Девочка и гном

Елизавета Разуваева
- Рита! Садись в машину!
   Я села, мама захлопнула дверь, и мы поехали. Мне девять лет, и  когда я была маленькая, со мной произошла странная история…
   Мне было года три, и мы с мамой возвращались домой с детского новогоднего представления. Машины у нас тогда не было, и поэтому мы поехали на автобусе. Там я сама не знаю, почему, разговорилась с одной бабусей. Она тоже оказалась разговорчивая и веселая, поэтому мы хорошо поговорили. В конце бабуся почему-то вдруг спросила:
- А тебя как зовут?
- Маргарита – ответила я.
Она задумчиво посмотрела на меня и сказала:
- Наверное, тебя ждет сказочная судьба.
   Конечно же, мы с ней больше не виделись, но я до сих пор не понимаю, почему она так сказала. Что, если у человека светлые, слегка вьющиеся волосы, большие светло-зеленые глаза и имя Маргарита, с ним обязательно должно случиться что-нибудь необычное? И что бы она сказала, интересно, если бы меня звали как-нибудь по-другому?
   Во всяком случае, до сих пор в моей жизни ничего сказочного не происходит. Мы живем с мамой вдвоем. Она у меня очень занятая, и поэтому с первого класса я хожу в продленку, и даже оттуда нередко ухожу последняя. Летом мама хотела определить меня в школьный лагерь, но я отказалась. Нет, мне вполне неплохо живется в продленке, но если я еще и летом буду ходить в школьный лагерь, совсем перестану бывать дома. А это неправильно.
   И тогда мама решила отдавать меня на лето бабушке, чтобы я не сидела целыми днями дома одна. Я согласилась. Это, конечно, тоже не совсем дом, но хотя бы я буду в своей семье.
  Иногда мы с мамой ездим на море на две недели, но в этом году мы не сможем так сделать. Так что, я все лето проведу с бабушкой.
  Но что это? Мы уже давно проехали место, где она живет, и, похоже, выезжаем из города. Я заволновалась.
- Мама! – закричала я, встав возле ее сидения – А мы точно к бабушке едем?
- Иди, садись – улыбнулась мама – Скоро мы приедем, и ты сама все поймешь.
   Где-то минут через двадцать машина остановилась, и мы оказались возле большого зеленого дома. Мама  выпустила меня из машины и позвонила в дверь. Вскоре мы услышали, что кто-то бежит открывать. Через минуту дверь распахнулась, и на пороге появилась бабушка.
- Риточка! – закричала она радостно.
- Бабушка! – не менее радостно вскричала я и повисла у нее на шее.
   Потом мы пошли обедать – бабушка как будто специально приготовила мой любимый  зеленый борщ, и она, наконец, рассказала, в чем дело.
   Оказывается, уже несколько лет бабушка переживает из-за того, что все лето я провожу только с ней или мамой да вдобавок, если мы не едем на море, еще и сижу в городе все лето. Вот поэтому они с мамой и купили этот дачный дом, чтобы я была на воздухе, и может быть, даже подружилась с кем-нибудь. Выяснилось, что этот дом долго не могли продать, и он уже сменил шесть хозяев, которые избавлялись от него по непонятным причинам. И из-за этого мама с бабушкой купили его за гораздо меньшую цену, чем рассчитывали. Мне казалось это странным, потому что дом был очень хорошим.  Потом мы еще немного поговорили, мама отдала нам мои вещи и уехала обратно.
  В тот день я легла спать даже раньше обычного, потому что очень устала.
   Конечно, я и сама была не против с кем-нибудь подружиться. У меня были одноклассники и несколько неплохих знакомых, которые также как и я ходили в продленку, но назвать их друзьями я не могла. Поэтому на следующий день я стала с любопытством обозревать окрестности.
   К сожалению, довольно быстро выяснилось, что дружить мне там тоже особо не с кем. У самой нашей ближайшей соседки – бабушки Мэрилин (которая оказалась грузинкой), была внучка Лера. Она была на несколько месяцев старше меня и оказалась жуткой зазнайкой. Лера училась в какой-то частной языковой школе, и из-за этого не хотела общаться с обычными детьми. Хотя я, если честно, думаю, что в школе ее тоже не любили, если только у нее в классе не учились еще одна-две таких же задаваки.
    У еще одной соседки были одиннадцатилетние внуки-двойняшки Евсей и Арсентий. Вот они, в общем-то, были неплохие ребята, но они не обращали ни на меня, ни на Леру особого внимания и либо уходили куда-то с другими мальчишками, которых я толком не знала, либо занимались какими-то своими делами.
    Еще там были две бабушки с внучками, одна из которых приезжала туда редко, и то ли уже закончила школу, может даже давно, то ли скоро должна была это сделать, а другой вообще было года два, и она тоже редко туда приезжала.
    Вдобавок ко всему по ночам я стала слышать какой-то странный шум возле нашего дома. Недалеко от него была роща, и я думала, что звук идет оттуда.
   Я пыталась узнать у бабушки, что могло бы шуметь. Сначала она вообще мне не поверила, а потом сказала, что шумит какой-нибудь небольшой грызун, и не надо обращать на него внимания.
   Сама не знаю почему, я не поверила бабушке, и решила, что даже если она права, и шумит действительно белка, мышка или еще кто-нибудь в этом роде, я должна увидеть это собственными глазами.
    Я дождалась, пока бабушка заснет и вышла на веранду- оттуда лучше было видно рощу, и я почему-то подумала, что если кто-то действительно к нам приходит, на веранде я замечу его сразу. И не ошиблась.
   Я просидела там полчаса, и ничего не было слышно. Я уже хотела поверить бабушке и лечь спать, но тут вдруг увидела странное существо, выходящее из рощи.
   Мой гость был чуть повыше меня, в длинной кофте из шкуры барана, каких-то странных штанах и башмаках, похожих на лапти. У него была прическа сумасшедшего профессора, огромный нос и большие выпученные глаза.
-Гном – догадалась я.
  Как только гном заметил меня, он  сразу бросился бежать назад.
-Гном! Подожди! Стой! – закричала я и бросилась за ним. Мы добежали до старого пня, где я потеряла его из виду, но я заметила, что на пне что-то лежит. Я на всякий случай это взяла и занесла в дом. При свете мне удалось выяснить, что это – записка на бересте:
                ПРИХОДИ СЕГОДНЯ ДНЕМ К СТАРОМУ ПНЮ. Я ДВА РАЗА ПОВТОРЯТЬ НЕ БУДУ.
                ГНОМ.
 Я забрала эту записку к себе в комнату и легла спать. Проснувшись, я сначала не была уверена, что мне это все не приснилось. А нет, записка лежит на столе.
- Но все равно, может это  просто кто-то так пошутил – уговаривала себя я. Но на самом деле мне очень хотелось, чтобы записку написал настоящий гном.
За обедом я спросила:
-Ба, можно я немного погуляю?
- Конечно иди, Риточка - обрадовалась бабушка - Только не задерживайся допоздна.   
   В роще было тоже очень тихо. Я не знаю, сколько я просидела возле пня, как вдруг услышала скрипучий голос:
-Я уж думал, что ты не придешь.
И я увидела своего необычного знакомого.
-Здравствуй, я Рита – сказала я, и, не дожидаясь, пока он что-нибудь скажет, спросила:
- А почему ты  сюда приходишь?
- Потому что это место было моим домом - ответил он – А потом здесь построили дачу.  Тебе бы вот понравилось, если бы у тебя украли твой дом? 
- Нет – потрясенно ответила я.- Но ведь не я виновата в том, что так случилось. И бывшие жильцы моего дачного дома тоже не виноваты – добавила я, поняв, что всех его бывших жильцов тоже выгонял гном.
-Ладно, убедила - согласился гном – я не будут тебя выгонять.
- А знаешь, что? – вдруг предложила я – Давай я буду к тебе ходить, а ты будешь рассказывать мне о лесе и его жителях?
-Подожди – вдруг нахмурился гном – неужели ты не ходишь в школу?
- Хожу, конечно – я даже немного обиделась – и осенью пойду в четвертый класс.
- И что, в школе ты об этом узнать не можешь?
- Ну,  нам в школе кое-что об этом рассказывают – я хитро улыбнулась – Но ты ведь наверняка знаешь больше, чем написано в учебнике?
   От этих моих слов гном заулыбался так,  что мне  показалось, что он и вправду зацветет.
   Конечно же, он с радостью принял мое предложение. Мне и самой было очень интересно с ним общаться. Казалось, он знает о животных все, что только можно, и я узнала от него много полезного. Он знал, какие животные опасные, какие нет, чем они питаются, где можно встретить и даже откуда-то знал, как ухаживать за грызунами.
   Например, я узнала, что волк, скорее всего, не причинит вреда, если его не злить, бобр в хвосте делает жировые запасы, а у пчел и муравьев иерархия почти как у людей.  Но сильнее всего мне запомнились дни, когда мы наблюдали за маленькими белочками и бобрятами.
   Да, я действительно узнала от него больше, чем из любой книги, и бабушка с мамой недоумевали, откуда я узнаю столько всего о животных. Но конечно, я не рассказывала им про гнома. Это была наша тайна.
  Но все хорошее когда-нибудь кончается, и мои каникулы тоже подошли к концу. Перед отъездом я пришла к своему другу попрощаться.
- Но мы ведь с тобой встретимся еще? – с надеждой спросила я – Следующим летом я снова сюда приеду…
- Следующим летом меня здесь может не быть – грустно сказал гном.
- Но почему?
- Я уезжаю в Шотландию – объяснил он – там дают приют бездомным домовым, брауни, гномам и многим другим.
-Не уходи, Гномик – уже плакала я - Я буду по тебе очень скучать.
-Я тоже тебя очень люблю, Рита - ласково сказал он – но остаться, скорее всего, не смогу. А чтобы ты не скучала, прими от меня подарок. – И протянул мне его.
Это оказались две книги – «Моря, леса и реки России» и «Все о гномах». 
-Спасибо тебе, Гномик – обняла я его - Я тебя никогда не забуду!
*** 
   Когда я вернулась в школу, все были очень удивлены моими знаниями о животных и их местах обитания. Я начала заниматься в кружке юных натуралистов, где наконец-то нашла себе друзей. Мама подарила мне еще книгу «Я познаю мир. Экология», и я теперь точно знаю, что стану биологом или экологом. А с Гномиком, мы может быть, еще встретимся.
                Конец.