Время дарить любовь

Михаил Самарский
 
В мае 2020 г.  вышла моя новая книга "Время дарить любовь". В сборник вошли повесть "#любовь, или куда уплывают облака", рассказ "Время дарить любовь" и впервые рассказы из сборника "Солнечный поезд". Не пропустите! Приятного чтения. 
___________________________________________               
                Михаил Самарский



                Памяти  прадедов  моих,  участников
                Второй мировой войны, посвящается.      



               



                ВРЕМЯ ДАРИТЬ ЛЮБОВЬ

                Рассказ



                Истинно благородный человек узнаётся
                по строгому  чувству  чести,  по сострадательности,
                по деликатности, по воздержанности и великодушию.

                Сэмюэл Смайлс               
               

      1

      Мечта Веруньи из десятого «б» наконец-то сбылась: одноклассник Серёга Зорин внезапно предложил ей стать его девушкой. Конечно, слово «внезапно» в данном случае притянуто за уши, хотя Верка Копылова  свято верит в то, что Сергей пришёл к такому решению исключительно сам, и никто ничего ему не подсказывал. 
      «А с кем ему ещё дружить, - мысленно рассуждала она, - если не со мной? Я высокая, светловолосая, глаза голубые, и главное – не глупая. Разве я не красивая? И, между прочим, одеваюсь лучше всех в классе. Не потому, что мои родители богатые, нет! Просто у меня есть вкус. Какой толк с того, что у Оли Крайненко из десятого «а» папа миллионер, а дочка одевается, как чучело огородное – натянет на себя все мировые бренды, сумки у неё от «луивитонов», да от «шанель», а сочетания никакого, иногда смотришь на её новую куртку или кофту - сидит, как на корове седло. Нет, в этом деле деньги – не помощники. Бабушка моя рассказывала, когда они учились в институте, умудрялись с девчонками при минимуме затрат выглядеть элегантно. Скорее всего, Серёжка и заметил мою способность выглядеть всегда эффектно без выпячивания модных и дорогих лейблов. Он и сам такой красивый и без показного пафоса. Хороший мальчик. Ну, всё: девчонки теперь обзавидуются! ».
      Верунья напрочь забыла, что ещё в девятом классе просила свою подружку  Светку намекнуть Зорину о том, что он очень нравится Копыловой, что вначале учебного года обсуждала эту тему с Пашкой Мишиным, и тот пообещал ей деликатно поговорить с Серёгой. Да и к чему всё это вспоминать, если теперь все знают, что Зорин и Копылова дружат? Как говорится, насильно мил не будешь, и раз Зорин сделал Верунье такое предложение, значит это её заслуга и ничья больше.
      «Интересно, - думала Верка перед сном, - он по-настоящему влюбился в меня или просто решил «порисоваться» перед пацанами, мол, смотрите, я дружу с Копыловой. Все ведь знают, что мне предлагали дружбу и Витька Баженов, и Гриша Иванченко, и Стёпка, и даже пацаны из одиннадцатого класса. Нет, мне кажется, Серёга другой: если бы он не полюбил меня, не было бы никакой дружбы. Зачем  она ему? Думаю, что любит. Теперь главное – не опозориться, как  Аннушка со своим Ваней. И недели не «продружили» - разбежались. Весь класс смеялся над ними. И хотя Аннушка во всём винила Ваньку, что, мол, тот грубый, нервный, несдержанный и тому подобное, все понимали, что виновата сама Аня. Она с первого дня так называемой их дружбы потребовала от Ивана, чтобы тот с другими девочками не разговаривал,  чтобы всегда из школы провожал её домой, хотя сама живёт совсем в другой стороне, хвалилась девчонкам, что парень признаётся ей в любви по сто раз на дню. Иными словами, вела себя как назойливая муха. Да ещё и проверки всякие дурацкие  устраивала. То свидание ему назначит в конце города, то в два часа ночи названивала, то в «вконтакте» какие-то провокационные сообщения у него на странице размещала. Ваня, видимо, посмотрел-посмотрел на весь этот дурдом, да и расстался с нею. Кто поверит в то, что Ванька грубиян и псих? Весёлый парень, пацаны его уважают, правда, ростом не вышел, но так это не самый важный показатель, ещё подрастёт. Ладно, бог с ними с этими Аннушкой и Ванькой. Пусть сами разбираются. Лучше о своём Серёжке буду думать. Серёжа, ты такой хороший, милый. Я тебя люблю и всё сделаю, чтобы наша любовь только крепла и приносила нам обоим радость…»
      Теперь Верунья и засыпала, и просыпалась с именем Сергея на устах. Подруга Светлана даже сделала ей замечание:
      - Ты поменьше тарахти о своём Зорине, - ухмыляясь,  сказала она.
      - В каком смысле? – удивилась Верунья.
      - В прямом. Разве ты не замечаешь, что у тебя все разговоры сводятся к одному: «Серёжа сказал», «Серёжа посоветовал», «Серёжа посмотрел», «Серёжа пришёл», «Серёжа ушёл» и так далее?
      - Ты чего, Свет, - надула губы  Верунья, - может, ты мне завидуешь?
      Светка громко рассмеялась:
      - Ага, сплю и вижу, как отбить у тебя Зорина. Ну, ты чего, Верка, совсем с ума сошла со своей любовью?
      - А зачем же ты тогда мне всякие гадости говоришь? – нахмурилась Верунья.
      - Да пойми же ты, наконец, - воскликнула подруга, - со стороны виднее. Кто тебе об этом скажет? Я тебе серьёзно говорю: поменьше рассказывай о Серёге. Как там кто-то написал, точно не помню: «чем больше девушку мы любим, тем меньше нравимся мы ей». Понимаешь? То же самое и с парнями. Чем больше ты будешь показывать ему свою любовь, тем он холоднее и холоднее  будет к тебе относиться. Пацаны любят гордых, неприступных, таких, знаешь.., - Светка долго подбирала нужное слово,  затем выпалила: - важных!
      - Да ладно тебе, - махнув рукой, улыбнулась Верунья, - зачем она нужна эта важность? Мне кажется, это лишнее.
      - Ничего не лишнее, - настаивала Светка. – Я тебе точно говорю. Почитай на эту тему статьи в интернете, все психологи об этом пишут.
      - Что пишут? – испуганно спросила Вера.
      - Что не нужно перед парнем выпячивать свои чувства! – ответила Светка.
      - Да не выпячиваю я ничего! – раздражённо воскликнула Верунья. – Ты моя подруга, потому я с тобой и делюсь. А с другими я молчу, как рыба.
      - Ладно, поступай, как знаешь, - сказала Светлана, - но всё-таки не забывай мой главный совет: построже с ним. Тут два варианта: либо он будет бегать за тобой, либо ты за ним.
      - А без вот этих беганий никак нельзя? – ехидно спросила Вера.
      - Нет, - замотала головой  «всезнающая» подруга, - без беганий нельзя.
      - Хорошо,  буду построже, - согласилась Верунья, наверное, скорее чтобы закрыть эту тему и шутливо пропела, - «холодной как айсберг в океане». 


      2

      С Сергеем дружить было легко. Первое время Вера, следуя советам подруги, старалась вести себя немного с прохладцей, но Зорин уже через несколько дней прямо спросил у неё:
      - Вер, может, тебя дружба со мной тяготит?
      - С чего ты взял? – испугалась Верунья.
      - Да как-то ты странно дружишь, - взял её за руку Зорин, - может, мне показалось, но ты словно стесняешься наших отношений. Складывается такое впечатление, что ты ходишь со мной не по своей воле, как будто кто-то тебя заставляет…
      - Замолчи, - перебила Вера, - что ты такое говоришь? Кто меня может заставить?
      - Ну, это я так, к слову, - Сергей обнял девушку, - ты только не обижайся на меня. Лучше ведь правду говорить друг другу, чем…
      - Сразу скажу, - заверила, Вера, - это не правда. Я… я…
      - Ты меня любишь? – неожиданно спросил Сергей, Верунья залилась краской.
      - Да, - тихо произнесла она.
      - И я тебя люблю, - сказал Зорин и добавил: - а теперь скажи: «я тебя люблю».
      - Зачем? – удивлённо спросила Верунья.
      - Я хочу это услышать от тебя, - улыбнулся Сергей.
      - Так я уже сказала, - дрожащим голосом произнесла девушка.
      - Нет, Вера, ты просто ответила на мой вопрос коротеньким словом «да». Это не признание в любви. Ну, так что? Скажешь?
      Подруги рядом не было, посоветоваться было не с кем, а решение нужно было принимать здесь и сейчас. Верунья набрала полные лёгкие воздуха и, резко выдохнув, произнесла:
      - Я тебя люблю!
      - Ну, вот и прекрасно, - Сергей поцеловал Веру в щёку. – Теперь всё понятно. Мы с тобой любим друг друга, и давай нашей любви не стесняться. Договорились?
      - Угу, - закивала Верунья, - договорились.
      Она почувствовала,  как с её души словно свалился тяжёлый камень, появилось какое-то облегчение, ей вдруг захотелось прижаться к Сергею и поцеловать его по-настоящему, не чмокнуть в щёку, что бывает в день по сто раз, а именно поцеловать, прикоснуться губами к его губам. Сергей, словно услышав её позыв, остановился, взял девушку за плечи, заглянул ей в глаза, долго-долго смотрел, затем привлёк её к себе и поцеловал в губы. Верка чуть не упала в обморок, голова закружилась, в глазах всё потемнело…
      «Вот оно – счастье! – мысленно воскликнула она. – Вот она настоящая любовь! Родной мой мальчик, я люблю тебя!»
      Как же было велико желание - не прошептать, не мысленно произнести эти слова, а крикнуть на весь мир: «Серёжа, я тебя люблю!», но, заметив, идущую навстречу им пожилую пару, Верунья решила, что такое бурное объяснение в любви будет преждевременным и неуместным.


      3
      
      В середине второй четверти Верку Копылову пригласила на день рождения знакомая из другой школы. Она знала, что у Веры есть парень:
      - Приходи со своим бойфрендом, - сказала знакомая. – Начало в пять вечера. Будет весело, отмечаем без взрослых,  мои предки в отпуске заграницей, так что погуляем хорошо.   
      - Придём, - заверила Вера и добавила: - обязательно!
      - Только без опозданий! Договорились?
      - Договорились! – заверила Вера. – Ровно в пять у вас.
      Но Верунью ожидал сюрприз со знаком «минус». Неожиданно оказалось, что в это время её «бойфренд» будет занят.
      - Завтра с четырёх до шести я не смогу пойти с тобой, - заявил Сергей.
      - Как это? – опешила Вера. – Это ещё почему?
      - Дела! – пожал плечами Зорин. – У меня в это время свои дела!
      - Что за дела? – раскрыла рот девушка. – У тебя от меня секреты?
      - Это не секрет, - улыбнулся парень, - это чисто семейные вопросы, они не касаются наших взаимоотношений. Пойми…
      - Ничего я не хочу понимать! – со слезами на глазах воскликнула девушка. – Мы должны  быть в пять в гостях, я пообещала.
      - Вера, не кипятись, - Зорин попытался обнять девушку, но та резко отстранила его руку.
      - Я не кипячусь, а говорю: я пообещала.
      - Послушай, Верунья, - Сергей впервые так назвал девушку, - а зачем ты обещала, не согласовав со мной? У тебя нет мобильного телефона? Разве ты не могла позвонить мне и сказать, так, мол, и так…
      - Что ты предлагаешь? – возмущалась Вера. – Каждый  свой шаг теперь согласовывать с тобой?
      - Ну, почему каждый шаг? – развёл руками Сергей. – Разве у нас до этого возникали какие-то проблемы? Просто я не могу пойти в это время, понимаешь?  Позвони подруге и скажи, что мы придём в семь часов вечера.
      - Нет! – стояла на своём Вера. – Никуда я звонить не буду. Или мы идём к пяти, или не идём совсем. Выбирай.
      - А что я должен выбирать? – усмехнулся Зорин. – Я ведь уже сказал, что не смогу в пять.
      - То есть, значит, мы не идём на день рождения? – чуть не плача, спросила Верунья.
      - Не накручивай, Вер! – спокойно сказал Сергей и предложил: - Есть ещё один вариант, ты идёшь к пяти и говоришь, что твой парень пока занят, будет позже. Так нормально? А я приду к семи…
      - Ты хочешь меня опозорить? – расплакалась Вера. – Все будут парами, и только я, как дура, приду одна.
      - Ну, почему одна? – Сергей взял за руку девушку. – Я ведь приду, только немного позже. У каждого человека могут быть какие-то неотложные дела.
      - Серёжа, - взмолилась Вера, - ты можешь объяснить, что происходит? Какие такие ещё «неотложные дела»? – передразнила она парня. - Ты не можешь их отложить?
      - Не могу, - подтвердил юноша. – Если бы это было возможно, поверь, я бы отменил, но…
      - Тогда расскажи мне, что это! – потребовала Верка.
      - Если хочешь, - предложил Сергей, - я тебе покажу. Просто словами это трудно объяснить. Вера, пойми, ничего страшного не произойдёт, если я приду позже. Объяснишь подруге, она поймёт. Так часто бывает. В этом нет ничего предосудительного. Иди завтра к пяти часам, раз уж пообещала, подари ей там какую-нибудь погремушку, или что ты хотела ей подарить, а я к семи приду с букетом, вместе её поздравим, и всё будет отлично, вот увидишь! 
      - А вдруг ты и к семи не придёшь? Что тогда? – уже спокойнее спросила Вера.
      - Обещаю, - улыбнулся Зорин и обнял девушку. – Ну, успокоилась? Умница ты моя.
      У Верки и выбора-то не было, Серёга оказался на удивление стойким, сориться не стал, на все упрёки и подозрения отвечал улыбкой, и, в конце концов, девушка сдалась.
      - Ладно, рискну, - вздохнув, сказала она.
      - Проще относись к таким ситуациям, - посоветовал парень. – Наша жизнь состоит вовсе не из таких мелочей…
      - Не выполнить обещание – это, по-твоему, мелочи? – язвительно спросила Верка.
      - Слово нужно держать, обещания выполнять, - сказал Сергей, - но необходимо учитывать и жизненные обстоятельства. Вот ты, например, ты же не знала, что я буду с четырёх до шести занят. Верно? Ты пообещала своей подруге, что придёшь…
      - Не одна приду, - поправила Вера.
      - Правильно, - согласился Сергей. – Но потом выяснилось… В общем, Вер, давай не будем переливать из пустого в порожнее. Объяснишь всё, как есть. Не думаю, что кто-то в этом увидит злой умысел. Хорошо?
      - Хорошо, - кивнула Верунья, и они расстались. 
      Сергей действительно явился на следующий день к семи вечера с огромным букетом белых хризантем. Вера вся сияла! После празднования дня рождения по дороге домой  она призналась Зорину, что больше всего боялась остаться до конца вечера одной.
      - Ты должна впредь планировать наше совместное времяпровождение таким образом, что с четырёх до шести я всегда занят, - предупредил Зорин Верунью. 
      - Каждый день? – удивлённо спросила девушка.
      - Да, - кивнул Сергей.
      - Странно, - хмыкнула Вера, - чем же ты занят в это время?
      - На скрипке играю! – девушка не поняла, то ли он пошутил, то ли серьёзно сказал.
      - И что? Стесняешься об этом говорить?
      - Жуть, как стесняюсь, - усмехнулся парень.
      - Ты учишься в музыкальной школе? – изумлённо спросила Верунья.
      - Нет, частные уроки беру, - сказал Сергей и, не выдержав, рассмеялся. – Да шучу я, шучу, Вера, хочешь всё увидеть своими глазами?
      - Конечно, хочу! – воскликнула девушка. – Нет, вы посмотрите на него. Он ещё и спрашивает.
      - Хорошо! – юноша посерьёзнел. - Завтра после школы приходи ко мне в…  где-то полчетвёртого-без двадцати четыре,  - предложил Сергей, - я тебе всё покажу. Придёшь?
      - А там кто будет? Твои родители? – поинтересовалась девушка.
      - Нет, родителей там не будет, - ответил Сергей.
      - Но ты же сказал, что это ваше семейное! - воскликнула девчонка.  – Обманул?
      - Ну, что это за крайности – «обманул».  Придёшь или нет?
      - Приду, - заверила Вера.
      - Вот и хорошо! Всё сама увидишь, но при одном условии, - сказал Сергей.
      - Что ещё за условие? – испуганно спросила Вера.
      - Условие простое, - улыбнулся Сергей, - никто об этом не должен знать. Ты и я! Всё. Договорились?
      - Договорились, - заверила Вера и добавила: – Мог бы и не предупреждать.
      - Я так, на всякий случай, - ответил Зорин.


      4

      Светка отчитала подругу:
      - Ну, что ты такая слабовольная? Разве так можно? Нужно было поставить условие: или я, или твои дела. Как это так – идти самой на день рождения?
      - Ничего страшного не случилось, - оправдывалась Вера, - Сергей потом пришёл. Уходили мы ведь с дня рождения  вместе. Никто даже слова не сказал по этому поводу…
      - Сказать не сказали, - согласилась Светка, - но подумали!
      - Что подумали? – недоумевала Вера.
      - А то и подумали, что ты стоишь перед своим Серёженькой,  как собачка на задних лапках!
      - Ну, зачем ты так, Света? – скривилась Вера. – Мы же любим друг друга.
      - Не понимаю я такой любви, - возмущалась подруга, - если это настоящая любовь, разве он не мог отложить свои дела  в этот день? Я как узнала, что ты одна пошла на день рождения, чуть в обморок не упала. Ты чего, подруга, так унижаешься? Или мои советы тобой уже не воспринимаются? Ты хочешь, чтобы он командовал тобой? Чтобы…
      - Мне кажется, ты слишком жёстко подходишь к этим вопросам, - перебив подругу, возразила Вера. – Знаешь, как сказал Сергей? «И дружба, и любовь  – это, прежде всего, сотрудничество». А в сотрудничестве необходимо умение  друг другу уступать.
      Светка уставилась на подругу, затем, усмехнувшись и покрутив указательным пальцем у виска, сказала:
      - Всё, Верка, ты пропала! Тебя уже поздно исправлять. Он тебя загипнотизировал. Можно сказать, ты попала в зависимость от него.  Ты – рабыня.
      Верунья громко рассмеялась:
      - Прекрати, Свет! Какая зависимость?
      - А ты зря, между прочим,  смеёшься? – ехидно произнесла Светка. – Он тебе рассказал, что это были за дела?
      - Нет…
      Верунья чуть не ляпнула, что завтра всё увидит своими глазами, но, вспомнив своё обещание, вовремя остановилась.
      - Вот видишь! – Светка подняла указательный палец вверх. – У него уже появились от тебя какие-то секреты.
      - Он объяснил, что это что-то семейное…
      - Ха! «Семейное», - язвительно передразнила подруга. – Всё начинается с мелочей. Вот с такого маленького вранья. Может, у него ещё кто-то есть?
      - В каком смысле? – испуганно спросила Верунья.
      - Ну, ещё какая-нибудь девчонка, может он был на свидании?
      - Знаешь, что,  Света, - возмутилась подруга, - прекрати немедленно говорить всякую чушь.
      Почувствовав недовольство подруги, Светлана поняла, что перегибает палку, и сбавила обороты:
      - Да ладно тебе, - махнула она рукой, - я пошутила. – Насчёт «девчонки»  пошутила, - уточнила она, - а всё остальное более чем серьёзно.
      - Под остальным ты что понимаешь? – вздёрнула брови Верунья.
      - Любовь! – воскликнула Светка. – Учёные говорят, что любовь – это болезнь. Человек, если сильно любит кого-то, начинает терять голову. Я, кстати, изучаю этот вопрос. В интернете…
      - Свет, - перебив подругу, рассмеялась Вера, - по-моему, ты сильно увлекаешься статьями из интернета. Мы что, с Серёгой первые и последние на земле кто полюбил друг друга? До нас с ним не было любви? Каждый день на земле влюбляются тысячи, миллионы людей. И все они теряют головы?
      - А ну тебя, - махнула рукой Светка. – Ты как связалась с Зориным, стала совсем другой, с тобой уже и не поговоришь нормально.
      - Нормально говори, - возразила подруга, - но только давай любовь трогать не будем. Всё! Эта тема закрыта. А вообще, я думаю, Свет, тебе нужно с кем-то из парней подружиться.
      - С кем? – тяжело вздохнула Светлана. – Мне вот Димка нравится из одиннадцатого «а», но он даже не смотрит в мою сторону. – А с другими дружить я не хочу.
      - Хочешь, я с ним поговорю? – предложила Вера.
      - Да ты что? – испуганно воскликнула Светка. – А вдруг… вдруг он что подумает?
      - Да ничего он не подумает! – рассмеялась Верунья. – Я найду, как сказать, так, как бы ненароком. Хочешь?
      - Ой, Вер, даже не знаю, - прикусила губу Светка, - давай я подумаю.
      - Хорошо, - согласилась Верунья, - как надумаешь, скажи.          
      
      

      5
      
      На следующий день Сергей и Вера отправились в соседний дом. Они поднялись на девятый этаж, Зорин вынул из кармана ключ и отворил дверь.
      - Заходи, – тихо сказал он, - пропуская девушку вперёд.
      - А чья это квартира? – не решаясь переступить порог, спросила Вера.
      - Проходи-проходи! – повторил Сергей. – Я познакомлю тебя сейчас с хозяином.
      Верунья осторожно переступила порог и шёпотом спросила:
      - А почему у тебя ключ?
      - Сейчас всё увидишь, - заверил Сергей и добавил: - иди за мной.
      Они вошли в спальню, там на кровати лежал старик, он повернул голову в их сторону и радостно произнёс:
      - Серёжа, здравствуй дорогой, а кто это с тобой?
      - Знакомьтесь, дед Пахом, - сказал Сергей, - это моя девушка, зовут Вера. Я вам о ней рассказывал.
      - Красивая у тебя девушка! – произнёс старик и, обращаясь к Вере спросил: - Может, чайку?
      - Нет-нет, что вы, - смутилась  девушка, - спасибо. Я из дома. Благодарю вас…
      - Ну,  смотри, если захочешь, не стесняйся, говори.
      - Хорошо, - закивала девушка.
      - Старик приподнялся на подушках, вынул из-под них книгу, раскрыл страницу с загнутым уголком и,  протянув Сергею, спросил:
      - На чём мы там остановились? 
      - Так-так, - потирая руки, ответил Сергей. – Том первый, часть третья, глава пятая… То есть, пятую главу мы закончили, теперь глава шестая.
      - Так точно, - тихо сказал дед Пахом, - ну, дорогой, слушаю. 
      Сергей, откашлявшись в кулак, начал читать вслух: «Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихими шагами вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся…»
      Дед Пахом, извинившись, остановил Сергея и, обращаясь к девушке, спросил:
      - Верушка, а ты читала «Войну и мир»?
      - Читаю, - смущённо ответила Вера, - я пока до этого места ещё не дошла.
      - Молодчина, - похвалил старик, - каждый уважающий себя человек, должен хорошо знать произведения Льва Толстого. Мы вот с Сержем уже много прочли, а «Войну и мир» даже повторяем. Серёж, - обратился старик к парню, - а можно твою девушку попросить об одном одолжении?
      - Да-да, конечно, - Вера опередила с ответом Сергея.
      - Милая, - откашлявшись, произнёс старик, - если тебе не сложно, свари мне парочку яиц вкрутую. Что-то так захотелось съесть варёное яйцо. Сделаешь?
      - С удовольствием! – живо откликнулась Вера. – Не беспокойтесь, сейчас всё сделаю.
      - Спасибо, милая. Всё в холодильнике найдёшь, и посмотри: там должен быть свежий огурчик. Разрежь его вдоль на четыре части. Хлеб только серый. Да, и ещё: я всё ем без соли – врач запретил.
      Верунья, получив задание, отправилась на кухню, а Сергей продолжил читать книгу. Через несколько минут голова Веры появилась в дверях, девушка рукой позвала  парня. Тот, отложив книгу, сказал деду Пахому, что сейчас вернётся, и вышел из спальни.
      - Серёж, - прошептала Вера, - а ты не знаешь, сколько нужно варить яйца, чтобы получились вкрутую? 
      - А бог его знает! – пожал плечами Зорин.
      - Вот тебе раз! – хмыкнула Верунья.
      - Давай я спрошу у «Пахомыча».
      - Да как-то неудобно…
      Но тут из спальни раздался голос старика:
      - Верушка, варить десять минут. Этого будет достаточно.
      Вера вошла в спальню и, поблагодарив старика, вернулась на кухню. Когда «блюдо» было готово, девушка очистила  яйца от скорлупы, нарезала хлеба и, разрезав на четыре части огурец, всё это уложила на тарелку. Поучилось красиво и аппетитно.
      - Вы кушайте, дед Пахом, а я буду читать, - предложил Сергей, устанавливая тарелку на прикроватную тумбочку.
      - Нет, Серж, - возразил старик, - вы идите с Верой на кухню поворкуйте, а я тут перекушу. Я сегодня утром отказался от завтрака, да вот чувствую, что поступил опрометчиво, - он взял Сергея за руку и, улыбнувшись, легонько пожал ему ладонь. Минут через десять чтения продолжились.
      К шести часам Сергей сводил старика в ванную комнату, поскольку самостоятельно тот передвигаться не мог – настолько был слаб, и, закончив водные процедуры,  уложил старика на кровать, и они попрощались. По дороге домой Вера спросила:
      - Слушай, а он сам читать не может? Давай подберём ему очки…
      Зорин остановился, пристально посмотрел в глаза Вере и спросил:
      - Ты разве ничего не заметила?
      - Что именно? – удивлённо спросила девушка.
      - Он же слепой. Полностью слепой. Он ничего не видит.
      Верунья, услышав ответ Сергея, вздрогнула.
      - Как? – выдохнула она. – А как же он… он ведь сказал: «красивая у тебя девушка»…
      - Значит, почувствовал,  - ответил Зорин, - может, по голосу. Они сердцем видят…
      - И когда вошли, он сразу спросил: «Кто это с тобой?». Поразительно…
      - По шагам понял, - ответил Сергей и добавил: - у слепого человека слух усиливается в разы. Это закономерно. Ты видела, как он твой шёпот расслышал? А мы с тобой даже не знали, сколько яйцо варится вкрутую. Такие, казалось бы, мелочи…
      - У нас этим всегда мама занимается, - виновато сказала Верка.
      - Так и у нас то же самое, - рассмеялся Сергей.
      - Слушай, а как же дед Пахом остальное время живёт, если он даже сам не ходит? – вдруг спросила Вера.
      - К нему с утра приходит соцработник, - пояснил юноша, - с четырёх до шести я, а вечером, перед сном и по выходным навещает соседка. Иногда в выходные она просит меня её подменить. Так что наш дедуля почти всегда под присмотром, кроме ночи, конечно. 
      - Серёж, а кем дед Пахом тебе доводится, - допытывалась Верунья, - он твой родственник?
      - Нет, - замотал головой Серёга.
      - Но ты ведь сказал, что это у тебя семейные дела.
      - Так и есть!
      - Ничего не пойму! – воскликнула Верка и даже остановилась. – То не родственник, то семейные дела. Ты можешь толком объяснить?
      - Понимаешь, Вер, - дед Пахом воевал вместе с моим прадедом Сергеем.
      - Где? –  у Верки от удивления расширились глаза. – Где воевал?
      - Как где? На войне.
      - На Великой Отечественной? – ещё больше удивилась Верка. – А сколько же ему лет?
      - Двадцать первого года рождения, - ответил Зорин, - чуть помладше моего прадеда. Сергей Иванович родился в знаменитом семнадцатом году. Мы думали, он до ста лет доживёт, но немного не дотянул, в прошлом году умер. Я его так любил. Он такой, знаешь, живой был, до последнего дня своим ходом передвигался, он и заботился о деде Пахоме. Я тоже иногда с прадедом ходил, помогал. Читал им обоим книги. Любят… любили… в общем, вдвоём любили  они это дело. А незадолго до смерти прадед взял с меня клятву, что, в случае чего, я не брошу старика и буду приходить к нему с четырёх до шести каждый день. Вот я и держу слово. Дед Пахом пообещал, что он уж точно доживёт до ста лет.
      - А как же на каникулах? – спросила Вераа.
      - А разве на каникулах ему не нужна помощь? – усмехнулся Сергей.
      - Извини, - смутилась Верка, - ляпнула, не подумав. Слушай, а почему ты скрываешь… ну… эти свои дела? Что в этом плохого?
      - Ты знаешь, Вер, - тяжело вздохнул Серёга, - во-первых,  дед меня учил делать добро молча, а во-вторых, ты же знаешь, наших сверстников, их хлебом  не корми, лишь бы поёрничать над кем-нибудь. Потому я решил никому об этом не рассказывать.
      - Да, - задумчиво произнесла Вера, - вот это дружба. Даже после смерти твой прадед заботится о друге.
      - Дед Пахом спас жизнь моему прадеду. И ты понимаешь, не образно, а буквально. Причём, рискуя своей жизнью.
      - И ты знаешь эту историю? – спросила Вера. – В смысле, подробности?
      - Конечно, знаю, - подтвердил  Зорин. – Сергей Иванович рассказывал мне очень много всяких историй из военной жизни. Но эта всегда звучала особо.
      - Расскажи, Серёж, - Верка даже всплеснула руками. – Книги книгами, а здесь вот они очевидцы тех событий. Расскажи, пожалуйста.


      6

      Сергей и Вера разместились на лавочке в сквере и парень начал рассказ:
      - Это случилось летом сорок третьего года. Дед Пахом и мой прадед служили в разведке. Возвращаясь однажды с задания, они попали в засаду. Завязался бой. Силы были явно неравны. Прадед мой был ранен и идти дальше не мог. Он был старшим в группе. Приказал деду Пахому продолжать движение к своим, а сам остался его прикрывать. То есть мой прадед должен был остаться в том лесу навсегда. У прадеда закончились патроны, он приготовил гранату на тот случай, если враг подойдёт к нему, чтобы взорвать её вместе с ним. Но случилось чудо. То ли немцы посчитали, что красноармеец погиб, то ли они сами отступили, никто не знает, что там произошло, но противник его так и не обнаружил. Потом оказалось, что дед Пахом нарушил приказ и не ушёл из леса, он там неподалёку спрятался под какой-то корягой, выждал момент, когда стрельба стихла, и вернулся к Сергею Ивановичу. Прадед был без сознания, дед Пахом взвалил его на плечи и нёс на себе пятнадцать километров, хотя и сам был слегка ранен. В общем, мой прадед очнулся только в госпитале и там узнал, кому обязан жизнью. Я слушал их разговоры и чувствовал, что это не просто друзья, это были братья. Если бы ты видела, как дед Пахом плакал, когда узнал о смерти Сергея Ивановича. А слушать их было одно удовольствие, - продолжил свой рассказ Сергей, - они ведь и ругались иногда. Впрочем, честно говоря, я никогда не понимал, ругаются они или так шутят. Сергей Иванович однажды говорит деду Пахому: «Это не ты меня спас, а я тебя - от трибунала! Ты почему приказ не выполнил?». А дед Пахом отвечает: «Да, не выполнил! Потому что приказ был дурацкий! Есть золотое правило у красноармейца: сам погибай, а товарища выручай!». Прадед в ответ: «Приказы не обсуждаются, а выполняются!». Дед Пахом настаивает снова: «Дурацкие приказы я не выполняю!». «Под расстрел у меня пойдёшь», - кричит ему в ответ прадед. «И пойду!»,  - отвечает дед Пахом. Потом как начнут смеяться, а я раскрою рот и смотрю на них. Мне однажды дед Пахом говорит: «Не обращай внимания, Серж, это мы уже из ума выживаем!». Но это они так сами над собой подшучивали, на самом деле они могли фору любому молодому человеку дать – что память, что логика на самом высоком уровне. Вообще, очень интересные собеседники. И главное – оба очень любили книги. Ну, ты сама сегодня убедилась…
      - Серёж, так он зрение на войне потерял? – спросила Верунья.
      - Нет, это случилось недавно, года три-четыре назад. Врачи несколько раз осматривали, дед даже заграницу ездил, сказали, что всё – зрение не восстановить.
      - Это плохо, - вздохнула Вера. – Жаль старика.
      - Мало их совсем осталось, - грустно произнёс Сергей, - тех, кто реально воевал и защищал нашу страну. Очень мало. Хочется помочь им, защитить от бед, от болезней. Они ведь не жалели своих жизней. И представь себе, - тихо произнёс Зорин, - мы с тобой живём, дружим, любим, благодаря этим людям.
      Проводив Верку домой, уже у самого подъезда Сергей спросил:
      - Завтра придёшь?
      - Мог бы и не спрашивать, - ответила Верка и поцеловала парня. – Теперь я всегда с четырёх до шести вместе с тобой.
      - Спасибо, Вера, - юноша обнял девушку. – Ты настоящая подруга! Спасибо тебе.


      7

      Только на следующий день Верунья решилась задать вопрос:
      - Серёж, а у деда Пахома вообще есть родственники? – спросила она.  – Ну, там, дети, внуки, правнуки. Наверняка же кто-то…
      - Нет, не осталось никого, - покачал головой  Сергей.
      - Никого-никого? – удивлённо переспросила Вера.
      - Никого-никого! Дед Пахом говорит, что это издержки долголетия.  Всех похоронил: и жену, и детей, и даже внука, а тот не успел завести правнука. Однажды, расплакавшись, сказал мне: «Лучше бы я на войне погиб, чем всё это теперь пропускать через себя – смерть близких людей…»
      - Да, это страшно, - шёпотом произнесла Верка. – Бедненький…
      - Ты смотри, - предупредил Сергей, - не вздумай его начать жалеть. Жуть как не любит он все эти сантименты. Излишняя чувствительность не для него. Кстати, и дедушкой его не называй. Я вчера даже удивился, почему он тебя не поправил. Наверное, из-за того, что ты первый раз у него в гостях.
      - А как же его называть? – удивилась Верунья. – Дядя, что ли?
      Зорин рассмеялся.
      - Не знаю, как там с «дядей», но он просит всех называть его просто дедом. Почему-то слово «дедушка» его раздражает.
      - Нет, здесь, видимо, что-то другое, - догадалась Вера. - Слово «дедушка» оно такое, как бы тебе сказать, домашнее, родное, вернее родственное. Вот он и не хочет, чтобы его так называли посторонние люди.
      - Я же ведь не посторонний! – насупился Сергей.
      - Да я не в том смысле, что чужой или малознакомый, имею в виду, что не родственник. Если бы, допустим, его внук был жив, ему бы он не смог запретить называть его дедушкой. Понимаешь, о чём я?
      - Да, наверное, ты права, - наконец-то согласился Зорин. – Я как-то об этом даже не задумывался. А ты молодчина, Вер, очень интересная версия. Я долго на эту тему думал, а вот об этом даже не догадался.
      - Одна голова хорошо, а полторы лучше, - пошутила Верунья и рассмеялась.
      - Это ты на кого намекаешь? – театрально нахмурил брови Сергей. – Хочешь сказать, что у меня полголовы?
      - Ну, не у меня же! – воскликнула девушка и, скорчив рожицу, начала убегать от парня.
      Тот через несколько шагов нагнал её, повернул, привлёк к себе, обнял и поцеловал.
      - Серёжка, - оторвавшись от губ, прошептала Вера, - мне так хорошо с тобой, ты… такой…
      Юноша не дал договорить Вере и снова прильнул к её губам.
      В тот вечер они долго бродили по городу, вспоминали свои первые школьные дни, первую учительницу,  мечтали о будущем, строили планы на послешкольную жизнь.

      

   
      8

      Дед Пахом привык, что с четырёх до шести вечера у него гостят двое – Верунья и Сергей. Пользуясь случаем, он просил девушку приготовить ему то салат, то вскипятить молоко, то пожарить картошки или яичницы – иными словами сидеть спокойно не давал.  Вера всё это делала с таким удовольствием и даже, можно сказать, с вдохновением. Ей казалось, что она участвует в каком-то грандиозном празднике жизни. Когда она рассказала о своих чувствах Сергею, тот сразу согласился с нею:
      - А так оно и есть, Вер! Выполнять просьбы и дарить радость такому человеку, как дед Пахом, это… не просто помощь, это соучастие в чём-то большем. Люди много спорят, что такое счастье и откуда появилось это красивое и ёмкое слово. А вот отсюда и появилось:  счастье – то есть соучастие в чьей-то судьбе.
      - Кстати, мы недавно обсуждали  тему счастья дома с родителями, - сказала Верунья, - знаешь, как переводится это слово с древнегреческого?
      - Интересные у вас темы? – улыбнулся Сергей.
      - Папа у меня любит пофилософствовать! – сказала Вера.
      - Так как слово переводится?
      - В переводе с древнегреческого «счастье» – это судьба человека, которого оберегают боги. Люди верили: если человека охраняют боги, то он счастливый. А вот Аристотель считал, что счастье – это душа, живущая в добродетели. Добродетель в те времена считалась неотъемлемой частью счастья.
      - Хорошо бы такое правило да в нашу жизнь! – грустно произнёс Сергей. – Сейчас, к сожалению, много цинизма, всякого негатива. Почему я и не рассказываю никому о том, что тут делаю. Найдутся злые языки. Обязательно увидят в этом какую-то корысть. А ты знаешь, Вера, дед мне очень много военных историй рассказал…
      - Твой? – спросила вера.
      - Оба, - поправил сам себя Зорин, - и мой, и дед Пахом. У меня две общих тетради с их рассказами.
      - Дашь почитать? – тут же спросила Верка.
      - Бесполезно, - махнул рукой Сергей, - ты там без меня ничего не разберёшь, всё на сокращениях и почерк ужасный.
      - И хорошо! – нашлась Верка. – Значит, будем вместе читать.
      - Я думаю, окончу школу и напишу книгу, которую назову «Военные рассказы деда Пахома». 
      - Отличная идея, – поддержала Верка. – Но почему только деда Пахома, если там рассказы и твоего прадеда.
      - Да какая разница! – улыбнулся Сергей. – Они для меня теперь как одно целое. Они  и сами так всегда говорили.  Я как-то в разговоре  поправил своего прадеда, говорю., мол, а вот дед Пахом думает иначе… А мой прадед посмотрел на меня и, улыбнувшись, сказал: «Не может он думать иначе, сынок, мы с ним одно целое».



      9

      Как-то Сергей затемпературил и Верунья настояла на том, что к деду Пахому она пойдёт одна. На возражения Зорина девушка отвечала резонно:
      - Нельзя тебе в таком состоянии идти к старику. Хочешь заразить деда? Ты чего? Ложись, пей свои лекарства и побольше воды, а я сама справлюсь, не волнуйся.
      Сергей принял доводы Веруньи и согласился с нею.
      Вера осмелела до такой степени, что однажды прямо спросила у старика:
      - Дед Пахом, а вы помните свою первую любовь?
      Старик от неожиданности даже закашлялся, но, очень скоро справившись с растерянностью, ответил:
      - Помню, дочка, конечно помню. Разве её забудешь?
      - Расскажите, пожалуйста, - попросила Верка и смущённо добавила: - если вам нетрудно.
      - Нетрудно, - ответил дед, - я, кстати, недавно вспоминал свою жёнушку!
      - Так значит.., - Верка раскрыла рот.
      - Точно-точно, она была и первой, и последней моей любовью, - опередил старик. –  Моя Танюшка, царство ей небесное, - он перекрестился. -  Мы с ней даже золотую свадьбу сыграли, да и после неё ещё вместе прожили почти десять лет.
      - А где вы с ней познакомились? – спросила Вера.
      - В школе! – ответил Дед пахом. – Первая любовь обычно в школе случается. Правда, не все умеют её сохранить, но у нас вот так вышло. Терпеливая она была, очень терпеливая. Долго очень ждала…
      - С войны? – уточнила Вера.
      - Так точно! – ответил дед Пахом.
      - Скажите, пожалуйста, - было заметно, что Верка волновалась, но всё же ей не хотелось отступать, - а это правда, что со временем любовь проходит, остаётся привязанность, привычка, дескать…
      - Никому не верь, дочка, - перебил старик, - если любовь прошла, значит, это была не любовь, а так… игра в любовь. Настоящая любовь не проходит.  То, что не вечно, то не имеет права называться любовью.
      - А что по-вашему такое любовь? – не унималась Верка. – Хочется услышать мнение мудрого человека.
      - Мудрого?  - язвительно спросил дед и рассмеялся: – А ты знаешь, что такое мудрость?
      - Наверное, в первую очередь, жизненный опыт, - предположила девушка.
      - Всё гораздо проще, Верушка, - ответил дед Пахом, - мудрость - это когда уже не считаешь себя умнее всех, а стараешься быть не глупее других.
      Они оба начали смеяться, спустя некоторое время девушка повторила свой вопрос.
      Старик ответил не сразу. Долго думал, Верке даже показалось, что он уснул. Но она терпеливо ждала, когда тот ответит. Наконец дед Пахом начал говорить:
      - «Любовь» – понятие очень глубокое. В понятие любви входит очень много. Это и терпение, и умение прощать, способность забывать обиды, взаимное уважение. Без уважения друг друга никак, это, наверное, самое главное, без него любви не будет. Но, пожалуй, есть ещё кое-что главнее: любовь – это когда ты любишь человека не только за то, что он красивый, умный, добрый, а любишь и его недостатки. Вот, если ты знаешь и любишь те недостатки, которые у него есть, значит, любишь по-настоящему.
      - То есть вы считаете, что в человеке можно любить и его недостатки? – изумлённо спросила Верунья.
      - Не я так считаю, - поправил старик, - жизнь так учит. Понимаешь, в чём дело, людей-то без недостатков нет, ну, а если и есть, то это такая редкость, что их и днём с огнём не сыщешь. И что же делать? Выискивать в человеке плохое? Долго ли с ним проживёшь? Лучше махнуть на них, на эти недостатки, рукой и принять человека целиком, таким, какой он есть на самом деле. Вот это и будет настоящей любовью.  У меня, кстати, был очень скверный характер. Наверное, контузия сказывалась. Если у меня что-то не получалось, я мог вымещать на жене, на близких своё плохое настроение. Танюша моя  всё с улыбкой терпела. Терпит-терпит, а потом говорит: «Ну, ничего, дорогой, Пахомушка.  Я тебя люблю даже, когда ты сердишься». И она умела так всё переключить, что моё вредное настроение исчезало, а я быстро успокаивался, отрезвлялся, и понимал, что выгляжу глупо и даже смешно. Вот так и жили. Я думаю, если бы не моя Татьяна Алексеевна, меня бы уже давно не было на этом свете. Большой души была женщина. Не могу говорить, что я её «любил»,  потому что люблю  по сей день…

      10

      Однажды, приближаясь к дому деда Пахома,  ребята издалека заметили  какие-то непонятные движения. У подъезда стояла «нетложка».
      - Что-то с «Пахомычем», - с тревогой произнёс Сергей, и они вместе с Веркой ускорили шаг.
      Как назло, в доме не работал лифт, но они даже не заметили, как взлетели на девятый этаж. Дверь в квартиру была открытой. Внутри у порога стояла соседка и утирала слёзы.
      - Что случилось? – взволнованно спросил у неё Сергей.
      - Пока не знаю, - помотала она в ответ головой.  – Врачи у него там, никого не пускают. 
      Сергей взглянул на часы, было ровно четыре часа.
      - Обещал ведь до ста лет прожить, - вздохнула Верка.
      - Раз врачи у него, значит, жив, - криво улыбнулась соседка. – Наверное, сердечко прихватило, у него уже  это бывало.
       С четырёх до шести новостей не было. Ровно в шесть из спальни деда Пахома вышел врач и виновато объявил:
      - Увы, все когда-то уходят.
      Домой Сергей и Вера шли молча. Наконец, Сергей сказал:
      - А ты знаешь, Вер, не умерли они. Пока мы будем помнить их самих и их подвиги, они будут жить рядом с нами. Мы должны сделать всё, чтобы  они  никогда не были забыты – ни нами, ни нашими детьми, ни нашими внуками, ни правнуками.

    
      
       
                2015 г.