Любитель мудрости

Дмитрий Гендин
От любителя мудрости к эксперту - профессиональная социализация философа.

Любовь к мудрости (любомудрие) присуще всем людям. Кто мы такие и зачем живём? Как возник мир и как он устроен? На что можно надеяться и кому верить? Даже на простом повседневном уровне нас окружает народная мудрость. Народная мудрость даёт бытовые советы, советы по жизни, этические и эстетические установки. В жизни животных нет мудрости, только мудрый разум помогает там, где казалось бы нет выхода. Мудрость — это добродетель всех религий и философских школ. Сегодня мы можем говорить о так называемой «Женской мудрости», которая опирается не на логос, а на интуицию, на знание и свободу, на чувство как чувствительность. Только мужская немецкая философия могла привести Германию в парадоксам нацизма. Война — это изживание всякой мудрости.

Мудрость жизни — это этическая категория. Но одним лишь рассудком  вряд ли возможно объять мир в его многообразии.

Многие люди ходили за Сократом, за ветхозаветными пророками. Но немногие  стали «просветлёнными». Мудрость — это вечный источник голодающих по правде (истине-добру). Мудрецу знакомы тайные связи вещей. Он почему-то не ошибается, говорит дело. Жизненный опыт чаще всего и делает из человека мудреца. Часто это бывает после какого-то важного события, которая меняет жизнь этих людей, а их прорыв в духовные области определяют жизнь миллионов. Так Будда узнал, что в мире есть зло старости, болезни и смерти.  Платон узрел для себя превосходство философии над поэзией, послушав рассуждения Сократа. Хотя мудрости нельзя заразиться, философию нельзя внушить. Всегда и везде мудрость оценивалась как «Свет».

Можно принять следующую схему. Во-первых, есть мудрец с его новой вестью для человечества, во-вторых, если мудрец был удачен, появляются его ближайшие (не хронологически, а по смыслу) ученики и последователи, они оставляют первые придания и другие записи по жизни мудреца. В-третьих, появляются любители мудрости изначального мудреца, специалисты по тем текстам (если это — герменевтика или лингвистика), которые остались от учеников. Последние становятся специалистами по той или иной культурной персоналии. Так было с учением Сократа: Сократ — Платон — Аристотель, так было в истории Церкви: Иисус Христос — Апостолы — Отцы Церкви. Однако не стоит забывать, что все эти персоналии находились в так называемым (Ясперс) «осевом времени», когда появились мировые религии. В эпоху постмодерна всё уже сказано. Гении нужны как рядовые исследователи. Культура стала такой тоталитарной, что гений в ней оборачивается чуть ли не душевно больным. Гении как гении не нужны. Но, возможно, что наш постмодернизм — это всего лишь эпоха декаданса, которая породит новые смыслы — в будущем.

Дети — самые большие любители мудрости. Они любознательны. Они учатся наукам. Школа может пробудить в ребёнке жажду познания. И если он заразится этой жаждой, то дорога ему — в высшем образовании. Но если  ему и наук мало, если основания наук оголились перед ним, то прямой путь в религию или философию. Религия даёт абсолютный покой, обряды понятны, жизнь упорядочивается. Философия — это прыжок в неизвестность, это хождение по тонкому льду. Если философ продержался, то он меняет установки, неясность, которая мучила его.

Изучение истории чего бы то ни было учит именно этому. Так узнав методологию и философию науки своего времени можно пойти дальше — в историю философии как таковой. Ищущий ум найдёт среди всех мировых философов своих философских друзей и своих философских врагов, вычленит из чужих мыслей те, которые ему нужны для его построений. В этом и заключается смысл  изучения «всякой другой философии»: 1) чтобы не повторяться, 2) использовать чужие похожие вкладки, 3) определить своё место в истории мировой философии. Философ прошлого должен стать «философским отцом».

Дерзновение — вот, что более всего необходимо философу. Нельзя остаться простым историком философии: знатоком, кто, где, когда и о чём думал. Надо понимать глубинные смыслы этих мыслителей, их «просветительский свет». Не просто быть переписчиком, повторяющим одно, но оттолкнуться и идти дальше. В университетах философия преподаются академическим образом, там изучают историю философии, чужую философию, и не готовы развивать в студентах оригинальных философов. Но университет питает специалиста в любой области. Философ — самый ненасытный любитель научной мудрости. Современный «специалист в области философии» — это книжный червь, который по по чужим алгоритмам раскладывает тот или иной философский текст. Так и живёт этот специалист в тени гения. Это человек-подстрочник, философовед. Философ же по признанию не может не быть оригинальным.

Философ в обществе. Социализация философа происходит по следующему сценарию: 1) познание мира во младенчестве, 2) детская любознательность, 3) школьный интерес к наукам и искусствам, 4) любовь к своей профессии — знание специалиста, 5*) любительский интерес к философии, 5**) изучение философии в вузе или в другой просветительской организации, 6) становление самобытным философом, 7) создание школы, оформленность учения.

Философ нужен там, где есть мировоззренческий вакуум. Это мы наблюдаем в современной России. Материалистическая советская власть, унижая православие, давала простую и дешевую выкладку из сочинений Маркса, Энгельса и Ленина. Но духовный голод не утоляли простые формулы. Люди искали Бога в науках, в искусстве и литературе, в семье. Современная философия в России просто обязана найти те смыслы, которых не хватает тем людям, кому закрыты дороги к «Свету». Разврат, пьянство, наркомания — всё это не победить лишь простым ассигнованием в спорт, многие люди боятся  церковной проповеди. Нужно возродить серьёзную этику, этику пола и этику семьи. Философия нужна как опора и сподвижник российских мировых и национальных религий.