Потомки атамана Часть 1 - 1916 год

Александр Руденский
               
                *   *   *   *   *
                НАСТУПИЛ НОВЫЙ 1916 ГОД

              1916 год по Григорианскому календарю был высокосный и
                первй его день пришелся на субботу.
               
                По восточному календарю это был год «Красного дракона»    
               
                Мои герои стали ещё на год старше
                14 марта 1914 года Антонине исполнилось 17 лет
                19 октября 1914 года Михаилу исполнилось 24 года
               
                *   *   *   
           Это был второй год Первой Мировой войны, и этим всё сказано.
               
                *   *   *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ
               
   13 января 1916 года был четверг – Ушел из жизни Уточкин, Сергей Исаевич, один
      из первых русских авиаторов, футболист, вело-, авто- и мотогонщик начала XX века.
         
                *   *   *
   27 февраля 1916 года было воскресенье – В Баку начались трёхдневные
продовольственные волнения.

                *   *   *
    1 марта 1916 года была среда – началась забастовка работников предприятий
                Каспийско-Черноморского товарищества.

                *   *   *
    В апреле 1916 года С. С. Прокофьев завершил 1-цю редакцию оперы «Игрок»
                на собственное либретто на русском языке

                *   *   *
  1 апреля 1916 года была суббота – над Лондоном сбит немецкий дирижабль LZ-48.


                *   *   *
    17 мая 1916 года была среда – Ушел из жизни князь Борис Голицын, физик,
                изобретатель электромагнитного сейсмографа.

                *   *   *
     4 июня – 20 сентября на Западном фронте под командованием генерала 
        Брусилова проведена наступательная операция, получившая название
        "Брусиловский прорыв" В плен взяты более 400 тысяч австрийцев.

                *   *   *
    25 июня 1916 года было воскресенье – Николай II издал декрет о мобилизации
        на прифронтовые работы («реквизиция инородцев») коренного населения 
        Средней Азии и Казахстана, до сих пор отлучённого от воинской
        повинности, ввиду лишения их избирательных прав указом от 16 июня 1907
        года. В результате имели место ряд восстаний среди этого населения.

                *  *  *  *  *   
    С наступлением лета и началом каникул, Михаил отправился опять в Коротояк,
    и там, как всегда, занимался репетиторством, зарабатывая деньги на следующий
    год учебы и жизни в  столице. В самом Коротояке практически ничего не
    поменялось, всё было как всегда. Встречался с Антониной, которой
    приходилось разрываться между Коротояком и Старой Калитвой. 


    С началом осени 1916 года начинался последний год учебы Михаила в училище Академии художеств.
       
    Друг детства Михаила - Алексей в конце 1916 года, после трех ране¬ний, был
    уже капитаном (это в двадцать три года!) и имел ряд отличий за храбрость.
    В детские годы, когда Михаил с друзьями разыгрывали «сражения» в меловых
    горах в Коротояке, Алеша имел прозвище: «генерал Линевич».

    А Женя, приезжая в Коротояк на каникулы, давал там блестящие концерты в     пользу раненых.
               
                *   *   *
          27 августа 1916 года было воскресенье – Румыния объявила войну
                Австро-Венгрии, а Италия объявила войну Германии.


                *   *   *
     15 сентября 1916 года была пятница – первое в истории мировых войн
           применение танков в боевых  действиях. Англичане на реке Сомме
           бросили против немцев 49 танков модели Mk.1.
           Из-за низкой технической надёжности этой модели на исходные позиции 
           выдвинулось только 32 машины (17 танков вышли из строя из-за
           неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в 
           болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее,
           даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км,
           причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.
               
                *   *   *
      4 октября 1916 года была среда – на месте железнодорожного посёлка      
         Семёновского у станции «Мурман» основан город Романов-на-Мурмане 
         (16 апреля 1917 года переименован в Мурманск). Предложение об
         образовании городского поселения с присвоением ему аименования
         «Романов-на-Мурмане», поданное министром путей сообщения 
         Александром Треповым, одобрено императором Николаем Вторым ещё 19 июля 1916 года.

                *   *   *
    25 октября 1916 года был четверг – Ушел из жизни французский оккультист маг
           и врач, автор книги о магии Папюс (род. 1865).
               
               
                *   *   *
     9 ноября 1916 года был четверг – В Новониколаевске произошел «Сахарный»
бунт

                *   *   *
     21 ноября 1916 года был вторник – Скончался Австро-Венгерский император
                ранц Иосиф I.  Его преемником стал  Карл I.

                *  *  *  *  *
               
                ПЕТРОГРАД (ЗИМА 1916 – 1917 ГОД}

  В конце декабря 1916 года «Петроградская газета» обратилась к ряду художников
 с вопросом «Как вы рисуете себе будущее?» и опубликовала их рисунки на эту 
 тему, а также краткие словесные ответы.

   Одни художники — Ф. Бухгольц, И. Владимиров, В. Мазуровский, Ф. Райлян
 поместили рисунки, носившие откровенно «ура-патриотический» характер. Они
 изображали «лихую атаку русской кавалерии», «германские полчища, удирающие во 
 все лопатки», «наших солдатиков, смело наступающих на врага» и т. д.

  Другие — М. Бобышов, В. Зарубин,  размышляя о будущем, высказывали робкую
 надежду на послевоенную светлую, тихую жизнь, «жизнь, полную свободы и света».

 И, наконец, третьи — как, например, Г. Лукомский, отзывались о грядущем весьма
 пессимистично и неопределенно:
 
 «Будущее, по-моему, покрыто не только в переносном, но и в буквальном смысле
                слова мраком неизвестности».

  Неудовлетворенность и пессимизм были характерны для состояния многих деятелей культуры того времени.

             Художник И. Бродский в одном из своих писем: 

 - «Настроение не хорошее, тревожное, как у всех. Чувствуется, что ужасная война
 скоро кончится, но как и чем — сказать трудно. Произойдет что-то большое и
        значительное, что изменит жизнь. Об этом у нас все говорят ».

   Другой художник — М. Нестеров писал близким накануне наступления нового,
            ожидаемого не с праздничными настроениями, 1917 года:

   «Желаем Вам того, что так жаждет вся Родина — более светлых дней, чем мы переживаем теперь»,
               
                *  *  *  *  *
   Михаил как и все студенты Академии волей неволей следили за тем, что         
 происходило вокруг. Их это тоже касалось. Они видели, как постепенно в их
 аудиториях и на занятиях становиться меньше студентов. Некоторые из них тоже
 попали под мобилизацию. В некоторых мастерских у разных педагогов оставалось
                по 3-6 студентов всего.

  - « Миша, посмотри, что Бенуа написал про открытие нашей конкурсной выставки:-

  « Печальные размышления — под стать тем мрачным ноябрьским дням, которые у нас
  знаменуют начало нового сезона художественной академической жизни, под стать 
  все той же безнадежной путанице, которая владеет нашей общественной жизнью ».

  Это было написано  в связи с открытием так называемой «Конкурсной выставки»,
  являвшейся отчетной для выпускников Высшего художественного училища при
  Академии художеств и говорящей об уровне подготовки учащихся в главном 
                художественном учебном заведении России.

       
                Михаил взял в руки заметку и начал читать сам:   
 
   « Академическая машина выпускает почти исключительно то, что служит только
  балластом в художественном мире, что сбивает всякое представление об искусстве
  в обществе и что совершенно не отвечает каким-либо государственным
  обязанностям нашего высшего художественного училища перед кормящим его отечеством ».

  В данном случае это высказывание имело отношение и к курсу на котором
  занимался Михаил Иванович – герой моего повествования. Сами выпускники к 
  такому мнению относились по разному.

  Александр Бенуа писал это, анализируя произведения, получившие высшую награду
  — заграничную командировку, (следует пояснить, что в том году, как и в
  предыдущем, она присуждалась чисто условно, так как использовать ее во время
  войны не представлялось возможным), которой были удостоены художники
  В. Кучумов за картину «Петр Великий показывает статую Венеры, присланную ему
  Римским папой»,  П. Котов за картину « Сборы на охоту », скульптор М. Манизер
                за барельеф на тему «Илиады».

      - « А вот еще, посмотри... Они что, с ума посходили. Чего это так? »

   Во второй заметке говорилось, что Академия художеств той поры зааражена
   "старчеством, немощью, оскоплением духа".

  Молодым художникам было обидно и за Академию, где они занимались, и за своих 
  учителей, да и за себя, хотя их имена там не фигурировали. Далеко не все из
                них в тот момент имели левые взгляды на искусство.

  Признание негодности высшего органа, руководящего обучением художников страны,
  осознание необходимости перемен в этой области сказывалось так же, как и во   
                многих других областях.

   Конкурсная выставка была одной из тех, которыми открывался в Петрограде
   очередной выставочный сезон, завершавший художественную жизнь 1916 года.

  Этот сезон, начавшийся в тот год, как никогда, рано – в сентябре,  включал в
  себя и индивидуальные выставки художников: Александра Федоровича Гауша,    
  Павла Осиповича Ковалевского, Александра Инокентьевича Чиркова, Александры 
  Петровны Шнейдер, а так же групповые выставки различных объединений : («Мир 
  искусства», Товарищество передвижных художественных выставок), и выставки, не
  имевшие специальных «фирменных» признаков (XI Осенняя, «На войне», Студия
  М. Добужинского и О. Браза).

                *   *   *
  Почти одновременно с Петроградом в Москве начали стремительно возникать свои 
  вернисажи. Здесь также проводились выставки отдельных художников (В. В. и В.
  Н. Мешковых, Н. Пимоненко и В. Орловского, А. Остроумовой), коллективные, 
  созданные усилиями мастеров популярных объединений тех лет (Товарищества 
  передвижных художественных выставок, «Союза русских художников», «Бубнового 
  валета»), и разнородные выставки, соединявшие в себе мастеров по всевозможным
  признакам («Фантасты и неореалисты», «Московская молодежь», «Эскизы, рисунки и
                этюды русских мастеров» и т. д.).

   И хотя в Петрограде отмечали, например, «Выставку современной живописи», а 
  также «Выставку этюдов, эскизов и рисунков “Мира искусства”», производивших
  на современников более благоприятное впечатление, чем другие, а в Москве —
  среди заметных называли выставки объединений «Бубновый валет», «Союз русских
  художников», «Мир искусства», — все же общий уровень выставок вызывал неудовлетворение современников.

  « Юбилейная акварельная выставка, — писали в прессе, — мало чем отличалась от 
  общего унылого тона, какой царит на этих выставках всегда… осенняя и в этом
  году была жалка… урожай весенней выставки дал очень мало зерна, но зато много
  соломы… конкурсная выставка в Академии не вывела ни одного выдающегося
  художественного имени… обе передвижные выставки закоснели бы совсем, если бы 
  не попытка подновить себя молодыми зачастую случайными сочленами и если бы не
  превосходные старые этюды И. Репина… Стоячее болото — вот два слова для
  определения этих и подобных им выставок, если говорить о том общем печатлении,
  какое они оставляют по себе у человека, ищущего живого и смелого творчества ».

   О многих из них можно было бы сказать, как и о «конкурсной», что в каждой
  «нет творчества, нет художественных произведений», что большинство выставок
  являет собой «одно из блестящих доказательств того художественного распада, 
  упадка мастерства и понимания формы, который царит так властно и безраздельно
                в русском искусстве».

                *   *   *
   Для Михаила посещение многих этих выставок было интересно в первую очередь
   тем, что ориентироваться на какой то определенный стиль, или манеру не
   приходится. В Живописном искусстве наблюдался полный хаос совершенно
   противоположных мнений, устремлений, манер, форм, и всего прочего. А   
   разобраться во всем этом так вот с лету, сразу было не просто. Тем более для 
   студента Академии.  Сам он для себя в этом пестром хаосе современной живописи
   еще ничего не определил. Более всего ему по душе был реализм.

   Выставочный сезон продолжался в течение более двух месяцев, подойдя вплотную
   к новому году и поражая своей бесцветностью, вялостью и пустотой. Обращали на
   себя внимание лишь внешние признаки активности — число произведений,
   показанных на выставках, и необычайно высокая покупательская способность любителей искусства.

  И критики писали - « Война как бы всколыхнула именно в обывательской среде
  “интерес к искусству” самого последнего сорта. Рядовой обыватель… охотно   
  посещает выставки и в Морской (Общество поощрения художеств) и на Вознесенском
  проспекте (Картинная галерея П. Ауэра), а обыватель “разбогатевший” охотно 
                покупает продукты на этих выставках».

  Художественная жизнь обоих городов проходила неторопливо и обращала на себя 
                внимание каким-то полу-летаргическим состоянием.

   По средам в Петрограде на собраниях дамского кружка под председательством
              А. Сабанеевой, как и обычно, рисовали с натуры,

    А по пятницам в Обществе имени А. И. Куинджи, возглавляемом Н. Богдановым-
   Бельским, художники любовались «грациозными движениями балетных артисток».
 
                Художники и историки искусства читали лекции:
         В. Курбатов — «О красоте садов»,
         Г. Лукомский — «Старинные усадьбы»,
         М. Погорельский — «О научной экспертизе старинных картин» и т. д.

  Императорское Общество поощрения художеств, Община Красного креста св. Евгении
  проводили регулярные большие аукционы «предметов чистого и прикладного искусства».

                *   *   *
     29 декабря 1916 года была пятница – В Петрограде был убит Григорий Распутин.               
               
                (Мысли вслух)
    (Единственное радостное известие в то время для очень многих в России.
    Ситуация в России с деятельностью Григория Распутина это еще один яркий
    пример полной деградации императорской власти и её окружения, да и
                дворянства в целом.)

                *   *   *
     Александр Глазунов написал  музыкальную картину «Карельская легенда»

                Игорь Стравинский написал музыку к балету
                «Байка про лису, петуха, кота да барана»

                *   *   *
            Среди фильмов вышедших на экраны России в 1916 году были:

      « Аршин мал алан » (реж. Борис Светлов)
      « В царстве нефти и миллионов » (реж. Борис Светлов)
      « Вий » (реж. Владислав Старевич)
      « Жизнь за жизнь » (реж. Евгений Бауэр)
      « Падающего толкни ». В роли больного — А. Вертинский.
      « Пиковая дама » (реж. Яков Протазанов)
      « Умирающий лебедь » (реж. Евгений Бауэр)
      « В час ночи » / One A.M., США (реж. Чарли Чаплин)
      « Гомункулус » / Homunculus, Германия (реж. Отто Рипперт)

                В США были сяты  новые фильмы Чарли Чаплина:

      « Граф » / The Count, США (реж. Чарли Чаплин)
      « За экраном » / Behind the Screen, США (реж. Чарли Чаплин)
      « Лавка ростовщика » / The Pawnshop, США (реж. Чарли Чаплин)
      « Пожарный » / The Fireman, США (реж. Чарли Чаплин)
      « Скиталец » / The Vagabond, США (реж. Чарли Чаплин)

                *   *   *
           Среди литературных произведений увидевших свет в 1916 году были:

       « В людях » — повесть Максима Горького.
       « Иго войны » — произведение Леонида Андреева.
       « Мара. Пряник осиротевшим детям » — произведение Алексея Ремизова.
       « Таинственное происшествие в Стайлз » — роман Агаты Кристи (опубликован в 1920).
       « Таинственный незнакомец » — повесть Марка Твена.

                *  *  *  *  *