Я тебя никому не отдам

Лилия Князева
Ангел сидел на крыше небольшого двухэтажного здания и смотрел вниз.
На суетливо спешащих людей, словно подгоняемых своими мыслями и заботами, на разноцветные автомобили, что с лихим шумом сновали вокруг и грозили  запросто тебя задавить, стоит  лишь немного зазеваться, и на собаку. Она лежала  в скверике, у скамейки, чуть поодаль от всего этого оживления и грустно смотрела в какую-то одну, лишь только ей ведомую точку, а всё, что происходило вокруг, казалось,  совершенно её не интересовало.
У всех собак, пожалуй, грустные глаза, но у этой они были не столько грустные, сколько полные безысходной тоски. Собака была бездомная, это сразу было заметно: худая, с опасливым взглядом,  без ошейника, на шерсти были колтуны, а в хвосте запутались колючки.
Один только Бог знал, сколько эта собака уже скиталась. Сколько ночей она дрожала от холода, сколько  голодных дней было в её жизни, она и сейчас была голодна. А ещё то, как болит её душа от одиночества, пожалуй,  эта боль была даже сильнее, чем боль от меткого попадания камнем в бок. Это случилось на стройке, в прошлый четверг, когда она решила  там приютиться, и хотя уже прошло несколько дней, но бок всё ещё  ныл и неприятно отдавался в заднюю лапу при ходьбе.
- Как же я устала, –  думала собака. В животе урчало от голода, но она даже  не думала  вставать и  отправляться на поиски еды, как делала это раньше -  нет,  она просто продолжала тихо лежать и смотреть.  Время от времени она, правда, прикрывала  глаза, словно они тоже устали и им требовался покой. Какая-то апатия охватила её.
- Никуда не пойду, – решила она. - У меня просто нет сил.
- А, впрочем, мне ведь и некуда идти, – тоскливо подумалось  ей.
- Никто меня не ждёт, я ведь совершенно никому не нужна, – и она снова прикрыла глаза, словно пытаясь тем самым отгородиться от этой страшной истины.
- Неправда, кому-то ты очень нужна, – сказал присевший около неё Ангел.
- Может быть, но я не знаю человека, который бы меня любил.  Эх, если бы ты только знал, -  хотела было сказать она Ангелу, но воспоминания, словно болезненная волна, накрыли её и она так ничего и не произнесла.

А сначала всё было так хорошо. Щенком её отдали в семью молодых супругов, они были такие весёлые, беззаботные.  У них ещё не было на тот момент  детей и, может быть, именно поэтому им так хотелось завести себе собаку. Они сразу  пришлись друг другу по душе.  Хозяева её опекали  и  баловали,  даже  погрызенные ботинки вызывали в  их  семье не гнев, а  только  смех. В  её красивой мисочке всегда была вкусная еда, а по вечерам они отправлялись на улицу. Это были замечательные, длинные  прогулки, где она вдоволь могла набегаться и поиграть с хозяевами. Жизнь казалась ей  такой прекрасной.

Прошло время, в семье появился ребёнок и всё для неё стало меняться. То ли у хозяев стало не хватать времени, то ли она уже к тому времени подросла и перестала их так умилять, а может, ещё какие-то были причины -  она точно не знала, но хозяева к ней охладели. Про собаку постоянно  стали забывать, а когда она начинала ластиться к ним или же как-то иначе хотела напомнить о себе, то это чаще всего вызывало раздражение. Потом супруги начали спорить из-за того, кто сегодня будет с ней гулять и чья очередь её купать;  дальше - больше.
- Она же может покусать нашего Максимку, это ведь животное, как ты не понимаешь?  Кто её знает, что  там у неё на уме  – начинала  жена всё чаще  пилить  мужа.
 – Нет, зря мы её завели. Правильно моя мама говорит, не нужна она нам.
- Не говори ерунду всякую, – устало отбивался супруг,
- Меня уже достали все эти разговоры. 
- А меня, думаешь, нет? Я и так с ног падаю, а ещё с ней надо возиться! Не могу так больше, устала.  Ты  совсем не думаешь обо мне,  – и она начинала плакать.
- Ну, Танечка, дорогая,  ты только  успокойся и не кричи так, а то сына разбудишь.  Тебе вредно нервничать, ты же знаешь, – начинал он её успокаивать, а сам становился всё задумчивее.

- Как же так, – переживала  собака, сидя в коридоре. -
- Почему я должна его кусать? Я же его люблю. Он такой хороший и я вовсе не собираюсь его кусать, а они меня всегда так ругают, стоит мне только подойти к нему. Почему? Ведь если  я буду его охранять, то с ним никогда ничего  плохого не случится, – была убеждена она.
Но как это объяснишь?

Кончилось всё тем, что однажды её  посадили в машину и повезли куда-то за город.  С ней уже так давно  никуда  не ездили,  и вдруг такая радость:  она даже не сразу поверила в это и только когда все вместе уселись в автомобиль, весело замахала хвостом. Значит, на неё больше  не сердятся!  Вся её душа была полна предвкушения:  ура, всё будет как раньше - прогулки на природе, игры, а после  пикник с бутербродами и поджаренными на костре сосисками.
Правда, на этот раз всё вышло по-другому. Они притормозили на дороге, в незнакомом месте и, открыв дверь, выпустили  её наружу. Хозяин тоже вышел из машины, постоял, размышляя о чём-то своём, потом грустно погладил её  по спине, по бокам, а  когда она, начав было осматриваться,  отбежала в сторону, он молча, словно приняв для себя какое-то трудное решение, быстро сел в машину и они тут же уехали.
Она с недоумением смотрела вслед уносящейся машине и не понимала, что произошло. Сначала она пробовала их догнать.
- Они меня наверняка просто забыли, отвлеклись по делам и забыли, – думала она в погоне за машиной, но автомобиль ехал так быстро, что собака очень скоро выбилась из сил и отстала.
- А может, это игра такая и они сейчас вернутся? – предположила она и, сев у дороги, стала тревожно вглядываться вдаль.
Минуты проходили за минутами, а за ней так никто и не возвращался. Она внимательно изучала каждую машину, что появлялась на горизонте, их было много, но всё это было не то.  Это были совершенно чужие машины, мчащиеся  по своим делам, а её, такая до боли знакомая, всё  не показывалась и, хотя времени прошло уже достаточно много, она по-прежнему  продолжала сидеть и ждать, ждать…
Так она и просидела до глубокой ночи и лишь когда начал моросить дождик, поняла, что никто уж теперь  за ней не приедет.
- Как же так? – не понимала она. – Почему  меня бросили?  Ведь они такие  хорошие и этого просто не может быть.
- Может, у них что-то случилось? – вдруг пришла ей на ум хоть и тревожная, но всё же вселяющая некоторую надежду мысль.
- Я их найду  и тогда всё будет хорошо. Главное - их найти, а там всё наладится, –  решила она и отправилась по ночной дороге в сторону города -  туда, куда уехала их машина.
В городе она так никого и не нашла. На деле он оказался  таким большим и таким незнакомым, что она просто растерялась.  Ну а,  может, это просто она его ещё слишком мало знала. Так или иначе, но  все её поиски были тщетны, и приводили  лишь на незнакомые улицы и к чужим домам.
Так  началась её бездомная жизнь.

- Я всё знаю, – словно в ответ на её мысли сказал Ангел и нежно погладил собаку по голове. -
- Но у каждого есть свой человек,  и у тебя тоже.
- У каждого? – переспросила собака. –  Сомневаюсь.  Почему же тогда столько несчастных людей и ненужных собак?
  Лицо Ангела стало печальным.
- Мы помогаем, но часто вы просто не слышите нас…
Они помолчали немного.
-Трудно помочь всем, – начала размышлять  вслух собака. – И вы, наверное, тоже можете не успевать.
- Да, наверное,  так оно и есть, – с улыбкой ответил Ангел. -
- Пошли со мной.
- Куда? Я уже умерла?
- Что ты, нет, конечно! – рассмеялся Ангел. – У тебя ещё впереди долгая и счастливая жизнь.
- Да ну? Вот уж никогда бы не подумала, – засомневалась она.
- И, тем не менее, это так.
- Ну, пойдём же, – снова позвал он.
Собака потихоньку встала и послушно пошла следом за ним.

Аня читала книгу, но её всё время что-то отвлекало и она никак не могла сосредоточиться.
- Зря я её взяла. На улице сейчас так красиво, что и без книг не скучно, – подумала она и, отложив книгу, стала любоваться на цветущие каштаны. Тепло в этом году долго не приходило и уже даже начало казаться, что зиме не будет ни конца, ни края,  на улицах так и будет лежать грязный снег, а воздух будет вечно пропитан неуютной сыростью. Но тепло пришло так стремительно, что не успели оглянуться, как всё начало таять  и в воздухе запахло жизнью. И вот сейчас уже было по-настоящему жарко.
Аня больше всего любила весну.
- Ну что может быть лучше весны? – спрашивала она саму себя. – Разве что лето, но за ним всегда приходит осень, а за весной - нет. Значит, и тут у весны преимущество, – пришла к заключению  Аня.
Она  частенько  о чём-то задумывалась.  Вот просто сидит себе девочка  и ничего не делает, скучает, а она тем временем  мечтала. Аня  погружалась в свои  фантазии  и  иногда ей  начинало  казаться,  словно она уже там, в своём прекрасном  мире, где всё иначе. Там было лучше, интереснее,  в нём всё было по-другому.
- Тебе можно книжки писать, – порой говорила мама, заметив, что дочь снова где-то витает.
- Да ну, какие там книжки, смеёшься, для этого нужен талант, – отмахивалась Анюта.
- А что? Вот  окончишь школу и кто знает? Времени будет много, может, и попробуешь.
- Да, времени у меня  много, – печально подумала она.
Аня не могла ходить, так что свободного времени у неё действительно было много.

Жизнь для человека на коляске совсем другая, это она поняла с детства.
Не плохая, и не хорошая, нет, просто другая. Ты рано начинаешь взрослеть, рано задумываешься о том,  до чего  твои сверстники ещё попросту не доросли, а какая-то безобидная лестница или же зимний холод играют в ней такую важную роль, что порой просто  кусаешь губы от обидного бессилия. Наверное, именно поэтому  у неё  были уже такие не по-детски грустные, взрослые  глаза.  Они оставались такими, даже когда она смеялась. А смеяться она любила несмотря ни на что, у неё был весёлый и очень жизнерадостный характер. Вот и сейчас, сидя в парке, она с улыбкой наблюдала за  катающейся  на роликах детворой и за собаками, что гордо выхаживали рядом со своими  хозяевами. Этот парк был излюбленным местом прогулок у собачников, так что собак тут  было много всегда, самых разных,  от игрушечно- потешных до весьма солидных.  Они со строгой внимательностью оглядывались по сторонам,  и казалось, что это не их ведут на поводке, а они приставлены присматривать за  неразумными хозяевами.
- Какие же они хорошие, – вздохнула Аня. – Особенно те, большие.

Она всегда мечтала иметь собаку, но…
- Ты же знаешь, мы не можем себе это позволить, – всякий раз говорила мама в ответ на её просьбы, – мне и так тяжело одной, а тут ещё собака.
Отца Анюта  не помнила совсем, родители разошлись, когда ей было три года, так что  вся их семья состояла лишь из двух человек: её и мамы. Жили они в частном секторе, а там всегда было много дел; к тому же мама работала, так что Аня и сама всё хорошо понимала.
- Но я же тебе всегда помогаю и тут буду,  – упавшим голосом произнесла девочка  и умолкла.
- Я знаю, доченька, ты у меня самая- самая  хорошая, – мама обняла её и поцеловала в макушку.
- Я и сама люблю собак, но тут всё непросто, Анечка, это ведь такая ответственность, понимаешь?  Ты же у меня такая умная и, если  хорошенько всё обдумаешь, то согласишься со мной.
- Угу, – соглашалась Аня.
 Всё ясно, если уж начали говорить об уме, то тут делать было  нечего, приходилось замолкать.  Да и огорчать маму  Аня совершенно не хотела.
- Может быть, со временем у тебя и появится  собака, – пыталась подбодрить дочку  мама.
- Собака всегда найдёт своего хозяина.
- Это как?
- А так. Если  существует  твоя собака, то она  обязательно  тебя найдёт.
- Вот так прям сама возьмёт и придет?
- Ну, не знаю, может и так.
- Да ну, это полная чепуха, так  в жизни не бывает. Мама, это же просто сказки,  а я уже не маленькая, – возмутилась Аня.
- Кому сказки, а кому и нет, – ответила мама и стала собираться.
- Пойдем, дочка, я в магазин, а ты пока в парке погуляешь, там уже каштаны зацвели, красота такая!

Аня уже  было снова собралась взяться за книгу, как её взгляд невольно остановился на собаке, которая  совсем недавно пришла в парк и  сидела сейчас неподалёку от неё.  Это была взрослая,  крупная собака какого-то  невероятно солнечного оттенка, персиково- рыжего, что ли - точнее, Аня просто не могла его охарактеризовать;  худая, с небольшими, висячими ушами, их так и манило потрогать.  Собака сидела на противоположной стороне  дорожки и внимательно  изучала Аню.
- Ничья, – сразу промелькнула у девочки мысль.
- Как же это наверно страшно - быть ничьим, – рассуждала она сама про себя. -  Почему её бросили? Как же так? Своих ведь нельзя бросать! Я никогда не оставлю своих,  и будь у меня собака, я никому бы её не отдала!
- Жаль, что это не моя собака, – тут она вспомнила мамины слова и совсем сникла.
- Эх, ясно ведь, что так не бывает, а сказала это  мама лишь для того, чтобы меня успокоить.

Тем временем собака всё так же пристально продолжала  рассматривать Аню. Она впервые видела эту девочку, но  почему-то она её заинтересовала.   
Маленькая, худенькая, с длинными русыми волосами, собранными в пышный хвост и растрёпанной челкой, она сидела на коляске и читала, а когда ей это наскучило, стала просто смотреть на прохожих.
Казалось бы, совсем чужая девочка, но что-то в ней было такое…  что-то  неуловимо  притягательное и какое-то родное. То, как она мечтательно смотрела по сторонам, а потом, неосторожно рассыпав  из кармана печеньки, так и не смогла их все собрать и лишь устало вздохнула - всё это было  так трогательно и так знакомо ей.  Она не знала, чем это можно было объяснить, но ей вдруг захотелось подойти. Впервые за долгое время она снова поверила…
Поднявшись, собака  не спеша пересекла дорожку и, подойдя  к девочке, аккуратно положила голову ей на колени. 
Аня просто не верила своему счастью.
- Ты меня нашла – прошептала она и, осторожно коснувшись мягкой, немного свалявшейся шерсти, заплакала.
Слёзы текли по её щекам, но она не обращала на них внимания, так же, как и на удивлённые взгляды прохожих.
- Ты меня нашла, – всё повторяла  Анюта и ласково гладила собаку.
- Ты моя хорошая. Я тебя никому не отдам.  Никому, никому, -  приговаривала Аня, а сквозь её слёзы уже начала проступать улыбка.
- Моя бедная собака, как же ты меня нашла? Какая ты худая. Ой, ты же наверное есть хочешь? А у меня тут печенье есть –  она спешно полезла в карман и снова всё нечаянно рассыпала.  Анюта  суетливо  собирала  печенье, но оно  так и норовило выпасть  из её рук.  Смеясь и размазывая по щекам слёзы, она  вместе с собакой подбирала его снова, гладила её по шелковистым ушам  и всё твердила: – Моя собака, ты меня нашла!
Собака ела чуть солоноватое  от слёз печенье и думала о том, что говорил Ангел, а ведь он прав:  у всех есть свой человек. И у неё тоже.

Ангел стоял в сторонке и наблюдал за ними. Он знал, что теперь у них всё будет хорошо.
- Ладно, пойду, а то и в правду  куда-нибудь ещё не успею, - подумал он с улыбкой  и исчез.