19-й век. Казнь петрашевцев на Семеновском плацу

Кучин Владимир
Император Николай I весь свой немалый срок правления боролся с собственным народом – и получил обидное прозвание «Николай Палкин». Соратники Михаила Петрашевского бросили императору  мысленный  вызов – они просто хотели свободно мыслить, не более того, и за это были осуждены на смерть, затем Николай милостиво заменил казнь различными тюремными сроками и наказаниями.

Читаем в БСЭ:

«Из 123 чел., привлечённых к следствию, 22 были судимы воен. судом, 21 из них приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной казни 22 дек. 1849 на Семёновском плацу в Петербурге, по конфирмации Николая I, П. были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска.»

Проблема русской истории в этом эпизоде состоит в том, что смелость по отношению к власти проявляли представители интеллектуальной элиты, а император не принимал их всерьез и демонстрировал свои возможности – хочу - караю, хочу - милую. Простые русские люди, все еще крепостные, в это время пахали и сеяли и едва сводили концы с концами.

Отдельное слово о Михаиле Петрашевском.

Михаил Петрашевский – революционер, который не сделал никаких революций, готовил восстание, но далее чтения книг Фурье и Прудона дело у него и его последователей не пошло. И «вдруг» в 1849 Петрашевского и его собеседников арестовали, судили, приговорили к смерти – «они читали запрещенное письмо Белинского к Гоголю!», даже провели приготовление к расстрелу, и потом помиловали и заменили казнь каторгой или ссылкой. Петрашевского приговорили к вечной каторге, условия ее были относительно либеральны, но умер он в Красноярском крае 7 декабря 1866 – т.е. в Центральную Россию он более не вернулся.

Роль Петрашевского, несколько приукрашена историками – это был всего лишь литератор и либерал, друг Достоевского и Плещеева, но персонаж был смелый, харизматический, уверенный в себе.

На судьбе Петрашевского и его последователей  сказалось время – год 1848 – год революций в Европе, когда Николай I  помогал «душить» революцию в Европе и «попутно» придушил почти всех либералов и демократов в России. Пострадали последователи Костомарова, последователи Петрашевского, успел в 1847 уехать за границу Герцен.

На иллюстрации современный вид Семеновского плаца в Петербурге – Пионерской площади. На площади памятник Грибоедову, а справа как раз то место, где готовились зимой 1849 расстрелять петрашевцев.  Отмечено это место какой-то памятной доской или нет? Автор не знает – это должны подсказать современные жители Петербурга.