Часть 2 Аборигены

Галина Нестерова
   Так сложилось, что к моменту «открытия» материка Куком эту землю считали terra nullius, то есть «ничьей». А о тех, «кто был здесь с самого начала» – ab originеs – не думали. «Аборигенский» вопрос и по сей день остаётся сложным и неоднозначным.

   Известный австралийский историк Стюарт Макинтайр в книге «История Австралии» приводит слова премьер-министра Пола Китинга (1991-1996), произнесённые им перед аборигенами: «Мы забрали исконные земли и разрушили исконный образ жизни… Мы принесли болезни. Алкоголь. Мы совершали убийства. Мы забирали детей у матерей. Мы осуществляли политику дискриминации и исключения из общества». С ним, однако, были согласны не все видные общественные деятели. В частности, его преемник Джон Говард (1996-2007) категорически отвергал существование проблемы людей «потерянного поколения» – детей, отнятых у родителей-туземцев.

   Разнится и отношение к Джеймсу Куку со стороны аборигенов и неэтнических австралийцев. Как пишет Макинтайр, «в австралийской истории белого населения Кук предстаёт как герой, образ которого тускнеет, в устных повествованиях аборигенов он представляется мощным разрушителем, вторгшимся на чужую территорию. Он не столько открыл Австралию, сколько сделал её доступной для заселения британцами».

    Между тем отважный капитан отправился в экспедицию по поиску большой южной земли с заданием вступить во владение ею с согласия коренных жителей и объявить её британской территорией, если земля окажется необитаемой. Ошибка в определении Куком обитаемости-необитаемости побережья произошла из-за того, что виденные им люди показались ему малочисленным народом, ведущим кочевую жизнь, а то, что аборигены представлены многими племенами с правом собственности на свои владения, он просто не предполагал.

   Сам Кук оставил свидетельства того, что аборигены жили счастливо и безмятежно и не нуждались в европейских удобствах, что они отвергали его попытки завести с ними дружеские отношения, не принимали подарки и даже подожгли кусты, когда он высадился на берег.

   Первому губернатору колонии Новый Южный Уэльс Артуру Филлипу было рекомендовано добиться взаимопонимания с коренным населением и следить за тем, чтобы все подданные британской короны жили в мире и согласии. И он добросовестно старался выполнять это распоряжение. Даже когда в 1790 году в него метнули копьё, Филлип приказал никого не наказывать. И только когда копьё пустили в охотника Джона Макинтайра, он решил применить силу и казнить нескольких аборигенов.

   Но враждебность местного народа не была постоянной. Мужчины помогали колонистам ловить рыбу, а те оказывали помощь аборигенам, заболевшим  оспой (привезённой, кстати, британцами).

   Серьёзное вооружённое столкновение между белыми и туземцами произошло в 1795 году. А началось всё с того, что представители народа даругу пришли за сбором урожая на землю, где у них традиционно рос батат, и которая испокон веков находилась в их собственности. Да только у той земли уже были другие владельцы… А это означало, что целый народ лишался и без того скудных съестных припасов и был обречён голодать.

    Приказ о «дружбе» канул в прошлое. Солдатам поручили ставить виселицы...

   Конфликт затянулся, что привело к большим человеческим потерям среди коренных жителей, но и среди белых имелись убитые.

    Настигла смерть и аборигена по имени Пемулвуй (из народа эора), метнувшего копьё в Макинтайра. Сейчас его можно было бы назвать вождём, человеком, организовавшим яростное сопротивление британскому вторжению на его родную землю, вторжению, нарушившему многовековой уклад жизни населявших материк народов… Пемулвуя застрелили, отделили от туловища голову, заспиртовали её в бочке и  отправили в Лондон – Джозефу Бэнксу. Многие годы имя этого аборигена не вспоминалось и не афишировалось, но потом о нём заговорили как о герое, ему посвятили роман «Воин радуги», его именем  назвали одну из школ для аборигенов в Сиднее…

  В 1913 году Константин Бальмонт (1867-1942), известный русский поэт-символист, один из лучших представителей поэзии Серебряного века, вернулся из долгой по времени экспедиции по странам и континентам. Побывал он и в Австралии (на юго-востоке страны), и на Тасмании.

    И вот его мнение относительно того, что он увидел: «Неуютная Тасмания. На  этом острове английские поселенцы бесчеловечно истребили всех тасманийцев. И проклятие как бы застыло здесь в воздухе… То же самое сделали Белоликие англичане с Чёрными туземцами Австралии. Отобрав у Чёрных земли и превратив царство чёрных в пастбище для баранов и в фабричные города, англичане систематически истребили туземцев и свели их действительное существование на нет. Согнав уцелевших туземцев на определённые стоянки, англо-австралийские власти  заботятся теперь об этих вымирающих, – совершенно так же, как с безоглядной жадностью истребив бессчётные стада кенгуру, они теперь заботятся, чтобы этот редкий зверь, оставшийся в скудных числах, не вымер окончательно» (журнал «Вокруг света», № 2  за 1990 г.).

   Не знаю, как муж и сын, а я аборигена видела только один раз, когда мы ездили в Голубые горы. Седой старик сидел на приступочке и играл на диджериду (музыкальном духовом инструменте). Туристы не обращали на него внимания, любуясь сказочным видом гор. Я остановилась неподалёку, прислушалась, стараясь уловить в музыкальных звуках душу другого народа, и неожиданно испытала чувство сильной неловкости, словно это мои предки когда-то приехали на его землю, ошибочно посчитав её ничьей…

Фото автора