Потомки атамана Часть 1 - 1915 Год

Александр Руденский
               
                *  *  *  *  *
                Наступил Новый 1915 год
                По Григорианскому календарю 1915 год был не высокосный и
                первый его день пришелся на пятницу.
               
                По восточному календарю это был год «Сине-зелёного кролика»    
               
                Мои герои стали ещё на год старше
                14 марта 1914 года  Антонине исполнилось 16 лет
                19 октября 1914 года  Михаилу исполнилось 23 года
               
                *   *   *   
   
                Это был первый Новый год  во время мировой войны.

                Николай Зелинский изобрёл противогаз
   
   В Российской империи начался выпуск специализированных вагонов-ресторанов с
   салоном для пассажиров и оборудованием для приготовления пищи и хранения
        продуктов, системами вентиляции, охлаждения воздуха и отопления.

                *  *  *  *  *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ 1915 ГОДА

                *   *   *
                18 феврвля 1915 года была среда.
            
                Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В»
      
   Выставка открылась 18 февраля 1915 года. Она была организована вернувшимися 
   из-за границы Иваном Пуни и его женой Ксенией Богуславской.
   На выставке была предпринята попытка объединения левых живописцев.
               
                В ней приняли участие 10 художников:
       Ксения Богуславская
       Казимир Малевич       
       Алексей Моргунов
       Любовь Попова
       Иван Пуни
       Ольга Розанова
       Владимир Татлин
       Надежда Удальцова
       Александра Экстер

  Выставка стала предтечей супрематизма, представленного Малевичем в том же году
  на Последней футуристической выставке «0,10». В ней участвовали многие
  художники с выставки «Трамвай В». Малевич представил шестнадцать работ: среди
  них кубофутуристические заумные картины, в которых уже есть всё необходимое
  для супрематизма: белое пространство-плоскость с непонятной глубиной и
  геометрические фигуры правильных очертаний и локальной окраски. Против же
  номеров 21-25, заканчивающих список работ Малевича в каталоге, было 
  проставлено: «Содержание картин автору неизвестно». Однако в соревновании за 
  оригинальность Малевич на этой выставке проиграл Татлину.
 
  «Первой футуристической» выставка была названа из-за того, что участники 
  решили публично выступить под общим именем футуристов, продемонстрировав это 
  новое направление в живописи во всём своём многообразии.
            
                Название «Трамвай В» было выбрано случайно.

  Выставка стала очередной ареной русской авангардной живописи, представляла   
  футуристические и кубофутуристические картины – примеры заумного, 
  сверхлогического искусства. Художники вместе с поэтами –единомышленниками 
  продолжали атаковать общественные представления о «правильном искусстве»,   
  представленные полотна взрывали законы обыденного здравого смысла отсутствием 
  много чего и своим абсурдом, как считали некоторые критики.
               
                *   *   *
  Для Михаила Ивановича эта выставка стала своеобразным откровением. Не то, что 
  он не знал, или не сталкивался с подобной живописью, но он не предполагал, что
  она может так основательно заявить о себе, так основательно выставляться и 
  приниматься. У неё тоже были свои почитатели, свои сторонники. Но сам Михаил 
  Иванович по своему воспитанию, мировоззрению, жизненному опыту принять эту 
  живопись не мог. Это было не его. Тем более, что он для себя определил, что 
  главным его интересом будет пейзаж.  А как можно от реального, живого пейзажа 
  перейти к подобной живописи не знал и не хотел знать, для этого необходимо 
  иметь совсем другой склад мышления, сознания, иначе видеть окружающий тебя 
  мир. И еще, как мне кажется, надо быть творческой натурой. Главным должно быть
  творческое начало сознания, а не техническое мастерство копирования реальной
  действительности. Сможет ли он когда нибудь подняться над реализмом бытия до 
  вершин творчества в то время он не знал, как и вообще не представлял, что ему 
  вообще уготовано в жизни. 
             
               И я тоже не буду забегать вперед. Всему свое время.

                *  *  *  *  *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ
 
    13 марта 1915 года была пятница — Ушел изжизни граф Сергей Юльевич Витте, 
                русский государственный деятель (род. в 1849).
                *   *   *
    22 марта 1915 года было воскресенье – после продолжительной осады крепость 
        Перемышль была взята русской армией. В плен сдались более 100 тысяч австрийцев.
                *   *   *
    22 апреля 1915 года была среда — немецкое командование впервые в истории   
       применило химическое оружие, выпустив ядовитый газ хлор на позиции британцев под Ипром.
                *   *   *
    24 апреля 1915 года была пятница — начало геноцида армян в Османской империи.
         
                *   *   *
    27 апреля 1915 года был понедельник — Ушел из жизни  композитор Александр Скрябин, (род. 1872)
         
                *   *   *
     7 мая 1915 года был четверг — германская подводная лодка «U-20»  атаковала 
        британский пассажирский пароход «Лузитания»; погибли 1 198 человек.

                *   *   *
    10 мая 1915 года было воскресенье —  Произошел морской бой у Босфора.      
                Полная победа черноморского флота России         
                *   *   *
    23 мая 1915 года была субботв — Италия объявила войну Австро-Венгрии.
         
                *   *   *
    24 мая 1915 года было воскресенье — в совместной Декларации стран-союзниц
            (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые
             в истории были  признаны преступлением против человечности   

                *   *   *
     7 июня 1915 года было воскресенье — заключено трёхстороннее русско-китайско-
         монгольское Кяхтинское соглашение, гарантировавшее автономию  Внешней 
         Монголии от Китая. Китай лишился права вводить свои войска на
         территорию Монголии, колонизировать её земли и вмешиваться в её         внутренние дела.

                *   *   *
     19 июня 1915 года была пятница — Ушел из жизни Сергей Танеев, пианист и композитор (род. 1856)         
                *   *   *
     22 июня  1915 года был понедельник – Австро-Германские войска заняли Львов

                *   *   *
     22 июля 1915 года была среда — Русские войска оставили Варшаву и        Ивангородскую крепость

                *   *   *
     28 июля 1915 года был вторник — в Петрограде основана офицерская школа
        морской авиации, впоследствии Ейский высший военный авиационный   
        институт. Является единственным учебным заведением ВВС, где готовят
         специалистов по управлению и организации воздушного движения.
                *   *   *
     6 августа 1915 года была седа — «Атака мертвецов» под крепостью Осовец.

                *   *   *
     8 сентября 1915 года была пятница — Царь Николай II берет на себя командование русской армией.

     В этот же день 8 [21] сентября 1915 года  в Петрограде ушла из жизни
                русская актриса Мария Гавриловна Савина.
 
                *   *   *
     9 сентября 1915 года была суббота — совершил первый полёт немецкий         дирижабль LZ-48.   
                *   *   *
    24 сентября 1915 года был четверг — Ушел из жизни Пётр Николаевич Дурново,   
       русский государственный и политический деятель, министр внутренних дел в
       1905 – 1906 годах, автор знаменитой пророческой аналитической записки, 
               поданной Николаю II в феврале 1914 года (род. 1845).
                *   *   *
    28 Сентября 1915 года был понедельник — на Большом проспекте Петроградской 
       стороны при столкновении извозчика с трамваем смертельно ранен художник, 
        академик К. Е. Маковский.   Широкой публике он был Известен больше как 
        автор картины «Дети, бегущие от грозы», репродкции которой  многократно
печатались.
                *   *   *
    19 октября 1915 года был понедельник — начались волнения матросов на 
                российском линкоре «Гангут». Подавлены через три дня.
                *   *   *
    19 Декабря 1915 года была  суббота –  В Петрограде открылась выставка   
       футуристов «0,10» Были впервые выставлены работы Малевича: «Черный   
                квадрат» «Черный круг» «Черный крест»

       (« На суд зрителя завершенная концепция – произведение живописи под
        названием "Черный квадрат", вместе с аналогичными "Черным крестом"
        и "Черным кругом", да еще к тому же и вывешенное в "красный угол",
        где обычно  в русском доме размещают икону » из прессы)
                *   *   *
   В Москве основано новое крупное кинематографическое предприятие — Торговый дом «Русь».
                *   *   *
            Среди фильмов вышедших на экраны России в 1915 году были:

    « Андрей Тобольцев », (реж. Андрей Андреев)
    « Бешеная собака », (реж. Пётр Чардынин)
    « Дети века », (реж. Евгений Бауэр)
    « Драконовский контракт », (реж. Пётр Чардынин)
    « Женщина завтрашнего дня » (2-я серия), (реж. Пётр Чардынин)
    « Женщина-сатана », (реж. Сигизмунд Веселовский)
    « Записки свободной женщины », (реж. Андрей Андреев) (запрещён цензурой)
    « Ирина Кирсанова », (реж. Евгений Бауэр)
    « Кровавый Восто к», (реж. Пётр Чардынин)
    « Кумиры », (реж. Евгений Бауэр)
    « Леон Дрей », (реж. Евгений Бауэр)
    « Любровь статского советника », (реж. Пётр Чардынин)
    « Миражи », (реж. Пётр Чардынин)
    « Олеся », (реж. Николай Арбатов)
    « Песнь торжествующей любви », (реж. Евгений Бауэр)
    « Пламя неба », (реж. Евгений Бауэр)
    « Тени греха », (реж. Пётр Чардынин)
    « Убогая и нарядная », (реж. Пётр Чардынин)
    « Царь Иван Васильевич Грозный », (реж. Александр Иванов-Гай)
    « Его новая работа » His New Job, США (реж. Чарли Чаплин)
    « Ночь в мюзик-холле » A Night In The Show, США (реж. Чарли Чаплин)
    « Рождение нации » The Birth of a Nation, США (реж. Дэвид Уорк Гриффит)


                *    *   *
     Нобелевская премия по литературе была присуждена Ромен Роллану,
  «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

            реди литературных произведений увидевших свет в 1915 году были:

    « Бремя страстей человеческих » — роман Уильяма Сомерсета Моэма.
    « Гений » — роман Теодора Драйзера.
    « Маленькая хозяйка большого дома » — роман Джека Лондона.
    « Плутония » — роман Владимира Обручева.
    « По морю прочь » — роман Вирджинии Вулф.
    « Процесс » — роман Франца Кафки.
    « Долина ужаса » — повесть Артура Конана Дойля.
    « Яр » — повесть Сергея Есенина.
    « Камень, брошенный в воду » — пьеса Фёдора Сологуба.
    « Тот, кто получает пощёчины » — пьеса Леонида Андреева.
                *   *   *
                Имре Кальман написал музыку к опереттам
                «Барышня Жужи» и «Королева чардаша» («Сильва»)

                *  *  *
              Утвержден Устав Общества возрождения художественной Руси,
      объединившего художников, искусствоведов, коллекционеров и меценатов.
 
          Его членами стали:  И. Я. Билибин, Н. К. Рерих, М. В. Нестеров,      
                Н.Евреинов, А.Ремизов.               
                Общество просуществовало до 1918 года.

                *   *   *
     В этом же 1915 военном году после своего преждевременного возвращения в
     Россию из Италии Зинаида Серебрякова (1884—1967)написала картину «Жатва».

                (Жатва (картина Серебряковой)
     Сегодня картина находиться в собрании Одесского художественного музея.
                Размер картины — 142 ; 177 см.

             Об этой картине я упомяну подроней по нескольким причинам.
                В эти годы она уже была известным художником.

    Её картины сразу узнаваемы, их трудно спутать с работами других художников.
          От них исходит очень сильное эстетическое и духовное начало.

    Ну и самое главное это то, что я считаю её одной из самых замечательных 
    русских художников. Она не единственная среди русских художников, но самая
    яркая, чья живопись воспринимается в первую очередь душой.   

                *   *   *

     1914 год Зинаида Серебрякова проводила в Италии, но в связи с началом 
  Первой мировой войны была вынуждена сократить срок своей поездки и вернуться в
  Россию. Возвратившись в семейное имение Нескучное, расположенное в Харьковской
  губернии, она начинает работать над этюдами и картинами с изображениями 
  крестьян. Среди этих картин был и большой холст, который впоследствии был
  уничтожен художницей, так что остались только его фрагменты — «Две
                крестьянские девушки» и «Крестьяне. Обед».

  Судя по первоначальным этюдам и наброскам, сначала Серебрякова действительно
  собиралась изобразить активную работу нескольких жнецов. Позже она решила
  написать нескольких крестьянских девушек в момент отдыха.
  В частности, сыграл свою роль недостаток мужчин, многие из которых были 
  призваны в армию. В окончательном варианте на картине изображены четыре 
  девушки, две из которых стоят, а ещё две присели и готовят обед. Всё это
  изображено на фоне спокойного пейзажа с жёлтыми и зелёными полями. Линия
  горизонта находится довольно высоко. Вдали, среди деревьев, видны купола сельской церкви.

  В лицах девушек можно узнать портретные черты крестьянок из Нескучного,
  которые были моделями для ряда других картин Серебряковой, — Марфы Воронкиной
  (та, которая держит кринку молока), Марины Безбородовой (та, которая режет
  хлеб), Анны Чуркиной (та, которая держит грабли) и Кати Воронкиной (та,
  которая стоит с бочонком).

    Картина впервые демонстрировалась на выставке объединения «Мир искусства»
                в 1916 году (под названием «Крестьянки в поле»).

  Современники художницы относились к ней не всегда так, как она заслуживала, Но
  это все равно не заставило ее изменить себе и своему творчеству. В письме
  детям из Парижа она написала: «Как ужасно, что современники не понимают почти 
  никогда, что настоящее искусство не может быть “модным” или “немодным”, и   
  требуют от художников постоянного “обновления”, а по-моему, художник должен оставаться сам собой!»

  К великому сожалению всего русского искусства вторая половина её жизни пройдет
  вне её любимой российской земли. И в этом её судьба перекликаеться с судьбой 
   других героев моего повествования. Но об этом впереди. Не будем спешить.

                *   *   *   *   *