Крошка Разум

Юрий Дайгин
Некоторые (сегодня, правда,  очень немногие) верят, что в незапамятные времена он был просто чем-то вроде хирурга-исследователя. Пока однажды, в те же незапамятные времена, он, видимо, под влиянием какого-то странного припадка, не выскочил из своей лаборатории и не понёсся по улице размахивая своим острейшим, можно даже сказать – совершенным во всех отношениях, скальпелем, кромсая всех и вся вокруг.

В нормальном-то обществе за подобное поведение мигом бы скрутили и долго лечили травами и холодными ваннами, судили бы... Но с людьми тоже произошли странные изменения, и они...принялись восхищаться опасным маньяком: "Ах, как он здорово режет! Да он же помогает нам узреть внутреннюю суть вещей, то, что было раньше скрыто от глаза, пока они были целыми!".

Очень уж хотелось, оказывается, людям увидеть внутренню сущность вещей, даже ценой того, что они переставали быть целыми.

А поскольку многие верили, что Бог спрятал в каком-то существе или предмете Истину, да никому не сказал где или в ком, усилия Разума сразу приобрели характер подвижнического поиска.

Так и повелось с тех пор: стал Крошка Разум по миру похаживать да ножичком своим остреньким помахивать, иногда меняя его на тупую "бритву Оккама", что делало процесс познания ещё более болезненным и запутанным.

И что бы хорошего кто ни сделал, руководствуясь чувствами или интуицией, с тех пор всё приписывали только ему.

Очень быстро выяснилось, что он часто пытается подойти к Храму, минуя неуклюжие проволочные заграждения и противотанковые ежи, выстроенные священниками на подступах к Святыне, которые могли защитить Её разве что от сильно пьяных мамонтов. Сжимая во рту свою финку, Разум упорно полз, минуя минные поля парадоксов и брезгливо огибая трупы студентов, богословов и просветителей.

А сколько он попортил произведений искусства! И не только снаружи, порезав такой кривой, зазубренной штукой, которой идеально подходит название "критика", но и изнутри, когда наивные мастера приглашали его поучаствовать в процессе.

Проходили века, и вот настал тот момент, когда Крошка Разум стал уже врываться и в частные жилища, даже в спальни! Фрейдовской выкидухой резал он на полосы простыни и занавески, потрошил подушки, приговаривая, подобно чеховскому жениху: "Я себя надувать не позволю!"

Как это всё закончится? Я не знаю. Может, он когда нибудь разрежет очередную микрочастицу и найдёт в ней нечто, что сочтёт за Истину. И вернётся тогда в свою лабораторию, оставив измученный его чрезмерным присутствием мир в покое. А может полоснёт, наконец по себе самому (что он уже случайно делал несколько раз) и превратится, наконец, из смышлёного маньяка в Мудреца.