Богомер Родаруса. Ш-Ш

Олег Данкир
Персонажи Мифологий Русского Мира. От Шабарши до Шыша.
=================================

      Шабарша. Батрак. Однажды, правда в сказке, он перехитряет чертенка. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Шабарша. В русских сказках он батрак, перехитряет чертенка.
+++++++++++++++++++++++
      Шавазий. Sabazios. Персонаж Чёрной Библии.
+++++++++++++++++++++++
      Шавкал. Песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе, с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность.
+++++++++++++++++++++++
      Шайка. Главный Персонаж русской разбойничей шайки – Соловей Разбойник (Былины).
+++++++++++++++++++++++
      Шайтан. Шейтан. Ибис. Иблис. Ibis. Джин. Ангел. Ивис. Дьявол  Восточный класса Демонов. Shaitan. Арабское имя Сатаны. Персонаж Чёрной Библии. Шайтаны - это джинны, которые входят в состав шаек, которыми командует Иблис. По Корану Иблис и шайтаны нашептывают людям дурные советы, и они также близки к нему, как плоть и кровь, но шайтаны могут только искушать, и их успех зависит только от их изобретательности.
+++++++++++++++++++++++
      Шакал.
+++++++++++++++++++++++
      Шакс. Shax. Делал своих жертв слепыми и глухими. Персонаж Чёрной Библии.
+++++++++++++++++++++++
      Шакья Муни. После изгнания Заратуштры, мудрец из племени саков Аратского государства Ангхро Майнью (Шакья-Муни) изложил властям Араты жестокое, но мужественное мировоззренние (Климов).
+++++++++++++++++++++++
      Шал. Шалый царь. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Шалый царь. Шал. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Шаман кудесник. “Повесть временных лет” описывает “волхование” кудесника - шамана, которое видел некий новгородец, побывавший у чуди (финно - угорских племен севера Новгородчины). Кудесник стал созывать бесов в свою “храмину” и впал в транс (упал, оцепенев), но бесы побоялись явиться в “храмину”, т.к. на новгородце был крест (ср. позднейшие народные обычаи снимать крест при гаданиях, произнесении заговоров и т.п.).
+++++++++++++++++++++++
      Шамиль. Сверчков.
+++++++++++++++++++++++
      Шантаки. Древнее название Гарпий, употребляется теперь лишь в оккультных трудах, по большей части запретных.
+++++++++++++++++++++++
      Шантрапа. Не все французы добрались до Франции. Многих, взятых в плен, русские дворяне устроили к себе на службу. Для страды они, конечно, не годились, а вот как гувернеры, учителя и руководители крепостных театров пришлись кстати. Присланных на кастинг мужичков они экзаменовали и, если талантов в претенденте не видели, махали рукой и говорили "Сhantra pas" ("к пению не годен"). .
+++++++++++++++++++++++
      Шапка Невидимка. Фокус с «шапкой-невидимкой» проделывал Жито — придворный фокусник чешского короля и германского императора Вацлава IV (1361—1419). Иллюзионист заставлял исчезать партнера, накрывая его своей шапкой и плащом так, что только сапоги оставались видны зрителям. Когда Жито приподнимал шапку и срывал плащ, партнера под ними не оказывалось — оставались лишь сапоги. Исчезновение ассистентов демонстрируется иллюзионистами в самых различных вариантах и в наше время.
+++++++++++++++++++++++
      Шарик. Клубочек, Мячик. В русских сказках он медный, серебряный, золотой, чудесный. Шарик указывает герою дорогу, бриллиантовый. Он чудесный, его дарит герою яга.
+++++++++++++++++++++++
      Шарка. Баба Шарка. В Болгарии этот день праздновался в честь «бабы Шарки», т.е. оспы. Накануне здесь готовили, по крайней мере, сорок хлебцев в форме куклы, называемых младенцы, на них делали стеблем или трубочкой углубления на манер оспинок. На хлебцах, приготовляемых для детей, эти «оспинки» делали неглубокими, для взрослых — побольше и числом, и размером. В день Сорока мучеников их намазывали медом, окуривали и раздавали по домам.
+++++++++++++++++++++++
      Шаркань. По поверьям украинцев Закарпатья, Затмение происходит, когда солнце поедает летающий змей шаркань или «его хтять крилатиi вовкулаки зъiсти». Связь змеи с Затмением отмечается в польских поверьях: убитые и оставленные на солнцепеке уж, змея или другое пресмыкающееся вызывают Затмение (Галиция); греющиеся на солнце змея или уж вызывают «болезнь» солнца, отчего происходит Затмение.
+++++++++++++++++++++++
      Шаромыжник. 1812 год. Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые "завоеватели Европы" превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить, обращаясь к ним "сher ami" ("любі друзі"). Крестьяне, в иностранных языках не сильные, так и прозвали французских попрошаек — "шаромыжники". Не последнюю роль в этих метаморфозах сыграли, видимо, и русские слова "шарить" и "мыкать". .
+++++++++++++++++++++++
      Шарукан. Род половецкий (Змей). Из этого рода происходил упоминаемый в летописи половецкий хан Тугоркан (11 в.), родственник князя Владимира.
+++++++++++++++++++++++
      Шатун деревья. Встретились они как-то Сёстрам Во сне у Деда Пихто.
+++++++++++++++++++++++
      Шатун.
+++++++++++++++++++++++
      Шах. Скокс. Аист. Скок Змей. Скок. Ламия. Лилит. Ламя. Колдунья. Змея. Сурова Ламия. Демоница. Мать Асов (от Аса), Вавилы (от Дона) и Дардана (от Дона). Scox. Skoks. Aist. Shax. Lamia. Шахматная фигура. (Goetia). (Modern Magick). 44-й Дух из 72-х. Он - Великий Маркиз, появляется в виде клинтуха (дикого голубя - прим. перев.), он говорит хриплым, но вкрадчивым голосом. Скокс - в средневековой европейской мифологии демон, являющийся в облике аиста, способен находить клады и похищать сокровища. Scox, an alternate spelling of Shax, a figure in demonology. Его служба состоит в том, чтобы лишать зрения, слуха и понимания других мужчин и женщин по желанию заклинателя; а также - воровать деньги из королевских палат и возвращать их назад через 1200 лет. По команде заклинателя, он будет приводить лошадей, или приносить любые другие вещи. Но для начала заклинатель должен приказать ему войти в Треугольник, в противном случае он обманет и наговорит много неправды. Он может найти все спрятанные вещи, кроме тех, что охраняются Злыми Духами. Иногда он дает хороших приятелей. Он управляет 30 Легионами Духов. In demonology, Shax (also spelled Chax, Shan, Shass, Shaz, and Scox) is a Great Marquis (and a Duke to some authors) of Hell, and has power over thirty legions of demons. He takes away the sight, hearing and understanding of any person under the conjurer's request, and steals money out of kings' houses, carrying it back in 1200 years. He also steals horses and everything the conjurer asks. Shax can also discover hidden things if they are not kept by evil spirits, and sometimes gives good familiars, but sometimes those familiars deceive the conjurer. Shax is thought to be faithful and obedient, but is a great liar and will deceive the conjurer unless obliged to enter a magic triangle drawn on the floor. He will then speak marvellously and tell the truth. He is depicted as a stork that speaks with a hoarse but subtle voice; his voice changes into a beautiful one once he entered the magic triangle.
+++++++++++++++++++++++
      Шашко.
+++++++++++++++++++++++
      Шашок.
+++++++++++++++++++++++
      Шваль. Так как крестьяне не всегда могли обеспечить "гуманитарную помощь" бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. По-французски "лошадь" — cheval (отсюда, кстати, и хорошо известное слово "шевалье" — рыцарь, всадник). Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французиков словечком "шваль", в смысле "отрепье". .
+++++++++++++++++++++++
      Швеи. В русских сказках они старые, шьют без перерыва; живут, пока не израсходуют сундук ниток и не истратят сундук иголок.
+++++++++++++++++++++++
      Швейцар королевский. В простонародных сказках это Привратник.
+++++++++++++++++++++++
      Шевкал. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося».
+++++++++++++++++++++++
      Шеликан.
+++++++++++++++++++++++
      Шельма. Шельма, шельмец — слова, пришедшие в нашу речь из Германии. Немецкое schelmen означало "пройдоха, обманщик". Чаще всего так называли мошенника, выдающего себя за другого человека. В стихотворении Г. Гейне "Шельм фон Бергер" в этой роли выступает бергенский палач, который явился на светский маскарад, притворившись знатным человеком. Герцогиня, с которой он танцевал, уличила обманщика, сорвав с него маску. .
+++++++++++++++++++++++
      Шелюкан.
+++++++++++++++++++++++
      Шемяка судья. Шемякин суд.
+++++++++++++++++++++++
      Шемяка. Судья. Шемякин суд. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Шемяка. Шемякин суд.
+++++++++++++++++++++++
      Шендуха. Сендуха. Матушка, кормилица у чукчей. Русские считали их нечистыми духами.
+++++++++++++++++++++++
      Шептун. Знахарь, занимающийся заговорами.
+++++++++++++++++++++++
      Шептуны. Знахари. Сами знахари, своими приемами врачевания и требованием при этом особенной или странной обстановки, поддерживают это заблуждение, не столько в видах корысти, сколько по глубокому убеждению, что иначе действовать нельзя, что так повелось искони, и что очень мудрено довериться силе целебных снадобий, если они не наговорены заранее или не нашептаны тут же на глазах больного, так как главная сила врачевания заключается в словах заговора, а снадобья служат лишь успокоительным и воспособляющим средством. Поэтому-то и зовут знахарей «шептунами», именно за те «заговоры» или таинственные слова, которые шепчутся над больным или над снадобьем. Заговоры воспринимаются или изустно от учителей, или из письменных записей, в изобилии распространенных среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников» и «лечебников». Произносятся они полушепотом, с целью, чтобы не услышал непосвященный человек (иначе заговоры не имеют никакого значения) и чтобы остались они неотъемлемой собственностью одних только знахарей. Сопровождаются заговоры различными движениями рук и губ для того, чтобы удержать силу слов, или, как говорится, «запечатать замок». Знахари, даже искренне убежденные, тоже проделывают это, хотя они во многом отличаются от колдунов, между которыми так много плутов, принявших на себя личину притворства ради явного корыстного обмана. В этом особенно часто обвиняют тех мастеров, которые бродят по деревням и известны под именем «коновалов». Они собственно лекари-знахари, избравшие своею специальностью лечение лошадей, но дерзающие лечить и других животных, и даже людей. Некоторые из них, вроде ладожан и егорьевцев (из Рязанской губернии) давно уже отнесены в число несомненных колдунов, чему способствует и внешний наряд их, состоящий» как и у самоедских и сибирских шаманов, из разнообразных ремешков, колечек, сумочек, бляшек и т.п: В довершение сходства, ладожане и егорьевцы.вечно похваляются своими связями с нечистой силой.
+++++++++++++++++++++++
      Шептуха.
+++++++++++++++++++++++
      Шерстинка. Конь. В сказках Иван Кухаркин сын, Крестьянский сын сначала теряет, а затем находит коня, что ни шерстинка, то серебринка. Потом он женится на царской дочери. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Шерсткатый. Ночной демон, давящий спящего человека. Можно предположить, что шер-стнатым называют домового. Он мохнатый, обросший мягкой шерстью, руки такие как у человека, гладкие с острыми длинными ногтями, лысый, имеет хвост. Шерстнатый своеобразный шутник, проказник, беззаботно и беспричинно резвится. Часто поглаживает сонных, щекочет, наваливается косматой грудью на молодых шутки ради. Сердить его нельзя — может задушить. Всей косматой грудью лягу ей на грудь И не дам ни разу наливной вздохнуть. Защемлю ей сердце в крепкие тиски: Скажут, что зачахла с горя и тоски.
+++++++++++++++++++++++
      Шерстнатый. Кононенко.
+++++++++++++++++++++++
      Шершень Жалящий. Жалящий Шершень.
+++++++++++++++++++++++
      Шестиглавое Чудо-Юдо. В сказках Иван Быкович побеждает Чудо-Юдо шестиглавого, девятиглавого и двенадцатиглавого. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Шестиглавый Змей. Буря-богатырь, Иван коровий сын по просьбе отца догоняет братьев у Калинового моста. побеждает шестиглавого, девятиглавого и двенадцатиглавого змея; туловища их бросает в Чёрное море. В русской сказке Иван Царевич сын царя Бела Белянина; отправляется на поиски матери Настасьи золотой косы; попадает в царства медное, серебряное и золотое; находит мать; побеждает Вихря; делается подмастерьем башмачника; пишет отцу о приключениях; женится на Елене Прекрасной; побеждает трёхглавого, шестиглавого и девятиглавого змеев. В сказках Иван Кухаркин сын, Крестьянский сын побеждает трехглавого, шестиглавого, девятиглавого и двенадцатиглавого змеев; оборачивается котом и подслушивает разговор змеихи со снохами. В сказках Покатигорошек побеждает с другими богатырями шестиглавого, семиглавого и девятиглавого змеев. Иван Сученко принимает Белого Полянина за меньшого брата; защемляет дедову бороду в расщелину вербового пня; спускается на канате на тот свет; побеждает шестиглавого, девятиглавого и двенадцатиглавого змеев. Как-то раз Марья выходит замуж за Ивана-царевича. спасается с братом Иваном-царевичем от царя-медведя; ее уносит шестиглавый змий; спасена братом. Сказочный персонаж. В одной сказке, преследуя старичка с ноготок, борода с локоток, братья достигли провала в земле. 3орька спускается под землю и последовательно посещает три царства — медное, серебряное и золотое; в каждом из них королевна дает Зорьке сильной воды, с помощью которой он поражает прилетающих Змеев — трех-, шести- и двенадцатиглавого и освобождает всех трех королевен.
+++++++++++++++++++++++
      Шестипалый волк. Якобы, нападает на небесные светила и пожирает месяц или солнце, что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.: «Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам; животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку, вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам».
+++++++++++++++++++++++
      Шестиха.
+++++++++++++++++++++++
      Шетки. Козьма Пражский (умер в 1125 г.) рассказывает, что в его время между многими из поселян почитались идолы, глухие и немые, которых сами себе сделали, моля, чтобы они правили домом его и им самим». Под этими идолами Козьма подразумевает, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских — домовыми и т.д.
+++++++++++++++++++++++
      Шеша. В индуистской мифологии гигантский змей с тысячью голов, одно из воплощений бога Вишну. Он поддерживает землю, плавающую в океане. На нем же отдыхает Вишну перед очередным творением мира. После истечения времени, отведенного для существования мира, Шеша погружается на его голове, уходит под воду. Всякая жизнь на ней прекращается до нового творения.
+++++++++++++++++++++++
      Шешка.
+++++++++++++++++++++++
      Шива Парвати.
+++++++++++++++++++++++
      Шива Птица.
+++++++++++++++++++++++
      Шива. Сива. Бхарива. Бейревра. Натараджи. Рудра. Бхутанатха. Ашутоша. Сварог. Твашар. Твастырь. Исвар. Индра. Брахма. Shiva. Bhairava. Beyrevra. Полубог, отвечающий за гуну невежества в материальном мире. Шива - Персонаж Чёрной Библии. Считается одним из сыновей Брахмы. Брахма порождает Шиву, а Брахму – Вишну. Восседая на быке, Господь Шива путешествует по миру, окружённый привидениями, которые следуют за ним ради собственного блага. От бога Шивы или Сивы произошли названия залива Сиваш и колония греков Севастополь или Севаста, на восточном побережье Черного моря. Демон разрушитель. Beyrevra is an India demon with long and crooked nails. He watches over the souls who wander in the changed space of the aerial demons. It is said that when Brahma had insulted a superior god, Beyrevra punished him by cutting off one of his heads with his nail. This humiliated Brahma, who then asked the god Eswara for forgiveness & was promised that he would be no less respected with 4 heads than he was with 5. (Plancy). Bhairava is the "terrible" aspect of Shiva. According to the Puranas, it was this aspect that severed Brahman's fifth head. Господь Шива, или Рудра, является царём духов и привидений. Привидения поклоняются Господу Шиве, чтобы со временем он вывел их на путь самосознания. Господу Шиве поклоняются большинство философов-майавади. Его средний глаз извергает огонь, которым он может уничтожить даже Брахму. Он не живёт в прекрасных чертогах, не окружает себя роскошью и не владеет никакими материальными богатствами, хотя и является повелителем всего материального мира. Он проводит своё время главным образом у мест кремации и клубы пыли и пепла, поднимающиеся от погребальных костров, служат ему одеянием. Материальная скверна не может его коснуться. Господь Шива непременно заметит, что мужчина и женщина совокупились в неурочное время. Женщина понесёт наказание, произведя на свет ребёнка с задатками привидения или безбожника-имперсоналиста. Господь Шива – величайшая личность, и его равнодушие к материальным наслаждениям – идеальный пример отрешённости от материального мира. Господь Шива - прославленный полубог, одаряющий тех, кто его об этом просит. Поэтому его называют Ашутоша, что значит "тот, кого очень легко умилостивить". Другое его имя - Бхутанатха, господин простых людей, которые привязаны к нему, главным образом, за то, что он щедро раздаёт дары, даже не принимая во внимание последствия, к которым это может привести. К примеру, Равана был очень привязан к Господу Шиве и, легко удовлетворив его, обрёл такое могущество, что решил бросить вызов власти Господа Рамы. Вркасуре Господь Шива дал благословение, которое было не только ненужным, но и опасным. Милостью Господа Шивы Вркасура обрёл способность снести голову любому, прикоснувшись к ней. И он решить проверить действие её на самом Господе Шиве. Тому пришлось обратиться за помощью к Господу Вишну, который с помощью своей иллюзорной энергии побудил Вркасуру проделать этот эксперимент со своей головой. Бедняга так и сделал. Так мир избавился от неприятностей, которые мог причинить этот хитрец, попрошайничающий у полубогов. Тому, кто хочет стать учёным человеком, нужно поклоняться Господу Шиве. Знанием об энергиях Господа обладает всемогущий Шива, так же как и преданные Господу души. Известными именами Господа Шивы являются Рудра и Ашутоша. Господа Шиву легко разгневать, но и также легко умилостивить, если молиться на его имя Ашутоша. Господь Шива – это полубог, которому поклоняются все женщины, поэтому ему положено быть снисходительным к ним, вызывающим сострадание даже у охотников-дикарей. По ведическому обычаю, все женщины до замужества должны поклоняться Господу Шиве. Шива - Один из многочисленных сыновей Брахмы. Он уничтожает творение. Шива уничтожает, Брахма творит, а Сам Господь в Своей вечной форме Личности Бога поддерживает творение. Он всесильный повелитель трёх материальных энергий - гун благости, страсти и невежества (Веды). Сварога Книга Велеса именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы (Славянские мифы). Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение.
+++++++++++++++++++++++
      Шиликаны. Это пёстрые враженки, а не настоящие враги, — серьезно рассказывал дядя Гриня, житель Индигирки, А.Л. Биркенгофу в 30-х годах XX в. «Два года тому назад они на реке у нас они девку утопили -заманили в прорубь».
+++++++++++++++++++++++
      Шиликун. Шиликуны, шулюкуны, шликуны (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун») — у северных русских— сезонные демоны. Хулиганистые мелкие духи Сочельника. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение. У чертей, колдунов, шуликунов и др. голова украшена рожками либо деформирована — вытянута кверху и заострена или очень велика, лысая или, наоборот, взлохмаченная. Шиликуны - в славянской мифологии - хулиганистые мелкие духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках. Пьяных могут столкнуть в прорубь. По ночам будут шуметь и колобродить, а обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги. Росту они с воробья, ноги, как у лошади — с копытцами, изо рта н дышит огонь. В Крещение уходят в подземный мир. Антипова.
+++++++++++++++++++++++
      Шилихан.
+++++++++++++++++++++++
      Шилыхан.
+++++++++++++++++++++++
      Шилюкон.
+++++++++++++++++++++++
      Шипящий Уж. Психотип человека из Тотемного годослова. Астрологический продукт славянской цивилизации. Психотипы людей систематизированы в 16-летний цикл. 1936 1952 1968 1984 2000. Высший дар людей, рожденных в этот год, - овладение Таинством Мировой Гармонии. Люди этого типа имеют гибкий, философски-мистический склад ума, понимающий бренность Бытия. Они настойчиво, но гибко продвигаются к избранной цели. Тайное и скрытое для них важнее явного и очевидного. В общении несколько скрытны и малоразговорчивы, они бережливы, практичны и работоспособны, при возникновении неожиданных препятствий бывают крайне беззащитны, подобно змее меняющей кожу.
+++++++++++++++++++++++
      Ширинка. В простонародных сказках она зачастую волшебная. Она показывает разные увеселения и забавы. На них вышиты терема с золотыми маковками; маковки темнеют, когда королевны ведут себя недостойно.
+++++++++++++++++++++++
      Шиш. Нечистая сила, живущая обычно в овинах, играющая свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. К «шишам» посылают в гневе докучных или неприятных людей, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чёртиков). Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый, что очень удачно подмечено людьми — трудно найти человека, который ни разу в жизни не изображал или не «поймал шиша» от других. Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого. Изба большая, — на первом венце пирог, на втором — потолок, окна и двери буравчиком провёрнуты. Сидеть в избе нельзя, да глядеть на ей гоже! Шиш в эдако окошечко глаз впялит и любуется. Именья у Шиша — штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла. Кононенко.
+++++++++++++++++++++++
      Шиш. Шишко. В русских сказках он Чёрт, нечистый дух
+++++++++++++++++++++++
      Шиши Банные. Банные шиши, в отличие от баенника, мужиков не трогают, а пристают только к женщинам, склоняют их к непристойным игрищам. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш. Стоит оставить дверь, не закрестив, без молитвы, шиш непременно туда ввалится и начнет заигрывать с разгоряченной молодицей.
+++++++++++++++++++++++
      Шиши Водяные. Это родичи вихровых. К шишам посылают в гневе докучных или неприятных людей. Это маленькое, горбатенькое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от водяного, водяные шиши обитают в камышах, предпочитают мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпаются, появляются только в сумерках. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш.
+++++++++++++++++++++++
      Шиши Лесные. Это родичи вихровых. К шишам посылают в гневе докучных или неприятных людей. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш.
+++++++++++++++++++++++
      Шиши Ригачные. Это родичи вихровых. К шишам посылают в гневе докучных или неприятных людей. В ригах живут — в сараях для хранения и сушки хлеба. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш.
+++++++++++++++++++++++
      Шиши Хмельные. Это родичи вихровых. К шишам посылают в гневе докучных или неприятных людей. Хмельные шиши бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш.
+++++++++++++++++++++++
      Шиши. Нечистая сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. Это родичи вихровых. К шишам посылают в гневе докучных или неприятных людей. «Хмельные шиши» бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш. Шиши также бывают банные, лесные, водяные, ригачные (те, что в ригах живут — в сараях для хранения и сушки хлеба). Банные шиши, в отличие от баенника, мужиков не трогают, а пристают только к женщинам, склоняют их к непристойным игрищам. Стоит оставить дверь, не закрестив, без молитвы, шиш непременно туда ввалится и начнет заигрывать с разгоряченной молодицей. С шишами сходны шишкуны — эти ростом меньше, лысые, но мохнатые, с конскими ногами. Они появляются в основном на молодежных вечеринках, гоняют парней и девок почем зря и пугают их до полусмерти. Шишига, шишимора — подружка или жена шиша. Это маленькое, горбатенькое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Иногда поселяется в пустых домах, соперничая с пустодомкой и пытаясь выжить его, учиняя при этом страшный шум и визг, хотя глазу человеческому при этом ничего не видно.
+++++++++++++++++++++++
      Шишига. Злобная Нечисть. Маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей. Если рассуждать здраво, как может маленький шишига утащить взрослого человека? Скорее всего он пугает. Будто закроет тебя шишига хвостом и ты пропадёшь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не найдёшьШишига является злобной нечистью у славян. Если живет в лесу то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обгладать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги - это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. Можно сказать, что это - очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие. Как женская разновидность банного духа может выступать шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.). По народным поверьям, в Вихре крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу вместе с чертями также и шишиги. Кононенко.
+++++++++++++++++++++++
      Шишига. Шишимора. Подружка или жена шиша. Это маленькое, горбатенькое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днём отсыпается, появляется только в сумерках. Иногда поселяется в пустых домах, соперничая с пустодомкой и пытаясь выжить его, учиняя при этом страшный шум и визг, хотя глазу человеческому при этом ничего не видно.
+++++++++++++++++++++++
      Шишига. Шишимора. Подружка или жена шиша. Это маленькое, горбатенькое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишимора обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоёмы. Днём отсыпается, появляется только в сумерках. Иногда поселяется в пустых домах, соперничая с пустодомкой и пытаясь выжить его, учиняя при этом страшный шум и визг, хотя глазу человеческому при этом ничего не видно.
+++++++++++++++++++++++
      Шишик.
+++++++++++++++++++++++
      Шишимора. Кикимора. Пращуры наши почитали кикимору злым божеством ночных кошмаров, а позднее — недобрым духом крестьянской избы. Более правильно, очевидно, все же произносить это слово как «шишимора», где «шиш», «шишко» — черт, нечистый дух, а «мора» — привидение, мора, наваждение, имя древней богини смерти.
+++++++++++++++++++++++
      Шишимора. Славянская разновидность Нежити. Маленькое горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшегося и тащит его в воду. В отличие от Водяного, обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем спит, появляется в сумерках. Дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Шишимора прядет чаще всего под праздники, но путая (Костр.); шишимора (кикимора) выходит по ночам прясть — «свист веретена раздается по всей избе», «но себя она мало когда показывает» (Новг., Белоз.) (особый, громкий, пронзительный звук веретена шишиморы (кикиморы) нередко подчеркивается в рассказах о ней). В связи с «сезонным» прядением шишиморы (кикиморы) находится, по-видимому, и святочный обычай рядиться кикиморами, шишиморами (старухами с прялками), отмеченный в разных районах России (в некоторых губерниях сходно рядились на масленицу) (Громыко, 1975). Многозначность, некоторая расплывчатость представлений о шишиморы (кикиморе) обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и водяная «хозяйка» (Вятск.).
+++++++++++++++++++++++
      Шишитиха.
+++++++++++++++++++++++
      Шишиха.
+++++++++++++++++++++++
      Шишица.
+++++++++++++++++++++++
      Шишичиха.
+++++++++++++++++++++++
      Шишко.
+++++++++++++++++++++++
      Шишко. Шиш. . В русских сказках  он Чёрт, нечистый дух
+++++++++++++++++++++++
      Шишкун.
+++++++++++++++++++++++
      Шишкуны. С шишами сходны шишкуны — эти ростом меньше, лысые, но мохнатые, с конскими ногами. Они появляются в основном на молодежных вечеринках, гоняют парней и девок почем зря и пугают их до полусмерти.
+++++++++++++++++++++++
      Шишкунья.
+++++++++++++++++++++++
      Шишок.
+++++++++++++++++++++++
      Шишумара. Это ось, вокруг которой вращается вся вселенная. Её называют пупком Вишну. Только йог может выйти за пределы круга Шишумары и достичь планет.
+++++++++++++++++++++++
      Шкрьяток. Скршитек. (слов. skriatok, чешск. skritek), в словацкой и чешской мифологии дух, подобный русскому домовому, который живёт в доме. Если хозяин ладит с шкрьятком, шкрьяток помогает ему в домашних делах. Днём шкрьяток выглядит как чёрная курица, ночью летает в виде огненной цепочки и спускается в дом вниз по трубе. Иногда слово «шкрьяток» имеет и более широкое значение. К ним относятся различные духи, являющиеся в виде небольших человечков — лесовик, разновидность Лешего, полевик, различные «пьядимужики» (от слов «пядь» и «мужик»).
+++++++++++++++++++++++
      Шкуропея Змея. Старшая над змеями. Змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т.п.).
+++++++++++++++++++++++
      Шкуропея. Змея. Шоггот. Бесформенные угри из пузырей протоплазмы
+++++++++++++++++++++++
      Шликун. Шуликуны, шиликуны, шулюкуны, шликуны (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун») — у северных русских— сезонные демоны. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение.
+++++++++++++++++++++++
      Шмат разум. В русских сказках он слуга-невидимка.
+++++++++++++++++++++++
      Шмат-разум. Слуга-невидимка. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Шмель. В простонародных сказках он обладает волшебной силой. Он изгоняет лису из чужой избушки.
+++++++++++++++++++++++
      Шобла Ёбла. Пренебрежительно:компания, небольшой, плохо организованный коллектив. .
+++++++++++++++++++++++
      Шогготы. Древнее имя Бесформенных; почти не используется, даже знатоками. Шогготы - существа упоминаемые в известной мистической книге "Аль Азиф" известной более как "Некрономикон", написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных "угрей" из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти существа часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.
+++++++++++++++++++++++
      Шок. Что касается второго брата Кия, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. (Вернадский).
+++++++++++++++++++++++
      Шолыган.
+++++++++++++++++++++++
      Шолышны.
+++++++++++++++++++++++
      Шошычиха.
+++++++++++++++++++++++
      Шпыня.
+++++++++++++++++++++++
      Шуликен.
+++++++++++++++++++++++
      Шуликон.
+++++++++++++++++++++++
      Шуликун. Кононенко.
+++++++++++++++++++++++
      Шуликуны. Шиликуны, шулюкуны, шликуны. (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун»). У северных славян сезонные демоны (др. славянское слово шуй — «левый, плохой, нечистый»), связанные со стихией воды. Связаны со стихией воды. Появляются в Сочельник из трубы иногда на Игнатьев день 20.XII. и уходят назад под воду на Крещенье. Также может их вытащить из проруби нерадивая хозяйка, если будет полоскать белье в ту неделю, что предшествует Богоявлению (7/20 января), хотя это строго запрещено. Женщины, бывает, даже сами не замечают, что сила нечистая к ним прицепилась. Спохватятся, уже когда бегают по улицам шуликуны — с горячими углями на железных сковородках или с железным каленым крюком в руках, которым могут захватить человека-пьяницу: кружат его, толкают в грязь, могут даже в прорубь заманить. Иногда ездят на ступах или печках. Ростом шуликуны с маленьких детей, головы у них остроголовые, изо рта пышет огонь; носят самотканые кафтаны, кушаки и остроконечные шапки. Говорят, они тоже из породы детей, умерших некрещеными, — но только в определенное время года, на Святки. Поэтому и появляются именно в эту пору. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или с железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить человека, либо ездят на конях, на ступах или же на «калёных» печах. Ростом с кулачок, имеют конские ноги, изо рта у них пылает огонь, носят самотканые кафтаны, кушаки и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на перекрёстках дорог или около прорубей, встречаются и в лес(Не ходи в лес — Шуликун пылает) у, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. По вологодским представлениям. Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут Шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу, и тогда их выгнать трудно. На русском севере Шуликуны - также название святочных ряженых. Они родственны другим славянским демонам — кароконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири. На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются «шуликуны», они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19января). Кое-где Шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут Шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба и т.п.), и тогда их выгнать трудно. На Русском Севере Шуликуны — также название святочных ряженых. Шуликуны родственны другим славянским демонам — караконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири.
+++++++++++++++++++++++
      Шулмы. Калмыцкие и монгольские злые духи шулмы - демоны, искушающие человека, насылающие болезни. Они козлоноги, имеют лягушачью голову, человеческое тело, а вместо кос у них растут верблюжьи хвосты. Обращаются в шулм те из людей, которые совершили 10 черных грехов. Женщины обращаются в шулм, мужчины — в чуткуров (чертей). Хана их зовут Дамба-Дарджж. Невидимые для людей, они рыскают по земле, делая гадости.Вся сила шулмы заключается в одном золотом волосе. Они, как и чуткуры, не стареют, не умирают и самостоятельно не размножаются. Там, где есть козлы или колючки, они не появляются. Только этим и можно уберечься от них. Шулмы хитры и могут иногда являться в облике прекрасной девушки.
+++++++++++++++++++++++
      Шульган. У татар злой дух, подводный царь, пасущий под водой бесчисленные стада скота. Относится к разряду шуликунов.
+++++++++++++++++++++++
      Шулюкины. На святках жители по Индигирке опасались шулюкинов (шиликанов, сюлюканов) — водяных демонов, которые выходят из проруби, одеты в разноцветную меховую одежду. Шулюкин — персонаж рождественско-святочный, но заимствован, вероятно, у финно-угорских или тюркских народов.Вшулюкинах без труда узнаются русские черти.
+++++++++++++++++++++++
      Шулюкун. Шуликуны, шиликуны, шулюкуны, шликуны (возможно, от др.-слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом — «ик» и «ун») — у северных русских— сезонные демоны. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение.
+++++++++++++++++++++++
      Шум великий. В простонародных сказках его утихомиривает Незнайка.
+++++++++++++++++++++++
      Шум. Гом. В простонародных сказках он бывает великий в государстве, король ищет того, кто сможет его унять. 
+++++++++++++++++++++++
      Шумный Дух. Полтергейст. Городской Домовой. Барабашка. Грохотанис. Топотун. Хохлик. Невидимый Дух. Демон убийца в Западной Демонологии
+++++++++++++++++++++++
      Шумоволос.
+++++++++++++++++++++++
      Шумоволосый леший.
+++++++++++++++++++++++
      Шумска Майка. В мифологии южных славян так зовется Хозяйка леса. Ее представляли молодой длинноволосой красавицей, нагой или в белых одеяниях, появляющейся после полуночи. Распевая сладострастные песни, она завлекает мужчин в лесную чащобу, к водяным мельницам, где предается с ними любви. Она защищает новорожденных, лечит бесплодие целебными травами. По другим верованиям, Шумска Майка — безобразная беззубая старуха, которая может обратиться в зверей, домашних животных, в различные предметы. Она зловредна, нападает на младенцев, насылает болезни и порчу.
+++++++++++++++++++++++
      Шумска майка. Дословно — «мать леса». В сербской демонологии хозяйка леса. Шумска майка — молодая красивая женщина с большой грудью, длинными растрепанными черными волосами и длинными ногтями, нагая или в белой одежде. По другим представлениям — старая отвратительного вида женщина с выпавшими зубами. Шумска майка способна превращаться в стог сена, индейку, корову, свинью, собаку, лошадь, козу. У майка-старухи есть волшебная палочка. Шумска майка появляется чаще всего около полуночи. Отношение к людям Шумской майке двоякое — она может делать зло, нападая прежде всего на новорожденных и маленьких детей, но чаще не причиняет людям вреда. Шумска майка очень хорошо поет, она чрезвычайно похотлива (как и другие лесные демоны), очень часто вступает в половую связь с мужчинами, завлекая для этого их в глубь леса или к водяным мельницам. Может защищать новорожденных и беременных, способна лечить бесплодие, давая женщинам (но только не грешницам) лечебные травы, к ней часто обращаются в заговорах за помощью, прежде всего для лечения болезней. К Шумской майке близка болгарская «горска майка».
+++++++++++++++++++++++
      Шунун. Надписи приднепровского Шунуна (Аратта) и его северомесопотамского тезки свидетельствуют о генетической связи Аратты и Шумера.
+++++++++++++++++++++++
      Шут старый. В простонародных сказках это ругательное прозвище
+++++++++++++++++++++++
      Шут. Крестьяне всех духов иногда называют "заместа сьвят" или большею частию "шут". Шут иногда пугает лошадей в ночном: лошади ходят смирно, вдруг весь табун встрепенется и бежит версты за полторы или за две. Никто не в состоянии поймать лошади. Обыкновенно шут гоняет лошадей в дурную погоду, когда идет дождь или поднимается сильный ветер; гонит он их от одного нехорошего места к другому такому же и, немного погодя, обратно к первому. Крестьяне говорят, что ложиться поперек рубежа или межи нельзя: в полночь шут, катаясь, может раздавить.
+++++++++++++++++++++++
      Шут. Фомка шут, слуга и вор. Фома. Фомушка. В простонародных сказках воры пытаются украсть улей, но вспугнутые, они на время бросают, шут тем временем наполняет его нечистотами.
+++++++++++++++++++++++
      Шутик.
+++++++++++++++++++++++
      Шутиха.
+++++++++++++++++++++++
      Шутник.
+++++++++++++++++++++++
      Шутовка. Проклятая. Водяна. Водяница. Жительница речных вод. Есть еще моряны — те живут в море. Очень древний мифологический образ. Некоторые из них — те, что были крещены — могут через два или три года воротиться к людям, особенно если не утонули, а были прокляты родителями и унесены на речное дно нечистой силой. Эти называются «проклятые», или «шутовки». Они воротятся домой, если крещеный человек наденет им крест на шею. Шутовки также выходят замуж за полюбившихся им смертных, которые сумеют отчитать их от заклятия.
+++++++++++++++++++++++
      Шутовка. У шутовки — руки тощие и холодные. Дочь Чернобога и Мары. Морока. Мора. Мор. Русалка. Чёрная Помочь. Предводительница Демонов. Злой дух в облике женщины. Может быть Нея. Почти та же русалка, только не бледная романтическая красавица, а страшная, пугающая, довольно-таки зловредная. В Костромской губернии демоницей называли русалку, шутовку. Они обитают на дне рек и озер, но не в прекрасных дворцах, а в каких попало жилищах. В шутовок обращаются случайно утонувшие или утопившиеся женщины; девушки же превращаются в русалок. Потеряв свой гребень, которым она постоянно расчесывает волосы и с которого всегда сочится вода, шутовка может землю перевернуть в его поисках и весьма навредить людям. С нею лучше не связываться.
+++++++++++++++++++++++
      Шыш.
+++++++++++++++++++++++