Жизнь Джона Леннона в период с 1973 по ноябрь 1980

Владимир Курбалиев
Период в жизни музыканта, с середины 1973 и вплоть до 1975 года был охарактеризован проблемами в личной жизни, обусловленной разлукой с женой Йоко. В это время музыкант много путешествовал по Америке, побывал в Калифорнии. В конце 1973 года выпустил сильную и продуманную пластинку «Mind Games», в которой можно провести параллель с альбомом «Imagine». Также, Джон успел принять участие в двух сольных работах «Ringo» 1973 и «Goodnight Vienna» 1974 годов своего коллеги по группе Ринго Старра. Также выступил продюсером пластинки Гарри Нилссона «Pussy Cats». Музыкант даже побывал в Лас-Вегасе, где испытал своё счастье игрока в рулетку и спустя четыре месяца путешествий по югу Соединённых Штатов приехал в Нью-Йорк, поселившись в отеле.    
       1974 год был временем Уотергейтского скандала и данные события охватили Джона целиком:
- Страна, которая даёт Миру Уотергейтское дело для меня страна Номер Один! Я не пропускал ни одного телерепортажа, это было просто невероятно.
      В марте 1974 года Джон с Полом Маккартни устроили джем-сейшен. Пол приехал в Лос-Анджелес на церемонию премии «Оскар» и приехал в Санта-Монику в гости к своему коллеге по группе. В то время и произошло окончательное примирение друзей.
      С музыкальной точки зрения после выпуска альбома «Игры разума» в ноябре 1973 года и до начала лета 1974 года Леннон практически не занимался музыкой в этот период, поскольку за это время им была написана всего одна песня. Музыкальное бездействие тяготило Джона, и он решил приступить к записи пластинки, которая была его восьмым студийным альбомом под оригинальным названием «Стены и мосты». Когда у него спросили, а что значит это название, он ответил:
- Стены чтобы на них натыкаться, а мосты, чтобы их преодолевать. О, глубокая мысль.
       По мере того, как велась запись лонгплея, Джон всё больше приходил в себя от депрессивного настроения, втягиваясь в трудовой ритм. К моменту начала работы у него было несколько заготовок, сделанных им ещё в Лос-Анджелесе, но Нью-Йорк подхлестнул его вдохновение и активность. Песни сочинялись с невероятной скоростью, ещё быстрее велась работа в студии. На запись ушло чуть больше недели, несмотря на то, что у Джона не было никаких заранее подготовленных аранжировок. Технология музыкальной работы над альбомом заключалась в том, что Джон просто предлагал сессионным музыкантам играть свои партии. И, когда получалось, то, что он хотел, запись останавливалась. Стоит упомянуть, что в записи пластинки музыканту помогал Элтон Джон и с этим сотрудничеством связан интересный случай. Элтон сочинил для Леннона песню «Whatever Gets You through the Night» также подпевая и играя на клавишных в ней и заключил пари с экс-битлом по поводу того, что если эта вещь займёт лидирующее место в хит-парадах США (это было невозможной задачей для Джона), то Леннон примет участие в концерте Элтона. В итоге Джону пришлось сдержать обещание, поскольку песня действительно заняла первую строчку в хит-параде (что до этого момента не удавалось сделать ни одной сольной песне Джона).
      Также в записи альбома принимал участие друг Джона из Гамбурга бас-гитарист Клаус Форман, и на вопрос журналистов о том, кто отвечает за бас на пластинке, Леннон ответил с сильным немецким акцентом:
- Клаус Форман. Мы все знаем Клауса, ja.
       С музыкальной точки зрения полотно представляет интерес прежде всего  экспериментальными намерениями музыканта. Возможно, довольно сильные в прогрессивном плане работы его коллег по группе Пола «Band on the Run»  и Джорджа «Living in the Material World» 1973 годов выпуска подвигли его на это. На пластинке наблюдается смешение разных стилей – джаза, небольшого налёта психоделии, регги и даже фанка. Также можно сказать, что на этом полотне Джон поработал над расширением духовой секции, нехарактерной для прошлых его творений.
       Открывающая пластинку «Going Down on Love» - это красивый фанк в умеренном темпе, радующая слушателя своей теплотой.
       «Whatever Gets You through the Night» - с игрой на пианино Элтона и им же сочинённая. Немного суматошная и быстрая, вышедшая, тем не менее, главной песней с пластинки. На песню было снято видео, которое можно считать клипом к ней.
       «Old Dirt Road» - красивая, душевная вещь, сравнимая с лёгким утренним летним ветром. Мелодия льётся словно струя воды после длительной жажды.
       В «What You Got» Джон решил продемонстрировать миру свои вокальные возможности. Энергично.
       Небольшая замашка на фьюжн в композиции «Bless You». Прекрасно подойдёт для летнего вечера с девушкой. Нельзя не отметить клавишное соло в окончании.
       «Scared» - это олицетворение душевного состояние Джона на тот момент. Даже название подходящее.
       «#9 Dream» - очень красивая вещь в стиле коллектива. Состояние полёта в облаках. Цифра девять в названии не случайна, по причине того, что музыкант считал это число талисманом, преследующего его всю жизнь.
      «Surprise, Surprise (Sweet Bird of Paradox)» - ни к чему не обязывающий опус с небольшим влиянием регги.
      «Steel and Glass» - с налётом психоделии, образца 1967-1969 годов. Словно гигантская туча размышляет о том, облить ли водой землю. Ожидание выматывает.
      Не уверен, приглашал ли  на работу в «Beef Jerky» Джон Дэвида Гилмора из известной группы, но гитарная работа наводит на определённые мысли…Стоит отметить, что это единственная инструментальная вещь, на всех альбомах Леннона с 1970 года.
     «Nobody Loves You (When You’re Down and Out)» приятная вещь с вкусной игрой на акустической гитаре.
     На закрывающей альбом домашней записи  «Ya Ya» за ударные отвечает одиннадцатилетний сын музыканта Джулиан. Милая вещь.
     Также стоит отметить обратную обложку альбома на которой в свою очередь одиннадцатилетний музыкант играет в футбол с ребятами. На снимке дата – июнь 1952 года, 11 лет. Возможно и приглашение сына на запись с аналогичным возрастом определённая задумка Джона.
Закончив работу над альбомом «Walls and Bridges», Леннон сказал так:
- Я удивлён, что вообще сумел сделать что-то стоящее после этого чрезвычайно странного года.
    После выхода альбома в октябре 1974 года в жизни Джона случилось немало интересных событий. Во-первых, встреча с коллегой по группе Джорджем, по приезду его в ноябре 1974 года на гастроли по США (которые, к сожалению провалились). Встреча была довольно важной, так как Джордж привёз документ о расформировании группы. На нём не хватало всего лишь подписи Джона. Однако посовещавшись со своим астрологом, музыкант счёл день для подписания важного документа неподходящим и отложил это мероприятие. Во-вторых, приезжал в то время в США и Маккартни, Леннон пообщался с ним довольно тепло. Но самое важное событие состоялось 28 ноября 1974 года в Мэдисон Сквер Гарден, когда состоялось совместное выступление Леннона с Элтоном Джоном. К сожалению это было последнее появление Джона на сцене.
       На этом выступлении произошла первая за фактически полтора года встреча Джона и Йоко, благодаря большому вкладу Элтона, поскольку именно он пригласил её на концерт, так как был большим другом семьи. Джон в свою очередь о приглашении Йоко не знал. После концерта за кулисы пришла Йоко. Джон был очень взволнован. В итоге встреча оказалась поворотной: в течении нескольких месяцев они встречались друг с другом. Наконец в январе 1975 года состоялось окончательное воссоединение этой пары. Более они никогда не расставались.
   Вот что сказал Джон по этому поводу:
- Она научила меня, всему, что я знаю, уроки эти суровы, и я не всегда смог их вынести. Когда мы были в разлуке, именно я вёл себя по-свински, не заботясь о том, что мои приключения появлялись в газетах. Йоко скучала по мне и любила меня, но её жизнь была упорядочена. Я вернулся, но я вернулся в её жизнь, а не наоборот.
      Интересен тот факт, что вскоре после примирения Джона с Йоко, Битлз, как музыкальное предприятие решением Верховного Суда в Лондоне было расформировано. Через несколько недель, весной 1975 года Джон рассылал своим друзьям открытки с посланием – « Ещё один удар для Вас – Джон и Йоко просто снова вместе, они беременны».
      Музыкальные дела Леннона на тот момент тоже не стояли на месте – в феврале 1975 года вышел его девятый студийный альбом под простым названием «Rock-n-Roll». Пластинка представляла сборник кавер-версий рок-н-роллов, которые исполняли «битлы» ещё до прихода славы. Здесь уместна аналогия с работой Пола Маккартни 1999 года, «Run Devil Run», также состоящей из кавер-версий рок-н-роллов. Интересно, что пластинка является первой и последней работой Джона, в котором все песни сочинены не им. Также в альбом Джон не включил ни один кавер своего кумира, Элвиса Пресли. Запись лонгплея началась ещё в ноябре 1973 года, до альбома «Стены и мосты». Леннон объединился со звукорежиссёром Филом Спектором, ранее помогавшем Джону на пластинках 1970, 1971 и 1972 годов, предоставив ему полный контроль. Фил выбрал несколько песен, забронировал студию и пригласил музыкантов. В ходе работы над альбомом мнения Леннона и Спектора расходились, и сеансы звукозаписи зачастую заканчивались ничем. Примерно в это же время Фил, который вёз кассеты с записями попал в аварию и у Джона не было возможности забрать кассеты себе. После того, как Леннон их всё-таки получил, было решено, что только четыре дубля приемлемы, а остальные необходимо перезаписать, вследствие этого работа затянулась и была завершена сразу после выхода пластинки «Walls and Bridges», а выпуск данного альбома был отложен до 1975 года.
       Открывает полотно кавер-версия песни Джина Винсента
«Be-Bop-A-Lula» - приятно слушается.
      «Stand By Me» - с вокальными находками от Леннона переходит в заводной рок-н-ролл «Medley: Rip It Up/Ready Teddy».
       С песней Чака Берри  «You Can’t Catch Me» был связан большой скандал, поскольку Леннона обвинили в плагиате, так как его вещь «Собирайтесь вместе» с альбома группы 1969 года очень похожа на это произведение. В итоге конфликт был улажен, выполнив условие звукозаписывающей фирмы, Леннон включил эту композицию в альбом.
       Вещь Фэтса Домино «Ain't That a Shame» с немного рваным ритмом в исполнении Леннона фактически изменена до неузнаваемости.
       Состоящая из двух мелодий «Medley: Bring It On Home to Me/Send Me Some Lovin’» является изюминкой альбома. Словно признание девушки в любви тёплым летним вечером.
      В «Bony Moronie» Джон проявил свои вокальные находки в полной мере.
      На закрывающей альбом «Just Because» присутствуют нотки ностальгии.
      В сентябре 1974 года, подруга Леннона во время разлуки с Йоко Мэй Пэнг по настоянию Джона посетила фестиваль «Beatlefest», где встретила Юргена Воллмера, старого друга группы из Гамбурга, который фотографировал ребят во время их выступлений в этом городе до прихода славы. Он продавал некоторые из своих фотографий, о чём Пэнг сообщила Джону по телефону. Встретившись с Воллмером в Нью-Йорке, музыкант выбрал одну из фотографий в качестве обложки альбома. К слову, на фото Леннон стоит в дверном проёме позади трёх проходящих расплывчатых фигур, идущих вдоль улицы – ими являются Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Стюарт Сатклифф (друг Джона, умерший в начале 1962 года в Гамбурге).
       Несмотря на тот факт, что после выхода альбома некоторыми критиками он был охарактеризован как «шаг назад», музыкальные издания не скупились на похвалы, «The Rolling Stone Album Guide» писал:
- Джон придаёт достоинства этим классическим композициям; его вокал чувственный, убедительный и нежный.
       «AllMusic» описал альбом как «вершину в следующем за «Imagine» творчестве».
       В октябре 1975 года Джон выпустил сборник своих лучших песен с 1969 по 1974 годы под названием «Shaved Fish». Эта пластинка стала последней у Леннона перед временным прекращением сольной карьеры до 1980 года. Некоторые вещи, прозвучавшие на этой пластинке, никогда не выпускались ранее на альбомах.
       Известие о будущем сыне коренным образом поменяло взгляды Джона на жизнь. Он принимает решение оставить музыкальную карьеру и будущие пять лет жизни посвятить семье. Он начинает активно читать книги по уходу за младенцами, ходит с Йоко на врачебную физкультуру и всячески оберегает её покой. Также Джон с готовностью взял на себя все домашние обязательства, превратившись в домохозяина и предоставив Йоко вести связи с внешним миром.
       8 октября 1975 года, когда Йоко уже лежала в роддоме, позвонил адвокат Джона и сообщил, что американские власти дали согласие на «зелёную карточку» - постоянное место жительство в США. Джон пригласил его в больницу, и они вместе до полуночи разбирались в сложностях иммиграционных документов. В полночь настал день рождения Джона, ему исполнилось 35 лет, а спустя два часа Йоко родила мальчика. Со всех концов света стали поступать поздравительные письма и телеграммы, в некоторых прослеживался юмор, относительно одинакового дня рождения отца и сына, но Джон относился к этому предельно серьёзно:
- Ребёнок, сам выбирает время, место и семью, в которой он родится; Йоко не просто родила Шона, он был дан нам через неё, как чудо, как подарок.
      Через четыре месяца после рождения Шона и Джона, в феврале 1976 года, истёк контракт с фирмой EMI, который музыкант отказался продлевать. Таким образом, впервые за 15 лет музыкальной карьеры Джон оказался освобождён от всех обязательств и был предоставлен самому себе. Он кормил ребёнка, мыл его, купал, одевал, покупал ему книги, играл с ним. Больше всего ему не нравилось менять пелёнки, однако и это он делал сам. Крёстным отцом Шона стал друг семьи Элтон Джон.
     18 февраля этого года Джон появился на публике, это произошло церемонии вручения премии «Grammy». Появление было одно из немногих его публичных мероприятий в период с 1975 по 1980 год.
     18 января 1977 года Джон и Йоко приняли участие в инаугурации нового президента США Джимми Картера. Прибыв в Вашингтон, Ленноны облачились в официальные вечерние костюмы и отправились на мероприятие, которое проходило в центре Джона Ф. Кеннеди. После концерта, вместе с другими приглашёнными, они отправились поздравить избранного президента Картера. Во время представления президенту, Джон произнёс:
- Вы, может быть, помните меня, я бывший «Битл».
Президент помнил, но не более того.
       По возвращении в Нью-Йорк Джон чувствовал себя усталым, но гордым и счастливым от того, что новая администрация приняла его столь, же охотно, сколь предавало его анафеме прежнее правительство. Джон делился впечатлениями о своём визите в столицу, гордо демонстрируя приглашение из Белого дома с выгравированной на нём золотой печатью. Он даже позвал соседей, Кэй и Уорнера Леруа, чтобы показать им запись церемонии, на которой несколько раз промелькнули их лица.
     В июне 1977 года вся семья поехала в Японию, где их сопровождал старый приятель Эллиот Минц. Джон вёл строгий и здоровый образ жизни, совершенно не пил, занимался спортом, йогой, наотрез отказавшись от сладкого. Япония произвела на Джона большое впечатление. На обратном пути Йоко, проверив нумерологические таблицы пришла к выводу, что домой нужно лететь раздельно, причём вылетев прямым рейсом в Нью-Йорк, мужа и сына она направила кружным путём через Токио, Гонконг, Дубай, Франкфурт, Нью-Йорк. Эллиот вспоминал, что Джон с ним никогда не был так откровенен, как за время 26-часового перелёта, тем более, что за сыном присматривала няня, а по обе стороны сидения были свободны. Во время перелётов, Джон и Йоко покупали не только два соседних места, но и два, расположенных впереди, чтобы на них никто не сидел. Джон говорил:
- Таким образом, я, по крайней мере, гарантирован, что сидящий рядом не будет спрашивать: а когда «Битлз» снова соберутся вместе?
      В течение первых двух лет после рождения Шона, Джон вёл жизнь затворника, редко даже отвечая на телефонные звонки. Визит в Японию многое изменил в жизни Леннона. Сыну исполнилось два года и в свете материальных успехов матери, отец решил применить к нему теорию «обратного материализма». Теория состояла в том, что сам Джон и миллионы подобных ему детей росли в надежде, что когда-нибудь они смогут купить себе первую машину, свой дом, первый костюм, первую гитару. Завтрашний день связывался с надеждой на благополучие.
- Я не хочу, чтобы мой сын рос потребителем – заявил Джон.
      Поэтому Шону, было предоставлено всё, что он мог себе пожелать, причём в раннем возрасте.
      Посещение знаменитого нью-йоркского магазина «Шварц» могло обойтись Джону в несколько тысяч долларов, огромные деньги тратились на различных роботов, на самые последние компьютерные игры. Теория музыканта принесла свои плоды: в возрасте восьми лет самым главным интересом в жизни Шона была собранная им коллекция морских камушков, его главным увлечением – собирание морских раковин на берегу океана. Кучи дорогих игрушек, электрические автомобили и поезда парня более не интересовали.
      В августе 1980 года Джон решил отправиться на своей яхте «Изида» в сопровождении команды из пяти человек на Бермудские острова. По пути яхта попала в шторм, половина экипажа вышла из строя из-за морской болезни и Джону самому пришлось вставать за штурвал. Он отправился в это путешествие, чтобы получить отдых от домашних забот, но, несмотря на это, каждый день названивал домой. Часто случалось, что Йоко была занята деловыми вопросами и отключала телефон, не отвечая на звонки. Такое положение вещей вдохновило музыканта на создание песни «I am Losing You», которую он исполнил по телефону своей жене. За этой песней последовала другая, и он её тоже исполнил Йоко, в ответ она заявила о собственном наличии материала, который она тут же исполнила. По возвращении домой супруги обнаружили, что у них имеется около 20 песен, готовых к записи. Название для лонгплея Джон придумал ещё на Бермудских островах, в местном ботаническом саду, где растёт цветок Double Fantasy – Двойная Фантазия – это название чётко отражало суть самой пластинки.
      Впервые за много лет пластинку записывали не для какой-нибудь фирмы, а для себя. Всем музыкантам, участвовавшим в записи, Йоко поставила условие – никаких крепких спиртных напитков, никаких наркотиков. Во время перерывов из ресторана приносили японскую еду, одно из небольших помещений студии оборудовали в комнату отдыха для Джона и Йоко – туда была поставлена мебель из квартиры, развешаны картины с той целью, чтобы Джон и Йоко чувствовали себя как дома.
       Когда смикшировали песни для пластинки, Джон стал думать над тем, кому предложить законченное произведение, музыкант не хотел связываться с крупной корпорацией. Многие фирмы проявляли интерес к записям, но для начала хотели прослушать материал перед тем, как сделать деловое предложение. Джон подобное положение находил оскорбительным для себя и отказывался идти на это. В итоге пластинка была выпущена фирмой «Geffen» руководитель, которой, Дэвид Геффен согласился принять материал и подписать соглашение, так сказать, на свой страх и риск.
      К моменту выхода пластинки, в ноябре 1980 года, Джону исполнилось 40 лет. После долгого периода умеренной и здоровой жизни, вегетарианства и путешествий он был в великолепной форме – как физически, так и умственно. Он был полон планов на будущее – его проект включал выпуск двух альбомов в ближайшее время. В 1981 году на своей яхте он собирался пересечь Атлантический океан и выступить с небольшим турне по Великобритании, в Гамбурге и в трёх городах США. Ленное давал себе отчёт в том, что многие музыкальные деятели – Элвис Пресли, Джимми Хендрикс, Джанис Джоплин, Брайен Джонс, рано ушедшие из жизни, стали своеобразными жертвами созданных ими рок-легенд. Джон не хотел быть героем рок-н-ролла, не хотел прожигать жизнь, он собирался использовать рок-музыку для выражения своего повзрослевшего «Я», своих новых, устоявшихся взглядов. Джон говорил:
- Художник, поначалу свободный, постепенно становится рабом созданного им самим образа художника, и многие, таким образом, убивают себя. Говорят, что жизнь начинается в сорок лет, и я тоже в это верю, я живу с интересом – а что же будет дальше?
      Одна из песен на пластинке имеет название «Just Like Starting Over» - «Как будто начиная снова», и вот, отмечая выход пластинки в свет, Йоко подарила Джону золотые часы, на крышке которых было написано – «Джону. Как будто начиная всё снова, с любовью Йоко».




                Владимир Курбалиев