***

Олег Дзугаты
Я всегда страшился выступать перед публикой. Перед своими мог дурачиться, быть «артистом», толкать речи, но перед посторонними, всегда, от волнения, вставал кирпич в горле, и затыкал меня. Даже потерпел пару ужасных фиаско. Первый раз я столкнулся с этим, когда нужно было произнести клятву пионера. Слова, заученные наизусть, перед ответственным мероприятием, совсем отказались исходить из моих уст во время произношения клятвы. Благо, в то время, приём в пионеры уже носил какой-то формальный характер, и происходил массово. Каждый зачитывал клятву, стоя перед своей пионервожатой, и в кульминации она повязывала галстук. Я что-то пролепетал, и в общем гуле никто не обратил на это внимание. Самая красивая пионервожатая школы - Валиева Лариса, которая, наверно, волновалась не меньше моего, затянула таки петлю на моей худой шее.
   
      Второй раз дело обстояло более плачевно. Перед Днём Победы каждый класс готовил небольшое выступление. Мне предстояло читать стихотворение. Так как выбор был за читающим, я выбрал стихотворение отца. На репетициях все получалось, стих вылетал, да с таким выражением, что даже с моей самокритичностью, мне нравилось. Помогал и отец, дома я ему пересказывал, и он делал нужные замечания, и хвалил. В день выступления, тоже все было хорошо, но как только я вышел на сцену, что-то пошло не так. Я начал: «Тревожно, в утреннем тумане, ракета гасла над рекой...», и вдруг я понял, что голос предательски дрожит, начал говорить «скороговоркой», ещё в зале увидел отца, и перепутал местами два куплета. Может не многие в зале заметили это, но после этого я решил, что больше никогда перед людьми не буду выступать.
     Прошли годы! Выдалось мне быть призванным в ряды «Красной Армии». А здесь опять пришлось столкнуться с необходимостью произношения публичной клятвы. Хотя и был уже в более зрелом возрасте, и как мне тогда казалось, был вообще уже взрослым дядькой, помня свои неудачи, я твёрдо решил, что нужно перебороть себя. В течение всего курса молодого бойца я читал про себя эти слова. Повторял их про себя в столовой, во время строевой тренировки, перед сном, и даже во сне. На тренировках учил себя отвлекаться от всего внешнего мира, пытался сосредоточиться на тексте. В тот самый день - 19 декабря 1998 года, услышав свою фамилию, и команду, я громко и чётко ответил «Я!», «Есть!» и вбивая подошву кирзовых сапог в посыпанный песком замёрзший плац, вышел к столику с заветной папкой. Громко доложил, что готов присягнуть свой Родине - Российской Федерации. Подполковник Морозов, выпускник Владикавказского института Внутренних войск, сказал мне как-то по-отечески: «Не волнуйся, Олег», и протянул папку с текстом присяги. Выполнив поворот кругом, я начал зачитывать текст священной присяги. И что вы думаете? Да, именно так - пару раз я запнулся! Благо, текст был написан на листке, вложенном в папку, и я вовремя поправлялся. В целом получилось не так плохо, при том, что многие ребята даже не смогли толком прочитать, и совсем запутались в тексте. В основном это были те, к кому приехали родители. Тогда я даже был рад, что никого из моих родных нет на плацу. Если не считать того, что я пару раз «сбил» ногу, после прохождения трибуны, это был большой шаг.

    Отслужив по призыву, и после ещё год по контракту, я таки поступил в военный институт. В период обучения пришло осознание того, что никакой робости перед публикой моя дальнейшая служба не потерпит. Я начал брать на себя информирования перед занятиями, различные фиксированные выступления. Одним словом навык был наработан. Уже курсантом пятого курса, я выступая перед группой военнослужащих, во время войсковой стажировки, легко общался с аудиторий, проводил занятия, и понял, что получаю от этого нереальное удовольствие. Мне нравилось, что взрослые «контрактники» задают мне вопросы, на которые я могу ответить, да ещё рассказать массу интересных особенностей. В такие моменты, я до сих пор благодарю своих преподавателей, которые это всё вложили в нас.

    И вот сейчас, возвращаясь с «Контрами» с пляжа, я остановился в подземном переходе, и читаю стихи. Один, второй, третий... Всё, больше и не помню! Реабилитировался таки, мать его, за школьные фиаско!

2014 год.