Рыбка - золотой плавничок

Лариса Степанова Сказочница
Может небыль, может быль:
Жил в Крыму старик-бобыль -
У моря построил дом,
Одиноко жил он в нём.
И хоть стар был, в Чёрном море
Сам рыбачил на просторе.
Как-то рыбу он ловил,
Краб в тот невод угодил –
Невелик был из себя
И промолвил вдруг: «Тебя
Буду век благодарить,
Если мне позволишь жить
И отпустишь в бездну вод,
Где семья моя живёт.
Я за то не поскуплюсь
И достойно расплачусь».
А рыбак хоть был суров,
Стал смеяться от тех слов:
«Ну, дружище, ты чудак,
Сам размером-то с пятак,
А подарки мне сулишь
Да о плате говоришь.
Для меня ты сам сюрприз,
Так что отправляйся вниз
На морское дно скорей:
Больше не смеши людей,
Им даров не обещай –
Не поверят, так и знай!
Уплывай к своим друзьям -
Только в сети к рыбакам
Ты теперь не попадись,
Далее от них держись,
Чтобы не было вновь горя…»
С тем и бросил его в море.
Тот же снова на прощанье:
«Знай, исполню обещанье -
Как домой к себе придёшь,
Так сюрприз мой и найдёшь!»
«Полно, – вслед ему старик, -
Я к подаркам не привык!»
И добавил: «Ну дела,
Вот так невидаль пошла:
Даже крабы говорят
И при том дары сулят!
Так кому-то расскажи -
Посмеются от души.
Лучше мне забыть про то,
Да и чтоб не знал никто».
Он забросил невод снова -
Воротиться чтоб с уловом…
На закате, как всегда,
Был доволен: «Есть еда».
Не спеша бредёт домой -
В домик ветхий небольшой.
Но вошёл лишь – обомлел,
Там девицу вдруг узрел!
«Кто ты, девица-душа,
Что, как ангел, хороша?»
А она ему: «Забыл,
Краб тебе сюрприз сулил?
Вот исполнил, как сказал,
В дар тебе меня прислал».
«Это как?!» - старик дивится.
Тут поведала девица,
Как на дне морском жила,
С мальства рыбкою была,
Как мечтала девой стать,
Чтоб людскую жизнь познать.
Старый краб об этом знал,
Лишь от внука услыхал,
Что был с ним приветлив ты,
Вспомнил про мои мечты
И сказал: «Пришёл твой час -
Отправляйся-ка сейчас
Девицей в рыбацкий дом
И живи отныне в нём:
Дочкой будешь рыбаку
Да отрадой старику».
Вот и стала я девицей,
Оказалась в сей светлице:
Старый краб ведь чародей,
Только добрый – не злодей».
Диву дивится рыбак:
«Значит вот оно-то как...
Я не мог даже гадать,
Что смогу отцом-то стать!
Коль ты дар в моей судьбе
Быть Дарьяною тебе!».
И молва тут разнеслась:
«Дочь у рыбака нашлась!»
И при том дивились все
Сказочной её красе.
А она жила ладком
С добрым названным отцом:
Утром в море провожала,
Вечером его встречала…
А порой взойдёт на мыс
И глядит с обрыва вниз,
Чайкам машет и поёт,
С ними разговор ведёт.
А они кричат, кружась:
«Тебе впору царь иль князь!»
Раз кричали так, и вот
Мимо парусник плывёт -
Царский сын на нём стоит,
Песню слышит, говорит:
«Как та песня хороша –
Так и вторит ей душа!
Кто чудесно здесь поёт,
Что аж за душу берёт?
И слыхать издалека…»
«Это дочка рыбака
Вечером иль в ранний час
Песнь заводит всякий раз -
Песни этой краше нет», -
Слуги молвили в ответ.
Царский сын вгляделся вдаль,
Сам себе промолвил: «Жаль,
Что она так высоко,
К ней добраться нелегко,
На неё б мне поглядеть,
Если снова будет петь.
Рыбаком я наряжусь
К деве вечером явлюсь».
Так и сделал, как сказал:
Перед нею он предстал -
Только та на мыс пришла,
Звонко песню завела.
На неё лишь глянул он –
Сразу понял, что влюблён.
И решил, как допоёт,
К ней тогда и подойдёт…
Вот предстал он перед ней
И сказал учтиво ей:
«Много видел я девиц,
Повидал немало лиц,
Но тот лик, что предо мной
Всех затмил своей красой!»
Снял с мизинца перстенёк:
«Вот моей любви залог, -
Говорит ей надевая, -
Я – Артур, тебя я знаю,
Ты Дарьяна, и здесь все
Знают о твоей красе.
Что влюблён я – не шучу
И о том сказать хочу!»
До сих пор она внимала,
Удивлённая немало,
Но очнулась вмиг от грёз,
Лишь признанье произнёс
И, смущённая – бежать,
Да так ловко - не догнать!
Здесь была – теперь уж нет,
Испарился девы след:
Тропки тайные она
Ведала в лесу одна.
И как парень не искал,
Ни с чем в замок пошагал…
Ну а та вбежала в дом
И закрылась быстро в нём.
А сердечко, знай, стучит,
Ей как будто говорит:
«Незнакомец тот хорош,
Он и статен, и пригож,
Трудно лучшего сыскать -
Он тебе как раз под стать».
Только та твердит: «Нет, нет!»
Сердце «да» стучит в ответ.
Вскоре батюшка пришёл,
Дочь накрыла ему стол
И легла пораньше спать,
Чтоб всю правду не сказать 
О той встрече с пареньком -
Сжалилась над стариком:
Станет ведь переживать
Или хуже – попрекать.
Не спала она всю ночь,
Гнала мысль о парне прочь.
Да напрасно: его лик
В сердце девичье проник.
И решила, что опять
Ей его бы повидать…
Ну а тот на мысе ждёт,
Когда вновь она придёт.
«Счастлив я, что ты здесь в срок…»
«Принесла твой перстенёк –
Не могу его принять,
Здесь я, чтоб его отдать.
Ты, я вижу, не простой,
Не играешь ли со мной?
А коль так, то на меня
Не теряй ты время зря,
Обещанья не дари -
Себе ровню подбери».
Не таких он жаждал слов,
Был к такому не готов:
«Может ты обручена
Или чья-нибудь жена?»
Покраснев, она в ответ
Проронила тихо: «Нет».
Он глядит в её глаза:
«Понимаешь, так нельзя -
Не по знатности решай,
Человека разгадай.
Я тебя ведь не спросил,
Когда перстень подарил,
Ты богата иль бедна?..»
«Верно», - молвила она.
«Так зачем же говорить,
Что могу я хитрым  быть,
Что не ровня я тебе?
Это всё решать судьбе!
Коль мы встретились с тобой:
То намечено судьбой!
Если так, тогда ответь
Будешь ли со мною впредь?»
Призадумалась она:
«Всё обдумать я должна…
Ты меня не торопи
И немного потерпи -
Время нам на то дано,
Чтоб решило всё оно.
А колечко, так и быть,
Буду при себе хранить».
Взял он за руку её:
«Знай, сокровище моё,
О другом мечтал, конечно,
Но готов ждать бесконечно -
Сколько скажешь, но прошу:
Тебя снова навещу,
Здесь меня ты жди опять».
Та смущённо: «Буду ждать…»
И встречались с этих пор,
Ведя долгий разговор
То о том, то о другом –
Интересно им вдвоём…
       ***
Ну а в замке, между тем,
Любопытно стало всем:
Куда вечером один
Их уходит господин.
Царь с царицей в тот же час
Отдают слуге приказ:
Глаз с Артура не спускать,
Где бывает разузнать.
…И слуга принёс им весть,
Что Дарьяна в царстве есть,
С ней царевич и бывает,
Только свой костюм меняет –
Простолюдином идёт,
А она на мысе ждёт.
Царь с царицей: «Это как?
С дочкой рыбака чтоб брак?!
Женим срочно на другой -
На богатой, не простой!»
Вот царевича зовут
Речь такую с ним ведут.
Мол, пора уже жениться,
Ну а рядом есть девица
Что пригожа, и знатна,
И под стать ему она.
Но Артур сказал: «Я сам
Приведу невесту вам!»
Царь прикрикнул на него:
«Что за вздор? Ещё чего!
И запомни, что жена
Ровней быть тебе должна!!!»
Им царевич: «Я женюсь
Лишь на той, в кого влюблюсь!»
Брови сдвинул царь: «Постой!
Помни, ты наследник мой,
Ну а значит мне решать,
Кого в жёны тебе брать!»
Но царевич на своём:
«Здесь наследство ни при чём!
Повторяю - я женюсь,
Лишь на той, в кого влюблюсь.
И угрозы ни к чему».
Гневно царь кричит ему:
«В комнату свою ступай
И её не покидай,
Без тебя мы всё решим,
О чём - позже известим!»
Сын ушёл. Отец взбешён,
Вновь прислугу кличет он:
«В кого сын влюблён - найти
И, не медля, извести!
Век такому не бывать,
Чтоб рыбачек в жёны брать!»
        ***
А меж тем краса Дарьяна,
Как обычно, встала рано,
День в заботах провела,
К вечеру на мыс пошла.
А слуга-то царский рядом,
Ведь приказ исполнить надо.
Лишь взошла она на мыс,
Глянула с обрыва вниз,
Чтобы морю помахать
Да привет платком послать,
Подбежал он быстро к ней
И толкнул… да посильней.
И с обрыва в тот же миг,
Издавая громкий крик,
В море девушка летит
И с мольбою говорит:
«Море, милое, молю,
Не губи ты дочь свою,
Помнишь ведь откуда я -
Сделай прежнею меня!»
И мгновенно под водою
Стала рыбкою морскою -
Лишь блестит у плавника
Яркий камень перстенька,
Да весь золотом сверкает,
В солнечных лучах сияет.
Вниз слуга на море – глядь,
Только видит моря гладь:
«Что же, ясно мне одно –
Девица пошла на дно…
Я ей худа не хотел –
Сделал так, как царь велел».
И с докладом во дворец
Он приходит наконец.
Царь доволен: «Впредь – молчок,
А за то вот - кошелёк!»
Низкий бьёт слуга поклон
И тотчас уходит вон.
А царевич между тем,
Опечаленный совсем,
Дверь покрепче затворил,
Слуг придворных известил:
«Буду здесь я взаперти,
И еды мне не нести,
Никому не открывать,
Не пускать отца, ни мать!»
Царь лишь это услыхал,
Ласково ему сказал:
«Ты прости меня, сынок,
Был с тобой я слишком строг -
Понимаю, так нельзя,
Наказал тебя я зря.
Ты теперь свободен - знай,
Кого хочешь выбирай,
Принимай решенье сам -
Всё по нраву будет нам!»
Обнял сын его: «Отец,
Неужели?! Наконец!»
И к возлюбленной своей
К морю он спешит скорей.
Но её в помине нет –
Меркнет для Артура свет.
Сел на мысе грустный он,
Но что видит?! То ли сон:
Вроде рыбка вдалеке,
Свет горит на плавнике –
Плавничок-то не простой,
А как будто золотой…
«То виденье», - он решил,
В путь обратный поспешил.
На рассвете он опять
Девушку идёт встречать.
Но напрасно: утром рано
Вновь не встретилась Дарьяна.
И решил Артур тогда:
«Может с ней стряслась беда?»
Он спешит в рыбацкий дом –
Глядь, рыбак горюет в нём.
«Дочь пропала», - говорит,
А в глазах слеза блестит.
Юноша ответил: «Знай,
Я объеду весь наш край,
Но найду красу-Дарьяну,
Пред тобою с ней предстану».
«В добрый путь,- рыбак сказал, -
Я б помог, да стар уж стал…»
                ***
Много дней Артур в пути…
Но Дарьяны не найти -
Все твердят ему в ответ:
«Здесь такой девицы нет!»
И ни с чем на вороном
Едет он в родимый дом…
Много вёрст уж позади,
Путь неблизкий впереди…
Спешиться решил у моря,
Сел, вздыхая: «Горе, горе…»
И под тихий моря гул
Не заметил, как уснул…
И увидел странный сон:
В море рыбку видит он,
По волнам она плывёт,
Тихо песенку поёт:
«Не печалься, милый мой,
Возвращайся ты домой,
Хоть нам вместе и не быть –
Буду век тебя любить…»
А у рыбки плавничок
Светится, как огонёк.
Взор царевич напрягает…
Видит – перстень тот сияет,
Что любимой подарил,
Когда с ней на мысе был.
И немало удивлён,
Смотрит в глаза рыбки он…
Вдруг от горя застонал –
Взгляд любимой в них узнал!
Вмиг проснулся: сам не свой
Поскакал скорей домой.
             ***
А его давно все ждут,
Ищут там и ищут тут.
Царь горюет, плачет мать:
«Где нам сына отыскать?».
Как царице не грустить,
О прощенье не молить:
«Это нам за то беда,
Что рыбачку мы тогда
Приказали извести –
Стали сыну на пути…
Вот и платим мы сейчас
За то зло в недобрый час!»
Царь согласен, да молчит –
Мысленно себя корит…
Сын, не ведая о том,
Воротился в отчий дом.
Вот вошёл он во дворец –
Тут навстречу мать, отец
Не жалеют добрых слов!
Тот молчит - знать не здоров,
Безучастен ко всему…
Царь с царицей посему
Лучших лекарей зовут,
Обещание дают:
«Кто в беде поможет сыну,
Возьмёт царства половину».
А царевич между тем,
Опечаленный совсем,
Каждый день спешит на мыс
И с надеждой смотрит вниз,
Вспоминая дивный сон:
Как увидел рыбку он –
Золотистый плавничок,
На котором перстенёк…
А внизу шумит волна,
Шепчет будто бы она:
«Здравствуй, милый, вот и я,
Свет – Дарьянушка твоя».
Гложет юношу печаль…
Он глядит в морскую даль
И вдруг видит явно там:
Плывёт рыбка по волнам,
А у рыбки плавничок
Светится, как огонёк.
Вдруг… догадкой осенён,
«То Дарьяна!!! - крикнул он, -
Рядом с ней я должен быть,
Без неё мне здесь не жить!
Забери меня, волна,
В море, где живёт она!»
Лишь сказал – в пучину волн
Бросился с обрыва он…
Рыбка мечется в волне:
«Помоги ты, море, мне –
Милого спаси, молю,
Надо – жизнь возьми мою!»
Забурлило море вдруг,
Волны вспенились вокруг,
Вверх поднялись, снова вниз
И… обрушились на мыс…
А как схлынули обратно,
Прошептали: «Нам приятно,
Что влюблённым помогли,
Их на сушу отнесли -
На любимое их место:
Быть Дарьянушке невестой,
А Артуру женихом,
И быть вечно им вдвоём!»
Лишь отхлынула волна…
И на мысе: вот она -
Девушка во всей красе,
Что Дарьяной звали все,
И царевич молодой
Статен и пригож собой -
Взявшись за руки, стоят,
Отвести не могут взгляд
Друг от друга. «Ты ли это?
Что милее всех на свете? -
Обнял он её. - Мы вместе!
Станешь ли моей невестой?»
Улыбнулась она: «Да,
Буду я с тобою всегда!».
И, счастливые, домой
Вниз пошли с горы крутой
Прямо в домик к рыбаку -
Поклонились старику…
Тот их, только увидал,
По-отечески обнял,
А потом благословил,
Восвояси отпустил…
      ***
Ну а в замке суета:
«Царский сын идёт сюда,
Да не сам – с невестой он
С той, в которую влюблён!»
Царь с царицей тут как тут -
У порога пару ждут.
Сын с поклоном, улыбнулся:
«Я с Дарьяной к вам вернулся,
В ней судьба и жизнь моя,
И готов жениться я».
Государь тут обомлел
И подумал: «Как я смел
Этаку красу сгубить,
Жизни девушку лишить?!
Но, знать, Бог девицу спас…
Ну и славно, в добрый час».
Ну а вслух он произнёс:
«Я растроган, сын, до слёз!
Вас, любя, благословляю
И полцарства обещаю!»
Мать-царевна подошла,
Их с любовью обняла:
«Рады, дети, вас принять,
Свадьбу царскую сыграть,
Пусть гремит наш славный пир
На всё царство, на весь мир!»
        ***
На тот пир и мы попали
И на свадьбе погуляли:
Были там и млад, и стар –
Пили сказочный нектар,
Ели сказочный пирог,
Веселился, кто как мог!