Что я знаю о войне?

Татьяна Берг
   Мой дед по отцу, Облог Дмитрий Абрамович, украинец по национальности,  воевал с первых дней войны. Он был политруком. Я не помню сейчас какое у него было звание, но я хорошо помню каким выдержанным, спокойным, сильным человеком он был. Мой отец говорил, что дед у нас  -  самый честный коммунист! А отцу я верю, потому что сама была у дедушки на похоронах и могу сказать, что никогда не видела, чтобы человека провожали в последний путь такое количество народа. В начале войны  получил 18 ранений. Бабушке на него пришла похоронка. А он отлежался в госпитале, и, был списан подчистую, т. е. больше не подлежал мобилизации на фронт, но через полгода после этого снова был призван в действующую армию и воевал до конца. Дед всегда ходил с костылём, по ночам у него ныли старые раны, а он продолжал трудиться до пенсии. Ещё у него были золотые руки! Когда мой отец перестраивал наш дом, дед сделал там всю мебель своими руками. Да ещё и стулья плёл. Он жил у нас очень долго и постоянно трудился. Вот примерно всё, что я знаю про своего деда.

   В 1975 году  я ехала из Леньков в  Экибастуз и познакомилась с одним фронтовиком. Он был в концлагере и рассказывал, как там проводили опыты над русскими. Его друг, узбек Закиров, умнейший человек, до войны закончил Алмаатинский университет иностранных языков, хорошо знал немецкий. Однажды ночью группа врачей-экспериментаторов ходила по баракам, рассматривала пленных, остановилась перед Закировым:"Это азиат. У него узкий лоб. Нужно отсечь ему голову, на  его черепе мы будем учить детей тому, что русская нация - глупы" Голова и, в самом деле, была похожа на дыню. Он всё понял, начал прятаться. В итоге его спасли, вывезли на машине за территорию лагеря. Такое нельзя забывать! Неизвестно, что бы стало с нами, если бы наши деды не выиграли Великую
Отечественную войну!

   Следующая история очень короткая. Мой родной дядя, мамин брат, Берг Исаак Исаакович (немец) служил в Брестской крепости и погиб в первые минуты войны при бомбёжке.

  Ну как немцев депортировали, об этом писать не буду. Это все знают. Мой дед по маме, Берг Исаак Яковлевич, был арестован ещё до войны по ложному доносу и, как мы узнали в девяностые годы, умер от голода на Урале, на станции Ивдель. А родом наши немцы из Донецкой области

   И вот что я думаю. Такое переплетение судеб и наций у моих предков! И война у нас, у каждого своя, т. е. своя боль, своя печаль. Моя самая большая печаль -  это моя мамочка, скромная, тихая женщина. Её многие знают и вспоминают добрым словом. Однажды, в День Победы, я написала стих про неё, прочтите его и почувствуйте мою боль. Ведь она тоже пострадала от войны! Как же можно об этом забыть???
                В день Победы...
Сегодня в день славной Победы
Я вспомнила маму свою.
Отцы воевали и деды,
Но ты не стояла в строю...

Да разве об этом забудешь,
Когда в сорок первом году,
В теплушках, как будто скотину,
Вас гнали у всех на виду!

В далеком холодном Алтае
Вас голод косил и болезнь.
И там умерла ваша мама
Осталась одна ты за всех.

Пришлось воровать и пшеницу,
Чтоб выкормить как-то детей.
Ночами тебе это снится,
Забыть бы про все поскорей!

Фашистами вас обзывали,
Глумились, кричали вам вслед,
А вы их и сами не знали,
Но много познали вы бед!

Язык позабыть ты хотела,
И, даже, что немкой была!
Что б дети твои не страдали,
Ты замуж пошла за хохла.

Работала, много трудилась,
Всегда была доброй такой.
Присесть иногда не садилась
И рано ушла на покой!

Прости меня, милая мама,
За то, что упрямой была,
За то, что ушла ты так рано,
За то, что сберечь не смогла!