Мультивселенная

Антонъ Сухановъ
У стойки спорили несколько мужчин, когда в бар «Хромиум» вошел Даниэль, чтобы перекусить.  Он заказал бургер, взял сегодняшнюю газету и уселся у окна. Брусчатка улицы блестела под дождем, который барабанил по стеклам. Два робота-полицейских осуществляли патрулирование. Один из них подсел за стол к Даниэлю и уставился на него красными светящимися глазами и следил, как человек уничтожает свой бургер. Голубоватая металлокожа переливалась. Робот был крепкого телосложения, с руками, похожими на трубы. Голова как шар. Рот-решетка.
Даниэль вопросительно посмотрел на хозяина бара, но тот пожал плечами. Роботы не едят. Тогда зачем он там сидит? Голос автомата тонул в шуме людских разговоров. Потом Даниэль услышал: «Я не должен был её убивать.» В замешательстве Даниэль уставился в газету. Что он там бормочет? Роботы и убийцы. Есть же три закона робототехники Азимова.
«Даниэль!» - позвал робот. Даниэль вздрогнул. «Откуда ты меня знаешь?»
«Мы были коллегами.»
«Коллегами?» Даниэль удивленно поднял бровь.
«И у меня было имя: Фердинанд Блисхайм».
«Фердинанд Блисхайм». Даниэль побледнел. Тот самый Блисхайм, которого они все называли Ферди, массивный как шкаф, с рыжей копной взъерошенных волос, бледно-голубыми глазами, веснушками и незамысловатыми шуточками.
«Я помню. Ты столкнул свою жену с балкона». Даниэль вдруг потерял самообладание. Человек из железа перед ним, бывший коллега, убийца.
«Что тебе сказал центральный компьютер?» - воскликнул он. «Что ты потерял человеческое обличье? Ты ведь знал, что он загрузит твоё сознание в черепушку робота. И как ты себя теперь чувствуешь?»
«Даниэль». Глаза, горящие красным светом, мигнули. «Даниэль, у меня нет теперь слёз». Мужчины за стойкой повернулись к ним. Даниэль понизил голос. «Так чего ты хочешь от меня?»
«Чтобы ты меня выслушал».
«Я весь внимание».
«Я пойду с тобой в институт. Ты мне не поверишь, если я просто расскажу. Мне нужно тебе показать».
Даниэль расплатился и вышел из закусочной. Робот шел рядом с ним.
Улица осталась позади. Над Площадью Познания висела дождевая мгла. Здание Института Кибернетики едва виднелось в дымке. С глухим рокотом из-за здания вынырнул космолёт и исчез в низких тучах.
«Я любил Анну».
«Тогда зачем ты убил её?»
Они вошли в главное здание. Даниэль вошел в лифт вслед за Фердинандом. Лифт поднял их на пятидесятый этаж.
«Центральный компьютер поставил мне новую задачу. Он только и может, что обосновать мир с точки зрения математики».
«Я знаю», - отозвался Даниэль. «Мысли, мечты, растения, животные, небесные тела, сама вселенная, по его словам, могут быть сведены к математическим уравнениям.  Если бы центральный компьютер не был атеистом, он бы точно сказал: Бог — это ЭВМ».
Фердинанд привел Даниэля в комнату с одним стулом, столом и монитором, который стоял на консоли управления.
«Лучше бы я никогда не переступал порог этой комнаты!» - воскликнул Фердинанд.
«Два месяца назад, когда я ещё был человеком, один робот привел меня сюда и показал вот это». Фердинанд нажал кнопки на консоли. На экране появился шар Земли.
«Спутниковый снимок, сказал я. И это всё? И тогда робот приблизил город. Я увидел Площадь Познания, Институт Кибернетики. Тщетно я искал космопорт. Это был не тот Дунбар».

В комнате не было окон. Прямо из стен сочился рассеянный свет. В полутьме глаза Фердинанда мигнули, и он продолжил: «Потом робот приблизил Площадь Гернота, затем мою квартиру, и я увидел себя: Фердинанд Блисхайм перед телевизором, с бутылкой пива в руке. Мои мысли заметались. Это была только копия меня. Ведь я не пью пиво».
Роботы вообще не пьют. Даниэль слегка потряс головой и посмотрел на консоль. Джойстик и четыре кнопки.
«Фрагмент параллельной вселенной. Выяснить и задокументировать различия между тобой и твоей копией из другого измерения. Это и было желанием центрального компьютера. - Затем робот удалился и оставил меня наедине с монитором».

Даниэль сел к экрану. Фердинанд склонился над ним и тронул джойстик. Появился Дунбар, потом Институт Кибернетики.
«А вот и мы» - сказал Даниэль. Это сам он или копия? Она сидела перед экраном. Худое тело, узкое лицо с глубоко посаженными глазами и впалыми щеками. За её спиной робот.
Фердинанд включил звук. «Этот робот - Анна, моя жена в параллельном мире».
«Анна» - Даниэль услышал, как его двойник говорит. «И на этом самом мониторе ты увидела, что твой муж в параллельном мире столкнул тебя с балкона?»
«Мой собственный муж» - сказал робот на мониторе. «Я боюсь. Параллельный мир» - закончил он. «Есть ли различия между ним и реальным миром? Я этого не знал. Страх охватил меня. И я подумал, а что если различие между ними только в том, что он не столкнет меня с балкона, а, например, задушит? Я пытался утопить эти мысли в алкоголе, но они возникали снова. Голоса в моей голове. Они настолько овладели мной, стали столь настойчивы, что однажды я не выдержал. И как-то вечером я воткнул кухонный нож в спину Фердинанду».

Даниэль откинулся на спинку стула и медленно выдохнул. «Мультивселенная. Невероятно. Сколько их всего?»
«Бесконечно много» - ответил Фердинанд. «Центральный компьютер считает, что таким образом проявляются новые варианты нас и наших действий». Фердинанд показал на монитор. «У меня есть доступ только к этому. Но для меня и этого более чем достаточно». Он подошел к двери. «Теперь ты знаешь, что я чувствовал, когда увидел, как мой двойник погиб от руки моей жены. Я столкнул Анну с балкона».
«И центральный компьютер сделал со мной то, что делает с каждым убийцей». Даниэль неподвижно сидел перед экраном. Он почти не слышал, как Фердинанд сказал: «Моя задача оказалась выполнена в тот момент, когда мой двойник оказался на кладбище. Теперь я робот. И это отличие носит постоянный характер». Дверь за роботом захлопнулась.
Дрожащими пальцами Даниэль взялся за джойстик и нашел изображение своей квартиры в параллельном мире. Его жена сидела на диване в гостиной. На ней было надето платье с розами, то самое, которое он так любил. Она говорила, что надевает это платье только для него. Но рядом с ней сейчас был другой.
«Иди сюда» - сказал молодой человек, встал с дивана и притянул Эллен к себе. Она прислонилась к нему. И они пошли в спальню.
Подумать только! Этот молодой человек - продавец из книжного магазина на соседней улице! Даниэль вскочил со стула и начал ходить туда-сюда по комнате. Это всего лишь параллельный мир, успокаивал он себя. Взгляд упал на монитор. Здесь как раз было то самое отличие, которое мог бы зафиксировать Фердинанд. В этот день Эллен была у своей матери. Не отводя взгляда от монитора, он набрал номер матери жены на коммуникаторе.
«Это Даниэль. Я могу поговорить с Эллен?  - Что? Разве она не у тебя?» Даниэль стоял у монитора как парализованный. Затем он отключил его и покинул комнату.
Эллен и ее любовник. Невероятно. Он был слишком молод для неё.
«Что я такое говорю». Это была не его жена, а всего лишь копия. Тогда почему в душе поднимается такая безотчетная ярость?

Когда вечером Даниэль снова сидел в баре «Хромиум» и потягивал своё пиво, он думал о сознании Фердинанда, чьи эмоции, мысли и воспоминания теперь заключены в голове робота, и вдруг осознал, что он принял единственно правильное решение не возвращаться домой полным слепой ярости и, тем самым, не позволил увлечь себя неконтролируемым действиям. Почему? Да потому что та женщина на экране была не Эллен, а её двойник из параллельного мира. Даниэль старался не думать ни о каких мультивселенных, но его пальцы обхватили пивной бокал и так сжались, что стекло вдруг разлетелось на тысячи осколков.
(2018)

Ссылка на оригинал произведения:
https://www.e-stories.de/view-kurzgeschichten.phtml?6618