Девушка с жемчужной сережкой - Трейси Шевалье

Ирина Долинская
Середина  XVII века, Голландия, город Дельфт. Юная Грета нанимается прислугой в богатый дом знаменитого на весь город художника Яна Вермеера. Так начинается история о девушке с жемчужной серёжкой со знаменитого полотна голландского живописца. До этого портрета Вермеер уже писал девушек, повернувших голову к зрителю («Девушка с бокалом вина», «Прерванный урок музыки»), но там они в интерьере комнаты, в окружении спутников, в движении, в действии. А тут девушка одна, смотрит прямо в душу зрителя. О самой девушке ничего не известно, ни кто она, ни кем была для художника, ни почему он выбрал для портрета именно ее. Думаю, этим она и привлекает к себе внимание, своей загадочностью и не обычностью. До сих пор художник не писал подобных работ.

С картинами Ванмеера я познакомилась еще в детстве на уроках Истории искусств в художественной школе. О самом художнике известно очень мала, а о его моделях так совсем ничего. Поэтому и слушать книгу было очень интересно. Трейси Шевалье удалось создать реальную, живую историю. Правдоподобно описать быт, уклад жизни, традиции и сам дух семнадцатого века. Причем без больших подробностей, простыми, порой даже скупыми словами и фразами. Как будто писательница сама художник, стоящий у мольберта и редкими мазками наносящий контур фигур и предметов будущей картины. И это придает интерес книге, дает возможность для воображения, позволяет читателю самому стать художником и закончить образы героев.

Вообще вся книга воспринимается как большая галерея картин знаменитого живописца. Вот, Грета, в маленькой кухне раскладывает по цветам нарезанные овощи для супа. Здесь она в прачечной, лицо девушки раскраснелось от горячей воды и пара идущего от таза с бельем. Вот она убирается в мастерской художника, старается не сдвинуть предметы на столе и не потревожить складок на шторах. Грета, вместе с семьей хозяина возносит молитву за благополучное рождение младшего сына художника. Прислуживает на званом обеде, что дают ее хозяева в честь завершения очередной картины. Грета всегда в движении, все время за работой… И всегда за ней кто-то наблюдает, то сам художник, то его жена, то теща, дочери, старшая служанка, богатый заказчик. И только в тот момент, когда Грета позирует Вермееру она остается одна со своими чувствами, замирает в ожидании чего-то. Доброго слова, похвалы, признания? Она и сама не знает.

Книга яркая, насыщенная красками, чувствами и эмоциями, призывающая окунуться в волшебный мир живописи. Что я и сделала после прослушивания книги – пересмотрела картины Яна Вермеера. Их интересно рассматривать, сравнивать, искать одинаковые предметы в разных картинах, вспоминать, что о них говорится в книге. Еще меня заинтересовал портрет самого художника. Улыбающийся мужчина на картине «Сводница» считается автопортретом Вермеера. Но в книге образ художника больше похож на задумчивого мужчину с картины «Девушка с бокалом вина». Ему не интересны страсти, которые бурлят в комнате, он отвернулся от своих спутников, закрылся рукой и погрузился в свои мысли. Такой же он и в книге – не разговорчивый, нелюдимый, замкнутый в своем мире. Ему не интересна жизнь за дверью и окнами его мастерской. Он особо не интересуется ни женой, ни детьми, ни домашним хозяйством. И в свой мир не пускает никого, даже тех кто позирует ему. В его мире могут жить только придуманные им образы.

____________________________

Посмотреть все картины Яна Вермеера можно в Википедии