Контакт

Антонъ Сухановъ
Когда Гиндуш нёс вахту, на пульт поступило сообщение от центрального компьютера, что курс изменен. Гиндуш отметил это событие в бортовом журнале.

«Что-то особенное?» - зевнув, спросил Грёнлэндер, когда они с Красновым поднялись на мостик.
Гиндуш развернулся к ним. «Около шести часов назад наш корабль засёк некий машинный сигнал. Мы уже на пути туда».
«Сольвейг! Расчетное время до прибытия?»
«2 часа 13 минут».
«Позиция?»
На главном экране они увидели Бетельгейзе и астероид, который вращался вокруг красного сверхгиганта. С него-то и шёл сигнал.
Грёнлэндер посмотрел на записи в бортовом журнале и отметил, что это был сигнал радиомаяка, что-то вроде радиобуя в море. Они находились в Туманности Ориона и искали следы внеземной жизни. Этим следом оказался сигнал.

Корабль совершил посадку на астероиде, внешние стены мостика постепенно стали прозрачными и открыли взору людей ландшафт, полный скал и кратеров. Свечение Бетельгейзе было настолько сильным, что обратная сторона астероида, казалось, тонула в непроглядной темноте.
«Ян, осмотри этот кратер» - попросил Краснов и указал на метеоритную воронку, в которой что-то поблескивало. Не дожидаясь команды, корабль с активированным защитным экраном приблизился к кратеру. Он завис над отверстием и затем медленно опустился на дно. В каких-то ста метрах лежал гигантский, переливающейся оттенками черного цвета куб.

Грёнлэндер чувствовал себя не в своей шкуре, когда покидал корабль. Космический челнок с его центральным компьютером являлся непоколебимым оплотом, давая защиту и советы. Вне стен корабля, на астероиде почти при полном отсутствии гравитации, был велик риск сделать неосторожный шаг и совершить километровый прыжок, разбившись об отвесный склон кратера. Так же легко какой-нибудь заблудший метеорит мог пробить его скафандр.
«Вижу перед собой туннель, ведущий в скалу, метрах в двухстах наблюдаю металлический куб» - сообщил он на корабль, прежде чем войти внутрь. Вскоре связь прервалась, и стало темно. Грёнлэндер шёл дальше и включил налобный фонарь. Металл блестел вокруг него, дверь утонула в полу, пропустив человека, а потом так же плавно вернусь в исходное положение. Луч фонаря падал в темноту. Он задержался на мгновение. Куда он попал? Что это за зал? Но прежде, чем продолжить путь, он вздрогнул от неожиданности.
«Оставайся там, где ты стоишь!» Голос прозвучал в его голове. Как он там очутился? Грёнлэндер не двигался.
«Кто ты?» - голос вновь возник в его голове.
Грёнлэндер помедлил, прежде чем дать ответ. Стоит ли говорить громко? Или нужно лишь подумать? Он решил, что мыли будет достаточно.
«Грёнлэндер, командир космического крейсера Сольвейг, Земная Федерация. А ты?»
«Зарос».
«Корабль перед входом... Ты его часть?»
«Да».
«Что ты здесь делаешь?»
«Размышляю».
«О чём?»
«О нашем прошлом, настоящем и будущем».
«Где мы находимся?»
«В зале созерцания».
«Кто построил зал?»
«Мы не знаем».
«Откуда ты знаешь, что это зал созерцания?»
«Мы не знаем».
«Ты можешь читать мои мысли?»
«Нет».
Но Грёнлэнд думал иначе. Ведь в конце концов чужая сущность получила доступ к его мысленным ответам. Он сконцентрировался на диалоге.
«На каком расстоянии ты перестаешь воспринимать меня?»
«Около ста ваших единиц измерения».
Больше ничего Грёнлэндер не воспринял, однако через некоторое время голос вновь появился.
«Теперь молчи! Медитируй или отправляйся на свой корабль!»
«Ещё один вопрос» - подумал Грёнлэндер, «И потом я уйду.  - Представь себе, что нам обоим предложили определенное количество того, что мы очень ценим. Мы не можем обменяться информацией об этом. Условимся, что мне выпало решать, как разделить это «ценное» между нами. Я бы предложил тебе десять процентов, а себе взял бы девяносто. Ты бы принял такое предложение?»
«Да».
«Ты способен лгать?»
«Да».
Грёнлэндер старался ни о чем не думать, пока выходил из зала и возвращался на корабль.

Краснов стоял рядом с ним, когда он снимал скафандр. Вместе они прошли на мостик и упали в кресла.
«Неясно, было ли это живое существо или машина», - выдала свой вердикт Сольвейг после того, как Грёнлэндер описал контакт с неизвестным.
«То, что это существо согласилось бы на десять процентов, позволяет сделать вывод, что это всё-таки машина. Живое существо, особенно гуманоидного типа, вряд ли согласилось бы на подобное деление. Эта ветвь теории игр проверена неоднократно».
«Это была не машина; ведь машины не лгут, так?» Краснов почесал подбородок.
«Тот факт, что существо сказало, что умеет лгать, не значит, что оно лжёт» - возразил корабль.
«Сольвейг, а ты бы солгала?»
«По обстоятельствам».
«По каким?»
«Если бы от этого зависело наше существование».
«Неужели я задал вопрос некорректно?» Грёнлэндер сомневался. «Надо было спросить: «Солгал бы ты когда-нибудь? Лживый и правдивый оба сказали бы «нет».
Краснов и Грёнлэндер разочарованно смотрели на раскинувшийся перед ними скалистый ландшафт до тех пор, пока стены корабля вновь не приобрели свой привычный серый цвет; потом загудели реакторы, и корабль покинул астероид, оставив за кормой зал созерцания и нечто внеземное, которому не нашлось объяснения.
(2018)

Ссылка на оригинал произведения
https://www.e-stories.de/view-kurzgeschichten.phtml?2306