Алабай

Дим Ко Гардэ
Алабай.

   Как и обо всём, что имеет древнюю историю, об алабае существует немало легенд.

 Одна их самых старых повествует о том, что его родоначальником было мифическое существо — туркменский зверь Сыртлон, похожий внешне на гигантскую собаку и одновременно на гиену. Он был умным, коварным, злопамятным, хитрым и приводил в ужас древних пастухов, нападая на стада.

 Во время гона Сыртлоны уводили лучших пастушеских собак. Таким образом появились в степях их потомки. Это были громадные собаки, обладавшие нравом Сыртлона и могучим сложением, — алабаи.
                ***
 У моего друга Андрея дикая страсть. Жизнь без собак не представляет. А так как живёт в деревне, собственный дом требует охраны. К тому же ещё и охотник знатный, так сказать потомственный. Для охоты у него есть яхт-терьер, посему как вести себя с собаками знает не по наслышке.  Но всё это в свободное время, а на пропитание зарабатывает тем что имеет своё небольшое производство.
 
 Ночью дежурят по очереди, а как без собаки? Вот и завёл алабая. Взял щенка у заводчика и так как это была сука назвал зычным именем – Арма.

 В родных местах бываю наездами, так сказать блудный сын. Наверное предатель родного угла, но на то были и есть причины, но разговор не об этом.

 Прибыв в родные пенаты на побывку, был приглашён Андреем на шашлык из дикого кабана. Нужно сказать, что мясо кабана отличается от домашней свинины настолько разительно, что сравнивать эти два продукта нет никакой возможности. Можно сказать, единственно правильную вещь – кабанятина, есть мясо, а вот домашняя свинина –мясной продукт.
 
 Народ на пиршестве был узкого круга знакомых, и посему удовольствие от трапезы, возлияния спиртного, вперемежку с «охотными историями», достигло своего апогея к вечерним сумеркам.
 
 Беседка, в которой и происходило действо, находилась в глубине территории базы, поодаль от склада, цеха. Рядом находился крытый вольер с прочной арматурой до земли. Добротная конструкция, в которой и жила днём Арма. После 19-00, начиналось её время. Она была абсолютной хозяйкой территории, и похоже на то что сторож, был её помощником, а не наоборот.
 
 Спиртное расширяет сознание и выключает ограничительные функции, особенно языковые. Первая волна алкогольного возлияния возносит и призывает к действию. Вторая раскрепощает и позволяет тебе болтать без умолку на любые темы. Третья – притормаживает деятельность, пытаясь вразумить индивидуума, и дать возможность прислушаться к окружающим. Четвёртая рюмка отрубает напрочь всю мозговую деятельность и снимает ограничения в общении с внешним миром.

 Я подошёл к вольеру в углу которого и спокойно лежала средне-азиатская овчарка. Породистая морда лежала на огромных мохнатых лапах. Глаза были прикрыты но по всему было видно что Арма всё держит под неусыпным контролем.

 - Арма! – спокойно позвал её я, - Шла бы к нам!  Побегала, порезвилась… Хотя, что это я… Тебе же на службу, так сказать в ночную смену…

 Андрей подошел ко мне и улыбнулся.

 - Зря ты над ней насмехаешься. Алабаи очень умные, и злопамятные.
 
 - Так я же ничего такого ей не сказал! – возмутился я.

 - Это ты так думаешь…

 Часам к 9 вечера гости стали расходится по домам. Андрей предложил мне остаться с ним дежурить, так как была его смена.
 
 - У меня ещё есть бутылочка, - хитро подмигивал товарищ, - Посидим, без суеты и лишних ушей, о жизни погутарим…

 - Ну, так тому и быть, - согласительно кивнул я.

 Когда ворота базы загремели гулким грохотом, то Андрей задвинул ночной запор. Мы остались на территории одни, и чинно сели в беседке. Наполнили рюмки и взяли в руки по спелому помидору. Мясо уже было холодным, да и честно сказать, места в желудке для столь тяжёлой пищи уже не оставалось.
 
 - Слушай, я Арму сейчас выпущу, она тебя обнюхает и пойдёт по своим ночным тропинкам гулять.

 - Выпускай! – охотно согласился я.
 
 Вольер открыли, Арма неспешно, и я бы даже сказал, с чувством собственного достоинства, вышла за порог.

 Взглянув преданными глазами на хозяина, тут же чуть скосила глаза на меня.
 
 - Арма! Девочка моя! Это гость. Его обижать нельзя. Обнюхай его!

 Арма медленно ступила в мою сторону и носом ткнулась в меня.

 - Погладь её! – тихо сказал Андрей.

 Я, не без опаски, тронул её породистую голову и провел по шерсти рукой.

 - Ну, иди охраняй! –приказал Андрей и собака тут же повиновалась. Она не рванула в сторону, как это делают молодые игривые кобели. С чувством гордости, за возложенную на неё обязанность охраны объекта, спокойно пошла по периметру, иногда останавливаясь, принюхиваясь к запахам в том или ином месте.

 Почти час мы сидели в беседке и водили разговоры за жизнь. С Андреем интересно.  Охота и рыбалка, тут он совсем доктор наук. Но много и иных тем, в которых не каждому откроешься.

 Тем временем, к подъездным воротам подъехал автомобиль. Полоски от света фар, пробивались по низу ворот.
 
 - Кто это к нам в столь поздний час? – удивился Андрей и кликнул Арму.
 
 Собака дело своё знала отменно. Она уже стояла у вагончика сбоку, не выдавая себя. Весь её вид показывал концентрацию и серьёзность намерений.

 Андрей пошёл к воротам, я же оставался в беседке. Уставился в экран мобильника, где скопились непрочитанные сообщения.
 
Я слышал как Андрей открывал ворота, после непродолжительной беседы их же и закрывал гремя засовом.

 Но тут в беседку, мягко ступая лапами на бетонный пол вошла Арма и подойдя ко мне уставилась немигающим взглядом. Она стелилась по земле, хвост в свободном напряжении.  Зрачки направлены в меня и в них читалась решительность. Она будто задавала мне вопрос: «Ну, что? Теперь побеседуем?».

 Я всё сразу понял.

 - Арма! Я был не прав!

 Но Арма уже резко бросилась мне в ноги и не дав мне опомнится схватила меня за среднюю треть правого бедра. При всём этом, глаз с меня она не сводила. Она держала мою ногу, но не прокусывала. Давила челюстями, но только чтобы удержать.

 - Арма! Я всё понял и прошу у тебя прощения! – пытаясь сохранять спокойствие обратился я к собаке.

 Арма же в свою очередь, отпустила моё бедро и тут же перехватила его чуть выше.
 Андрей бежал от ворот и кричал ей «Арма! Фу! Нельзя!».

 Я молча стоял и смотрел в глаза собаке.

 Хватка ослабла и Арма отошла в сторону. Влетел в беседку Андрей.
 
 - Что?

- Всё норм Андрюх! Побеседовали…

 Арма спокойно вышла из беседки и только хвост мелькнул в кустах клёна у забора.
 Осмотрев укусы на бедре, пришли  к выводу, что критичного ничего нет. Да будут кровоподтёки, чуть содрана кожа, но даже наружного кровотечения нет.
 
 Обработав раны водкой принялись обсуждать происшествие.

 - Я почему тебе и сказал тогда у вольера! –сетовал Андрей. Оно и понятно, собака его, он хозяин и ему отвечать за действия питомца. Но я тоже хорош! Дёрнул меня бес за язык. Дал собаке повод. А коли разобраться, она ответила мне на моё неуважительное отношение к ней. Она не арестант. Она такой же равноправный член коллектива работников базы. Даже больше! Она член семьи хозяина базы. Она отвечает за сохранность имущества своего хозяина.

 Мы спокойно беседовали с Андреем, и тут он мне так тихо говорит: « Она рядом, и всё слушает. Я сейчас её позову, ты не бойся. Она придёт, и ты её погладишь. Только не делай резких движений и не говори ей нравоучений!».

 Я молча кивнул головой.

 - Арма! – спокойно позвал Андрей, и собака тут же выросла на входе, - Иди ко мне!

 Сука беспрекословно повиновалась.

- Ну, ты разобралась с гостем? Он тебя обидел? Да?

 Арма смотрела в глаза хозяину немигающим взглядом.

 - Он же у тебя прощения попросил, нужно вам мириться…

 Арма положила морду Андрею на колено, и тот тут же, ласково потрепал её за ухо.

 - Ну иди мирись! – приказал хозяин и Арма обойдя стол подошла к моим ногам.
 
 Честно скажу, я собак не боюсь, но данный экземпляр был для меня шоком.

- Спокойно погладь её, - тихо произнёс Андрей.

 Я медленно поднял руку и Арма «нырнула» мордой под мою ладонь. Несколько раз погладив собачью голову, я положил руку себе на колено.

 Арма посмотрела на меня и тут же обнажив зубы стала лизать мою ладонь, после чего ушла восвояси.

 - Ты видел?! – в полном недоумении, в один голос воскликнули мы.

 - Это благородно! – заметил я.

 - За это стоит выпить! – предложил Андрей и плеснул в рюмки водки.

 - За настоящих собак! – произнёс тост Андрей и мы не без удовольствия опрокинули рюмки в рот.


Химки Май 2018 г.