Размышления о Церкви

Борис Ейский
       В праздник Троицы, как никогда, уместно обратить особое внимание на Церковь. Если мы рассмотрим несколько текстов из Священного Писания, то обязательно придём к важным выводам: Церковь – создание не людей, а Самого Иисуса Христа, у неё сложные, важные и удивительные задачи, а также великое и славное будущее.

       «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матфея 16, 18). Эти слова произнёс Тот, о Котором сказано: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1 Тимофею 3, 16). Именно Он – Бог, пришедший на землю для спасения людей, проливший Свою Кровь на кресте за их грехи, победно воскресший на третий день и вознёсшийся во славе, – является создателем Церкви. Как и Христос, с первых дней своего существования церковь встретила серьёзное сопротивление. «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деяния 8, 1). В чём же причина? Та весть, которую Христос доверил Своим ученикам, во все времена вызывала непонимание и отторжение. Библия говорит об этом так: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Коринфянам 1, 18).

       В чём же состоит главная задача Церкви? «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 2, 47). Миссия Церкви неотделима от спасения людей. Именно Своим ученикам, которые и составляют Церковь, Господь дал великое поручение: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Марка 16, 15–16). Тот, кто всем сердцем верует во Христа, принимает святое крещение – становится частью Церкви. О тайне Церкви и о её важных задачах вдохновенно пишет апостол Павел: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная пре- мудрость Божия» (Ефесянам 3, 8–10).

       Удивительная задача – открыть таинственным «начальствам и властям на небесах» Божественную многоразличную премудрость. Да, в то великое дело, что Христос на земле совершает через Церковь, «желают проникнуть Ангелы» (1 Петра 1, 12). В своих посланиях, призывая верующих к святой жизни, апостол Павел ставил в пример отношения Христа и Церкви, тем самым показывая, насколько она дорога Спасителю Мира, и какой Он её желает видеть. «Как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефесянам 5, 24–27).

       Священное Писание говорит нам о серьёзной проблеме: существует не только невеста Агнца – Церковь, есть и та, которая выдаёт себя за неё. Она не повинуется Христу, не стремится к святости и непорочности. За свою бытность она принесла немало беды и многих отвратила от истины. О ней подробно написано в 18 главе книги Откровения. Это печально, но участь её ужасна. Святой апостол Павел пламенел желанием показать то удивительное богатство и славное будущее, которое имеют те, кто через покаяние и возрождение (Иоанна 3, 3) вошёл в Церковь: «...услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Ефесянам 1, 15–23).