Паруса Ойкумены. Глава 26

Леонид Бликштейн
1. В этой главе, где речь пойдет о пребывании Павла под арестом в Кесарии и его общении с двумя римскими наместниками Иудеи, мы закончим исторический анализ хронологии Деяний Апостолов. В следующих главах мы с помощью контекстограммы проанализируем три программных послания Павла: первое и второе Послание к Коринфянам и Послание к Римлянам. Затем в качестве заключения к этой книге мы рассмотрим путешествие апостола Павла в Рим, описанное в последних главах Деяний.

2. Когда Павла под вооруженным конвоем доставили из Иерусалима в Кесарию, прокуратор Иудеи Антоний Феликс, известный как коррумпированный и жестокий администратор, отсрочил рассмотрение дела Павла, которого обвиняли пришедшие из Иерусалима первосвященник Анания и ритор Тертулл, и  заинтересовался религиозными идеями своего узника. Согласно Деяниям он вместе со своей женой Друзиллой, дочерью умершего за десять лет до этого царя Ирода Агриппы I и сестрой царя Агриппы II и Береники, навестил Павла и стал распрашивать его о христианской вере. Вот рассказ об этих событиях в 24й главе Деяний.

1. Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла.
2. Когда же он был призван, то Тертулл начал обвинять его, говоря:
3. всегда и везде со всякою благодарностью признаем мы, что тебе, достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром, и твоему попечению благоустроением сего народа.
4. Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением.
5. Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси,
6. который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону.
7. Но тысяченачальник Лисий, придя, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе,
8. повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе. Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем его.
9. И Иудеи подтвердили, сказав, что это так.
10. Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело.
11. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения.
12. И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем;либо спорящим или производящим народное возмущение,
13. и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня.
14. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках,
15. имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают.
16. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.
17. После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения.
18. При сем нашли меня очистившегося в храме не с народом и не с шумом.
19. Это были некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня.
20. Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедрионом,
21. разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами.
22. Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении.
23. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.
24. Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
25. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
26. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним.
27. Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах. (Деяния Апостолов 24:1-27)

3. Интересно, что Павел в своей речи обращаясь к Феликсу указывает на то, что он давно занимается делами еврейского населения в качестве судьи: “ зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело.” (Деяния 24: 10). Но ведь согласно свидетельству Иосифа Флавия Феликс получил назначение на пост прокуратора Иудеи сравнительно недавно в 52/53 гг. Так может быть перед нами ошибка автора Деяний, анахронизм?

4. Оказывается, что нет это вовсе не ошибка, просто Павел в своей речи ссылается на деятельность Феликса в Палестине до вступления в должность наместника. По сообщению Тацита (Анналы 12. 54, ср. Иосиф Флавий, Иудейские Древности 20. 7.1) Феликс еще до своего назначения на пост наместника всей провинции был прокуратором Самарии и  Иудеи, в отличие от Галилеи, которая была под управлением другого прокуратора Вентидия Кумана. Феликс получил свое назначение на пост наместника всей провинции в 52 г. благодаря тому, что был братом всевластного вольноотпущенника Клавдия Палланта, а также благодаря своим связям с иерусалимским первосвященником Ионафаном, который впоследствии (до назначения Анании на этот пост) был убит сикариями . Иосиф Флавий полагает, что Феликс сам тайно нанял убийц, чтобы разделаться со своими обязательствами по отношению к влиятельному первосвященнику. И Иосиф Флавий и Тацит негативно оценивают жестокое правление Феликса, который к тому же был взяточником (что подтверждает и цитированный выше рассказ Деяний, в котором упоминается, что Феликс рассчитывал получить от Павла деньги за свое освобождение). Вот рассказ Тацита о действиях Феликса в Иудее и его вражде с Куманом до его назначения на пост наместника всей римской Палестины.

54. (1) Но подоб­ной уме­рен­но­сти не обна­ру­жи­вал его брат, по име­ни Феликс, кото­рый, уже дав­но пре­бы­вая пра­ви­те­лем Иудеи, счи­тал, что при столь могу­ще­ст­вен­ной под­держ­ке может без­на­ка­зан­но тво­рить без­за­ко­ния….Меж­ду тем Феликс неумест­ны­ми мера­ми тол­кал их на новые бес­по­ряд­ки, при­чем в зло­употреб­ле­ни­ях вся­ко­го рода с ним сорев­но­вал­ся Вен­ти­дий Куман, ведав­ший частью про­вин­ции, кото­рая была поде­ле­на меж­ду ними так, что Вен­ти­дию под­чи­нял­ся народ гали­ле­ян, а Фелик­су — сама­ри­тяне; те и дру­гие издав­на враж­до­ва­ли, а тогда, из пре­зре­ния к обо­им пра­ви­те­лям, и вовсе пере­ста­ли сдер­жи­вать вза­им­ную нена­висть. (4) Итак, они при­ня­лись гра­бить друг дру­га, посы­лать друг к дру­гу шай­ки раз­бой­ни­ков, под­стра­и­вать заса­ды, а порою зате­вать и под­лин­ные сра­же­ния, делясь с про­ку­ра­то­ра­ми награб­лен­ным и захва­чен­ною добы­чею. (5) Те вна­ча­ле были очень доволь­ны, но, когда сму­та угро­жаю­ще воз­рос­ла, вме­ша­лись в нее воен­ною силой; наши вои­ны были пере­би­ты бун­тов­щи­ка­ми, и про­вин­ция запы­ла­ла бы в пожа­ре вой­ны, если бы ей на помощь не явил­ся пра­ви­тель Сирии Квад­рат. (6) Он недол­го разду­мы­вал, как посту­пить с иуде­я­ми, дерз­нув­ши­ми на убий­ство вои­нов, и они попла­ти­лись за него голо­вой; мед­лил он лишь в отно­ше­нии Кума­на и Фелик­са (про­слы­шав о при­чи­нах вос­ста­ния, Клав­дий пре­до­ста­вил ему свер­шить пра­во­судие и над обо­и­ми про­ку­ра­то­ра­ми), (7) но Квад­рат, дабы уме­рить рве­ние обви­ни­те­лей, взял Фелик­са с собою на три­бу­нал и поса­дил его среди судей, и за пре­ступ­ле­ние, совер­шен­ное ими обо­и­ми, был осуж­ден толь­ко Куман, после чего в про­вин­ции вос­ста­но­ви­лось спо­кой­ст­вие.

5. Но наиболее ценное хронологическое указание в цитированном выше тексте Деяний это упоминание жены Феликса иудейки Друзиллы. Эта Друзилла была дочерью царя Ирода Агриппы I и сестрой царя Агриппы II и другой дочери Агриппы I Береники (эти люди упоминаются в 26й главе Деяний в связи с прибытием нового сменившего Феликса наместника Феста и отправкой Павла в Рим на суд императора. Павел согласно Деяниям выступил перед ними с рассказом о своем обращении в христианство. Эта его речь воспроизводится в 26й главе).

6. Дело в том, что совсем незадолго до своей встречи в 54 г. с Павлом в Кесарии, где она выступала в качестве жены Феликса, Друзилла в начале 53 г. вышла замуж за (принявшего ради этого иудаизм) царя Азиза из Эмесы. Однако влюбившийся в нее Феликс уговорил ее бросить мужа и вместо этого сделаться женой самого римского наместника. Их сын впоследствии погиб в Помпеях при извержении Везувия.

7. Таким образом упоминание автором Деяний Друзиллы как жены Феликса в момент прибытия арестованного Павла в Кесарию еще раз доказывает тот факт, что его арест не мог произойти раньше 54 г. Ведь к этому времени Друзилла, вступившая в первый брак в 53 г, уже успела бросить первого мужа и сойтись с Феликсом.

8. Ну а теперь перейдем к событиям, случившимся после отставки Феликса в конце 55 или начале 56 гг. Вот рассказ Деяний о том, как новый наместник Порций Фест после апелляции Павла к суду императора (Павел имел право на такую апелляцию, будучи римским гражданином) принял решение отправить узника в Рим.

1. Фест, прибыв в область, через три дня отправился из Кесарии в Иерусалим.
2. Тогда первосвященник и знатнейшие из Иудеев явились к нему с жалобою на Павла и убеждали его,
3. прося, чтобы он сделал милость, вызвал его в Иерусалим; и злоумышляли убить его на дороге.
4. Но Фест отвечал, что Павел содержится в Кесарии под стражею и что он сам скоро отправится туда.
5. Итак, сказал он, которые из вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что;нибудь за этим человеком, пусть обвиняют его.
6. Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, возвратился в Кесарию, и на другой день, сев на судейское место, повелел привести Павла.
7. Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать.
8. Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря.
9. Фест, желая сделать угождение Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом?
10. Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
11. Ибо, если я неправ и сделал что;нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.
12. Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься. (Деяния Апостолов 25:1-12).

9. Автор Деяний, который в прежних случаях называл первосвященника по имени (Анания), на этот раз опускает его имя. Действительно, как мы видели в 25й главе, незадолго до отставки Феликса и прибытия в Палестину его преемника Феста весной 56 г. царь Агриппа II назначил на пост первосвященника другого человека Исмаила бен Фиаби. Эта незначительная, но достоверная деталь еще раз показывает хорошую осведомленность нашего источника. Вполне возможно автор Деяний в эту эпоху находился в тесном личном контакте с Павлом и поэтому хорошо представлял себе все, что с ним происходило.

10. На этом мы заканчиваем исторический разбор хронологии Деяний. В следующих главах мы вернемся к контекстному анализу посланий апостола Павла, а затем рассмотрим его путешествие в Рим.