Мой предок, архимандрит Екзакустодиан, в миру Евгений Фёдорович Каменский
Прапрабабушка, Асенефа Фёдоровна Лыскова происходит из рода Каменских. Это род клириков и причётников Вологодской епархии Русской Православной церкви.
1. Род священно- церковнослужителей Каменских
История рода Каменских раскрывается в писцовых описаниях 17 века, ревизиях конца 18 и начала 19 веков, клировых, исповедных ведомостях и метрических книгах Каменской Крестовоздвиженской церкви Кадниковского уезда, «Вологодских епархиальных ведомостях (1864 - 1917гг)».
В «Писцовых описаниях 17 века…» [ 1 ] есть запись за 1625г, относящееся к причётникам Каменским. До первого выявленного предка из рода Каменских, Фёдора Семёновича (1717-1782) - 100 лет.
Указана в Засодимской волости Кадниковского уезда «Всемилостиваго Спаса Боголепного Преображенскаго Каменного монастыря вотчина, село Воздвиженское. А в нём Храм холодной во имя всемирное Воздвижение чеснаго и живородящего креста господня. В селе монастырский двор, во дворе попъ Екимъ, во дворе церковный дьячек Десятко Сергеев, во дворе трапезник Данилко Васильев, - да монастырских детёнышей: во дворе Петунка Ильин, во дворе Оверка Степанов с церковными причётниками и монастырскими детёнышами» [ 1 ].
По описи 1670г «Вотчины и угодья Спасо-Каменного монастыря» [ 3 ] в Засодимской волости … село Воздвиженское. В нем две церкви: Крестовоздвиженская и Св. Николая Чудотворца. В 19 веке Спасо-Каменный монастырь существовал как Спасо - Преображен¬ская Белавинская пустынь на острове Кубенского озера и как Свято - Духов монастырь в Вологде.
Вполне вероятно, что упоминающиеся в «писцовых описаниях» персоны, являются пращурами Каменских. Выходцы из послушников или монастырских детёнышей Спасо - Каменного монастыря, они становятся церковными причётниками - пономарями, дьячками. Самые успешные из них стали клириками. Место дьячка Каменской Крестовоздвиженской церкви в семье передавалась по наследству, по крайней мере, в пяти поколениях.
Известным на сегодня родоначальником священно- церковнослужителей Каменских является причётник Каменской Крестовоздвиженской церкви Фёдор Семёнов (1717 - после 1782г). Он указан в «Ревизии 1782г» по этой церкви. Фамилии ещё не было. Очевидно, она дана только его сыну в духовном училище.
Сын Фёдора Семёнова, Каменский Андрей Фёдоров (1757 - после 1811), тоже стал причётником Каменской Крестовоздвиженской церкви. И его сын, Каменский Василий Андреев (1780-?). был пономарём той же церкви [ 22 ].
Сын Василия Каменского, Фёдор Васильевич (1813-1877) после окончания в 1829г Вологодского духовного училища был определён дьячком Каменской Крестовоздвиженской церкви. Фёдор имел в собственности дом и землю. Женой Фёдора Васильевича Каменского была Устьрецкая Миропия Григорьева (1813 - после 1880), дочь дьячка Устьрецкой Николаевской церкви Кадниковского уезда. В некоторых документах она записана, как Мирония.
У Фёдора и Миропии Каменских было четыре дочери, Асенефа, Манефа, Анфиса, Маргарита и четверо сыновей, Евгений, Николай, Василий, Михаил [ 14. 15,16,17,18,19].
Брат прапрабабушки Асенефы, Евгений, был незаурядной личностью, обладающей тягой к служению Богу, пастырскими и хозяйственными способностями. Он родился в 1840г (в некоторых документах - в 1836г) и был старшим сыном Фёдора и Миропии Каменских. Воспитанию и образованию старшего сына в семьях духовенства придавали особое значение, в надежде, что он станет успешным клириком.
Семья жила на Каменском погосте или «Каменском конце» большого села Воздвижение Засодимской волости Кадниковского уезда. Село стояло на почтовом тракте Москва - Архангельск в 10 верстах от г. Кадников и в 26 верстах Вологды. В 1859г в селе было 24 дома и 98 жителей [ 7, 8 ]. Через село в обе стороны проходили многочисленные обозы. Здесь обозники получали отдых и ночлег.
Многодетная семья причётника жила бедно и кормилась, в большой степени, от своей земли. О бедности свидетельствует назначение казенного пособия на обучение детей в Вологодском духовном училище [ 20 ].
2. Биографические описания
Послужной список Екзакустодиана за 1859-1880гг имеется в архивных документах[12].
В «Вологодских епархиальных ведомостях» [ 23 ] опубликован некролог архимандрита Екзакустодиана (Каменского). Это - перепечатка некролога из «Казанских епархиальных ведомостей» 1909г. В некрологе описан земной путь и отмечены высочайшие духовные, нравственные, пастырские, деловые и человеческие качества архимандрита.
На основе «казанского» некролога преподавателем Казанской духовной академии А.М Елдашевым написана статья [5] к 100-летию со дня смерти архимандрита Екзакустодиана.
В Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранятся письма архимандрита Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря Екзакустодиана (Каменского), адресованные вологодскому историку-краеведу, редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» Николаю Ивановичу Суворову (1816 - 1896).
Подборка 29 писем, комментарии и биографические сведения опубликованы в 2015г М.С.Черкасовой [ 4 ].
3. Вологодский период
Евгений Каменский окончил Вологодское духовное училище в 1858г и был переведён в Вологодскую духовную семинарию [ 9 ]. Однако в ее низшем (младшем) отделении он проучился недолго. В 1859г Евгенийй поступил в послушники Успенской Семигородней пустыни. Послушником он много походил по России, собирая пожертвования на свою обитель и узнавая жизнь простых русских людей.
В 1864г отец Евгения, Фёдор Васильевич Каменский, вышел за штат по слабости здоровья [ 16 ]. Очевидно, для того чтобы семья не потеряла дьяческое место, Евгений перемещается из послушников пустыни на отцовское место дьячка Каменской Крестовоздвиженской церкви Кадниковского уезда.
Но в 1865г Евгений возвращается в Успенскую Семигородную пустынь и 1(или 6) августа 1867г (по ст. стилю) принимает монашеский постриг с редким именем Екзакустодиан в честь одного из семи Эфесских мучеников III века н. э. [ 25, 35 ]. В документах встречается также на¬писание: Ексакустодиан, Эксакустодиан, Экзакустодиан.
Освободившееся место дьячка Каменской Крестовоздвиженской церкви остаётся за семьёй. Его занимает Иоанн Воронцов, зять Фёдора и Евгения Каменских. Иоанн Александрович Воронцов, женившись на Анфисе Фёдоровне Каменской, получил место дьячка, дом и обязанность материально поддерживать Фёдора и Миропию Каменских [ 19 ].
Монах Екзакустодиан 7 - 8 сентября 1867г в Семигородной пустыне посвящён в иеромонаха. Он выполнял обязанности ризничего и казначея Семигородной Успенской пустыни [26] и был «в послушаниях поведения ревностнайшаго, полезнейшаго и отменнейшаго» [ 21].
В июне 1871г молодой иеромонах, проявивший себя в хозяйственной деятельности, был определен епархиальным начальством строителем (управляющий и казначей) Спасо-Преображенской Белавинской пустыни на Кубенском озере [ 13 ]. К Белавинской пустыни были приписаны Богоявленская пустынь в Заднесельской волости на Белавинском озере и Александро-Куштская пустынь в Лысогорской волости, на восточном побережье Кубенского озера в 8 верстах от острова Каменного [ 10 ].
На обязанностях монастырского строителя лежало заведывание, управление монастырским хозяйством и замещение настоятеля. В небольших монастырях и пустынях строители были настоятелями, но их положение по рангу было ниже, чем игуменское. За благоустройство Белавинской пустыни о.Екзакустодиан в августе 1874г был возведен в сан игумена и возглавил пустынь [ 12 ].
В мае 1876г в том же сане успешный пастырь, хозяйственник и администратор о.Екзакустодиан перемещён в Григориев Пельшемский Лопотов монастырь настоятелем.
Благодаря трудам игумена о.Ексакустодиана была налажена монашеская жизнь в Спасо–Преображенской Белавинской пустыни и Лопотовом монастыре, проведено благоустройство храмов, зданий, хозяйственных построек и территории.
В 1870-х гг о.Екзакустодиан заметен и на общественной работе. Он был членом Вологодского отделения Православного миссионерского общества [24], председателем Устьянского правления Общества подания помощи при кораблекрушениях (село Устье находится вблизи разветвленной дельты реки Кубены в месте впадения в Кубенское озеро), Кадниковского уездного тюремного комитета. Также он выполнял некоторые разовые административно-хозяйственные поручения консистории. Добросовестное исполнение обязанностей было отмечено благодарностями епархиального начальства, был пожалован золотой наперсный крест [ 13 ].
В 1880г о.Екзакустодиан получил почетное звание блюстителя двухклассного народного училища в Никольском приходе Корбангской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии [14].
4. Казанский период
Пастырская, административная, хозяйственная и общественная деятельность о.Екзакустодиана началась при вологодском архиерее Палладии (Раев) [33]. Успешная деятельность обратила внимание арх. Палладия. С новым вологодским архиереем Израилем (Никулицкий) [ 34], у о.Екзакустодиана возникли разногласия.
Став в 1882 г. архиепископом Казанским и Свияжским, пр. Палладий вспомнил об Екзакустодиане и предложил ему в 1885г игуменство в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре. Екзакустодиан дал согласие. В 1885г о.Екзакустодиан был переведён в г.Казань настоятелем Иоанно - Предтеченского монастыря.
Последний период жизни о.Екзакустодиана связан с Казанью. Эту страницу биографиии отражают сохранившиеся письма о.Екзакустодиана вологодскому историку-краеведу Н.И.Суворову.
Через год после переезда в Казань о.Екзакустодиан, благодаря покровительству Пр. Палладия, получил высокий и почетный сан архимандрита. Исполнял он также обязанности эконома Казанского архиерейского дома, благочинного монастырей 1-го округа Казанской епархии, казначея Епархиального комитета по борьбе с голодом.
Казанский Иоанно–Предтеченский монастырь основан в 1564 - 1568гг [34]. Древние деревянные монастырские строения были уничтожены в городском пожаре 1649 года. Монастырь в начале 19 века был отстроен заново из камня и включал холодную трехшатровую церковь, теплую пятиглавую церковь, колокольню, братские кельи и каменную ограду с надвратной церковью.
О. Екзакустодиан прибыл в монастырь, когда он находился в большом запустении. Новый настоятель за несколько лет превращает монастырь в благополучную обитель.
На посту настоятеля о.Екзакустодиан активно занимался церковным строительством. В 1887 - 1894гг в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре построены новые трехшатровый храм в старинном стиле во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1891г) и жилые корпуса. Строительство, которое обошлось в 100 ты. рублей, о.Екзакустодиан осуществлял за счет частных пожертвований. Особенно много жертвовали казанские купцы. Среди жертвователей был и сам о.Екзакустодиан, внесший 4 тыс. рублей [ 4 ].
Современники называли архимандрита «самым добрым человеком». Ежедневно десятки нуждающихся посещали его дом. Он всем помогал и нравственно, и материально. Ни один нуждающийся человек не уходил от о.Екзакустодиана без поддержки. «Это был искренний, прямой, чисто русский добродушием и честностью человек, стяжавший своим высоким нравственным обликом завидную популярность даже в светском обществе»[ 23 ].
Оcобое внимание архимандрит уделял учащейся молодежи – студентам Казанской духовной академии, университета и ветеринарного института. Студенты нередко столовались в обители и получали от архимандрита денежное пособие на взнос платы за учёбу.
Архимандрит способствовал поступлению выпускников Вологодской духовной семинарии в Казанскую духовную академию и поддерживал их во время учёбы. Обычно вологжане направлялись в С.-Петербургскую духовную академию. Вовремя пребывания о.Екзакустодиана в Казани в казанской академии учились студенты - вологжане Преображенский, А.Спасский, П.Азлецкий, П.Прокошев, И.Лысков, А.Каменский.
О.Екзакустодиан жил в Казани очень скромно и тихо, удаляясь от тесных знакомств и высшего общества.
Деятельность архимандрита Екзакустодиана была отмечена орденами Святой Анны и Святого равноапостольного князя Владимира. Одобрительные отзывы о службе он получал от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и управляющего делами Святейшего Синода В. К. Саблера [ 4 ].
В 1909г архимандрит Екзакустодиан, в миру - Евгений Фёдорович Каменский, скончался от кровоизлияния в мозг (инсульта) в Ивановском монастыре. Он был погребён в Предтеченской церкви монастыря под алтарём, церкви, построенной его трудами.
В 30-е годы Предтеченская церковь была снесена, могила снесена и покрыта асфальтом.
5. Дружеские связи
Живя и служа в Казани, о.Екзакустодиан не переставал поддерживать связь с земляками, переписывался и встречался с ними. Он интересовался новостями церковной и общественной жизни Вологды и губернии, кадровыми перемещениями по Вологодской епархии, регулярно выписывал и читал «Вологодские епархиальные ведомости». Он опекал вологжан-студентов Казанской духовной академии. Он регулярно переписывался с вологодцем Н. И. Суворовым и вологодскими священниками.
О.Екзакустодиан поддерживал тёплые дружеские отношения с Павлом Ивановичем Савваитовым и Иваном Николаевичем Суворовым.
Павел Иванович Савваитов (1815-1895гг), уроженец Вологды, историк, лингвист, краевед, археолог и археограф, магистр богословия, преподаватель Вологодской духовной семинарии, образовательных учреждений С.-Петербурга (Духовная академия, Павловский кадетский корпус, Павловское военное училище), член учёных обществ России и Европы, член-корреспондент Российской Академии наук, действительный статский советник [ 4, 37 ].
Иван Николаевич Суворов (1860-1926гг), вологодский историк-краевед, общественный деятель, преподаватель Вологодской духовной семинарии, редактор «Вологодских епархиальных ведомостей», один из организаторов епархиального древнехранилища, статский советник [ 4, 38 ].
О.Екзакустодиан, бывая в С.-Петербурге, всегда встречался с П. И. Савваитовым, а после его смерти - с Александрой Павловной, его вдовой [ 4 ]. Останавливался он в Петербурге в лавре у митрополита Палладия, с которым совместно служил и трапезничал.
Встречался архимандрит с богатой С.-Петербургской мещанкой, Анной Никитичной Проворовой. Дарственная надпись на подаренной ей книге [ 40 ]: "Многоуважаемой / Анне Никитичне Проворовой / За хлебосольства Ваша / дарствую сию книгу. / Архимандр. Екзакустодиан". В книгу вложен лист с фотографией Александра Вознесенского с дарственной надписью на обороте. Анна Никитична Проворова в 1916г внесла в Свято-Николаевскую женскую общину (обитель) 22 тыс. рублей и жила в ней.
Близкие вологодские друзья, с которыми о.Екзакустодиан поддерживал связь:
Николай Васильевич Кириков, протоиерей и ключарь Софийского кафедрального собора в Вологде, наставник Вологодского духовного училища, казначей Вологодского комитета Православного миссионерского общества [28].
Николай Кенсоринович Якубов, священник, настоятель Введенской кладбищенской церкви в Вологде [29].
Всеволод Львович Сиземский, протоирей градской Благовещенской церкви, наставник и преподаватель Вологодского духовного училища, член правления Вологодской духовной семинарии, делопроизводитель Вологодского отделения Православного миссионерского общества. Учился в одном классе с Евгением Каменским в Вологодском духовном училище [30].
Константин Васильевич Голубев, протоирей, настоятель Введенской кладбищенской и Зосимо-Савватиевской церквей в Вологде, член совета Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии .
Николай Евграфович Якубов, протоирей кафедрального Вологодского Софийского собора [27].
Архимандрит Нафанаил (Владимиров), настоятель Спасо-Каменного монастыря, председатель общества Всемилостивого Спаса в Вологде, наиболее авторитетный старец в Вологде конца 19 - начала 20вв [36].
6. Отношения с семьёй Н.И.Суворова
Важной частью дружбы о.Екзакустодиана с семьей Н.И.Суворова был постоянный обмен письмами, книгами, журналами и подарками.
Письмо №14: «От всей своей души желаю Вам праздновать Святое Христово Воскресение в радости духовной и в телесном здравии. Думалось было многое писать Вам, но нечаянно пришел проститься студент Иван Прок[опьевич] Лысков, наскоро пришлось кое-что написать Вам. Хиротония будет в Казани архимандрита Сергия в епископа Чебоксарского Постоянно я служу с архиепископом Павлом. От экзарха Грузии арх[иепископа] Палладия получаю письма, из оных видно, что содержание плоховато в Грузии, да и климат тоже плоховат.
Прости, друзей не забывайте письмами. Архимандрит Екзакустодиан. 1888 года 15 апреля.
Спасибо за сюпризец, посланный с Иваном Прокопьевичем Лысковым.
Вас прошу принять Казанского чайку».
Письма и подарки часто посылаются через племянника о.Екзакустодиана, Ивана Прокопьевича Лыскова, вологжанина, студента Казанской духовной академии.
И. П. Лысков упомянут в ряде писем. Письма №22, 28: «…В Якутске Иван Прокопьевич завален разными преподаваниями и замерзать некогда ему. … Иван Прокопьевич Лысков более 1000 руб[лей] получает из 3-х мест за преподавание и все хорошо, епископ расположен к [н]ему, даже обедают один у другого, а только холодновато [в Якутске] и все дорого».
Интересен эпизод из жизни, рассказанный архимандритом в письме № 18 Н.И.Суворову. Отрывок из письма передаёт живой язык архимандрита, его оптимистический и добрый характер, тёплое отношение к семье Суворова.
«…От всей моей души остаюсь вам благодарен я, как за радушный прием, а также и за радушное хлебосольство. Все ехалось благополучно железной дорогой и рекой Волгой, но только испытание неприятное пришлось претерпеть мне, многогрешному.
Встретившись в Москве в вокзале с Казанским купцом, как хорошим знакомым, вместе все ехал до Нижняго, а от Нижняго поместились оба в его повозке, все было ехалось благополучно, от г. Чебоксар отъехали 10 верст Волгой и вдруг лошади и повозка проламывают лед и потом я за ним[и], а лошади и повозка плавают в воде, а меня почтальоны довезли 16 верст до Мариинского посада, потом и мой сотоварищ купец прибыл вскоре, пообсушились у роднаго брата купца, потом и прибыли в Казань [в] 8 часов утра в субботу на Масляной неделе.
Благодарение Господу, не отразилось покудова на мое здоровье это февральское купание, а я, впротчем, только искупался по колено, вся глубина в промоине льда до 3-х сажен. Хорошо, что только в повозке я искупался. Теперь только я вспоминаю путешествие зимнее, я буду стараться судить все летом, а главное буду располагаться на волю Господа. Он сохранил меня от потопления, да и на будущее время на Его одна надежда в жизни. Какою смертию умереть на роду, то уж не избежать этой смерти…
Носочки были на ногах в дороге и купался в них, а на коврике теперь молюсь и благодарю Господа за избавление меня от потопа. Со временем отблагодарю за носки и за коврик виновниц подарков.
Неизменный богомолец за Вас, многоуважаемые хлебосолы, убогий архимандрит Екзакустодиан. 1890[107] года 14 февр[аля]».
7. Семейные связи
О.Екзакустодиан поддерживает тесную связь с родными.
В опубликованных письмах он теплотой отзывается о своей многочисленной родне, включая мать, по которой скучал, живя в Казани. Он навещает родных и могилу матери, Миропии Григорьевны, бывая в Вологде.
Заняв должность строителя Григорие - Пельшемского Лопотова монастыря, Екзакустодиан переводит младшего брата Михаила Каменского, послушника Заоникиевской Владимирской пустыни, в послушники управляемого им монастыря [11].
Особые отношения складываются у о.Екзакустодиана с племянником Иваном Прокопьевичем Лысковым, сыном старшей сестры Асенефы. Архимандрит принимал большое участие в жизни племянника.
После семинарии Иван поступает в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1889г по 1-му разряду. Казанская духовная академия готовила церковно - административный персонал и преподавателей для духовных учебных заведений. Окончив полный курс Казанской духовной академии, Иван увольняется в духовное ведомство. Он удостоен степени «кандидата богословия» с правом преподавания в духовных семинариях. Иван переписывается с дядей, казанским архимандритом, и следует его советам по службе.
Из писем архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу и историку церкви Н. И. Суворову видны тёплые отношения с племянником Иваном и большое внимание к его жизни и службе. В момент написания писем Ивану было более 30 лет. Архимандрит был значительным духовным лицом и мог влиять на служебные назначения племянника. Он был в курсе учёбы, служебных перемещений, педагогической нагрузки и материального положения Ивана Лыскова. Судя по письмам, дядя был доволен службой и жизненными принципами племянника.
Неспроста племянники о.Екзакустодиана И.П.Лысков и А.А.Каменский (двоюродный племянник) после выпуска из Вологодской духовной семинарии по 1-му разряду поступали именно в Казанскую духовную академию. Поступление было связано со значительным и влиятельным дядей. Думаю, уверен, что в Казани они получили его поддержку.
Фотография архимандрита Екзакустодиана имеется на хранении в Российской государственной библиотеке [41]:
Архимандрит Екзакустодиан] [Изоматериал] : [Фотография] - Казань: М. Вяткин, [1888]. - 1 л.: ориг. фотография; 16,5 х 10,8 см. Религия -- Христианство -- Православие -- Русская православная церковь -- Иллюстративное издание. IZO Ф 1/3л, BBK-код Э372.24я6.
8. Библиография
1. Писцовые и переписные книги Вологды XVII века.1904. Записки Российской академии наук. Материалы для истории делопроизводства поместного приказа по Вологодскому уезду в 17 веке, собранные В.Н.Сторожевым. Вып. 2. Петроград;1918
2. Переписные книги вологодских монастырей ХVI–ХVIII вв.: Исследование и тексты. Вологда, 2011. С. 135, 192.
3. Вотчины и угодья Спасо-Каменного монастыря по описи 1670г.
4. Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.). http://www.sedmitza.ru/lib/text/5560644/
5. А.М Елдашев. К 100-летию со дня смерти архимандрита Экзакустодиана. (На основе некролога 1909г). http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=211
6. Суворов И. К истории церквей Вологодской епархии // ВЕВ. 1911. Прибавления к № 16. С. 393/
7. Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вып. 1. Вологда, 2007. С. 79. № 15–17.
8. Список населённых мест Вологодской губернии. 1881г. Вологда. Типография Губернского Правления.
9. В. Лебедев. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за 100 лет его существования и списки служивших в училище и учеников, окончивших полный курс в нем за первое столетие (1814-1914 гг.). - Вологда: Типография Губернского Правления, 1916. http://www.booksite.ru/education/main/seminaria/3.htm
10. Государственный архив Вологодской области (ГАВО), ф. 496, оп. 1, № 14832, л. 174 об. – 175; № 14957, л. 86–87.
11. ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 14699, л. 256 об.
12. ГАВО, ф. 522, оп. 1, № 41, л. 3 об. 4.
13. ГАВО, ф. 522, оп. 1, № 47, л. 2; № 51, л. 1–4.
14. ГАВО, ф. 522, оп. 1, № 51, л. 4.
15. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 455. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1852г.
16. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 476. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1866г.
17. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 477. Клировые ведомости Кадниковского уезда . Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1867г.
18. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 492. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1874г.
19. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1880г.
20. ГАВО, ф. 466, оп. 1, № 345, л. 807 об.
21. ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 14343, л. 96; ф. 524, оп. 1, № 231, л. 2–3.
22. ГАВО, ф.496, оп.1, д.7307. Исповедные ведомости церквей Вологодской епархии за 1817г. Кадниковский уезд.
23. Вологодские епархиальные ведомости (ВЕВ) 1909 №21, Прибавление. Некролог - перепечатка из Казанских епархиальных ведомостей.
24. ВЕВ 1880. Прибавления к № 11. С. 237; 1882. Прибавления к № 11. С. 249; 1883. Прибавления к № 14. С. 254; 1884. Прибавления к № 11.
25. ВЕВ 1867 №18. http://www.booksite.ru/vev/1867/1867_18.pdf
26. ВЕВ 1867 №20.
27. ВЕВ 1870. Прибавления к № 2. С. 71.
28. ВЕВ 1884. Прибавления к № 11. С. 235, 237
29. ВЕВ 1893. Прибавления к № 2. С. 28–30.
30. ВЕВ 1884. Прибавления к № 11. С. 235, 237; 1899. Прибавления к № 15. С. 315
29. ВЕВ 1896. Прибавления к № 4. С. 54
32. ВЕВ 1870. Суворов И. Н. Материалы для истории Вологодской семинарии. Прибавления к № 2. С. 71
33. Палладий (Раев - Писарев). https://www.booksite.ru/civk/Arh-37.html
34. Израиль (Никулицкий). https://www.booksite.ru/civk/Arh-39.html
35. Семь мучеников Эфесских.
36. Архимандрит Нафанаил. https://www.booksite.ru/civk/7-2.html
37. Савваитов П.И.
38. Суворов Н.И. http://www.people.su/105144
39. История Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря.
http://sobory.ru/article/?object=06086
40. Аукцион bidspirit. Лот 148. Продан за 10 000 рублей неизвестному лицу.
[Архимандрит Екзакустодиан - автограф настоятеля монастыря]. Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в городе Казани. / Составил П. Азлецкий.
Казань: Типо-лит. Императорского Университета, 1898. - 60 с.; 26,5х16,5 см.
В издательской шрифтовой обложке. Утрата 1 л. ил. Утрата части корешка. Загибы углов. Небольшие загрязнения обложки. Дарственная надпись на титульном листе.
41. Российская государственная библиотека: [Архимандрит Екзакустодиан] [Изоматериал] : [Фотография] - Казань: М. Вяткин, [1888]. - 1 л.: ориг. фотография; 16,5 х 10,8 см. Религия -- Христианство -- Православие -- Русская православная церковь -- Иллюстративное издание. IZO Ф 1/3л, BBK-код Э372.24я6.