глава 12-1

Олег Ока
 Об ушедшем...

  1. - " Найти Пациентов ! " - такая директива сверху .

  2. - В последние дни на Сенной всё чаще желающие могли видеть элегантно одетого человека , известного друзьям как Захаров Сергей Владимирович . Желающие могли также сделать вывод , что Захаров явно пытается кого-то найти . ( А желающие таки были ! )
 Поиски Захарова в результате увенчались успехом . Успех был похож на мужика сорока лет , с тыквообразной головой и животиком под 150 килограммов . Мужик , похоже , работал на каждого , кто хоть немного напоминал работодателя , и тарифом ему служили пол-литра спиртного и пачка сигарет . Захаров остановился метрах в четырёх и с опаской посмотрел на бицепсы , распирающие рукава обтрёпанной рабочей курточки .
 - Здорово , орёл !- окликнул он . - Как оно ничего ? -
 Он был узнан . Была извлечена сигарета в знак настроя на разговор . Тем более заплывшие глазки хорошо различили оттопыривающийся карман плаща .
 - Всё пучком . И тебе здоровья . Глаз отошёл ? -
 Захаров пошарил глазами , отошёл к стене , положил на бетонную приступку газету и осторожно присел . Мужик с интересом уселся на валяющийся ящик , и это было опасно .
 - Что-то интересует ? Компьютерами уже не занимаюсь . -
 - И не надо . А тема будет такая . В прошлую нашу ... встречу ... я заметил , что ты что-то знаешь об одном человеке ... Помнишь ? Этот человек ... пропал . Хотелось бы узнать о нём хоть что-то ... не из официальных источников . -
 Захарова интересовал Валерьян . Как многие , он полагал , что через обращение к прошлому человека можно узнать и понять его настоящее . И это настоящее - надеялся Захар - может помочь ему в его поисках . Хоть что-то . Какие-то адреса , объекты , дела , связи . Всё это - он был уверен - станет известным интересной парочке , возможно , подвигнет их на какие-то действия , а любые действия имеют материальный результат . У него не было ничего . Ноль . Он чувствовал себя висящим внутри " чёрной дыры " , и вся информация была искажена порогом событий .
 - Да , - сказал интервьюируемый , вспоминая прошедшее . - Зовусь я ... Пусть Лёшка . Кое-что вспоминается . Не знаю , что это тебе может дать . Может , что-то и даст ... Твой знакомый ... Он тот ещё чудило . Павлов ! Полосует собаку ножиком и тут же извиняется перед ней . За неудобства . Тебе если поподробней , то получится длинновато . -
 - Я не спешу . Только не надо философствований . И побольше имён и географии . -
 - А я ведь много и не знаю . Я знаю только про один эпизод . А про Карабах мне намекал один ... друг . Да , друг. Очень туманно . И потом он умер . Понимаешь , траванулся какой-то германской гадостью , химией какой-то , почище ГМО . В пол-часа весь изошёл на дерьмо . Такие дела . -
 - Я понял . То-есть , о том деле тебе ничего не известно . -
 - Именно ! Мне известно только то , в чём я сам участвовал . И было это ... Десять лет ? Или восемь ? ... -

 3. - ... рассказ бомжа Захарову о давних делах Валерьяна : -
 
   ДИСЛОКАЦИЯ РАЯ
 
  - Южнее Финского залива находится всем известный городок Сосновый Бор . Известен он потому, что где то там стоит АЭС . Это все знают .
  Но не всем известен Сосновый Бор , расположенный севернее первого километров на 40 . На противоположном берегу того же залива , не доезжая Выборга . А в паре километров от этого малоизвестного Бора лежит чудесное местечко , кажется не имеющее собственного имени по причине отсутствия его на карте . Для ориентира ещё могу сказать , что это место расположено в 40 километрах восточнее таинственной Красной Долины , если вы понимаете, о чём идёт речь ... Найти его просто - следуете по трассе Питер-Выборг , в 12 километрах за Зеленогорском оставляете справа поворот на Сосновый Бор , проезжаете по чудесному мосту через местную речку и сразу сворачиваете налево , мимо магазинчика и автобусной остановки . Полтора километра по изгибающейся , тенистой дороге , и вы видите слева двухэтажный корпус , похожий на административное здание , чем он и является , и ещё дальше
четырехэтажное здание , то ли аракчеевские казармы , то ли санаторий времён расцвета профсоюзов . Ещё здесь есть гаражи для медтехники , склады непонятно чего , и горы грязного угля за дальним углом . Подвальную котельную кстати топят регулярно и в любой сезон - и баня постояльцам нужна , и столовая-прачечная потребляют кипяток . Также на территории имелась воллейбольная площадка прямо перед фасадом , а сзади , в глубоком тылу по дну каньона протекала упомянутая речушка . В воде жили редко попадающиеся плотвички , раков замечено не было .

   ИЗ ИСТОРИИ РАЯ.
 
 До исторического периода ( начало милениума ) , в описаном местечке
располагалась лечебница санаторного типа для излечения больных
туберкулёзом ( а по данным из секретных источников - и СПИДом ) .
Летом обычно больных было мало , и персонал , проживающий в двух
трёхэтажках справа от подъездной дороги , чувствовал себя как на
курортах Швейцарии . Зимой огороды и леса пустели , помойки и городские свалки скрывались под сугробами , и палаты лечебницы заселялись отверженным элементом , а поскольку курс лечения был рассчитан на четыре месяца , бомжи чувствовали себя вольготно , тем более менты сюда соваться побаивались . В общем, всем жилось неплохо .
 А потом грянул хозрасчёт , и больных туберкулёзом стало совсем мало.
В главном корпусе остался только кочегар , которого не выгоняли лишь
по причине забывчивости . Уголь у него был , жил он себе в подвале , в своём закутке и старался поддерживать в зданиях минимальную
температуру ...

  ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

  Про сам эксперимент известно очень немного , и то, что известно , можно отнести в разряд новостей с озера Лох-Несс и из Бермудского треугольника об обнаружении свежих следов бигфута ... Говорят , его инициатором была РАЕСН (Российская Академия Естественных Специальных Наук - таковыми стали считаться эзотерические трансцендентные разработки сакральных знаний ... ) , а спонсором выступил известный русский меценат Зильдар Адельханович Саксумбаев . Персонал воспрянул духом , а некоторые даже отправились в банки и оформили кредиты под самые идиотические проценты - Саксумбаев считался незыблемым , как сама Россия ; говорят , его видели на презентации новой книжки САМОГО ПРЕЗИДЕНТА . А эксперимент ? Его задачей было новое видение и перспективы всё той же борьбы со всемирным терроризмом, а это задача важнейшая по приоритету и ...
В основе новейших разработок лежали работы известнейших пара- и
непарапсихологов современных школ коллективного подсознания и
сумеречных зон теневого осознания массовых "Я" и "ОНО"... Весь научный мир затаил дыхание, а  почему-то СМИ оказались в неведении , за что потом долго молили о пощаде на ковре спонсоров...

   ЗНАКОМСТВО.

   Кочегара конторы называли Степаном, и это было его настоящее имя .
Вот только кочегаром он не был - в целях экономии средств на него
понавешали столько обязанностей , сколько человек не в силах вынести ,
но он справлялся . По записи в отделе кадров - слесарь-сантехник , он
был также в одном лице и сторожем , и дворником , и кочегаром , и
подсобным рабочим , и грузчиком , и даже электриком . Когда надо было ,
он становился сварщиком . История его для России была типической .
В 90-е по глупости и обстоятельствам он потерял жильё в Питере -
коммуналку у Нарвских ворот . Прописала его у себя дочь , живущая в
Гатчине , но квартира её не отличалась обширностью , и Степан долго
искал работу , где можно было бы жить . Ему повезло . На днях он с  удивлением увидел людей, деловито присобачивавших новую табличку на административном корпусе. Табличка сообщала, что отныне здесь располагается "Отделение РАЕСН по изучению проблем взаимодействия социальных структур ." Сутки Степан решал вопрос о своих перспективах , а потом решил вопрос методом Александра Македонского - нагло постучал в закрытое окошко бухгалтерской кассы , подождал три минуты , и ...окошко открылось. На него выжидательно смотрела молоденькая, интеллигентного вида  дивчина, явно ожидая услышать причину вторжения.
 - Я...я здесь работаю...-
 - Фамилия.-
 - Копосов я ... Степан Анатольевич ... Сегодня 15-е , знаете , а в эти дни у нас обычно зарплата ... я сантехником здесь ... -
Милицию не вызвала бы , думал самозванец. Девица тоже думала, перебирая бумаги на столе перед собой, потом подняла на него строгий взгляд.
 - Что же это вы, Степан Анатольевич , не зашли в бухгалтерию , у вас не
подписан новый договор , а это надо делать срочно . Сейчас распишитесь
в получении денег, и зайдите к Серафиме Тимофеевне , она вас ждёт ... -
Сейчас Степан сидел на лавочке у спуска в свой подвал и наслаждался
"Винстоном" и июньским солнцем . Рядом с ним стояла тачка , гружёная
грязным углем , а жизнь была прекрасна . Думать совсем не хотелось . Он
просто чувствовал себя каким то дворовым котом , которому неожиданно отвалили свежую куриную грудку, да ещё пообещали сметанки на ужин ... Кто-то вышел из дверей чёрного хода , шаги приблизились , тень легла на Степана и рядом на скамейку сели двое . Он скосил глаза , люди как люди азиаты , обожжены солнцем , худые и угловатые . Узбеки  туркмены ?
 - Курить нету ?- он протянул пачку . - И зажигалку . -
Они прикурили , потом один вроде как выругался вполголоса .
 - Меня Степаном звать , - представился Степан . - Я работаю здесь ... -
Молчание . И он почему то почувствовал в этом молчании ненависть ...
 - Работаешь , - с издёвкой сказал один . - Платят хорошо ? -
 - Где сейчас работягам хорошо платят ? -
 - Так ты не из этих ... учёных ? -
 - Я из старой конторы ... Раньше здесь туберкулёзных лечили ... А сейчас -
не знаю ... -
Электричество из атмосферы исчезло .
 - Я вижу , вы , ребята , лучше меня всё знаете ... -
 - Ничего мы не знаем , - отрывисто сказал тот , который выругался . - И
 тебя не знаем . И не хотим знать ! -
 - Дело ваше . Насильно мил не будешь . Может , поможете немножко ...
 Двери подержать надо , я тачку вниз скачу ...-
 Второй поднялся , прошёл к двери в подвал , подождал .
 Потом , уже внизу , задержался , протянул руку .
 - Равиль я . А второй - Аслан . Только все его Исламом называют , а это грех . Значит, такой он человек ... -
Равиль оглянулся в сумрак подвального коридора .
 - Ты в самом деле не знаешь , что здесь делается ? -

   ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ .

   Корпус заселялся по тому же принципу, что и раньше - третий и четвёртый этажи мужские , народу немного , почти все азиаты , хотя кое-кто были похожи на африканцев . Были и европейцы , человек пять , эти держались отдельно , не смешивались и не общались . Вообще , мне все они казались народом диким , неуправляемым , будто ждали какого-то сигнала , чтобы выплеснуть неведомо на кого ярость и ненависть ... Я видел таких в 90-е в Питере , бандитов-боевиков . На втором этаже было несколько женщин . Этих кажется не видел никто . Раньше мужчин предупреждали - как бы по секрету - держитесь подальше , есть со СПИДом , фамилии , естественно , не разглашаются . Я и сам
получил такое предупреждение ... Хотя , не на всех это действовало .
В следующие дни к административному корпусу подъежали фургоны , и
приехавшие в них люди в форме заносили фанерные ящики . Там шло
оборудование лабораторий . Сразу возросло потребление энергии , пару раз даже пришлось сидеть без света , и в подвал я спускался с зажженой свечой . В течении недели напротив воллейбольной площадки воздвигли
марсианскую вышку связи , наподобие вышек сотовой сети ... Только что-то в ней было неправильное . Может быть солдат с автоматом за стальной дверкой охранной будки ? Потом начались вызовы постояльцев : они шли самостоятельно , но неохотно , по необходимости , видимо , таковы были условия игры . Некоторые возвращались в палату. Появлялись новые лица , ничем не отличающиеся от прочих . И всё было в порядке . Несколько раз я встречался с Равилем , которого про себя называл " Рахиль " . Чувствовалось , что этот человек имеет какое-то образование и культурный уровень . Как то раз я остановил его , предварительно  убедившись в отсутствии посторонних глаз .
 - Что здесь происходит ? Я ничего не понимаю . Эти люди больны ? -
 - Кто сейчас здоров , Степан ? А что будет дальше , не знает никто ... -
 - А Ислам ? Он не такой, как ты ... -
 - Стоп . Здесь никто не говорит о других ... Для этого есть причины ... -
Я видел , что и он о чём-то хочет спросить , но какая-то причина мешала ему.
 - Равиль, я не враг вам. Я просто ничего не понимаю, и хочу разобраться.-
 - Я хочу того же . Но в некоторых делах лучше разбираться ... со стороны . Понимаешь ?...Ты не видел здесь солдат ? -
 - Солдат ? Армию ? - я здорово удивился . - Здесь нет никого в форме ... Да
и вообще , я не видел здесь кого-то , представляющих власть и силу . Но
с чего ты взял , что здесь может быть охрана ? Все эти люди , их нужно
охранять ? -
 - Охранять ! Надо . А некоторых из них надо просто уничтожить , - он замялся , поняв , что сказал лишнее . - Перед отправкой сюда нас всех предупредили , что у нас есть выбор - здесь , или ... там . -
 - И ... ты тоже ? -
 - " В конечном счёте , случай - это Бог . " -  так сказал Анатоль Франс ... -

   В ЛЕСУ.

   Ночью прошёл скудный летний дождик . Меню кочегара мне порядком
надоело , и в голову пришла идиотская мысль , что в лесу вокруг вполне
могут объявиться грибы . Не очень то я в них разбирался , но сыроежки
и дождевики были доступны моему пониманию ... По прошлым годам
я помнил , что здешние леса не изобиловали травой , кроссовки у меня
были , и , вооружившись маленьким ведёрком и складным ножичком , я отправился на охоту . Под деревьями стояла духота , солнце грело кроны , и тёплый воздух колыхался между стволами . Только далеко идти мне не пришлось . Метров триста от границы территории . В лесочке было тихо , до дороги далеко , и близкие звуки слышались чисто и чётко . Стон я услышал издали . Точнее , это было что-то вроде всхлипа , сквозь зубы , попытка сдержаться до полной немоты , но не вышло . Я услышал . Не было возни , звуков схватки , голосов ... И это пугало . Потом опять стон , и это был уже действительно стон , ничем не маскируемый - человеку было очень больно , и человек находился совсем недалеко от меня . Он лежал на небольшой лужайке , пятна света ломали его фигуру , но я издали разглядел , что это была женщина . Её лицо было укутано чем-то вроде паранджи , только глаза , за дрожащими веками . И это была европейка . Видимо , она услышала шорох моих шагов , и как то странно , будто ей было холодно , дёрнула плечами , не убирая рук с живота . Она открыла глаза и безразлично оглядела меня .
 - Ты ... не из персонала ... - прошептала она . - Я тебя видела ? -
 - Вам плохо ? - спросил я , подходя и опускаясь на колени . -Я могу как-то помочь ... Я не разбираюсь в медицинской помощи ... -
 - Им надо помочь ... - абсолютно ясно и чётко произнесла она , и её голос
был наполнен силой и гневом .- Понимаешь ? Всем надо помочь ! Даже тем , кто не ведает , что творит ... Тысячам ... И чистым и нечистым ... -
 - Кому ? О ком вы говорите ? - растерянно спросил я . Я ничего не понимал , кроме того , что она была на пределе , и надо было что-то срочно
делать , куда-то бежать , кому-то что-то объяснять ... - Что я должен
сделать ? Я немедленно позову кого-нибудь ... Они врачи , они вам помогут ...-
 - Ты ничего не можешь ... Врачи ... Ведь они не ведают , что творят ... -
 - Вы о пациентах ? Или о врачах ? ... Ничего не понимаю . -
 - И не надо . Думай о себе . Ты должен ... Хотя бы ты ... -
Руки её ослабели , упали по сторонам тела . Я увидел рану поперек её
живота ... Я читал о японском харакири ... Это выглядело именно так. Ей
было уже всё-равно.

    ПОТОМ.

   Когда , шатаясь и хватаясь руками за всё подряд , я ввалился в корпус ...
Здесь было так прохладно и тихо ...Не было этого мёртвого леса с
надгробиями древесных стволов и саваном мглы над кронами ... Похоже , меня уже ждали - я не имел представления , где и сколько времени я пребывал , когда убежал от мёртвой женщины ... Ведь ей уже было всё-равно ... Я не хочу сказать , что был на грани помешательства , всё-таки 90-е я провёл в Питере, а это многого стоит. К трупам я был равнодушен , воспринимал их , как воскового Петра в Эрмитаже ... Но ... И вот меня уже ждали .
 - Семён Анатольевич , зайдите пожалуйста в 6-й кабинет . С вами хочет пообщаться главврач . -
Это было смешно и дико , невообразимо и шаржированно , это просто
отдавало нелепым фарсом (как вся наша жизнь!) и смеяться над этим было нельзя .
 - Хорошо . Спасибо , Галина Викторовна ... Я хотел бы умыться ... -
 - Не волнуйтесь . В кабинете есть всё , что нужно . Проходите пожалуйста .-
Да , там было всё , что нужно . И махровое полотенце , и горячий кофе ...
И внимательные глаза главврача ... Почему то мне вспомнилась фотография нюрнбергского процесса , фото доктора Менгеле ...
  - Присаживайтесь ,Степан Анатольевич ... - он был очень вежлив , он
был интеллигентен , а я даже не помнил его имени , это моя болезнь с
с детсва, никогда не запоминал с первого раза ни лица , ни фамилии ...
  - Я задержу вас совсем ненадолго ... Собственно , простая формальность , - он улыбнулся , и с ним улыбнулся и я - нам обоим пришла в голову эта банальность , штамп из детективных сериалов , Коломбо , Пуаро и т.д.
  - Но это в самом деле так...Ведь вы не можете сказать мне НИЧЕГО , чего я не знал бы , и даже ответив на мой вопрос , вы не измените ничего , кроме моего мнения о вас . Но и это совершенно не имеет значения ни для меня , ни для вас ... -
У них уже всё решено . И не для меня , я для них - пустое место ... Я взял со стола и сделал глоток отличного кофе , посмаковал , потом кивнул .
 - Я попытаюсь помочь ... Пожалуйста . Вы что-то хотели узнать ? -
 - Прекрасно . Эта ... женщина , там в лесу , она чего то хотела ? У неё были какие-то определённые просьбы , пожелания , сообщения ? - от моего удивлённого взгляда он поперхнулся, потом через силу улыбнулся...
  - Что-ж , - сказал я . - Я не врач . Но вы то ... Даже мне , учитывая, что они
сделали с несчастной , понятно , что она ... просто физически не могла ... -
  - Постойте , - прервал он меня . - О чём вы ? Кто - " ОНИ " ? ЧТО вы
говорите ? Это она САМА !  Понимаете , она сама !!! -
Только ещё один хороший глоток не дал мне закашляться так , как он
перед этим .
  - Может , вы объясните , куда она после этого дела нож ? Закопала ? -
  - Вы острите ? А если я скажу , что она сделала это совсем НЕ ТАМ ... ?
Она сделала это очень далеко от того места ... очень далеко отсюда ... -
  - Не понимаю . Что значит - " далеко от этого места " ? В Питере ? В
Выборге ? В Хельсинки ?... -
И потому , как у меня похолодели ладони ,  понял, что он не врёт , что
это какая-то дикая , недоступная моему пониманию правда ...
  - Она говорила ... Я плохо помню , что-то бессвязное . Никаких просьб ,
сообщений ... Мне показалось , что это парафраз Нового Завета , где
Иисус говорит о тысяче избранных , предназначенных быть у престола ЕГО в конце всего ...Что-то очень близкое к тому ... -

    ДРАКА В СТОЛОВОЙ.

    Я там не был, и , естественно , не знаю , из-за чего там всё было ...
Может быть кто-то кому-то наступил на ногу , или чихнул в его сторону . Я уже говорил , что эти люди будто жили в ожидании некоего сигнала ,
чтобы поступить так , как НАЗНАЧЕНО . Кем и каким образом ? Видимо ,
что-то стояло за всем этим действом , какая то режиссура чувствовалась в происходящем , и уже сейчас я думаю , может быть главврач ( я так и не узнал его имени . и какая разница , вряд ли они все учавствовали под своими истинными именами ) не спроста упомянул об ОЧЕНЬ УДАЛЁННОМ ОТ ЭТОГО МЕСТЕ ... Где и когда находилось это место ? Повторяю , я совершенно не понимал смысла происходящего , и когда
я топтался у входа в родной подвал в предвкушении обеденного
жареного цыплёнка, я увидел, как узкое высокое окно столовой в 20-ти
метрах от меня , чёрное в перекрестье белой деревянной рамы , вдруг
выгнулось наружу , деревянный переплёт разлетелся на куски и осколки
чёрного стекла посыпались на землю , и потом , спиной наружу , вслед за
стёклами вылетела человеческая фигура с раскинутыми в стороны руками . От неожиданности я ухватился рукой за дверную ручку , и потом только услышал вырвавшийся гул голосов , и даже отдельные слова , но всё это проносилось мимо сознания , и истерические выкрики поварих , звон посуды , что-то мелькало в оконном проёме и летали шайтаны , ибрисы и товпаки .  На ослабевших ногах я подобрался к скамейке , опустился на неё , и начал шарить в карманах в поисках сигарет . В голове будто нарисованные толстым углем плавали - ПОЛИЦИЯ , АРМИЯ , ОМОН , СПЕЦНАЗ - как рецепты от головной боли ; - "возьмите пять граммов того, пятнадцать миллиграмов этого, добавьте сушёных лягушачьих лапок, перемешайте с бредом Кашпировского и запейте водичкой , которую сглазил А. Чумак ... И всё устаканится само собой ... " . Я уже докуривал сигарету , когда увидел вышедшего из-за угла Равиля ,  он кивнул мне , подошёл и сел рядом . Он щурился от солнца , будто вышел из тёмного помещения , и тоже закурил .
  - Рахиль , что там произошло ? -
  - Это Ислам . Он нашёл свой нож . Понимаешь , этот нож , который должен был стать его ножом, он часто говорил о нём , даже когда спал . -
  - Его убили ?-
  - Конечно . В каждой тысяче должно быть тысяча человек . Чистых . И один не чистый. И он должен искупить содеянное . -
  - А если не чистых тысяча ? -
  - Христос, слышал ? И двенадцать с ним . А против ? Было там тысяча против одного ?-
  - Рахиль , это сумасшествие ... Какое тысяча против одного ? О чём ты ?
Ты ставишь Бога против человека ? -
  - Хорошо . Пусть будет человек против человека . Так бывает ? Я видел ,
когда так было - их было семь человек , и они были зажаты в ущелье .
Представляешь , что с ними стало потом , когда у них кончились
патроны ? И неважно, кто там был чист , а кто не чист . Кто из тысяч , по мнению Бога - из них - был достоин смерти , а кто достоин им эту смерть дать . Ты думаешь , Иуда сам выбрал свой жребий ? А потом принял смерть . Добровольно . Это был его выбор ? Мы приходим в этот мир по своей воле ? Тогда тебе надо очень подумать . Подумай о том , что мы все - обитатели ковчега, у него есть осадка, грузоподъёмность , есть порт приписки , и он идёт по конечному маршруту ... -

     ВЕЧЕР.

   Солнце очень медленно опускалось в ночь , но ему это было недоступно ,
 был июнь , и очень скоро придёт самая короткая ночь . А пока солнце было сплюснутым овалом и тонуло в кронах деревьев . Залива отсюда не было видно, но я мог представить себе прямую горизонтальную черту воды , на которой лежит бледный овал . Потом он не погрузится в воду, а будто растает в бледном небе , чтобы сгуститься через короткое время на  противоположной стороне небосвода . Белые ночи , так это назвали люди .
  - Люди - странные существа . Это все знают . Все , кроме людей . Кошки не доверяют людям . Собаки - да , а кошки - нет . Может потому , что в собаках живёт отблеск души человека , и они верят человеку , потому , что верят  себе . Кошка так близко человека не подпускает . Ты понял , чем они здесь занимаются ? -
  - Ты про учёных ? По-моему , как все учёные , они боятся сами себя , того , что может им открыться . Ничем умным они здесь не занимаются . Ты , наверное слышал о всех этих чудесах , " зеркалах Козырева " , чакрах ,
мантрах , заряженной воде ... - я остановился , потому что он качал головой .
  - Люди придумывают мифы , чтобы проще было жить . Загадочные силы
космоса работают на них , как это возвышает ! А люди ? Сами люди ? Вот эти люди , которых собрали здесь со всей Европы и Азии ? Веркор решал вопрос - " люди или животные " ... -
  - Он просто ушёл от ответа ! Как мы можем решить , кого нам называть
человеком ! ... -
  - Согласен . Одна из этих женщин назвала себя человеком и взорвала себя во дворе школы . Её решение стоило жизни двенадцати детям . Которых она даже не видела , но решила , что это не люди . Именем Аллаха . -
  - А БОГ ? Ему надо , чтобы дети Его убивали друг друга Его именем ? -
  - Надеюсь , ты не будешь рассказывать мне о крестовых походах ? -
  - Что всё это означает , Рахиль ? Тысяча чистых , это те , о которых
говорил Бог ? Буквально ? -
  - Плач разносится по земле , Рахиль ищет своих детей , потому, что их
нет ... -
  - А ты ? Ты сам - кто ? Ты отделяешь себя от тысячи ? Стоишь в стороне и судишь ? -
Он очень долго молчал . Так , что я решил уже - ответа не будет .
  - Я постоянно думаю об этом . Ислам решил этот вопрос, и его ответ
был - тысяча долларов . Тридцать сребренников . Мы вместе были в Центре подготовки. Он пришёл туда добровольно , он сам решил , что имеет право отделять чистых от нечистых . Вот эти люди , многие из них решают этот вопрос так же , без Аллаха , и потом , когда настаёт время , они перекладывают ответственность на Него , или дьявола , или президента , или банкиров ... Я не уверен в правильности такого решения . Но и ответить, кто чистый , а кто нет , я не могу . Это относится и ко мне . Я не верю сказкам о праведниках, которым дозволено всё . И тем , кто верит в раскаяние , через которое он обретёт царствие небесное .
Думаю , эти вот учёные сами решали для себя этот же вопрос . Они его
решили , и это тоже реальность . И каждый  должен решать его только
для себя . Сам . Для себя . Может быть это и есть тот самый ответ . -
Он решил его . Когда солнце обрело себя . Равиль ушёл в корпус , и я знал ,
что больше никогда не увижу его . Я знал , что у него есть самодельная бомба , ему нравилось делать вещи своими руками . Надёжные вещи , которым можно было верить . Я спустился в подвал , забрал деньги , документы , сложил в сумку что-то из продуктов и пошёл к автобусной остановке на Питер ... -