Воспоминание из детства

Лариса Потапова
    Я училась уже во втором классе 4-х классной Боровской школы на окраине своего посёлка. Мои родители поменяли место жительства, переехав из коммунальной квартиры старого двухэтажного дома во вновь построенный бабушкин дом, который перевезли из деревни. И потому мне пришлось идти учиться в другую, четырёхклассную, школу. В новом классе подруг ещё не было, а пожилая учительница была всегда строгая, или чем-либо недовольная. Доброго отношения к себе я так ни разу и не почувствовала. Спустя годы её имя мне так и не вспомнилось, чтобы что-либо сказать о ней.

    С первых дней января и последующие дни была очень холодная погода. Да и снега выпало так много за несколько дней, что потом родители подолгу чистили двор и тропинку в проулке от нашего дома к дороге. Телевизора или радио не было. Бабушка и мама вечерами занимались вязанием или ткали дорожки на ткацком стане, отец читал газету, а маленький братишка игрался со своими игрушками, которые мне были совсем неинтересны. Потому на каникулах больше времени проводила за чтением книг, да помогала по дому.

    Но вот каникулы закончились. Ночью опять мело, а под утро мороз усилился. Даже наши собаки не хотели вылезать из своего укрытия. Их будки почти замело снегом. Несмотря на все эти погодные условия мама разбудила меня и велела собираться в школу. Бабушка предложила оставить меня дома из-за сильного мороза, но мама не разрешила. Света в доме не было. Должно быть отключили из-за непогоды. Кухня освещалась керосиновой лампой, да в святом углу светился огонёк лампадки. Бабушка в который раз посетовала, что на улице темно, а снега будет не по колено, а может, и выше, что трудно будет внучке добираться до школы. Она повернулась к святому углу, перекрестилась и что-то тихо прошептала.

    Потом бабушка поставила на стол ароматные и пышные блины и кружку парного молока для меня.Позавтракав, я оделась, взяла портфель и пошла в школу. На улице, как ни странно, никого из ребят не увидела, которые могли идти в школу. По проезжей дороге я не пошла, а решила идти более коротким путём. Только этот путь оказался намного длиннее, чем думала. Фонари на улице не горели, в окнах домов было темно. Было удивительно, что и собаки у домов не высовывали нос из подворотен.

    Я с трудом шла по улице, ведь снега было столько, что иногда просто нагребала его в валенки, а то и совсем падала. Кое-как поднималась, чуть не плача, но всё-таки добрела до своей одноэтажной деревянной школы. Как оказалось, и здесь тоже в окнах не было света. Взошла на крыльцо, дёрнула за ручку двери, но она была закрыта. Тогда я стала стучать в дверь то кулачком, то носком валенка.

    Минуты три так стучала. Стоять и стучать было холодно. Я совсем растерялась и не знала, что мне делать. Но вот послышались чьё-то покашливание и шаркающие шаги. Дверь открылась, и выглянул заспанный сторож, который сообщил мне, что занятия в школе отменили из-за морозов. Мне очень хотелось хотя бы немного погреться в коридоре школы, но сторож велел идти домой и тут же закрыл дверь.

    Опять идти такой тяжёлой дорогой у меня просто не было сил. Я опустилась на верхнюю ступеньку крыльца и тихо заплакала. Потом встала, вытерла слёзы и, глубоко вздохнув, медленно пошла домой по своим следам, которые стала заносить начавшаяся метель. Не было сил идти и нести свой портфель было очень тяжело. Я понимала, что если сяду в снег, то меня заметёт и я замёрзну. Потому шла и шла, пошатываясь, шаг за шагом, падая в снег и снова поднимаясь.

    Я не помнила, как дошла совсем обессилевшая до дома, а потом вошла во двор и просто села на снег. Наши две собаки сразу же подняли лай. На крыльцо вышла бабушка и ахнула, всплеснув руками. Она, раздетая, сразу же бросилась ко мне. Подхватив под руки, поспешила занести меня в дом. Затем быстро раздела и помогла залезть на тёплую печь. От такой теплоты и заботы я горько расплакалась, что маме меня совсем не было жаль. Бабушка тихонько стала утешать, гладила по голове и говорила, что всё будет хорошо, что Ангел-хранитель меня сберёг. Затем согрела молока, насыпала маленькую шепотку пищевой соды и велела мне пить его горячим. А сама встала у иконы и стала шёпотом молиться.

    Прошли годы, а мне запомнился тот случай. Думаю, что это её молитвы помогли мне в тот день добраться до дома. Бабушка, провожая кого-либо из родных и знакомых за порог, всегда молилась за тех, кто в пути и крестила в спину. Думаю, что это необходимо делать всем женщинам, да и мужчинам не помешает. А ещё я думаю, что мне в жизни выпало большое счастье иметь такую бабушку, как Власенкова(Гришина) Анастасия Дмитриевна. Она прожила нелёгкую жизнь, но с любимым мужем Власенковым Федором Тимофеевичем, который вернулся с войны живым и двумя дочерьми(четверых детей унесла смерть во младенческом и детском возрасте).