Память сердца

Галина Шестакова-Букреева
               

 Мне повезло: я росла у дедушки с бабушкой в деревне,  пока  мои родители учились в городе в институте! И   поэтому так хорошо помню деда-фронтовика Мандрика Ивана Яковлевича, когда он был уже пожилым  человеком, помню его  в повседневной жизни.
 
Вот  одна   история, которая касалась наших с ним отношений. Ехали мы с дедом   с сенокоса. Выехали в поле. И там,  среди поля,  росла  осинка. Как же прекрасно она,  одинокая,  трепетала на ветру, поворачивая свои листья с изнанки,  природа одарила  ее палитрой красок  от бледно –желтого до ярко- красного. Я замерла, увидев такую красоту
-Что, нравится? - спросил дед, видя  мое состояние. Я,  притихшая,  только кивнула. Дед остановил ходок, ( телега, запряженная лошадью) взял топор и срубил тоненькую осинку. Дома она поникла листьями и уже не казалась такой красавицей, лежала посередине двора ненужная ни мне, никому бы то ни было . Играть с ней у меня не было ни сил, ни фантазии.
-Зачем я только ее срубил - сокрушался дед, -Толку -то никакого. Галинка не играет, только зря погубил деревце. Он был расстроен не меньше меня.

Мы вместе с ним получили наглядный урок жизни! До сих пор жаль погубленного деревца. А ведь дед был человеком, который прошел войну от  первого года до последнего, видел не раз смерть, остался живым и стал победителем.  Вроде бы он  не должен был ошибаться!  Но он был просто человеком со своими слабостями
 
Про войну он почти  ничего не рассказывал, а если видел фильм, начинал плакать и уходил с картины.  И это он - то – богатырь, при его росте в 186 см! Но дело видно не в росте, дело в тонкой душе! На войне он был артиллеристом,  при ставке главнокомандующего( Сталина, значит).  Прошел все самые серьезные битв, принимал участие в Сталинградской битве, на Курской дуге был  контужен,  разорвавшийся рядом с его орудием снаряд  подкинул его  взрывной волной и зарыл в  землю. Откопавшись, дед ничего не слышал несколько часов .
 
Кстати, к старости он стал туг на ухо, сказалась эта контузия! Именно на Курской дуге он получил свою первую боевую награду - орден Красной звезды, когда почти сутки отбивались от фашистов. Все артиллерийские  орудия, которые были рядом, оказались подорваны или совсем разбиты и остался вдвоем-  дед - наводчик и командир  орудия . Они стреляли без остановки, пока с КПП не прибежал вестовой  с криками : «Все! Хватит!  Бой окончен! Не стреляйте! Немцы уже отошли!». «А мы все палим и палим в белый свет,  как в копеечку!»- добавлял при этом расстроенный воспоминаниями дед.  Здесь  же,  на передовой,  им  с командиром  вручили по ордену Красной звезды, не  дали Героя Советского Союза только потому, что дед был в плену у немцев.
Ну как - был! Собрали  отбившихся от своих  молоденьких  желторотых солдатиков  в чистом  поле,  огородили колючей проволокой кусок земли,  дали часового присматривать  до особого распоряжения,  и пошли дальше фашисты по нашей земле.
 
 Целый день протомились советские солдаты за колючей оградой, а к вечеру решились: подозвали караульного немца, дали ему по башке,  да и побежали своих искать. Это все случилось в первые дни войны,  когда была сумятица и неразбериха. Вот эти шесть часов деду и припомнили, хотя он воевал как в песне Высоцкого «делово», то есть храбро и напористо, отучился  после пленения   под Москвой на наводчика –артиллериста в школе артиллеристов  и участвовал во всех самых крупных   сражениях Великой Отечественной! Везение деда  заключилось в том, что он храбро воевал, не трусил и даже имел грамоту за подписью товарища Сталина!

 Он был из тех призванных в первые дни войны 18-летних ребят, рожденных в 1922 году, про которых неустанно писал Борис Васильев в своих военных романах. Из всего этого  поколения ушедших на фронт ребят   вернулось только три процента живых,  в числе которых оказался и мой дед. Повезло!

Когда я «познакомилась» со своим дедом,  ему было уже за пятьдесят, суровый,  немногословный, он  любил выпить по праздникам .  Он излучал покой и надежность. Запомнилась мне одна история, когда он, выпивший, сидел во дворе,  залитом солнцем,  играл на гармонике и пел свою любимую песню: « Хвастать, милая не стану, \ Знаю сам, что говорю: \ С неба звездочку достану, \ И на память подарю» И плакал ! Дед! Суровый! Немногословный! Плакал!, Этот мир для меня, пятилетний,  рухнул в одно мгновение,  и сердце зашлось от жалости к нему : деда не может плакать, он же такой большой и уверенный в себе! Вообще они, фронтовики,  уже своею судьбою доказали, что можно преодолеть любые преграды, нужно  только терпение, везение и несгибаемая сила воли.

Или вот еще воспоминание из детства. На редкость веселый  дед учит меня новому стишку:
Брови черные, густые,
речи длинные, пустые.
Нет ни мяса, ни конфет
на черта такой нам дед.
«Чему ты учишь дивчину?» - сокрушается бабушка, а дед смеется, подмигивает мне, у него хорошее настроение. Не думаю, что он был скрытым диссидентом, просто время было такое: можно было шутить, наступила свобода и  брежневский либерализм.
НЕ стало деда и разъехавшиеся по всей стране дети собрались на его могилке, чтобы помянуть близкого человека. И вот какой эпизод они рассказали из его и своей жизни, о котором я не знала.

….. Его сыновья Иван, Николай и Григорий одно время начали халявить: будучи  школьниками сбегать с уроков и,  спрятавшись в силосной яме, играть в  карты вместо того, чтобы грызть гранит науки.   Да и покуривать начали. Кто-то из сельских, проходивших мимо, увидел такое дело и довел до сведения деда! Верхом на коне, с кнутом, он гнал своих пацанов в школу не то чтобы стегая их, но припугнув по- доброму.
 
- И чтобы такого позора я больше не видел, - крикнув он им вслед,  когда загнал во двор школы!

Это так подействовало на ребят, что больше они не смели ослушаться своего отца.
Вот так по крупицам я и собирала истории о своем дедушке. Я хотела показать его разным, но главное - человечным, и строгим, и добрым, где – то ошибающимся, но очень справедливым и великодушным. Когда в детстве прочитала у Лермонтова фразу из «Бородино» : Богатыри - не вы!- сразу отнесла ее к деду! Сколько их на Руси еще с наполеоновских времен богатырей,  и мой дед в их числе!

Я люблю отмечать 9 мая еще и  потому,  что  для меня он   день рождения нашей семьи, нашего рода: именно после войны дедушка женился на моей бабушке,  Евфросинии  Алексеевне Недосып, и они родили пятерых детей. Именно с 9 маем у меня связаны самые лучшие воспоминания, надежда, ликование,   победа жизни над смертью!

 Дед дошел до Потсдама, что под Берлином. Как артиллеристы, они обстреливали Берлин издалека, обеспечивая  артиллерийскую поддержку пехоте, и не могли быть на улицах Берлина как другие, более мобильные войска, которым удалось побывать у стен Рейхстага! Дед не видел рейхстаг,  так как объявили капитуляцию и  все войска,  и бойцы  остались  на местах до особого распоряжения! Будучи пожилым человеком, дед сокрушался : прошел всю войну,  а на стене рейхстага так и не удалось расписаться. Это была его самая горькая обида за всю жизнь.

Дед умер не старым человеком,  ему было 76 лет,  не намного пережив перестройку 90-х, когда люди умирали как мухи от  обиды,  непонимания происходящего и тотального предательства, когда государство бросило своих граждан на произвол судьбы.  Он  впал в депрессию: жизнь его перестала интересовать, умерла бабушка, с которой они прожили сорок лет. Когда прихватило сердце, не стал бороться,  так в реанимации и умер  главный человек в жизни, с которым связана радостная страница моей судьбы : быть внучкой героя войны – почетная миссия. Он вдохновлял на жизнь, на борьбу, он был моею личной гордостью.  Когда меня «прихватывало»,  я вспоминала, что деду приходилось в сто раз тяжелее  на фронте и это как-то мирило меня с неприятностями, давало мне сил жить и бороться дальше!

 В каждой семье есть свой фронтовик, который  своим мужеством,  да просто существованием,  дает нам силы жить,   несмотря на всю тяжесть невзгод и кручин, он вдохновляет, заставляет  не опускать руки, продолжать и дальше смотреть на мир уверенно и гордо! Люди, которых коснулась война - они особенные, это нужно чувствовать. Пока живы были фронтовики,  ощущалось  надежность и величие,  которые потом исчезли  вместе с рухнувшим государством.

Вот задают вопрос: надо ли отмечать 9 мая? Или может быть хватит уже ворошить прошлое, пора забыть старое и начать новую жизнь? Мне думается,  9 мая нужно отмечать, как великую победу русского народа, как вершину и величие его духа, надо  сохранять память наших предков. Ведь они дают нам больше, чем мы думаем: уверенность в завтрашнем дне! А ведь это так много в наше  непростое время!