Голубая Надежда. На грани Добра и Зла ч. 23

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
На грани Добра и Зла


Кристаллы Сваровски в битве двух богинь моды Коко и Скиап

"Имитация -  это самая честная форма лести. Украшений должно быть много, но если они настоящие  - это отдаёт хвастовством и дурным вкусом"
(Коко Шанель)
 
    В начале XX века компания Swarovski быстро пошла в гору. Началось повальное увлечение стразами. Образцы украшений были  отправлены в Париж и Санкт-Петербург. Модницы приняли новинки  с восторгом и украшения  быстро раскупались. Фабрику Сваровски завалили заказами.
  А после Первой мировой войны изготовление кристаллов стало  семейным бизнесом. Даниэль подключил к делам  своих сыновей -   Вильгельма, Фридриха и Альфреда.
  Совместными усилиями они смогли выйти далеко за рамки производства одних лишь кристаллов. Ещё в  конце 1910 года была создана компания Tyrolit, целью которой стало производство шлифовальных и пильных инструментов.  С 1937 года  компания Swareflex начала выпускать отражатели для дорог, а также отражающие переходы и панели на трассах.
  Причём теперь стразы Свавровски  украшают обувь и сумки, одежду и аксессуары, мобильные телефоны и дорогие письменные принадлежности. Сейчас модно делать татуаж, маникюр, пирсинг и даже интимные прически со стразами Сваровски.
   Кроме того, уже в течение ряда лет существует интерьерное направление применения знаменитых кристаллов. Ими украшают осветительные приборы, инкрустируют статуэтки,  элементы декора. Не так давно компания Сваровски представила свое новое предложение - уникальную коллекцию паркета с инкрустацией из кристаллов.
“Мода должна выпархивать у вас из рук”
(Коко Шанель)
   Одной из первых поклонниц Сваровски стала неповторимая мадмуазель Коко Шанель. (1)  Она украсила свои показы модной одежды кристаллами Сваровски. Простой покрой её платьев и однотонные ткани идеально подходили для таких украшений.
   Коко Шанель с удовольствием носила украшения, но всегда повторяла:
"Главная задача бижутерии сделать женщину красивее, а не продемонстрировать её богатство".
  Не все могут позволить себе дорогие украшения. А те, у кого их много, надевая их,  тем самым показывают своё превосходство, но это уже отсутствие вкуса.
 "Не стоит рассматривать ювелирные украшения как удачную инвестицию. В трудные времена вы сможете их продать не более чем вполовину. Единственное преимущество такой инвестиции - всегда можно взять с собой"
(Ольга Гуцул)
Шанель первая добилась признания обществом права на существование бижутерии, имитирующей драгоценности.  Она говорила:
"Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото".
Золото, металл с Земли рожденья.
Для иных людей - как наважденье.
Манишь то ли цветом, то ли блеском.
Или стоимости ярким всплеском.
(Галина Васютинская)
Дорогая бижутерия порой красивее и оригинальнее золотых изделий. Бижутерию нужно тщательно подбирать, к любому платью не подойдет.
А золото всегда золото, белое или жёлтое, подходит под любой наряд, торжественный, вечерний или обыденный, повседневный. Важен только размер и количество.
Украшения для женщин,
Словно сладкая нирвана.
Где-то больше, где-то меньше,
Их любимая забава.
(Юрий Андреев')
   Несмотря на то, что Коко Шанель принадлежала богатая коллекция драгоценностей, увидеть их на ней  можно было крайне  редко.
  Вопреки традициям, Коко носила свою любимую бижутерию днём, даже на пляж, а вечером не надевала вообще никаких украшений. (2)   
"Украшения - это то, что делает женщину женщиной" - говорила  Коко  Шанель и  создавала украшения, в которых сочетались  натуральные камни и синтетические. Нередко  выбирала неправдоподобно крупные,  тем самым открыто подчёркивая ненатуральность своих камней. 
"Не бойтесь носить все вместе -  серебро, золото, бижутерию. Если украшения вам к лицу, носите их как угодно. Недопустимых сочетаний нет"
(Ольга Гуцул)
    Коко Шанель очень любила разноцветные натуральные полудрагоценные камни  - аквамарин, топаз и аметист, а также кристаллы, которые она предлагала носить с её вечерними платьями.
"На украшения нужно смотреть бесхитростно и просто, также,  как мы наслаждаемся видом цветущей яблони,  мимо которой мы проносимся в гоночном автомобиле"
(Коко Шанель)
   Благодаря славе и популярности Дома Шанель, даже высшие  слои общества стали использовать кристаллы Сваровски. Ведь сама Коко - образец для подражания у девушек и женщин гордо заявила:
“Я не занимаюсь модой. Я сама - мода!"
  Почитайте, что говорила Коко Шанель и ваша самооценка значительно повысится...
1."Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями". Верно! Не нужно слепо следовать моде. Посмотрите в зеркало внимательно. Вы сразу почувствуете, если это ваша вещь.
2."Оденьтесь плохо, и запомнят вашу одежду; оденьтесь безупречно, и запомнят женщину". Главное чистота и аккуратность!
3. "Я не понимаю, как женщина может выйти из дома, не приведя себя в порядок -  хотя бы из вежливости. И потом, вы никогда не знаете, может быть, в этот день вы встретите свою судьбу. Так лучше быть идеальной настолько, насколько это возможно для встречи судьбы". Легко сказать...хотя об этом стоит призадуматься...Да и Ольга Гуцул, владелица украинской компании "Камион-Оил" и ювелирного салона "Абрикос" говорит почти о том же:
"Носите красивые украшения каждый день. Ведь может быть именно сегодня вы выйдете на улицу и встретите Судьбу".
4. "Одеться Шахерезадой легко, подобрать маленькое чёрное платье трудно". Верно! Не все это могут сделать...фигура не позволяет...
5. "Что такое, собственно говоря, плохая фигура? Это фигура, испуганная с головы до ног. Этот испуг в поведении происходит оттого, что женщина не дала своему телу то, что ему полагается. Девочка, которая стесняется оттого, что не сделала домашнего задания производит то же впечатление, что и женщина, не осознающая, что такое природа". Эх, прочитать бы это намного раньше...
6. "Посмотрите, как входит в комнату женщина, притягивающая все взгляды. Как она идёт, как она садится, какие жесты она делает в разговоре. По классическим меркам она может считаться вполне уродливой, но, несмотря на это, в её фигуре, её поведении, её жестах есть что-то, что составляет стиль и что очень важно именно потому, что всё это не какие-то внешние украшения, а принадлежит самому её существу".  А это уже указание к действию!
7. "Нет никакого времени для скуки и однообразия. Есть время для работы. И есть время для любви". Хорошо сказано! Нужно думать о работе, ведь деньги, как говорила Коко, несут независимость. А для любви всегда время найдется!
8."У судьбы нет причин без причины сводить посторонних"...нас не зря сталкивает судьба с тем или иным человеком. Видимо, так необходимо...
9 "У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление". Хорошо сказано! Пользуйтесь моментом! Не комплексуйте!
"Мода не просто вопрос одежды. Мода витает в воздухе, её приносит ветер. Каждый предчувствует её, дышит ею. Она и в небе, и на дороге"
(Коко Шанель)
   Внимание на компанию Сваровски обращает и одна из самых неординарных модельеров ХХ века Эльза Скиапарелли. (3)  Её называют неудачной соперницей Коко Шанель, но это совсем не так!  Как можно сравнивать, если Коко и Эльза - два совершенно  разных мастера по манере и по воплощению своих фантазий.
Единственное, что их объединяло - это новаторство. Новаторство в области моды.
Хорошо сказал Уильям Шекспир:
"Вернейшая порука мастерства -
Не признавать своё же совершенство".
    Скиапарелли в 30-е годы XX века  была заметным и необычным явлением в мире моды. В наши дни почти забыта, хотя именно она превратила  обычное дефиле в яркое, праздничное шоу. О своей жизни и творчестве Эльза Скиапарелли напишет книгу с интригующем названием: "Моя шокирующая жизнь".
"Презентации моды были тогда подлинными явлениями искусства, чем-то прекрасным, настоящим, - писала она, - и этому придавалось большое значение".
    Книга - такое же творение Эльзы, как и её модели, отмечена знаком "Скиап", так она себя называла. Эльза, большой художник рассказывает  о своих надеждах и амбициях, успехах и поражениях, о любви, неприязни и внутренней борьбе. Как писал американский писатель Курт Воннегут:
 "I don't think any artist knows why he does anything, it's not that rational... this stuff comes pouring out of us.
"Не думаю, что художник вообще знает, зачем он делает то или иное -  это не поддаётся логике… всё это просто изливается из нас".
  Эльза Скиапарелли заставляла женщин почувствовать себя красивыми, смелыми и независимыми, убеждая их носить не только бижутерию, но и украшения с насекомыми, необычные головные уборы, яркие принты.*
* Принт - изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесённое определенным способом на ткань или прямая печать на ткани, бумагу или другую поверхность.
   Имя Эльзы Скиапарелли красовалось на обложках всех модных журналов в 20-х и 30-х годах XX века, конкурируя с Коко Шанель своими диковинными нарядами.  Шанель ревновала Скиапарелли к успеху. И они на самом деле были слишком разные. Коко делала ставку на классику, скромность и красоту тела, а Эльза интересовалась силой духа, любила авангард и предпочитала провокацию. И такой она оставалась до самой смерти, завещав похоронить себя в пижаме цвета "Shocking Pink". Сейчас это цвет  фуксии.
 Многое из одежды  Эльзы Скиапарелли настолько авангардны, что способны удивить и нынешнюю публику. Некоторые современные дизайнеры  черпают вдохновение в её моделях.
"У платья нет своей собственной жизни, пока его кто-то не оденет. И как только это происходит, кто-то другой начинает оживлять его, или пытается, или прославляет его, или уничтожает, или делает его гимном красоте"
(Эльза Скиапарелли)
 Скиапарелли открыла один из первых в мире бутиков*.
* Бутик (от фр. boutique "небольшой магазин", "лавка")  -  небольшой узкоспециализированный магазин с ограниченным кругом клиентов. В бутиках обычно продаётся модная дорогая одежда или ювелирные изделия.
   Также Скиапарелли заложила основы и принципы стиля,  что в будущем станет именоваться prеt-a-porte.*
* Прет-а-порте (фр. prеt-а-porter, буквально "готовое к носке") - модели готовой одежды, запускаемые модельерами в массовое производство, продаются в модных магазинах - бутиках.
  Эльза Скиапарелли впервые предложила носить платья с  застежкой-молнией и украшать вечерние наряды  бижутерией и стразами Сваровски.  Именно она подарила женщинам первую юбку-шорты и первую юбку-брюки. А ещё  раздельный купальник не только красочных цветов. Много  шума в прессе, осуждений на пляжах Франции и Италии произвёл купальник  телесного цвета.
  Скиапарелли на этом не остановилась,  придумала ставить в костюмы подплечники, чтобы выделить визуально талию.
"В сложные времена мода становится эпатажной", - утверждала модельер.
  С  "лёгкой" руки Скиапарелли  женщины стали носить вязаные свитера. В первой коллекции свитеров Эльза использовала мотивы африканского искусства и работы художников-кубистов. Следующая коллекция вызвала шок -  её Скиапарелли выполнила по рисункам матросских татуировок. На свитерах были  якоря, сердца, пронзённые стрелами. Сложный рисунок извивающихся змей не у всех женщин и девушек вызывал страх и отвращение.
Скип первая ввела рисунок, получивший название "рыбий хребет", а изображения омаров с трикотажных изделий впоследствии перешли на шёлк и купальные костюмы.
"Первый свитер не завоевал успеха, - писала она в книге "Моя шокирующая жизнь", -  и совсем некрасивым... Второй - уже лучше; третий я признала сенсационным".
     В 1927 году появилось шерстяное платье чёрного цвета, украшенное бантом в виде бабочки.  Это было настоящим изобретением, поразившим  всех.
  Эльза экспериментировала с фактурами тканей с безумными сочетаниями цветов и форм.  Её знаменитая ткань, имитирующая кору дерева,  до сих пор не просто шокирует, а восхищает.
Накладные плечи, объемный крой, яркие ткани, вязаные свитера, юбка-шорты  и юбка-брюки, застёжка-молния, женские  духи " Shoking" и мужские  "Suff",    -  всё это появилось в моде благодаря Эльзе Скиапарелли. 
   Скиап первая стала давать названия своим коллекциям.  В 30-е годы коллекция "Остановись, смотри и слушай" приковала к себе внимание всей общественности: пуговицы в форме луидора, экстравагантно расшитые сари, вечерние платья в виде дождевиков.
   В творчестве Скиапарелли постоянно повторялась тема космоса. Неудивительно, ведь  она была любимой племянницей известного астронома Джованни Скиапарелли, который изучал Марс, Венеру и Меркурий и отрывший особенности строения "каналов" на поверхности Марса. (4)  Он увлёк юную Эльзу историями о солнечной системе, и всегда говорил, что родинки на ее щеке напоминают ему созвездие Большой Медведицы.
   Наряды коллекции "Цирк"  с пуговицами в виде гимнастов на трапециях украшали рисунки слонов, клоунов, воздушных шаров, а  шляпы напоминали перевернутый рожок мороженого.
"Каждая шляпка для меня - это новое приключение, - говорила Эльза Скиапарелли. - Более того, - новая жизнь".
  Сама с пафосом носила шляпку "Леопард". Экстравагантно выглядела шляпка "Реснички" или шляпка-котлета. Жена Сальвадора Дали Гала носила шляпу, созданную Скиапарелли в форме туфельки.  Именно под  влиянием Сальвадора Дали (5)  она создала свои сказочные шляпы в форме туфельки, чернильницы и отбивной.
 Кстати, благодаря шляпкам-колпачкам от Скиапарелли позже появилась знаменитая шляпка-таблетка Жаклин Кеннеди, первой леди США с 1961 по 1963 гг.
  Сальвадор Дали  был автором идей сумки-телефона, платья с омаром, а также всемирно известного дивана в форме губ Мэй Уэст, который стал главным украшением бутика Скиапарелли на Вандомской площади.(6)
  Дали также придумал идею с ручками для жакетов, как у выдвижных ящиков. Эту идею воплотила в жизнь Скиап.
  Знаменитый художник также вдохновил дизайнера на создание перчаток с карманом для спичек и другие не менее экстравагантные, сюрреалистические модели. (7)
  В  судьбе дома Скиапарелли участвовал и французский писатель,  одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века  Жан Кокто. (8) Кроме того,  Кокто известен как художник-график. По его эскизу было создано платье с рисунком в виде двух женских профилей, образующих вазу с цветами и знаменитый жакет, на котором изображены обнимающие руки.
   В 1932 году Скиапарелли, Кокто и Дали выпускают коллекцию украшений. Творческая фантазия модельера и художников бьет через край. Из каких только материалов не  создавались эти аксессуары! Огрызки карандашей, ластики, скрепки, промокательная бумага,  лекарства, леденцы, птичьи перья... Ну и сюрреалистические идеи!
   Дали, неравнодушный к новой технике, придумал коллекцию серег-телефонов и проектировал модель омара-телефона. Жан Кокто сделал для коллекции серьги - Всевидящее око, которые  немного напугали зрителей.(9)
  Сама Эльза Скиапарелли создала браслет и колье из засушенных жуков. Это была единственная их совместная работа, но творческими идеями они обменивались и в дальнейшем.(10)
"Эльза умеет заходить  слишком далеко", - признавался  Жан Кокто.   
   Наряды Эльзы Скиапарелли не просто шокировали публику  они пользовались огромной популярностью, как и стразы  Swarovski.
Среди её клиентов были мировые знаменитости, как Марлен Дитрих, Гэри Купер, Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд, Мишель Морган, многие другие актеры создавали свой имидж именно в бутиках Эльзы.(11)
В 1932 году  Марлен Дитрих дебютировала на сцене в украшении Swarovski.
В  1935 году русский певец Александр Вертинский посвятил актрисе песню "Марлен".(12)
Вас не трудно полюбить,
Нужно только храбрым быть,
Все сносить, не рваться в бой
И не плакать над судьбой.…
 В 1936 году Эльза Скиапарелли взорвала мир розовым. Shocking pink стал  фирменным цветом Эльзы.  Розовыми были  не только губная помада, но и шляпки,  и флакончики духов.
   Скиапарелли играла с материалами, цветами, аксессуарами. Она предлагала сочетания пурпурного, алого и оливкового, отделывала бирюзовый жакет кантом цвета бургундского вина, вечернее платье сочетала с ярко-красными чулками, а на розовом фоне рисовала зеленый узор.
 Вскоре руководство Голливуда подписало с Скиапарелли  контракт на создание костюмов для кинокартин. Контракт же с мадемуазель Коко Шанель был расторгнут на основании того, что ее  платья невыразительно смотрелись на экране.
   Эльза сделала костюмы для 27 фильмов. И, похоже, это еще не самая точная информация, их явно больше.
 "Всякое превосходство, как правило, приводит к своего рода изоляции. Оно заставляет выбирать друзей и знакомых"
(Коко Шанель)
   Накануне Второй мировой войны в мире моды развернулась  битва между Коко Шанель и Эльзой Скиапарелли. Коко предлагала дамам маленькое черное платье и строгий силуэт а-ля гарсон, а Эльза использовала для своих моделей необычные маптериалы, среди них мешковину, мех обезьяны, солому.
   В преддверии Второй Мировой войны,  стремление к уходу от реалий жизни был очевиден. А рост тоталитарных диктатур в  Европе, включая родную для Эльзы Италию, Германию, Испанию и СССР был тем контрастным фоном, на котором сюрреализм выгодно выделялся в мощное эстетическое  и художественное движение.
  В войну Скиапарелли создавала одежду для военного времени: комплект для бомбоубежища, комбинезон для прогулок во время бомбежек, костюм для выходов на разбомбленные улицы. Шанель на дух не переносила эту вульгарщину, а аристократка Скиап язвила в адрес выскочки  Коко.
   Однажды, пригласив Эльзу на ужин, Шанель выкрасила белой краской её стул. А в рисунках на платьях Скиапарелли некоторые узнавали карикатурное изображение Коко. Коко Шанель  редко называла соперницу по имени, при упоминаниио Скиапарели, говорила:
"А-а-а, это та итальянка, что делает платья"...
  Когда началась война, Скиап уехала в США, где  читала лекции о моде для многотысячной аудитории на стадионах, выступала с акциями Красного Креста и собирала посылки для французских детей-сирот. Коко  продолжает жить роскошной жизнью. Годы военной оккупации она проводит в  номере отеля "Ритц"  в объятиях немецкого любовника, офицера Ханса Гюнтера фон Динклаге. (13) Разные характеры -  разные судьбы и разное отношение к Франции. Но и в несовместимом можно найти точки соприкосновения.
   Шанель неожиданно для всех принимает решение о закрытии Дома моделей. После того как она закрыла свои ателье, её лучшим швеям пришлось искать работу в других модельных домах. Французские девушки в оккупированном Париже тоже интересуются модой…
"Безделье, на которое она обрекла себя, повесив замок на дверь Дома моделей, ожесточило её. Она не могла себе представить, что ничегонеделанье окажется таким жестоким. Работа была для неё как наркотик - и теперь она начинала сознавать это. Да, она, пожалуй, просчиталась, думая, что клиентки разбегутся, и приняв решение о прекращении своего дела. Потому что остальные Дома моделей - Ланвен, Фат, Лелон, Пиге, Пату, Баленсиага - продолжали шить и продавать платья".
(Софья Бенуа "Коко Шанель. Я и мои мужчины")
   Примирили  соперниц украшения Сваровски, а после войны -  Кристиан Диор. Его свежие идеи и "новый силуэт" отодвинули обеих дам на второй план. (14)  Но из истории моды, как слова из песни, ни творчество  Шанель, особенно её маленькое чёрное платье,  ни эпатаж и сюрреализм Скиапарелли, как говорится,  выкинуть не удастся.
"Не бывать искусственным талантам,
Стоящим дешёвые гроши,
Вровень с настоящим бриллиантом,
Режущим простую гладь души"
(Н.Н.Асеев)
  В 1947 году состоялась премьера "Нью Лука" у Кристиана Диора - стиль, который Эльза Скиапарелли  не совсем понимала и принимала. Изысканная женственность берёт верх над экстравагантными, но узкими моделями Скиап, и бороться с конкурентами становится всё труднее и труднее. К тому же  15 февраля 1947 года у Эльзы рождается первая внучка - Марица Беренсон, ставшая  манекенщицей и киноактрисой. Радости Скиап нет предела, и она покупает себе новый дом в Тунисе, в местечке Хаммамет.
   Эльза Скиапарелли пишет свои воспоминания  "Моя шокирующая жизнь".  Но дела дома мод  идут всё хуже. Несмотря на массовые продажи в американские универмаги лицензий на производство одежды под её именем для женщин и мужчин, шляп и белья, в 1954 году Эльза вынуждена показать свою последнюю сокращённую коллекцию.  Это случается как раз накануне возвращения в Париж из Лозанны  Коко Шанель, которая после 14 летнего перерыва решает вновь заняться кутюром, дабы спаси имя своего дома моды и поднять продажи духов "Chanel N°5".
  Скиапарелли же 13 декабря 1954 года закрывает свой дом моды в Париже, основной упор делает на  продажи духов и женских аксессуаров - шляп и очков в США.
  Шанель, казалось,  одерживает значительную победу в этой долгой битве двух богинь моды. Купаясь в лучах славы, Шанель всё ещё полна решимости работать. Она создает сотни различных вариаций своего костюма. Она предлагает взыскательной публике роскошные вечерние платья, наряды для коктейлей и вечеринок, воздушные платья-туники, платья-болеро. В её гардеробе обнаруживаются даже изящные брючки. Любимыми материалами Шанель на склоне её лет становятся шелк, муслин, мягкие ткани. Самыми востребованными орнаментами - сложные, замысловатые тибетские и китайские мотивы. Но усталость берёт своё. Возраст, ничего не скажешь...
"У меня осталось только одно неудовлетворенное любопытство -  смерть", - признаётся Коко Шанель.
   Жизнь прожита не зря. 10 января  1971 года   в одиночестве 87 летняя Габриэль/ Коко скончалась от сердечного приступа в отеле "Ритц".
"Так вот что такое слава: одиночество"
(Коко Шанель)
   Скиап переживёт "свою соперницу"  на 2 года, и тихо умирает во сне в Париже 13 ноября 1973 года. Чувствуя приближение смерти, она попросит похоронить её в пижаме цвета Shocking pink  на кладбище маленькой пикардской деревушки Фрукур. Перед смертью, Скиап дарит  большую коллекцию своих платьев  в Музей Филадельфии и в Парижский музей Искусств Моды на улице Риволи.
  Десять лет спустя, в 1983 году в Париж открывается ретроспективная выставка Эльзы Скиапарелли в "Forum les Halles". Выставка  пользуется большой популярностью и возрождает доброе имя Скиап. Одним из её организаторов стал  американский коллекционер Билли Бой, признанный эксперт творчества Скиапаррели.
   Сюрреальное,  в смысле выходящее за пределы естественных представлений,  нереальное, непостижимое, никогда не покидало Эльзу и настигло даже после смерти. Так 11 сентября 2001 года  в одном из самолетов, врезавшихся в Нью -Йоркские башни сидела вторая любимая внучка Скиап, фотограф и актриса Бери Беренсон, бывшая жена Энтони Перкинса, актера фильмов ужаса у Хичкока. Он сам скончался от СПИДа  12 сентября 1992 года.
 Да... сюрреалистическое продолжение шокирующей  жизни и смерти... (15)


(1) Габриэль Бонёр (Коко) Шанель (19.08.1883 -10.01.1971) - французский модельер, основавшая модный дом "Chanel" и оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века. Для стиля Шанель, способствовавшего упрощению женского костюма, свойственно заимствование элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу "роскошной простоты" (le luxe de la simplicit;). Она привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье; из аксессуаров наиболее известными стали сумка на цепочке и крупная бижутерия — в первую очередь броши-камелии и искусственный жемчуг. Производимые её фирмой духи "Chanel N°5" стали парфюмерным бестселлером XX века.
(2) Коко Шанель и ее линия бижутерии formygirl.ru
(3)  Эльза Скиапарелли (10.09. 1890 - 13.11.1973) - парижский модельер итальянского происхождения, неординарный модельер, эпатажный  дизайнер.
(4) Курт Воннегут- младший (11.11. 1922 - 11.04.2007) -  американский писатель-сатирик. Считается одним из наиболее значительных американских писателей.
Джованни Вирджинио Скиапарелли (14.03.1835 -  4.07.1910) - итальянский астроном. Был членом Петербургской Академии наук. В 1872 году награждён золотой медалью Королевского астрономического общества.
(5)  Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь 11.04.1904 -  23.01.1989) -  испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
(6) Жаклин Ли "Джеки" Бувье Кеннеди Онассис, урождённая Жаклин Бувье, по первому браку Кеннеди, по второму Онассис (28.07. 1929 - 19.05. 1994) - широко известная как Джеки
Мэй Уэст (17.08.1893 - 22.11. 1980) - американская актриса, драматург, сценарист и секс-символ, одна из самых скандальных звёзд своего времени.  Одна из цитат Мэй: "Когда я хорошая, я очень хорошая. Когда я плохая, я ещё лучше".
 Во Второй мировой войне военные летчики называли  надувной спасательный жилет  "Мэй Уэст, киноактриса была известна своим пышным бюстом.
(7) Сюрреализм (фр. surrеalisme - сверхреализм) -  направление в искусстве, сформировавшееся к началу 20-х XX века во Франции. Отличается использованием  парадоксальных сочетаний форм и аллюзий*
*Аллюзия (лат. allusio "намёк, шутка") - стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт.
(8) Жан Морис Эжен Клеман Кокто (5.07.1889 - 11.10.1963) -  французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр, крупнейшая фигура во французской литературе XX века
(9) читайте: Светлана Сорокина "Убийство в Cafe de flore"
(10) "Эльза Скиапарелли: сюрреалистическая кутюрье, навсегда изменившая мир моды" с сайта: 2queens.ru/Articles/Dom-Mody-Brendy/
(11)  Мария Магдалена (Марлен) Дитрих (27.12.1901 - 6.05.1992) - немецкая и американская актриса, певица, секс-символ, ещё при жизни стала легендой, оказав большое влияние на моду, стиль и женское сознание. Дитрих представляла собой шокирующий тип прекрасной и обаятельной женщины, одновременно порочной и невинной, вызывающе сексуальной и неприступной.
  Гэри Джеймс Купер (7.05.1901 - 13.05.1961) - американский актёр, сыгравший в сотне фильмов, получивший три "Оскара", два  за лучшую мужскую роль (1942, 1953) и третий -  за общий вклад в развитие американского киноискусства
Грэта Гарбо,  урождённая Грета Ловиса Густафссон  (18.09. 1905 - 15.04.1990) -  шведская и американская актриса, обладательница премии "Оскар" за выдающийся вклад в развитие киноискусства (1954).
  Джоан Кроуфорд, настоящее имя - Люсиль Фэй Лесюр (23.03.1904 -  10.05.1977) - американская актриса немого и звукового кино, в 1930-е годы по популярности соперничала с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо. Лауреат премий "Оскар" (1946) и "Золотой глобус" (1953). Американским институтом киноискусства признана одной из величайших актрис в истории.
   Мишель Морган, урождённая Симона Рене Руссель (29.02.1920 - 20.12. 2016) - французская актриса театра и кино, легенда французского кинематографа
(12) Александр Николаевич Вертинский (9 (21).03.1889 - 21.05.1957) -  русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Лауреат Сталинской премии 1951 года. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
(13) Ханс Гюнтер фон Динклаге (1896 - ?) -   немецкий дипломат, был на тринадцать лет младше Шанель. Когда ее как-то спросили об этой порочащей связи с врагом, она ответила: "Помилуйте, если женщине моих лет выпадает шанс подцепить любовника, она не требует у него паспорт"
(14)  Кристиан Диор (21.01 1905 - 24.10.1957) - французский модельер, основатель модного дома Christian Dior
"Эльза Скиапарелли: коварная соперница Коко Шанель" с сайта: www.wmj.ru/moda/tendencii
(15)  "Модный приговор"  Александр Васильев  предисловие к книге Эльзы Скиапарелли "Моя шокирующая жизнь"