Несколько абзацев на странице ВОВ

Александр Ковальчук
…. – Ты – самый лучший! – услышал он от супруги, с которой свела его жизнь после стольких приключений, выпавших на долю обоих. И, глядя в её карие глаза ответил:. 

– Тань, я не лучший, и тем более – не самый. Вот дед мой, Царствие ему Небесное, был мужиком стоящим. И кстати – я и детей своих назвал в честь деда с бабой – Юра и Лена… почему-то сейчас вспомнил – а ведь ни его, ни меня впоследствии могло бы и не быть, если б не один добрый человек. 

– Это как? – не поняла жена. И тогда Степаныч стал рассказывать: 

– Во время войны деда моего однажды чуть не расстреляли. Как-то их, человек двадцать молодых лётчиков, перевозили куда-то на грузовике. Вдруг налетели немецкие самолёты, и из всех живым остался только мой дед. Ну, очухался он и пошёл вперёд. Набрёл на какую-то военную часть. А тамошний начальник оказался самодуром редкостным – вроде моего папеньки – решил, что дед дезертир, и приговорил его к расстрелу. Объяснять и доказывать такому что-либо было бесполезно. Ты сама это увидела на примере моего папаши – уж если он в чём-то себя убедил, то человеческие доводы бессильны… Короче – приговорил он моего деда к расстрелу, но решил прикинуться великодушным – что свойственно всем самодурам! И спросил о последнем желании. Надо сказать, что дед на то время был уже несколько дней без пищи. А организм-то молодой, питания требует вопреки всему. Вот и попросил он этого начальника дать ему поесть. Тот, конечно, только посмеялся от души – «что, мол, перед смертью нажраться охота? », но выделил конвоира и приказал отвести в столовую. 

Там ему насыпали супа, дали хлеба, ложку. Сел дед за стол, а кусок в рот не лезет. Ещё бы – ведь сейчас расстреляют! Но тут произошло чудо – а как ещё это назвать? – к нему наклонился конвоир – мужик на вид под пятьдесят, до того стоявший рядом как изваяние, и сказал: 

– Слышь, браток! Ты давай сейчас подкрепись основательно, а потом подойди к раздаче и попроси воды напиться. Если воду подадут в окошко – откажись и придумай что-то, хоть в туалет попросись, чтобы они дверь тебе открыли. Зайдёшь в варочную – там в конце есть другая дверь. Выйдешь в неё и окажешься на небольшом поле, за которым начинается лес. Вот к нему и беги! А я дождусь, пока ты до деревьев добежишь и открою стрельбу. Гнаться за тобой никто особо не будет, но лучше не останавливайся, пока не углубишься в чащу. 

– А как же ты? Он ведь на тебя всё повесит! – спросил молодой лётчик у конвоира. 

– Ничего, отбрешусь как-нибудь. Ну а вдруг чего – я уже пожил, за сорок перевалило – мне и помирать не страшно. А тебе ещё жить надо – парень-то молодой. Ну а на нашего старшого особо не обижайся. У него в голове кусок снаряда засел, так теперь ему кругом враги мерещатся. 

Тут солдат замолчал и отвернулся, поправляя винтовку на плече. 

… А дед мой схватил ложку и быстро – снова вернулся аппетит – «приговорил» тарелку супа с хлебом вместе. А потом сделал всё так, как посоветовал ему конвоир. Когда добежал до леса, сзади раздались выстрелы, но пули свистели где-то над головой. В тени деревьев стало легче дышать, но остановился он только наткнувшись в лесной глуши на какой-то сарай. Когда приоткрыл дверь, то увидел, что сарай до самого верха забит сеном. «Вот и хорошо, – подумал дед, – сейчас залезу поглубже и высплюсь! ». Но едва он приблизился к сену, откуда-то из его глубины выросло несколько рук, которые быстренько скрутили деда. Оказалось – там взвод автоматчиков ожидал, пока за ними пришлют транспорт. С ними потом дед и выбрался… 

– Да уж, не только у тебя жизнь была полна приключениями, – только и сказала Таня. 

– …ну а в 45-м они с бабой поженились. В 46-м родилась моя мать. Ну, а спустя 20 лет и я на свет появился. Мать рассказывала, что я родился в «рубашке». Но что-то особого счастья я в своей жизни не замечал. Хотя, это – как посмотреть. Ведь, в конце концов, я выжил и вернулся к нормальной жизни. Да, она сильно изменилась с того времени и понятие «нормы» сегодня многим отличается от того, что было в годы молодости деда с бабой. Сегодня у людей практически ничего святого не осталось. 

– Спасибо твоему деду! – негромко сказала Таня…