Цивилизация и её возникновение

Лариса Болотова
       Из Толкового словаря С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова:

«Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры; мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой.

Общество – добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-то цели».

       Когда возникла цивилизация и почему?
      
       Из книги Эрика Фрома «Бегство от свободы»:

«Биологическое несовершенство человека было основополагающим фактором появления цивилизации».

       В чём это выражалось?

«Человек рождается без врождённой способности к необходимым действиям, какая свойственна животным; человек находится в зависимости от родителей (как и все млекопитающие) более долгий период нежели любое из животных; реакция человека на окружающую обстановку не такая быстрая, адекватная и эффективная, как инстинктивные действие, выполняемые автоматически».

       Думаю, что это причины возникновения общества, но не цивилизации.

Цивилизация возникла не сразу, а на определённом этапе развития общества.

       Имеем следующие общественные строи: первобытнообщинный, ранний общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический.
    
       Первобытнообщинный строй характеризуется связью человека с Природой, в остальных строях она утеряна. Данный строй даёт возможность духовного развития человеческого сознания через Природу, но человек идёт по другому пути, техногенному.  Почему?

«Первичные связи затормаживают человеческое развитие. Они блокируют развитие разума и аналитических способностей; они позволяют человеку осознавать себя лишь в качестве членов племени, социальной группы или религиозной общины, а не в качестве самостоятельных, независимых человеческих существ».

       О каких первичных связях идёт речь? Каждый член племени чувствует себя единым со всем племенем. Что-то подобное есть у пчёл, муравьёв, в совокупности они представляют единую сущность. То есть действия их разумны, но подчинены единому руководителю - Природе. Развитие сознания достигает определённого уровня и дальше не идёт.   

«С одной стороны, первичные узы  мешают человеку стать свободным творческим, плодотворным индивидом, который вправе самостоятельно определять собственную жизнь. С другой стороны, та же идентичность с природой, племенем, религией даёт ощущение уверенности в себе.

Индивид принадлежит какой-то целостной структуре, он является частью этой структуры и занимает в ней    определённое место, которое никем больше не оспаривается. Он может испытывать мучительные страдания от голода или угнетения, но ему не приходится страдать от самого худшего, что может испытать человек, от полного одиночества и мучительных сомнений».

      Получается, что каждый член племени должен проявить себя, через свою волю. Казалось бы, зачем это делать? Чтобы изменить уже установленный ход развития, всё время повторяющийся, но не повышающий уровня сознания. Разорвалась связь человека с Природой. А так как человек не научился управлять силами природы, ему пришлось бороться с ними, чтобы выжить. То есть встать на техногенный путь.   

«Процесс развития свободы человека имеет тот же диалектический характер, как и в процессе индивидуального развития человеческого существа. С одной стороны, этот процесс развития человека, овладение природой, активизация мыслительной функции, укрепление человеческой солидарности. Но с другой стороны, развитие индивидуализации приводит к усилению изоляции, неуверенности; а, следовательно, становится более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни.

В том случае, если бы процесс развития человечества был гармоничным, если бы он следовал определённой схеме, то обе стороны этого развития – возрастающее могущество и развивающаяся индивидуализация – могли бы быть уравновешенны и сбалансированы. Поэтому история развития человечества – это нескончаемая вереница конфликтов и противостояний».

      Возникновение личности в обществе, а, следовательно, цивилизации в том виде, который есть сейчас, трудоёмкий и  постепенный процесс.

«Существенным отличием средневекового общества от общества современного является отсутствие личной свободы. Человек был обречён соответствовать своей роли, предписанной социальным порядком.

Личность, по сути, отождествлялась с ролью человека в обществе; это был крестьянин, ремесленник, рыцарь, но не индивидуум, который вправе поступать сообразно своему выбору. При рождении человек попадал в определённое экономическое положение, которое гарантировало ему определённый, ставший уже традицией жизненный уровень, хотя и влекло за собой экономические обязательства по отношению к вышестоящим в социальной иерархии. Однако в пределах своей социальной группы человек имел возможность для достаточной свободы выражения собственной личности в труде и в эмоциональной сфере».

       Почему история человечества полна войн и конфликтов? Неправильный ход событий, влекущий создание неправильной структуры, заканчивается революционными войнами и конфликтами, соответственно изменению хода истории и созданию новой структуры. Всё это осуществлялось через определённые личности.

«Многочисленные страдания, боль – всё это было, но была также и церковь, которая пыталась облегчить боль и страдания, объясняя их как расплату за грехи Адама и все собственные грехи страждущего. Церковь вселяла в человека чувство вины, но одновременно заверяла его в своей безмерной любви к нему и давала возможность всем детям верить в то, что Бог их любит и простит им все их прегрешения.

Разрушение средневековой структуры, сформировало индивида в современном смысле этого слова. Происходит освобождение человека от первичных уз. Человек обнаруживает, что и он и другие – это индивидуумы, отдельные существа; он открывает что природа – это нечто отдельное от него и эта отдельность имеет два аспекта: во-первых, необходимо практически и теоретически ею владеть, а во-вторых, можно наслаждаться её красотою. Человек открывает для себя мир по-новому.

Пришедшая эпоха капитализма способствовала не только развитию индивидуализма человека, но и возникновению новых форм деспотизма. Богатые аристократы стали более свободными и одновременно более одинокими. Они использовали свою власть и богатство, чтобы испытать все возможные радости жизни, но при этом им приходилось использовать все возможные средства, от психологических манипуляций до физических пыток, чтобы управлять массами и не позволять конкурентам, внутри собственного класса, превзойти их».

     Главенствовать в человеческих отношениях стал не титул (социальная лестница), а капитал – богатство. 
   
     Как же происходит развитие личности в современном обществе?

«В любом обществе дух культуры в целом определяется духом господствующих в этом обществе групп. Частично это происходит потому, что эти группы, как правило, контролируют систему воспитания, школу, церковь, прессу, театр и таким образом имеют возможность внушать свои идеи  всему населению; но, кроме того, эти властвующие группы обладают таким престижем, что низшие классы более чем готовы принять их ценности, подражать им, психически отождествлять себя с ним".

      Зачем нужно развитие личности? Затем, чтобы человек, как личность, объединился в единое общество на осознанной основе, а не по запрограммированной, как у пчёл, муравьёв и других насекомых. Возникает вопрос: «Есть ли личности в обществе дельфинов, китов?»