Тунэль

Андреев Володя
"...у каждого из вас свой "калидор"" (Алена Чубарова)

Вспомнил, у меня тоже был свой - я его называл "тунэль". Тот самый, который по миллиметру открывал путь дальше, через победы и страдания, радости и потери, обиды и гордость, преодолевая трудности, щедрости и невероятные повороты судьбы. Именно он был в небольшом отверстии в подвале моего дома, в том месте где две части дома соединяются в один единый блок. Да там существует небольшое отверстие, через которое нужно буквально проползти так тесно, что чувствуешь на себе всю паутину скопившуюся за казалось бы столетия, хотя дом все-го то в каких-нибудь 60х был построен по принципу "шуба есть - панели красим". То место где ощущаешь пятой точкой, что сзади шевелится и ползет что-то живое, и никак не ожидавшее увидеть такую наглость в виде проползающих тел по трубам отопления.
Такие моменты запоминаются, нет скорей всего такие моменты строят наше здание тунэльно помогая выводить к нужным людям и событиям. Тот самый тунэль вывел меня из созданного мною же пожара в двухкомнатной квартирке, в то время как бабушка заговорилась с мамой в продуктовом магазине, а мама пыталась обслуживать огроменную очередь, столпившуюся на распродаже хека и минтая - еще бы наконец-то завоз чего-то свеженького. И нужна мне была та обложка к тетради? Но, ведь без нее любимая учительница младших классов Любовь Николаевна сказала, что не стоит приходить, ведь иначе тетрадка становится похожа на тряпку, а еще с моими каракулями - на очень грязную испорченную тряпку. Ну и почему бы не попробовать подпалить дорожные пластмассовые шахматы, и попытаться изобразить асов советского пилотажа, а вдруг выживут?! Но зато спичка уж больно жгет пальцы, особенно если не знаешь как держать эти самые легковоспламеняющиеся деревяшки. А вот потухнуть отшвырнутая куда попало - а куда попало оказался шкаф набитый моими книгами, журналами пионер, костер, техника молодежи, и даже сохранившимися малятко, а также перенятыми по эстафете наука и жизнь с очень забавно сложными кроссвордами и необычными статьями, написанными в таком интересном оформлении, что точно история сама их писала - он самый, шкаф - тунэльный шкаф. В нем были спрятаны под ватой упаковки с другими спичками, упакованными в коробки, и завернутые в бумагу. Ну и конечно же наверху стояла консервация, в кои-то веки мама решила закрыть что-то, не беря в расчет свой график 10 через 10. Видимо это сказывалось, что наконец-то бабушка с дедушкой вернулись из нашей квартире в Калуге, и переехав практически в свою но немного через дорогу, в другом районе, и на другой улице понятно. Эх ну и тунэлилось потом в обгоревшей квартирке убирать весь вечер со свечкой и фонариками в пене и воде жалкие остатки моей и маминой библиотеки, а также то что не случайно уплыло из шифоньера из одежды. Те новые голубые облака на потолке уже не были такими улыбчивыми как когда то - они были хмурыми,, кое-где висели клочьями, а стекла в кухне и в спальне от температуры решили лопнуть и рассыпаться на осколки.
Ничего - Крым нас всегда выручал в сложных ситуациях! Мама в ОРСе выбила путевку в Ялту в пансионат, и буквально стоило переночивать ту ночь от ресторанного кабака до какого-то небритого Ромы - здоровенного детины, у которого юмор казался чем-то грозным и страшным, вроде страшилок на ночь детям, которые не желают спать. Это был еще тот тунэль! Но закончился неплохо.
Правда и по жопе сгоряча мне от любящей мамы прилетело. Правда за что - до сих пор не знаю. Ведь это у меня был шок - сгорела вся моя библиотека.А я тот самый необычный мальчик, который набирал еду под подушку, окружал себя книгами - и начиналось посуточное общение с перерывами на редкий пересып - как бы парашютный выброс - чтобы осмотреться что там у нас горизонте новенького появилось, какие такие ветры задули на этот раз... Поэтому ужас стоял в моих глазах не из-за того что меня наказывали за то, что спичка не потухла, отброшенная мной, чтобы не обжечь пальцы (ведь это же больно, и за это по голове не погладят), а еще потому что виноват ли что власти города и свет и воду одновременно зимой реши отключить, будто бы специально толкали на преступление, а та кружка воды стоявшая на чеку в ванной не помогла - так как кастрик (еще одно интересное наше слово) разгорелся весьма быстро, стоило мне помахать своей зеленой формой; а еще мне на нос целая искра приземлилась - это же очень больно, и страшно даже становится - а вдруг с носом что не так станется.
И вот столько шока у ребенка - а его бьют, ведут в ресторан, потом к незнакомому дядьке с ужасающим юмором, и как скажите себе на милость ему спать?
Стоит еще отметить тот факт,что в детстве почему-то в этот мир с моим рождением пришла еще и противная душительница Астма. Очень принеприятнейшая тетка, которая с полночи до 4 утра не смотря на все уговоры мешает спать, берет за горло, сжимает, не дает практически ни грамма воздуха маленькому новорожденному, который хочет просто поспать. Сказки Пушкина конечно спасали, но ненадолго. А все эти ваши супермедикаменты только давали возможность перевести дыхание, но от тетки не избавляли и снов не приносили - ни мне, ни маме. А жили мы в Калуге на улице Железнодорожной - может кто-то бы сказал, что под шум поезда не может спать, кто-то бы наоборот опроверг, только под ритмичное постукивание железнодорожных составов и засыпает - все 2 года от рождения до переезда никаких поездов тетка Астма мне услышать не давала - только ААА - душит, дайте воздуха света - вот все мысли что были во мне все эти "веселые ночи". Только сейчас понимаю, что в тот момент видимо тунэлилось мое подсознание, ну да это не о том сейчас пишу.
Ялта - еще один тунэль, поворот который настолько влюбил меня в жизнь, что потом я уже в своих разговоров с умными людьми, пишущими книги, частенько затрагивал эту тему - и мои собеседники частенько рассказывали удивительные истории связанные с горами, морем, душистым лесом, несмолкающими полянами и оркестровыми выступлениями дождя. Заслушаешься. Наверное тогда я научился слушать, правда через буквы.
А буквы я научился выстраивать в фразу в 4 года. Конечно до этого мне покупали как сейчас помню деревянные кубики - они были забавные на каждой стороне выжигателем кто-то изображал букву и рядом какой нибудь предмет с который с этой буквы начинается. Но главный переход в этом тунэле был в день моего рождения 4 сентября 1986 года - точнее в воскресенье после дня рождения - в районе под название "город" - это центральный район небольшого городка где мы в тот момент жили, ведь оказывается не во всех городах всесильна тетушка Астма.
Так вот - в год нашего переезда из Калуги в него, мы попали на 200 летие основание города - и я как ни странно получил медаль, хотя в этом городе родился 2 года назад. Так и валялась увесистая медалька с выгравированными моими ФИО и указанием что родился в годовщину. Видимо с этим городом нас должно было связать многое - много странных непонятных трудных тунэлей, которые помогли мне принять то что нужно, и стать тем, кем я есть.
А 1986м году была почему-то необычная ярмарка, весь центр города был увешан красивыми полотенцами, тканевыми покрывалами, и всюду ломились столы от фруктов овощей колбас до книг и музыкальных инструментов. Я таки сделал свой выбор - увидев то что нужно, я вкратце объяснил отчиму с мамой что деньги мне нужны срочно в конкретно указанной сумме, если дадут больше - принесу сдачу. Дали - побежал, в сандаликах, глаза горят. Прибежал к этой толпе, обступившей мой тунэльчик, и громко так начал кричать "Дяденьки, тетеньки! Ну пожалуйста пропустите без очереди! Я очень хочу читать! Дайте мне букварь!".
Понятное дело, что все опешив от такой малолетней наглости не смели возразить моему напору, и в результате я получил желаемое. Потом вся ночь была том чтобы из слогов составлять слова. Свет горел в спальне всю ночь, наверное мне помогал Незнайка держащий букву А, но маму я разбудил - она со слезами от счастья на глазах стояла возле двери и слушала: "М-А - МА, М-А - МА - МАМА".
Да, кроме толпы не гнушался я влиять когда было нужно делу и на серьезных начальников даже над мамой. Своего рода тоже был тунэль, помоги себе - помоги ближнему своему. Был такой мамин начальник Подобедов,мама работала над стройке - инженером строителем автомобильных дорог и мостов, а также железнодорожного полотна. Дело в том, что бабушка по блату ее именно на эту востребованную специальность в те годы устроила, но мама рыла свой тунэль в сторону продавца в магазин, ну в торговлю, - мечта потом сбылась. Правда, лучше бы она осталась на стройке сказали бы очевидцы и даже бабушка моя, но я скажу что две разных отрасли с детских лет вполне неплохо, особенно если уметь найти подход к серьезным дядям и тетям. И выгодно, и интересно, и познавательно, и в чем-то даже развивает мышление - намного лучше чем просиживать день напролет во дворе как все и смотреть как пьяные мужики в карты режутся да вино и пиво хлещут.
Так вот, я часто болел в детстве, то ли Астма, умирая, передала своим родственницам мои координаты - и те пробирались по тунэлям к всем незащищенным местам моих внутренних органов, то ли маме не особо было когда за мной следить, отдаваясь вовсю работе и выполнению гражданского долга, но факт. Так вот начальник не разрешал брать больничный по уходу за ребенком, потому как план, сдача объектов, и все в таком духе, а другого мастера ка кон выражался у него нет - и кем я тебя заменю - ну и тому подобная тунэльная волынка. А я с мамой больной ездил на объекты, играл в домино с малярами-штукатурами, катался на грейдерах и самосвалах, игрался со щебнем и собирал из скрепок целые замки - но если болел то был на стройке, не болел - в садике - все было просто. Но вот видимо мне уж очень совсем было не по себе, да и врач осматривавший меня всерьез беспокоился, но понятное дело даже консилиумом на начальника ДСУ-5 повлиять никак, сам же тоже хочет получить 3-комнатную квартиру с хорошим видом, теплую, уютную. А мне чего терять? В общем маме так сказал, давай ты еще раз попросишь а я буду рядом хотя бы за дверью, ну чего он совсем не понимает мне же ты нужна чтобы вылечиться или детей у него нет что ли? (так вышло что в последствии с этим человеком свела судьба когда в один подъезд к своей любовнице заезжал - действительно в личной жизни у него все плохо, на тот момент детей не было, появился ребенок только спустя 10 лет и то, правильно, от любовницы). Ну как обычно диалог с начальством особого результата не принес - больничный подписывать тот наотрез отказывался. Ну настал мой черед, в незапертую дверь вошел маленький мальчик 5 лет и выдал: "Дяденька - ты большой человек, ну так вот и будь им - отпусти мою маму чтобы меня полечила, ты видишь мне совсем плохо. Будь большим человеком!!!". Я оказывается посинел в тот момент, а начальник казалось готов был поседеть. И тогда он, еле сдерживая слезы, повернулся к маме и сказал: "ну давай Ольга Дмитриевна свой больничный, большой человек не может отказать маленькому!"
Вот такие были в моей жизни тунэли, и почему были - они все еще есть - они постоянно блуждают заводят куда-то, кажется нет ни света, не видно ни зги, никого нет рядом, только метал звенит слева, а потом смотришь и свет и солнце, и радость и люди, и жизнь. Можно дышать наперекор всеми злым тетушкам, больным дядечкам и даже неверующим родственникам. А в вашей жизни правда тоже есть тунэли?! Или как вы их себе называете? Открывайтесь, и да будет счастливо ваше сердце, полное любви и счастья, радости и благодарности - я очень в вас верю!!! Вы выберетесь, как и я! А если вдруг понадобится моя помощь в преодолении тунэльных трудностей всегда с удовольствием помогу!!!
С победой вас, мои драгоценные!!! Я в вас верю!