Neivanov. Поездка назад или чудеса

Наталия Черн
=====Поездка назад или чудеса. Neivanov (Владислав Кауфман)=====

Этот автор заинтересовал меня, прежде всего  тем, что он – одессит, (хотя и живет в Германии уже много лет). Я читала у него, в основном, ЗА Одессу. Пишет он «смачно», со вкусом, юмором. Живо и интересно. На его страницах не заскучаешь. Мне понравился его рассказ «Кэтти» http://www.proza.ru/2005/03/21-205
«Как кушает Одесса?» http://www.proza.ru/2013/05/11/715
В принципе, понравилось всё, что я успела прочитать.  Но впереди – еще море рассказов.
А вот этот рассказ меня чем-то зацепил. "Поездка назад или чудеса" http://www.proza.ru/2008/08/09/240
(Ниже, в этом обзоре (рецензии, отзыве, статье) - имеются спойлеры.)

Наверное, это даже не рассказ, а повесть. Повесть о Любви. Да, именно повесть – не какой-то,  вырванный из жизни, эпизод, а значительная часть жизни. Возможно, это даже мини-роман. Потому что есть любовь,  отношения. Отношения сложные – с надрывом и настоящей страстью.

Скажу честно, читала произведение три раза. Первый – почти не вникая,  не улавливая смысла, лишь останавливаясь на некоторых моментах. Про любовь и целительство  сначала даже не заметила.  Про автобус и переезд – как-то более внимательно (как будто в этом вся соль!) Но мелькнуло про любовь – и я вернулась в начало. Так пошло второе прочтение. Уже вникала, уже понимала (или пыталась понять!)  Стало очень интересно про целительство – как там и что… (Мне кажется, это интересно всем.)
И вот – медленно и внимательно прочла в третий раз. И… пишу отзыв. А отзыв (или рецензию) захотелось написать, потому что неприлично сидеть на странице целую кучу времени, а  потом уйти «по-английски», молча.  Неприлично.  К тому же, хочется вякнуть (высказать) свое мнение. Хотя – оно субъективное,  то бишь женское. Почему я делаю акцент на слове «женское»? Потому что  в этой повести (рассказе)  чисто мужской взгляд на некоторые вещи. В том числе, и на любовь.
ГГ – весьма интересный и неординарный человек. А когда человека застигает врасплох любовь, (когда и через границу не лень шастать туда-сюда, лишь бы увидеть любимую!) – это заслуживает особого уважения и симпатии. Не каждому достается такой приз, как самая настоящая любовь-страсть, когда вот так – как в омут головой, когда уже есть семья, и вообще другая жизнь. И главная идея всей этой истории, (как мне показалось) – не предать, не оскорбить любовь.

« – Там, наверху, – говорила она чужим, лекторским голосом, – самыми тяжким преступлениями считаются преступления против любви. Это трудно себе представить, но вспомните, что Бог – есть любовь и мысли ваши потекут в нужную сторону…»

(Как знакомо, даже очень-очень знакомо! Это же то самое – что я когда-то читала у С.Н.Лазарева в «Диагностике кармы». Он говорил об этом постоянно. Но Лазарев  в России, а это – Украина. Или экстрасенсы открывали эту истину одновременно? И она, по сути, всегда одна?)

Взялась писать рецензию (отзыв) и смущает одна мысль - стоит ли копаться в чужой откровенной истории? Не фантастика же, не роман, где автор взял всё «из головы» и перенес на бумагу. Здесь чувствуется настоящая боль, настоящие чувства.
И сколько препятствий на пути этой любви!.. Но об этом позже. Первое, что меня шокировало, (как женщину) – что «любовь» вообще бывает разной… 

Мужской разговор

==== «Поначалу всё, что про ЭТО называются любовью, все эти игры гормонов, шуры-муры, палки – обжималки. И так всё это завлекательно – привлекательно, что-то вроде свадебного платья невесты – белое, пушистое, воздушное, а потом… эх, да что зря трепаться, сами знаете!
Так вот, потом некоторые любови переименовываются, точнее, разжалываются во влюблённости, увлечения, кое-какие и вовсе забываются, но, врываясь в вашу жизнь, все они вначале зовутся любовью и требуют вас целиком». ====

«Ага, вот оно как!..» – подумала я, с колокольни своей женской сути.
В общем, с первых же строк – ты получаешь некоторый шок. Эту мужскую откровенность по поводу «любви». Да, сначала и не разглядеть ее – говорит автор с богатым жизненным опытом – и даже свадебное пышное платье можно принять за любовь, а штука в том… что это и не любовь вовсе!
Мда… Почему-то сразу подумалось о его жене. И вообще о всех невестах и женах. Неужели все мужики так думают? До свадьбы – принцесса, королева, на руках носить, ножки целовать, а потом…
=== «а потом… эх, да что зря трепаться, сами знаете!»====

И кто эти – «знаете»? Жена, наверное, до сих пор  в иллюзиях, в розовых облаках витает – считает себя самой-пресамой, любимой-прелюбимой? А тут, (по секрету всему свету), оказывается «сами знаете!» Ага, женская солидарность проснулась? Тут уже не о художественности текста речь вести – а о чем-то наболевшем, женском. (Ну, типа «все мужики сволочи». Даже сериал был такой. Классный, между прочим.)
На этом-то, не-литературном  месте и начинаешь понимать, что ты не в сказку попала, а просто… в мужскую прозу! Где сидят мужики и трепятся «за жизнь». Только если для эротики есть предупреждение 18+, то здесь никаких знаков. Только  ник автора. Который ясно дает понять, что не девочка это, все-таки, с розовыми бантиками за клавиатурой пальчиками стукает, и не дама с маникюром и чашечкой кофе (типа меня), а МУЖЧИНА. Который рассказывает про свое давнее, (под прикрытием, конечно: у одного знакомого была такая вот история) – с такими же, как и он, мужчинами. И нечего совать свой бабский нос в мужской разговор. Но раз уж зашла на «огонек» – и услышала, то чего уж выводы делать, да еще какие-то отзывы-рецензии писать? Так не я, это Муза решила: мол, раз читала, то и пиши отзыв – нечего филонить. А то «по-английски» она собралась улизнуть! Нет, пиши, что думаешь, как есть. (Конечно, диалога с Музой не было. Это дуновение вдохновения разве объяснишь? Вот и придумываем – «Муза снизошла»!)

Но вернусь к тексту. Читается легко и интересно. Даже несмотря на прозрачность мемуарности,  всё очень тонко и изящно. Художественно. Жена, если и заглянет – то всё равно ничего не поймет:  а, пишет про какого-то там Марата, ну да и Бог с ними – это их дела!

Любовь требует жертв

А сюжет закручивается с пол оборота – сразу, без размусоливания, без длинного вступления. Сразу – обухом по голове: Любовь она такая!.. И затягивает это повествование, как в водоворот.  Потому что «про любофф» всегда всем интересно.   И у каждого своя история имеется - где-то там, в глубине души, оберегаемая от посторонних глаз. Потому очень интересно становится – как же там эта самая Любовь, как же его так угораздило... и как это всё разрулится – будут ли они счастливы вместе? (как на картах – «что было, что есть, что будет, чем сердце успокоится».)  Хотя разве настоящая любовь – бывает сладкой и счастливой? Она требует немало жертв. А если человек не готов отдать всё – она будет горькой и мучительной.
Герою предоставился шанс повернуть свою жизнь на все 180 и сохранить любовь. Но тут встали на пути человеческие ценности: семейные узы, жена, ребенок, родители жены... Плюс отъезд за границу. Они уже настроились, надо уезжать, все сидят на чемоданах. И он бросит их на полпути, ради любимой?.. Если любит – поймет.  Должна понять.
Она поняла. Молча вернулась к мужу и свекрови, в тесную квартирку и обыденную жизнь. Она первой сделала решительный шаг навстречу Судьбе. Знала – сейчас или никогда (экстрасенс, все-таки). ГГ не выдержал этого испытания – не был готов к такому повороту событий. Он отвечал за свою семью и даже за родителей жены. За всех. Пришлось жертвовать любовью.
Наверное, это обычное дело – вернее, обычное испытание настоящей Любви: когда требуется жертва. При этом – равноценная. Не просто благополучие, а дети, жена (муж), семья. И если один готов к этому – отдать всё, другой – нет. Его будет мучить совесть (или боится, что потом замучит) – что это просто какая-то страсть, умопомешательство, которое рано или поздно пройдет, (как и другие «любови»).  Надо оставаться человеком. И  не быть подлецом. Выползают такие  нравственные, моральные ценности – против которых не пойдешь, они слишком сильны. Кажется, что стоишь на краю бездны. А твоя любовь кажется мелкой и ничтожной, по сравнению с тем, чем ты пожертвуешь ради неё. Поэтому не у многих хватает духу сделать этот шаг (только импульсивным решительным женщинам).
 
Через год он вернулся –  любовь стала еще сильнее. А его возлюбленная –  холоднее льда.  Она уже перестрадала и пережила. Нет, она не убила любовь – ее совесть чиста, ведь она сделала тот роковой шаг, придя к нему, бросив всё… Тогда он ясно сказал – «нет, дорогая, не могу!»  Значит, так тому и быть. Даже мужу покаялась в измене. Как сжигала мосты. Поклялась, что не повторится. А слово надо держать. Для ГГ ее поведение непонятно – он ведь так ее любит, примчался «из-за бугра», а она его на учебу по экстрасенсорике  настраивает?.. Что происходит? Неужели любовь прошла?
Да, она поступила мудро. И он уехал обратно – уже спокойный: даже с ощущением, что любовь прошла.  «К счастью ли, или же к сожалению, однако сумасшествие кончилось», – делает вывод ГГ. Вроде даже с некоторым облегчением. Зачем ему, почти респектабельному немцу – это самое «сумашествие»? Мотаться туда-сюда, чтобы только ее увидеть?!..  Кому это надо вообще? И хорошо, что закончилось. Хотя шкрябнуло – что в муже она нашла экстрасенсорные способности. И даже второго ребенка родила. О кей. Пусть будет так.

====Несбывшееся пророчество. Спор с Судьбой?====
И при всех чудесах – пророчество одной дамы-гадалки не сбылось. Он не увез ее за границу, они не жили 7 лет вместе. Даже 7 лет не получилось. Иногда пророчества не сбываются. Тоже вопрос – почему?.. у одних – как по писаному, прямо слово в слово (как в рассказе «Сиропчик»), а у других – облом. Сказка – хотя бы и на несколько лет (счастливых лет) не сбылась. Кто повернул судьбу в другом направлении? Где там сместились пути-дороги? А быть может, его любимая приложила к тому свою нежную чудодейственную ручку экстрасенса? Вот обиделась на любимого, наплакалась вволю, переболела-перестрадала – и перечеркнула все эти пророчества: нет, не будет этого, вот такая моя маленькая женская месть!
Кто знает, как там было? Это ведь люди – не совсем обычные, со своими чудесными способностями. Что в их власти? Что они могут? Это ведь на грани колдовства. Да и штучки им разные ведомы. Тоже не совсем белые и пушистые. Возможно, и повернула колесо судьбы в другую сторону – как ей было нужно.

В рассказе – пророчество было через карты. А карты порой очень даже хорошо правду говорят. Но тут нашла коса на камень. «Пророчество? Судьба? А я кто? – видимо, сказала себе героиня. – Я прощу бегство и предательство? Ну, уж нет. Не получит он меня на блюдечке с золотой каемочкой!»  (К слову сказать, мужчины обычно боятся отказов, а вот женщины их просто не прощают. Вот и всё.)
И пусть герой ломает голову – что с его любимой, и почему не подпускает к себе,  а занимается с ним «учебой» и диагностикой. Всему свое время. Время собирать камни, время разбрасывать камни. (Екклезиаст? Соломон?) Дважды в одну реку не войдешь. Штампы, шаблоны… но так оно и есть. Не прошла любовь, только кое-что изменилось. Не в нем – в ней. Женщина может любить, но что-то простить не может. Хоть алмазным самородком перед ней рассыпайся, хоть соловьем заливайся – её  сердце уже закрыто. Абонент недоступен.
Потому и не сбылось гадание – даже с указанием лет, которые они вместе должны прожить за границей – потому что «нашла коса на камень». Она прошла через страдание, через боль потери – и стала сильнее. И ее способности стали сильнее. И она переломила судьбу. Пророчество стало бессильно перед такой силой духа.

Грудь любимой
Есть момент в этом повествовании - грудь любимой. (Не забываем: это откровенный мужской разговор.) Бедра класс, сама класс, а где грудь? Но его любовь от этого не утихает, не исчезает. Он по-прежнему к ней пылает. Вот что удивительно!.. (Для нас, женщин.)
Даже если дама нечаянно заглянет на этот «мужской разговор» –  это станет для неё открытием. Оказывается, если любит по-настоящему - размер твоей груди и ее конфигурация не имеет для него никакого значения!.. А сколько девушек и женщин страдают по этому поводу, делают пластику, операции – лишь бы что-то там увеличить, на радость любимому. Ну, а он пойдет к другим «любовям», где пластика получше и размер побольше!

====Целительство. Экстрасенсорика====
Эта повесть не только о любви, но и о целительстве - о том даре, который развивал в себе ГГ. Приехав в родной город подзаработать (на продаже Мерса), и увидеть заодно любимую, вместо нежных свиданий – он получает «учебу по полной». То, что ему как раз и необходимо – ведь это может стать его прибыльным бизнесом за границей. Возможно, именно в этой области он найдет себя, свое место в чужом ему мире. Первая часть пророчества – как раз об этом и говорила. Может, она и сбылась?..
Повесть можно разделить на 3 части – Любовь, Целительство, Поездка обратно. Хотя она и начинается с того, что ГГ едет «назад» – увидеть родителей и любимую. Нет четкого разделения этих частей – они переплетаются,  дополняют друг друга. Порой непонятно о каком времени идет речь:  настоящем или прошлом. Нужен внимательный читатель, чтобы не заплутать в лабиринтах воспоминаний героя, и уловить момент, когда он в настоящем.
Но эти переплетения – не мешают воспринимать внутренний мир героя. Порой фокус меняется  и мы слышим речь его возлюбленной, видим события с ее точки зрения. Это обогащает восприятие, дает повествованию некую живость, изюминку.  Мы не слышим голоса ГГ – но можем знать его мысли, чувства, отношение к ситуации. Его голос сливается с голосом автора. Иногда кажется, что рассказ идет от первого лица. Перечитываешь – нет, то же 3-е, но ощущение, как будто ГГ только что говорил о себе.
Центральную часть повести (рассказа) занимает экскурс в целительство: курсы, приемы, методы. Не очень пространно, чтобы это было похоже на учебник, но интересно и занимательно – дабы удовлетворить любопытство читателя, слегка приоткрыв завесу этой «магии».
А когда слышишь о судьбах целителей,  становится понятно – что это тяжкий, тернистый путь, который не каждый может осилить.  Не всем дано. Не у всех есть выдержка и сила духа. Целительство порой наносит вред: целитель может взять на себя болезни пациента, не справиться с этим тяжким грузом. К тому же – возникает сомнение  в смысле и значимости: надо ли человеку помогать или болезнь – промысел Божий, и она должна его чему-то научить? Не вмешивается ли целитель в дела высших сил?
Как говорит ГГ: «тут было о чём подумать…»

Развязка
По литературным законам, в конце повествования герои должны измениться. И здесь это есть. Но не из-за мастерства автора – героев меняет сама жизнь. Жизнь диктует свои правила. И надо им подчиняться.

«Нет, это вовсе не значило, что Ира стала ему безразличной, он ещё не раз звонил, писал ей, иногда подкидывал денег, но к счастью ли, или же к сожалению, однако сумасшествие кончилось».

Очень красиво описано состояние ГГ, покидающего родину и ту, к которой он так рвался:
===«Вот как сформулировал Марат вывод для самого себя:
-Телу моему в сухом остатке достался кукиш, но зато душа напиталась любовью моих милых девочек, я мог по дороге сколько угодно перебирать в памяти наши встречи, наши большие и малые чудеса.
Уже тянуло и домой, в семью, к жене и сыну. Погостить было приятно, но ни на секунду не возникало в Одессе, ощущение дома. Нет, тут больше не было его территории. Как он ни рвался в Одессу, а вот прошло почти две недели, всё встало на свои места, он почувствовал, что едет назад с удовольствием.
Прощание, как ни странно, даже не было тягостным. Вино перебродило, отстоялось, его разлили по бутылкам, наклеили этикетки, оно заняло место в винном погребе драгоценных воспоминаний. Иногда, по праздникам можно извлечь и посмаковать. Иногда.
Нет, это вовсе не значило, что Ира стала ему безразличной, он ещё не раз звонил, писал ей, иногда подкидывал денег, но к счастью ли, или же к сожалению, однако сумасшествие кончилось».===

Конечно, звучит грустно. Но как еще могут поступить два взрослых человека, имеющих каждый свою семью и свои обязанности по отношению к родным и близким? Только так. И даже на родине – уже нет для него места. Любовь сошла на нет – остались лишь воспоминания  КАК он любил. Там, за границей – уже его дом. А здесь – ему нет места. Всё осталось в прошлом.

Повесть оставляет после себя очень сильное впечатление. История любви задевает душу – сопереживаешь героям. И они достойны уважения – страсть не затмевает их разум, они остаются честными. Не лукавят и никого не обманывают, даже друг друга. Героиня признается в измене мужу.  Как она решилась на это? ведь он мог и не простить. Женщине удается не только сохранить отношения с мужем, но и развить его способности, он становится целителем. Она вызывает у меня восхищение - своей силой духа, тем что не сломалась, восстала из пепла и продолжила жить, с нового чистого листа.
Ощущается, что это не придуманная история, но тем она и ценнее - реальная жизненная ситуация, трудный выбор и настоящая любовь.

***
07.03.2018