Границы и горизонты искусства

Георгий Асеев
          Преобразующий эффект плацебо от искусства как творческой деятельности, культивирующей калокагатию.

          Доклад Г. Е. Исаева в рамках VIII международной научной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (Москва, 2–6 октября 2018 года, организаторы: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Эрмитаж), посвящённой проблеме "границ и горизонтов искусства".

          В философском аспекте проблема “границ и горизонтов” описывается категориями диалектики, а именно: единичного и общего, части и целого, возможности и действительности, формы и содержания, явления и сущности; а в онтологическом смысле соотносится с кажущейся дихотомией бытия и сознания. Например, Объём интегрального понятия "человек" можно разделить не только на два взаимодополняющих: "мужчина" и "женщина"; но и на понятия "душа" и "тело", также дополняющих друг друга.
          Мозг человека есть воистину Божественное произведения искусства, воплотивший в себе иерархическую цельность бытия, структурировав в человеческом естестве взаимодействие микро- и макрокосмоса, и способный сохранить около одного квадриллиона (или миллион миллиардов) байт информации.
          «Вера … есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Трансцедентальная (априорная) способность мозга интуитивно распознавать суть вещей во Вселенной позволяет уверовать в трансцедентное бытие Бога. 
          Русский философ-идеалист, профессор Петербургского университета (с 1922 года в эмиграции) Николай Онуфриевич Лосский в работе “Обоснование интуитивизма” указывает: «Мышление о действительности имеет транссубъективный характер, поскольку в нём сущее дано как идея. В этом смысле “сущее” определяется логически нашею мыслью. И эта мысль либо субъективна – но тогда и нелогична, т. е. не имеет достаточного основания в сущем, – либо она в то же время и объективна, т. е. универсальна: вне её ничто немыслимо и ничего не существует. Наконец, “сущее” как иррациональная и нечувственная реальность открывается нам в вере, которая утверждает реальность мыслимых и воспринимаемых нами существ, соотносящихся с нашим существом, заключает в себе сознание этого внутреннего имманентного соотношения».
          «Познание природы, — замечает С Н Трубецкой, —  есть познание причинной связи явлений, и в этом познании участвуют все три способности нашего духа: посредством чувств человек воспринимает последовательные явления, посредством мысли познаёт их в объективно-логической связи, посредством веры понимает эту связь как существенную, реальную, независимую от моего сознания. Наши восприятия, суждения, убеждения могут обманывать нас эмпирически, т. е. в отдельных случаях; но мы верим в их непреложную истинность, поскольку они свидетельствуют о реальном мире действующих сил и существ, являющихся нам во времени и пространстве. Не трудно убедиться в том, что самое представление наше о причинности, а, следовательно, и о действительности есть продукт наших трёх познавательных способностей: оно распадается, как только мы отвлечемся от одного из этих источников познания».
          О чём мы думаем, то и видим. Мозг воспринимает фактическую реальность и воображаемую фантазию одинаково, благодаря чему культурный потенциал нации напрямую зависит от искусства благотворного применения обществом преображающего психологического эффекта плацебо. Любая мысль позволяет мозгу создавать новые нейронные связи. Успех начинания любого доброго дела, как и блаженное ощущение счастья от добродетельной жизни во имя справедливого общего блага, коренится в мозгах уверенного оптимиста, прислушивающегося к мудрым речам предков.
          Аристотель пишет: «Счастливая жизнь состоит в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить – это жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо. Причём счастье должно заключаться в некоем пользовании, т.е. в деятельности. Добродетелью душа обладает, но для последней возможно также и действие, и применение добродетелей, и, значит, цель её – в этом действии и пользовании. И счастье в том, чтобы жить согласно добродетели. Итак, поскольку высшее благо – это счастье, и оно – цель, а совершенная цель – в деятельности, то, живя добродетельно, мы можем быть счастливы и обладать высшим благом» (EN I, 4, 1184а). Чему содействует искусство как творческая деятельность, культивирующая “калокагатию” (др.-греч. “прекрасный и хороший”, “красивый и добрый”, в др.-греч. культуре — гармоничное сочетание физических и душевно-нравственных достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека).
          Cогласно Аристотелю, «человек по природе своей существо политическое» и может жить только в обществе себе подобных. Чтобы рационально структурировать общественную жизнь, людям необходима не только политика – наука, тщательно разработанная Аристотелем и призванная наилучшим образом обустроить совместную жизнь людей в государстве как высшей форме политического общения, но и полезно использовать предложенное Аристотелем учение о добродетелях.
          Добродетель (склад души) — внутренний порядок, обретаемый человеком в сознательно-творческом и целенаправленном усилии, в частности: в овладении техникой эффективного применения полученных знаний, при этом благоразумная душа, обладая такими важнейшими добродетелями как: справедливость, благородство и великодушие, приобретёнными в процессе самовоспитания, сама становится произведением искусства.               
          Понятие “техника” происходит от др.-греч. “технэ” —  "искусство", "мастерство" человека, проявлявшееся в деятельном овладении разнообразным материалом, иными словами: изначально подразумевало искусное сочетание деятельности ремесленников, производящих предметы потребления, и творчества мастеров, создающих художественные произведения.
          "Художник-творец", одновременно, и “летописец-символист”, живописующий человеческую историю (ибо эпос хранит традиционные ценности для будущих поколений, а в основе мифа лежат сакральные переживания религиозного сознания), и “инженер-технолог”, силой своего аналитического таланта открывающий перспективные связи между чувственным и рациональным знанием, между красотой и пользой, выявляющий неизведанные ранее благоприятные отношения объектов реальной действительности.
          Таким образом, “техника” (в качестве “искусства созидания”) — важный элемент производительных сил,  отвечающий за сохранность ноосферы,  выделяющий “технологические границы возможного”; а как феномен культуры, определяющий "горизонты развития общества", “техника” есть совокупность интеллектуально-эстетических навыков и приемов творческой деятельности человека по созданию предметов искусства.
          Для XXI века проблема формирования этико-эстетических критериев воспитания среднего слоя граждан остаётся актуальной, как и утверждение Аристотеля о том, что качество жизни людей определяет уровень совершенства гражданских отношений в обществе (уважение прав человека, его основных свобод и обязанностей) – последний обусловлен совершенством государственного управления в сфере культуры, кое отличается искусством приумножения традиций, опирающихся на гражданские обряды, религиозные ритуалы и общенародные праздники.
          Россия, как и Европа в целом, исторически принадлежит к христианской цивилизации, в основе которой лежат библейские духовные ценности: Бог есть Дух свободы и любви. Культура всегда имеет характер миссионерской проповеди культа духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих людские души. Цель христианского искусства – узреть Небесное в земной юдоли и преобразить человечество Светом Истины Христовой. Прочувствованная мысль христианина, облачённая в материальную форму и уподобляющая человека Создателю, есть творение его духа. Традиционное русское искусство есть проявление истинной красоты, образ чистой благодатной простоты, гармоничное совершенство формы и содержания.
09 мая 2018 года.

          P.S. Рвётся связь времён! Уходят в мир иной, рождённые в довоенную пору, в первой трети XX века: Илья Глазунов, Геннадий Рождественский, Андрей Дементьев, Валерий Ганичев.
          Кто придёт им на смену?
          Остро востребована сейчас - в нынешнем разобщённо-раздробленном обществе потребления (с пошлым вкусом и сатанинским влечением) - Человеческая Личность, подобная литературному критику и педагогу, «отцу русской интеллигенции» Виссариону Белинскому (1811 - 1848), с живоносным, могучим и певучим русским языком, с активной гражданской позицией, с классической, публицистической патетикой на просторах Интернета (с неограниченными информационными ресурсами социальных сетей), опирающейся на незыблимые библейские, а потому подлинно гуманистические ценности, такие как: премудрый промысел Божий, мир, свет просвещения, благо, благоговейное благочестие, благородство, благоразумие, вера, надежда, любовь, истина, добро, красота, чувство меры и такта, счастье, справедливость закона, свобода воли и доминанта совести, художественность и народность и т.д.
          Возвращаясь к эстетическим истокам «Золотого» XIX века русского искусства, при этом практически оценив сквозь призму его художественности эпохальную уникальность Русского модерна в эфемерном «Серебряном» XX веке, вполне возможно сотворить оригинальный по форме и народный по духу «Платиновый» XXI век российской культуры. Бог нам в помощь!
09 июля 2018 года.

Ключевые слова: искусство, культура, сознание, творчество, вера, знание.



          Reformative effect of placebo of art as the creative activity cultivating a kalokagatiya.

          In philosophical aspect the problem of "borders and the horizons" is described by categories of dialectics: single and the general, part and whole, opportunity and reality, form and content, phenomenon and essence; and in ontologic sense corresponds to the seeming dichotomy of life and consciousness. р, the Volume of the integrated concept "person" can be divided not only into two complementary: "man" and "woman"; but also on concepts "soul" and "body", also supplementing each other.
          The brain of the person is truly Divine works of art, personified hierarchical integrity of life, having structured in human nature interaction micro- and macrocosmos, and capable to keep about one quadrillion (or one million billions) information byte.
          "The belief … is implementation expected and confidence in invisible" (Evr. 11, 1). The transcendental (aprioristic) ability of a brain to intuitively distinguish an essence of things in the Universe allows to believe in transtsedentny life of God.
          What we think of, we see. The brain perceives the actual reality and the imagined imagination equally thanks to what the cultural potential of the nation directly depends on art of salutary application by society of the changing psychological effect of placebo. Any thought allows a brain to create new neural communications. Success of undertaking of any good deed, as well as blissful feeling of happiness from virtuous life for fair general welfare, roots in brains of the sure optimist listening to wise speeches of ancestors.
          According to Aristotle, happiness consists volume to live according to virtue. So, as the highest blessing is happiness, and it – the purpose, and the perfect purpose – in activity, living virtuously, we can be happy and have the highest blessing (EN I, 4, 1184a). What is assisted by art as the creative activity cultivating "kalokagatiya" (in Ancient Greek language  – "fine and good"or "beautiful and kind", in Ancient Greek culture — a harmonious combination of physical and sincere and moral advantages, perfection of the human person as an ideal of education of the person).
          Aristotle believed that, "the person by the nature a being political" can also live only in society similar. Rationally to structure public life, not only the policy – the science which is carefully developed by Aristotle and designed to equip in the best way joint life of people in the state as to the highest form of political communication is necessary for people but also it is useful to use the doctrine offered by Aristotle about virtues.
Virtue (soul warehouse) — the internal order found by the person in conscious and creative and purposeful effort, in particular: in mastering technology of effective use of the gained knowledge, at the same time reasonable soul, having such major virtues as: justice, nobility and generosity, acquired in course of self-education, itself becomes the work of art.               
          The concept "technique" occurs from Ancient Greek language  as  "art" or "skill" of the person shown in active mastering various material, in other words: initially meant a skillful combination of activity of the handicraftsmen making consumer goods and creativity of the masters creating works of art.
          "Artist-creator", at the same time, and " chronicler-symbolist", depicting human history (because the epos keeps traditional values for future generations, and sacral experiences of religious consciousness are the cornerstone of the myth), and "process-engineer", force of the analytical talent opening perspective communications between sensual and rational knowledge, between beauty and advantage, revealing novel earlier favorable relations of objects of reality.
           Thus, "technique" (as "creation art") — the important element of productive forces which is responsible for safety of a noosphere, allocating "technological borders possible"; and "technique" (as culture phenomenon defining "the horizons of development of society") is set of intellectual and esthetic skills and methods of creative activities of the person for creation of objects of art.
           For the 21st century the problem of formation of ethic and esthetic criteria of education of the center of citizens remains relevant, as well as Aristotle's statement that the quality of life of people determines the level of perfection of the civil relations in society (respect of human rights, its fundamental freedoms and duties) – the last is caused by perfection of public administration in the sphere of culture which differs in art of enhancement of the traditions leaning on civil ceremonies, religious rituals and public holidays.
           Russia, as well as Europe in general, historically belongs to a Christian civilization which cornerstone bible cultural wealth is: God is Spirit of freedom and love. Culture always has character of a missionary sermon of a cult of the spiritual beginnings: or light – creating, or dark – destroying human souls. The purpose of Christian art – to behold Heavenly in a vale of life and to change mankind Light of the Christ's Truth. The experienced Christian's thought dressed in a material form and assimilating the person Sozdatelyu is creation of its spirit. Traditional Russian art is manifestation of true beauty, an image of true fertile simplicity, harmonious perfection of form and content.
May 09, 2018.

           P.S.Link of times is torn! Go to a better world, given rise in prewar time, in the first third of the 20th century: Ilya Glazunov, Gennady Rozhdestvensky, Andrey Dementiev, Valery Ganichev.
           Who will succeed them?
           It is sharply demanded now - in the present razobshchyonno-shattered consumer society (with trite taste and devilish inclination) - the Human Person, similar to the literary critic and the teacher, "the father of Russian intelligentsia" Vissarion Belinsky (1811 - 1848), with living, mighty and melodious Russian language, with an active civic stand, with the classical, publicistic pathetics floating around the Internet (with unlimited information resources of social networks) relying on firm bible, and therefore truly humanistic values, such as: wise Divine Providence, peace, education light, good, reverential piety, nobility, prudence, belief, hope, love, truth, good, beauty, sense of proportion and step, happiness, justice of the law, free will and dominant of conscience, artistry and nationality, etc.
           Coming back to esthetic sources of the "Gold" 19th century of the Russian art, at the same time having practically estimated through a prism of its artistry epoch-making uniqueness of the Russian modernist style in an ephemeral "Silver" 20th century, it is quite possible to create original in a form and national on spirit  the "Platinum" 21st century of the Russian culture. God to us in the help!
July 09, 2018.

Keywords: art, culture, consciousness, creativity, belief, knowledge