Чехов и Чайковский. Сценарий лит. вечера

Татьяна Латынская
   
 "Судьба благоволила России, подарив ей с разницей в двадцать лет в 1840 году  великого композитора Чайковского и в 1860 году великого писателя Чехова" (Е.Е.Балабанович. «Чехов и Чайковский»)

1. П. И. Чайковский «Сентиментальный вальс» – видео – слушать минуты две.
• Фотографии Чехова и Чайковского – 1 слайд –

   Наверное, некоторых из вас удивило это сочетание двух великих имен – Чехов и Чайковский, П.И. Чайковский композитор, музыкант, на 20 лет старше Чехова. Чехов – прозаик, он даже стихов не писал, т. е. не мог быть автором текста какого-либо романса Чайковского, как, например, Полонский или Апухтин. А между тем, в 1890 году молодой, но подающий большие надежды писатель Антон Чехов выпустил сборник рассказов «Хмурые люди» с посвящением маститому, всемирно известному русскому композитору П.И.Чайковскому.

       Фотография книги «Хмурые люди» с надписью – 2 слайда

     Казалось бы, что могло быть общего у молодого писателя, пусть и подающего надежды, с прославленным композитором? И тут я натолкнулась на высказывание Сергея Рахманинова:
"Чайковский был одним из самых обаятельных художников и людей… я встретил еще одного человека, который походил на него, и это был Чехов".
   Литература, музыка, изобразительное искусство не существуют изолированно, отдельно друг от друга, Они внутренне связаны, взаимно обогащают, влияют  друг на друга.
И вот эту связь, взаимовлияние, духовную близость  мы и попытаемся выяснить в нашей беседе, посвященной Чехову и Чайковскому.
• «Музыка Чайковского вся звучит как живая речь, не являясь, однако, ни в какой мере, речью, а оставаясь,  безусловно, музыкой. Главная сила и обаяние Чайковского в его исключительно тонком, проникновенном постижении самого человечнейшего свойства музыки как искусства – интонации, - пишет музыковед Асафьев.
• «Правдивость передачи общего настроения увлекает меня» - писал Чайковский во время работы над «Пиковой дамой».
• Чехов словно вторит ему, говоря, «что вся жизнь целиком может давать содержание для художественной работы, которая характеризуется правдивостью настроения изображаемого».
• «Все это, если хотите, очень просто, даже обыденно, но простота и обыденность не исключают ни поэзии, ни драмы» -  эти слова Чайковского о сюжете «Евгений Онегин» могут быть эпиграфом к произведениям Чехова, не правда ли?
    Пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет.
    Когда читаешь книги Чехова, когда слушаешь его произведения, испытываешь чувство, похожее на то, когда воспринимаешь музыку. Поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, композиционная завершенность. Чеховская проза отточена, как музыкальное произведение, до совершенства.
«Пройти мимо звукописи, не ощутить мелодию фразы было бы очень большим упущением» (Чехов)
Из повести «Степь»:
«...Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем: треск,  подсвистывание,  царапанье, степные басы, тенора и дисканты - все мешается в непрерывный монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить» - чеховский многозвучный степной пейзаж.
Из рассказа «Почта» :
«Колокольчик что-то прозвякал бубенчиками, бубенчики ласково отвечали ему. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчик заплакал, бубенчики засмеялись». (Интересно, что этот текст был отмечен Чайковским в сборнике «Хмурые люди») Если внимательно прочитать Чехова, то можно убедиться, что музыка в его произведениях занимает очень важное место. Ни у одного русского писателя XIX века не представлено так богато музыкальное начало, как в произведениях Чехова. Отрывки  из оперных арий, куплет или фраза романса  в прозе Чехова выступают не только как элемент музыкального быта, как фон, на котором развиваются события, но и как средство раскрытия психологического состояния героев. В конце рассказа “Шампанское (Рассказ проходимца)” (1887) “звучит” популярный романс “Очи черные», в рассказе «Припадок» друзья обмениваются репликами, используя арию князя из оперы «Русалка» Даргомыжского: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила», и таких примеров множество.
В повести «Рассказ неизвестного человека» есть такое описание одного их героев:
«Глядя на потолок, как бы припоминая, он с чудесным выражением сыграл две пьесы Чайковского, так тепло, так умно! Лицо у него было такое, как всегда — не умное и не глупое, и мне казалось просто чудом, что человек, которого я привык видеть среди самой низменной, нечистой обстановки, был способен на такой высокий и недосягаемый для меня подъем чувства, на такую чистоту.."
В рассказе «Шампанское»:
• «Весело мне жилось на полустанке или скучно, вы можете видеть из того, что на двадцать вёрст вокруг не было ни одного человеческого жилья, ни одной женщины, ни одного кабака,  а я в те поры был молод, крепок, горяч, взбалмошен, глуп...”
Правда, это похоже на строчки из романса? Да и сам рассказ построен по законам жгучего романса: «Всё полетело к чёрту верхним концом вниз. Помнится мне страшный, бешеный вихрь, который закружил меня, как перышко»- черные глаза, роковая любовь…все по законам жгучего романса.
И таких примеров в произведениях Чехова можно найти множество, недаром проведены исследования и написаны статьи, книги на темы: «Чехов и музыка», «Чехов и романсы».
Музыка занимала немалое место в жизни Чехова.
 
• Фотография семьи Чеховых, Павла Егоровича и других

Семья Чеховых, как вы знаете, была музыкальной. Отец, Павел Егорович Чехов, занимаясь торговлей и держа лавку, все-таки больше всего любил музыку, играл на скрипке, пел и детей своих приучал к пению, иногда слишком сурово. «Талант в нас со стороны отца» - отмечал Антон Павлович. «А душа со стороны матери» - добавлял он. Брат Антона Михаил вспоминал: «Приходил отец из лавки и начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и приучал к этому детей. Кроме того, вместе с сыном Николаем он разыгрывал дуэты на скрипке, причем маленькая сестра Маша аккомпанировала на фортепьяно». Вместе с братьями Антон пел в церковном хоре, руководил которым Павел Егорович Чехов.
 
• Фотография семьи Чеховых, Павла Егоровича и других
        Дом Чеховых – слайд -
        Лавка Чеховых - слайд   

Таганрог, где жили Чеховы, был городом необычным: Азовское море, тихие зеленые улицы и вокруг степные просторы, благоухающие весной и ранним летом. И население города было достаточно живописным: украинцы, греки, итальянцы, русские, евреи - вот основной состав жителей этого крупного портового города в те годы.  Таганрог славился своей музыкальностью: Чехов отзывался о своих земляках: «все музыкальны, одарены фантазией и остроумием, нервны, чувствительны».
В этом сравнительно небольшом городе была своя итальянская опера. Местные купцы-миллионеры, в основном, греки и итальянцы могли позволить себе такую роскошь -  приглашать на целые сезоны артистов-итальянцев. Мелодии из опер можно было услышать на улицах Таганрога ( Этим он напоминает Одессу)
 Старший брат Чехова Александр вспоминал:
«Иностранная, т. е. греческая и итальянская, аристократическая молодежь воспитывалась на музыке, и не было почти ни одного греческого и итальянского дома, из окон которого в тихий южный летний вечер не доносились бы звуки фортепиано, скрипки или виолончели и не разливались бы в лениво засыпавшем воздухе голосовые соло и дуэты из "Травиаты", "Трубадура"..."
И ничего не было удивительного, что на улицах арии из опер распевали извозчики, грузчики, прислуга.  Естественно, такое повальное увлечение музыкой не обошло юного Чехова. Он бывал на спектаклях оперы, оперетты, на концертах. Любил симфоническую музыку. Очень любили Чеховы симфонические концерты в Таганрогском городском саду. Здесь летним вечером, под открытым небом, в окружении цветов и деревьев Чехов-гимназист слушал музыку, и звучала она по-особому задушевно.

2. Чайковский – «Ноктюрн» №19 – видео (слушать)

Таганрогские любители музыки, и в их числе юный Чехов, в 70-е годы познакомились с музыкой Чайковского. 70-е годы были годами полного расцвета творчества композитора. В эти годы Чайковский создал уже Вторую, Третью и Четвертую симфонии, симфонические фантазии «Буря» и «Франческо да Рамини» (посв. Танееву), Концерт для скрипки с оркестром, Первый концерт для фортепиано, Большая соната для фортепиано, многие романсы, балет «Лебединое озеро», оперы «Опричник», «Кузнец Вакула».
В августе 1879 г. по окончании таганрогской гимназии Чехов переехал в Москву, куда три года назад перебралась вся семья Чеховых вслед за разорившимся отцом.И в одном из писем Чехова мы найдем такое признание: «Я ужасно полюбил Москву… Я навсегда москвич…»
Он словно вторит Чайковскому, который поселившись  в Москве уже в 1866г. писал:  «Я уж теперь до конца жизни останусь закоренелым москвичом».
 
• Дом Чехова в Москве - слайд
• Культурный центр Чайковского в Москве - слайд

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 80-Х ГОДОВ ОТМЕЧЕНА НАЧАЛОМ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  А. Чехова. В юмористических журналах и газетах «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» появляются многочисленные короткие рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте».

• Шарж редакции «Будильника» - слайд
• Чехов – сотрудник журнала «Осколки» - слайд

За несколько лет Чехов написал сотни  рассказов и миниатюр. А ведь в это время он еще учится на медицинском факультете.
Но музыка так же важна для Чехова. Музыкальные вечера часто бывали в доме Чеховых. Собирались товарищи Антона Павловича и подруги сестры писателя Марии Павловны.
• «У нас есть гитара. Орлов и Савельев споют «Ночи безумные» Чайковского - пишет Мария Павловна брату Николаю

3. «Ночи безумные» П. И. Чайковский - Апухтин – видео- Д. Хворостовский

«Цветы запоздалые» - эта строка из романса стала названием ранней повести Чехова. - 1882г.- о запоздалой любви доктора Топоркова к больной девушке Марусе. Помните, конечно, если не повесть, то фильм Михаила Роома.
В первой половине 80-х годов встреча молодого писателя Чехова с маститым композитором Чайковским еще не состоялась. Но Чехов жил в круге  тех же музыкальных событий, которые привлекали внимание Чайковского.
Редактор журнала «Осколки» Лейкин предложил Чехову писать небольшие заметки о московской жизни. Так появились «Осколки московской жизни».

• «Осколки московской жизни» -  слайд

Особенно много Чехов пишет о культурной жизни Москвы. Он глубоко проник в театральную, музыкальную жизнь столицы, знакомится со многими прославленными певцами, артистами, музыкантами. Молодой писатель пишет маленькие фельетоны о театральной жизни, полные иногда мягкого юмора, а иногда и горького сарказма:
 
• Чехов с артистами Давыдовым, Свободиным – слайд

• «Если бы у меня был такой большой нос, как у дирижера Шостаковского, я носил бы его в футляре. Если бы г-жа актриса Волгина не была так толста, то ей не тяжело было бы кланяться и плясать в "Расточителе". Будь у меня такой голосина, как у актера Писарева, я пошел бы на выборы городского головы и закричал бы там "караул".
• «Всему бывает конец, хорошему и дурному. Пришел конец и нашему Пушкинскому театру... и какой конец! Он сдан под кафе-шантан каким-то петербургским французам. Скоро приказчики из Ножевой, отставные прапоры из Дьяковки и француженки из Гамбурга запляшут в нем канкан…   Лермонтов сказал, что "храм оставленный -- все храм". Он не предусмотрел   случаев превращения храмов в кабаки, иначе он не сказал бы так.Нужно будет кому-нибудь на досуге догадаться снять с этого театра имя Пушкина. Не так, по крайней мере, совестно будет...»
Еще не зная друг друга, Чехов – молодой писатель и знаменитый композитор  Чайковский одинаково реагировали  на сценическую косность театров, скованных казенщиной и чиновничьим формализмом. Прекрасные артисты вынуждены были петь в спектаклях, поставленных без каких-либо элементарных художественных требований. Режиссура практически отсутствовала.
Характеризуя в одном из своих «Осколков» московские театры, Чехов замечает:
 «Большой театр. Тут опера и балет. Нового ни на грош. Артисты все прежние и манера петь у них прежняя: не по нотам, а по отношениям к циркулярам родной конторы».
Чайковский, когда зашла речь о постановке оперы «Евгений Онегин», резко выразил свое отношение к рутине, царившей в то время в Большом театре:
«Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров, прежде чем она не пойдет в Консерватории. Я ее писал для Консерватории потому, что мне нужна не Большая сцена с ее рутиной, условностью, с ее бездарными режиссерами, бессмысленной, хотя и роскошной постановкой, с ее махальными машинами вместо капельмейстера».

Уже в первой половине 80-х годов Чехов познакомился с операми Чайковского. Мария Павловна Чехова писала:
• « В нашей семье были очень популярны произведения Чайковского. Антон Павлович знал и любил многие оперы, романсы и музыкальные пьесы Чайковского».
А когда же Чайковский познакомился с произведениями Чехова? Известна даже точная дата этого знаменательного события.
Вечером 18 апреля Чайковский, читая газету «Новое время» (Ред. Суворин), среди хроники и малоинтересных статей наткнулся на рассказ Чехова «Миряне", где действующими лицами были  священник и дьякон, а время действия  - канун Пасхи. Рассказ ему так понравился, что он перечитал его дважды, а наутро написал брату Модесту Ильичу:
«Вчера меня совершенно очаровал рассказ Чехова в «Новом времени». Не правда ли, большой талант?»
Что же поразило Чайковского в рассказе Чехова?
Конечно, величайшая правдивость и простота повествования, особая чеховская сердечность, особая интонация.
Рассказ так заинтересовал Чайковского, что он решил узнать о его авторе. Он обратился к музыкальному критику из газеты «Новое время» Иванову, с которым был знаком. Тот ответил:
«Чехов-фамилия настоящая. Он детский доктор, живет в Москве. Человек он молодой, лет тридцати. Вышел не очень давно в издании Суворина отдельный сборник его рассказов  под общим названием «Пестрые рассказы». Ваше мнение относительно его таланта есть в то же время и мое и мнение многих. Его рассказы обратили на себя внимание преимущественно людей с тонким, деликатным, развитым вкусом».

• «Обложка «Пестрые рассказы» - слайд

Чайковский немедленно разыскал этот сборник Чехова, в котором были опубликованы такие рассказы, как «Горе», «Тоска», «Егерь», «Детвора», «Мертвое тело»,«Устрицы» и др. Рассказы произвели на Чайковского такое громадное впечатление, что он, человек очень застенчивый, написал Чехову письмо. Но письмо не дошло, к сожалению. Позднее, брат Чайковского Модест Ильич назвал это письмо «интереснейшим», в нем композитор выражал свою радость "обрести такой свежий и самобытный талант». Если бы письмо было получено, оно, конечно же, ускорило личное знакомство Чехова и Чайковского.
Конец 80-х годов – у Чехова, выходят три новых сборника «В сумерках», «Невинные речи», «Рассказы». На сцене московского театра Корша поставлена первая пьеса Чехова «Иванов».

• Чехов читает пьесу актерам МХАТ - слайд

Чехов расширяет свои литературные и культурные связи в Москве и Петербурге: Григорович, Короленко, Плещеев, Полонский, Айвазовский, Репин – вот неполный перечень замечательных имен. В гостеприимном доме Чеховых постоянно проходят музыкальные вечера: Плещеев и Полонский – любимые авторы Чайковского и, конечно, романсы композитора на их стихи звучат в доме на Кудринской.
 Романс Чайковского «Ночь» Чехов использовал в рассказе   «Моя жизнь»  - Маша исполняет именно этот романс.

• Дом на Садово-Кудринской (слайд)
4. «Ночь» - Полонский – Чайковский – видео

  Осень. 1888г. – Чехов узнает, что Академия наук присудила ему Пушкинскую премию за сборник рассказов «В сумерках».
«Премия для меня, конечно, счастье и, если бы я сказал, что она не волнует меня, то солгал бы. Я себя  так чувствую, как будто кончил курс, кроме гимназии и университета, еще где-то в третьем месте. Вчера и сегодня брожу из угла в угол, как влюбленный, не работаю, а только думаю» -
пишет Чехов Григоровичу, который вместе с Полонским принял большое участие в награждении писателя премией.
Чехов еще не понял значения своего творчества для русской литературы: «Все мною написанное забудется через 5-10 лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы»!
А что происходит в это время в жизни Чайковского? 87-88 годы Чайковский провел в заграничных поездках. Он побывал в Германии, Франции, Англии, Австрии, знакомится с величайшими композиторами запада: Григом, Брамсом, Рихардом Штраусом,  Гуно, Дворжаком.
Выступления Чайковского сопровождались большим успехом. После одного из пражских концертов Чайковский пишет в дневнике: « Огромный успех… Минута абсолютного счастья».
Чайковский возвращается в Россию, поселяется вблизи города Клин, в усадьбе Фроловское.

• Усадьба Фроловское - слайд

Во Фроловском композитора навестил его брат Модест Ильич. После этой поездки в дневнике Модеста появилась такая запись: «После ужина начали читать «Степь» Чехова»… - интерес Чайковского к творчеству Чехова не прекращался, несмотря на огромные впечатления заграничных поездок.

• Фотография брата Модеста Ильича – слайд
• Фотография всех братьев Чайковских - слайд
 
Модест Ильич, не только ближайший друг композитора, но и либреттист его опер «Пиковая дама» и «Иоланта». Модест Ильич часто бывает в Петербурге  в доме поэта Плещеева, который был искренне к нему привязан. В письме к драматургу  Щеглову Плещеев пишет о брате Чайковского: 
«Совершенно согласен с Вашим мнением о нем. У него действительно есть это внутреннее изящество, эта деликатность натуры, которая сообщает человеку особую симпатичность».
Именно в доме Плещеева Чехов, наконец, знакомится с братом Чайковского Модестом Ильичем, который записал в своем дневнике: «После обеда был у Плещеева… Симпатичный Чехов...». Через два дня Модест Ильич присутствовал на вечере в петербургском  «Русском литературном обществе». Здесь Чехов читал свой рассказ «Припадок»,  посвященный прекрасному писателю Гаршину и в память о нем.  Модест пишет в дневнике: «Под впечатлением Чехова».
12 декабря 1888 г. в Петербург приехал Петр Ильич Чайковский и его брат решил познакомить его с писателем. И 14 декабря 1888 произошла эта знаменательная встреча: читаем в дневнике Модеста Ильича :
«К завтраку…Чехов и Плещеев».
Когда встречаются два незнакомых человека, то первое впечатление, обычно, бывает решающим.
«Он хороший человек и не похож на полубога» - так выразил Чехов свое впечатление от Чайковского. Простота и сердечность Петра Ильича, его живой интерес к творчеству Чехова – все это окрылило Антона Павловича. И,как писал Чехов, именно во время первой встречи с композитором у него возникла мысль посвятить Чайковскому свою новую книгу.
    Через месяц после встречи с П.И. Чайковским Чехов снова приехал в Петербург. Здесь в Александринском театре готовилась постановка его пьесы «Иванов». Антон Павлович Чехов с волнением ждал премьеры. «Иванов» был горячо принят зрителями Александринского театра, которые устроили восторженную овацию автору и исполнителям пьесы. Чехов был взволнован, потрясен. «Пьеса моя имела громадный успех, и я вернулся увенчанный лаврами», - сообщал Антон Павлович товарищу юности.
 Чайковский в это время был в Германии. Зная об интересе брата к творчеству Чехова, Модест Ильич  пишет брату:
« Пока ты тоскуешь за границей- я очень веселюсь здесь и пережил несколько прелестных впечатлений… Кажется, самое сильное – первое представление комедии Чехова «Иванов». Я в первый раз видел такие овации и в первый раз видел такую талантливую вещь на русской сцене. Ее нельзя сравнить ни с одним произведением новых драматургов".
Конечно, композитор тоже порадовался успеху пьесы Чехова.  В переписке со своей доброй знакомой Шпажинской он говорит о Чехове:
«Имеете ли Вы понятие о новом большом русском таланте – Чехове? Если нет, то я охотно перешлю Вам его рассказы. По - моему, это будущий столп нашей словесности!»
Композитор был прозорлив.
Возвратившись из поездки по Западной Европе (Германия, Франция, Англия, Швейцария), в усадьбу Фроловское Чайковский начал писать музыку к балету «Спящая Красавица»

• - Фото Фроловской усадьбы и Чайковского этих лет – слайд
5. Отрывок из балета «Спящая красавица» - видео

А Чехов принимается за подготовку к печати книгу рассказов, которую собирался посвятить Чайковскому. Над сборником «Хмурые люди» Чехов работал много и упорно. «Я тщательно приготовляю материал для третьей книжки рассказов Черкаю безжалостно»

• Чехов и сборник «Хмурые люди» с посвящением Чайковскому - слайд

12 октября 1889 г. Антон Павлович обратился к Чайковскому с просьбой разрешить посвящение…
• "Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими, но это все-таки не отнимает у меня смелости обратиться к вам с покорнейшей просьбой: разрешите мне посвятить эту книжку вам",- писал Чехов Чайковскому 12 октября 1889 г.«Мне очень хочется получить от Вас положительный ответ, так как это посвящение, во-первых, доставит мне большое удовольствие , и во-вторых, оно хотя немного удовлетворит тому глубокому чувству уважения, которое заставляет меня вспоминать о Вас ежедневно».
У Чайковского эти дни были очень напряженные: репетиции новой постановки оперы «Евгений Онегин» в Большом театре, репетиции первой постановки балета «Спящая красавица» в Мариинском, поездка в Петербург для участия в подготовке празднования юбилея Антона Григорьевича Рубинштейна,  и многое другое.
 Но, получив письмо от Чехова, Чайковский не отделывается любезным письменным согласием, а запросто приходит на Садово-Кудринскую, чтобы лично поблагодарить писателя.

• Дом Чехова на Садово-Кудринской - слайд

Свидетель этой встречи Михаил Павлович Чехов, рассказывает, что Чехов и Чайковский разговаривали о музыке и литературе, разговаривали, как добрые знакомые, они почувствовали такую творческую близость, что начали обсуждать совместную работу:
«Оба они обсуждали содержание будущего либретто для оперы «Бэла», которую собирался сочинять Чайковский. «Только, знаете ли, Антон Павлович, сказал Чайковский, - чтобы не было процессий с маршами. Откровенно говоря,  не люблю я маршей."
Замысел работы в новом для Чехова жанре говорит не только о большом творческом тяготении к Чайковскому, но и о живом интересе к одному из самых массовых видов искусства в то время(!!!) – опере.
Михаил Павлович, брат писателя, вспоминал об этой встрече на Садово-Кудринской через много лет:
«Чайковский ушел от нас, и то обаяние, которое мы уже испытывали от него на себе, от этого посещения стало еще больше».
Через некоторое время после ухода Чайковского посыльный принес конверт, в котором Чехов обнаружил письмо композитора:
 
• Фотография Чайковского с дарственной надписью - слайд

«Посылаю при сем свою фотографию и убедительно прошу вручить посланному Вашу. Достаточно ли я выразил Вам мою благодарность за посвящение? Мне кажется, что нет, а потому еще скажу Вам, что я глубоко тронут вниманием Вашим».
 На фотографии четкая надпись: "А.П. Чехову от пламенного почитателя» П. Чайковский 14. окт. 89г
Чехов немедленно отослал свою фотографию с надписью: "Петру Ильичу Чайковскому на память о сердечно преданном и благодарном почитателе» А. Чехов и книги «В сумерках» и «Рассказы». На книге «Рассказы» Антон Павлович написал: "Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста А. Чехова».
 
• Фотография Чехова с дарственной надписью - слайд
• Фотография обложки книги «Рассказы» с дарственной надписью- слайд

Одновременно было послано письмо, в котором Чехов с характерной для него образностью выразил Чайковскому свою любовь и уважение:
«Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и книгу, и послал бы Вам и солнце, если бы оно принадлежало мне».
Эта встреча с Чайковским была большим событием для Чехова:
«Вчера был у меня П. Чайковский. Что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно «Онегина». Хотим писать либретто» - писал он. Сестра, Мария Павловна, вспоминала: «Антон Павлович  был счастлив».
Композитор также считал встречу с Чеховым радостным событием: он писал Модесту Ильичу:
«Представь себе, Чехов написал мне, что хочет посвятить мне свой новый сборник рассказов. Я был у него с благодарностью. Ужасно горжусь и радуюсь».
Через несколько дней Чехов был обрадован новым знаком внимания Чайковского- композитор прислал ему билет на сезон симфонических концертов Русского музыкального общества. Петр Ильич писал:«Ужасно рад, что могу Вам хоть немножко услужить. Сам не могу завезти, ибо вся неделя поглощена у меня приготовлением к 1-му концерту и ухаживаньем за гостем нашим Римским-Корсаковым. Бог даст, на той неделе удастся побеседовать с Вами по душе».

6. Чайковский 1-й концерт – отрывок- видео

Семья Чеховых, конечно же, посещала по тому билету концерты сезона 1889/90. Сестра Антона Павловича Мария Павловна однажды увидела Чайковского на его любимом месте:
«Он сидел на краю эстрады за колоннами и слушал музыку. Мое место было близко, и я, не отрывая глаз, весь вечер смотрела на Чайковского - так велико было обаяние его личности».

• Афиша оперы «Евгений Онегин» - слайд

Оперу «Евгений Онегин» Чехов мог видеть в новой постановке Московского Большого театра 18 сентября 1889 г. Оперой дирижировал сам композитор.
Чехов любил нежно «милое письмо» Татьяны и сцену письма.
В одном письме, возражая Суворину А.С, (журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург, газета «Новое время, где сотрудничал Чехов), считавшему виновником скверности тогдашних театров глупую публику, Чехов пишет:
«Вас возмущает, что она(публика) хохочет плоским остротам и аплодирует звонким фразам, но ведь она же, эта глупая публика, дает полные сборы на «Отелло» и плачет, когда Татьяна пишет письмо Онегину. Публика, как она ни глупа, все-таки, в общем, умнее, искреннее и благодушнее Корша (антрепренера), актеров и драматургов».

7. Ария Татьяны из оперы «Евгений Онегин»- видео

В рассказе Чехова «После театра» героиня рассказа Надя Зеленина впервые услышала оперу «Евгений Онегин». Бессмертная музыка Чайковского пробудила в девушке неведомые ей чувства. Она еще не знала любви, но ей страстно захотелось стать несчастной, нелюбимой, она принялась писать письмо знакомому студенту, но почему-то сердце ее наполнилось светлой радостью. Рассказ вначале так и назывался «Радость».
«Надя уже забыла про Горного и Груздева, мысли ее путались, а радость всё росла и росла, из груди она пошла в руки и в ноги, и казалось, будто легкий прохладный ветерок подул на голову и зашевелил волосами. Плечи ее задрожали от тихого смеха, задрожал и стол, и стекло на лампе, и на письмо брызнули из глаз слезы. Она была не в силах остановить этого смеха и, чтобы показать самой себе, что она смеется не без причины, она спешила вспомнить что-нибудь смешное.
Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звезд. Опять ее плечи задрожали от смеха и показалось ей, что в комнате запахло полынью и будто в окно ударила ветка. Она пошла к себе на постель, села и, не зная, что делать со своею большою радостью, которая томила ее, смотрела на образ, висевший на спинке ее кровати, и говорила:— Господи! Господи! Господи!»
Полный лирического теплого юмора, этот рассказ - маленький шедевр Чехова, утверждающий молодое цветение жизни.
Не только Чайковский - автор камерной музыки и опер, но и Чайковский - симфонист был любим Чеховым. Особенно он любил Пятую симфонию . Мария Павловна вспоминала: «Чехов чрезвычайно любил музыку Чайковского и не умея играть на рояли, все же, хотя одним пальцем, постоянно наигрывал Пятую симфонию".

8. Отрывок из Пятой симфонии Чайковского - Вальс - видео
 
Интересно, что  Пятая симфония в то время была еще не признана даже знатоками.
«За исключением Танеева, упорно стоящего на том, что Пятая симфония - лучшее мое  произведение, все честные и искренние доброжелатели мои были невысокого мнения о ней» - писал Чайковский.
Только после смерти Чайковского Пятая симфония была воспринята как одно из наиболее совершенных сочинений композитора.
Конец  1889 г. был и для Чехова, и для Чайковского временем непростым, переломным. Чехов пишет повесть «Скучную историю» - одно из самых значимых его произведений
«У Вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь» - пишет Плещеев.
Закончив повесть, Чехов чувствует какой-то застой, неудовлетворенность, и он принимает неожиданное для всех решение – ехать на Сахалин. Ехать  не как турист, а как писатель, исследователь.

• Афиша «Пиковой дамы» - слайд

В декабре 1989 г. Чайковский уехал во Флоренцию  и там, в очень короткий срок (44 дня),  пишет «Пиковую даму». Либретто для этой оперы пишет Модест Ильич.
Чехов, добиваясь разрешения посетить на Сахалине места заключения, несколько раз побывал в Петербурге. И в это время  он каждый раз встречался с Модестом Ильичем, о чем брат сразу извещает Чайковского. Таким образом, Модест Ильич стал связующим звеном, посредником в общении Чайковского и Чехова.
«Я репинист и чехист, отношусь к Вашему таланту с какою-то влюбленностью, которую невольно переношу и на личность»- пишет Модест Ильич, называя себя в конце письма «Отъявленнейшим чехистом».
Чехов пишет Модесту Ильичу о том, что скоро выйдет книжка с посвящением Петру Ильичу. В письме  такие замечательные слова:
«Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич – до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое). Я давно уже таил в себе дерзкую мысль посвятить ему что-нибудь, это посвящение, думал я, было бы частичным, минимальным выражением той громадной критики, какую я, писака, составил о его великолепном таланте и какой, по своей музыкальной бездарности, не умею изложить на бумаге».
Модест Ильич тут же отвечает:«Мой брат будет очень обрадован и польщен вашими строками о нем. Я выписал их и послал ему. Он совершенно разделяет мое отношение к Вашему таланту. Относительно рангов я согласен до четвертого. Его, это мое глубочайшее и искреннее убеждение, надо оставить пока вакантным, потому что он, наверное, будет занят  доктором Чеховым».
Чехов вспоминал о Чайковском и накануне отъезда на Сахалин. «До свиданья, милый Модест Ильич, я исчезаю! Желаю Вам всего хорошего. Поклон и привет Петру Ильичу».
По возвращении в Россию Чайковский получил сборник рассказов «Хмурые люди». Раскрыв книгу, композитор увидел на первой ее странице «Посвящается Петру Ильичу Чайковскому».

• Книга «Хмурые люди» - слайд

Чехов был в это время на Сахалине, поэтому только по возвращении в Москву в декабре 1890 г. он получил от Чайковского письмо:«Помню, что во время Вашего путешествия я все собирался написать Вам большое письмо, покушался даже объяснить, какие именно свойства Вашего дарования так обаятельно и пленительно на меня действуют. Но не хватило досуга, а вернее, пороху. Очень трудно музыканту высказывать словами, что и как он чувствует по поводу того или другого художественного явления».
Чайковский очень внимательно читал книгу, ему посвященную. В письме к племяннику Давыдову В.Л.  Петр Ильич юмористически сопоставлял себя с героиней чеховского рассказа «Княгиня», уверенной, что она, как некая райская птичка дает радость людям:«Случилось то, что по предположению чеховской княгини совершилось в монастыре, т.е. луч света, «птичка», перестали вносить свет и радостное настроение».
Писательский подвиг Чехова, его поездка на Сахалин и последовавшая за этим книга о Сахалине вызвала живейший интерес у русской интеллигенции. Антон Павлович по приезде получил из Петербурга приветственную телеграмму подписанную в первую очередь Плещеевым и Чайковским.
В письме к Чайковскому Чехов коротко сообщает о себе:
«Я жив здоров, пишу много, но печатаю мало. Скоро выйдет моя длинная повесть «Дуэль» Я пришлю книжку. Сахалин еще не готов».
В ответном письме Чайковский пишет:«Жду с нетерпением «Дуэли». Бог даст, в это пребывание в Москве удастся увидеться и побеседовать с Вами»
Да это была взаимная, бесконечно нежная симпатия двух родственных гениальных художественных натур.
6 декабря 1892 г. в Мариинском театре состоялась премьера оперы Чайковского «Иоланта» и балета «Щелкунчик». Новой, последней работой Чайковского была Шестая симфония. Ее  композитор написал в Клину, в последнем своем доме. В Клину Чайковский поселился почти одновременно с переездом Чехова с семьей в Мелихово.

• Дом-музей Чайковского в Клину - слайд
• Дом-музей Чехова - Мелихово – слайд

В октябре 1893г Чайковский приехал в Петербург, где состоялось первое исполнение Шестой симфонии.
В Петербурге Петр Ильич внезапно и тяжело заболел. 25 октября 1893 г. Россия и весь мир узнал о страшной потере – Чайковский умер. Вся Россия плакала о нем. Не только те, кто знал его, но и чужие провожали его так, будто из их жизни ушло что-то невозвратное, бесконечно дорогое и близкое. Когда через десять дней после смерти исполнялась его лебединая песня — Шестая симфония,— плакали почти все в зале.
9. «Шестая симфония»(отрывок) – видео
• Портреты Чайковского во время слушания симфонии – 2 слайда

Чехов вместе со всеми глубоко переживал эту безвременную утрату. Он телеграфировал Модесту Ильичу:«Известие поразило меня. Страшная тоска. Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим им обязан. Сочувствую всей душой».
Чехов пережил Чайковского на одиннадцать лет.  До конца своей жизни Антон Павлович оставался горячим поклонником творчества композитора.

• Дом Чехова в Ялте - слайд
• Домик в Гурзуфе - слайд

Вблизи Ялты в Гурзуфе у Чехова был маленький домик на берегу моря. Недалеко от моря - живописный парк. Однажды Чехов пришел в парк, когда там происходил какой-то скромный детский праздник. Уже знакомые с писателем дети окружили Чехова и, чтобы сделать ему приятное, спели хором одну из детских песен Чайковского "Легенда» (на стихи Плещеева). Писатель, утомленный болезнью, изменился на глазах:«Это пение было настоящим сюрпризом для Чехова, он весь преобразился, оживился, повеселел… и сразу стало заметно, что эта детская толпа для него дороже и ближе его сердцу, чем толпа поклонников и почитателей».

10. Чайковский «Легенда» – видео, картинку не показывать, только слушать
• Чайковский и Чехов – слайд

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору».
                Чайковский
«Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую».  Чехов «Вишневый сад»
11. «Только тот, кто знал» - видео, картинку не показывать, только слушать
• Чехов и Чайковский – слайд

                Библиография:

1. Л.С.Третьякова «Русская музыка ХIХ века». Книга для учащихся старших классов, М.:"Просвещение", 1982г.
2. Е.Е.Балабанович. «Чехов и Чайковский», М.: Моск.рабочий, 1978-182 с.
3. Статьи из Интернета.