специальностей ВУЗов и соответствует государств.. образоват. стандарту по предмету «Коррекционная педагогика» / авт.-сост.: И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин, Н. А. Румега, В. И. Шатохина; под ред. проф. В. С. Кукушина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2004. – 352 с. – (Сер. «Педагогическое образование»).
 
5. Коррекционная педагогика: учеб. пособие: предназначено  для студентов пед. специальностей ВУЗов и соответствует государств.. образоват. стандарту по предмету «Коррекционная педагогика» / авт.-сост.: И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин, Н. А. Румега, В. И. Шатохина; под ред. проф. В. С. Кукушина. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», Издат. центр «МарТ», 2010. – 352 с. – (Сер. «Педагогическое образование»).

6. Кукушин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме; пособие для учителя / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо», 2002. – 404 с.

7. Кукушин В. С. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов / В. С. Кукушин.  – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс«, 2006. – 508 [1] с.: ил. – (Сер. «Высшее образование»).

8. Кукушин В. С. Учителю физики о воспитании: учеб. пособие для слушателей ИПК и студентов пед. ВУЗов / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо«, 1999. – 188 с.

9. Кукушин В. С. Этнопедагогика: учеб. Пособие для ВУЗов / В. С. Кукушин. – 2-е изд,, испр. и доп. – М.: Изд. МПСУ; Воронеж: Изд. МОДЭК, 2013. – 432 с.
 
10. Ларин Г. Г., Кукушин В. С. Воспитание молодёжи в поликультурном пространстве Ростовской области (из опыта работы) // Общее и особенное в культурах и традициях народов: материалы международ. науч.-практич. конференции (г. Москва, 28-29 сентября 2017 г.). – М.: Изд-во Московск. психолого-социального ун-та, 2017. – С. 216-220.

11. Ларин Г. Г. Методология воспитания «хороших граждан» // Инновации в сфере жизнедеятельности человека XXI века: матер. международ. форума / Всемирный технолог. ун-т ЮНЕСКО. Таганрог. фил. – Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо«, 2015. – С. 56-59.

12. Ларин Г. Г. Школа социализации личности «СТИМУЛ» – инновационная модель развития образования в рамках обеспечения безопасности страны // Научно-методические и информационно-технологические основы системы инновационного образования: материалы круглого стола международ. науч.-практич. конференции «Развитие системы образования – основа обеспечения безопасности страны» (г. Москва, 22-23 апреля 2011 г.). – М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. МОДЭК, 2011. – С. 50-51.

13. Общая социология: учеб. пособие для студентов ВУЗов /  под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: Изд-во «ИНФРА-М«, 2000. – 654 с. – (Сер. «Высшее образование»). – Гл. X. Система социальных институтов: пар. 1. Многообразие институтов. – С. 231-232.

14. Социология. Основы общей теории: учебник для ВУЗов / отв. ред. акад. РАН Г. В. Осипов, действ. чл. РАЕН Л. Н. Москвичев. – М.: Изд-во «НОРМА» (Издат. Группа «НОРМА-ИНФРА-М«), 2002. – 912 с. – Гл. 10. Социальные институты: пар. 7. Социальные институты семьи.  –  С. 412-417.