Вавилов Виктор Михайлович

Петр Панасейко
          Виктор Михайлович Вавилов родился 1 ноября, на шестнадцать дней позже меня (15 октября) и пошёл в школу, видимо, тоже с восьми лет. Но на этом "юмор" заканчивается: нас разделяют кроме этих двух недель шесть лет: год рождения у него 1950-й. То есть, Витя в отличие от меня застал ещё немножко военное десятилетие( 1940-е годы). Я же родился уже в середине следующего десятилетия (пятидесятые годы). Однако это не помешало нашей дружбе в зрелом возрасте.

          Познакомился я с Виктором Михайловичем на родном предприятии. Сначала он работал инженером-технологом, потом в должности его повысили. Его повышение отличается от других. Работая в кадрах, я наблюдал много случаев, когда руководители всех уровней (не все, разумеется) тащили "за уши" на хорошие должности своих знакомых, родственников и просто лично преданных людей. Что касается Вавилова, то более принципиальных и честных работников, я встречал мало. Это был  в свое работе профессионал высшего класса. Когда в отделе освободилась должность начальника бюро, став вакантной, непосредственное руководство обратилось к нему с предложением занять её. Как ни странно, ни главный инженер, ни тем более директор не возражали, что заставило меня задуматься: это не спроста. В этом заслуга, конечно, же руководителей отдела.

          Дело в том, что к тому времени Виктор состоял в другом (альтернативном) профсоюзе "Единство", являясь к тому же членом профкома. О том как на заводе администрация относилась к этому профсоюзу - это отдельный разговор. Ибо члены его "не заглядывали в рот" вышестоящему начальству. Чем и вызывали недовольство. Я после назначения Вавилова начальником бюро интересовался ситуацией в его коллективе. Оказалось, что ему помогли занять вакантное место именно инженеры, с которыми он проработал не один год. Во вторых, на мой вопрос: "Притесняют ли Вашего начальника из-за членства в другом профсоюзе?", хором отвечали:"Нет!". Это правда: он сумел найти необходимый компромисс.

         Руководство отдела высоко ценило профессионализм своего работника. Собираясь в очередной раз в командировку в подшефную воинскую часть, я пытался взять с собой на недельку Виктора Михайловича. Но не тут-то было.
         - Можешь, Петр Алексеевич, забирать хоть всё другое бюро, но ни Вавилова ни его работников не трогай, - заявил мне один из руководителей технологического отдела. Такая оценка, как известно, дорого стоит. Я взял напарником работника  другого отдела.

         По образованию Виктор принадлежит к так называемым "физикам", но, как я заметил, в душе он -"лирик". На производстве у нас работала была прекрасная  библиотека с читальным залом. Так вот, очень часто проходя мимо, я видел при открытых дверях в обеденный перерыв сидящего за столом с журналом или газетой, или с книгой своего друга. Он интересовался всем: новинками художественной литературы, достижениями российских спортсменов, политикой, юмором. Неоднократно звал и меня, но работа с персоналом в кадрах не зря считается ненормированной. Когда работники идут к нам, тогда мы и работаем. Не идут, мы идём к ним.

        В технике он разбирался здорово. Помню, как у меня появилась проблема с только что купленным автомобилем с родного завода. Даже на станции СТО не могли найти причину неполадок с электропроводкой. Виктор нашёл. Как не вспомнить поговорку: "Кто ищет, тот всегда найдёт".

        Нет цены тому руководителю, который "игнорирует" поговорку "Я - начальник, ты-дурак", а когда надо выполняет и работу подчиненных. В связи с введением на заводе Системы качества в цехах устраивалась периодическая комплексная проверка процесса выпускаемой продукции. Группа проверяющих состояла из представителей техотделов, отдела качества, отдела кадров. Смотрю как-то раз вместо рядового инженера-технолога на проверке появился его начальник - Вавилов.

       - Каким ветром, Витя, тебя к нам занесло?- спросил я.
       - "Попутным", разумеется. Предстоит в производстве проверка по качеству со стороны. Я решил перестраховаться, - последовал ответ.

         Поэтому не удивительно, что подчиненные стояли за него "горой".

         Сам Виктор Михайлович, как я не один раз убеждался, является надёжным другом, с которым можно идти в разведку. А вот среди его друзей один оказался не совсем надёжным, уговорив его на личном примере передать акции предприятия  на временное пользование в одну из городских фирм. Впоследствии она обанкротилась. Начались суды. Не знаю, чем они закончились, но ... того друга Вавилов вычеркнул из списка друзей.

          Я бы не сказал, что русская фамилия Вавилов также распространена как, скажем, Иванов, Петров и Сидоров. Но поскольку мой друг  очень скромный человек, я не стал выяснять у него, имеются ли родственные отношения с известными братьями Вавиловыми: Николаем Ивановичем,учёным-генетиком, ботаником, селекционером,химиком, географом и его братом Сергеем Ивановичем, известным советским физиком? Не исключено.

          В настоящее время Виктор Михайлович, как и я, находится на заслуженном отдыхе. Но друг друга мы не теряем, общаясь в Интернета на сайте "Одноклассники". Жаль только, что наш общий друг Гумар Зарипов, никак не может зарегистрироваться на указанном сайте. Надеюсь, однако, что Виктор его уговорит.

06.05.2018 г.

На фото Виктор Вавилов