Надежда. Глава 9. Иван Тимофеевич

Рита Аксельруд
 У выхода из столовой ребят встречал крепкий, загорелый мужчина с приятным, улыбающимся лицом. Одет он был в клетчатую рубашку с короткими рукавами   и в потёртые   серые брюки.
-Здравствуйте, Иван Тимофеевич! – хором закричали все одновременно.
- Здравствуйте, историки мои заталапанные, - пошутил учитель. – Пойдёмте готовить класс к завтрашним урокам.

   Они вышли из столовой и по асфальтированной дорожке, обсаженной высокими, разросшимися за лето кустами бирючины, пошли к входу в учебный корпус. Прямо напротив входной двери висел огромный стенд с улыбающимися пионерами и подписью «Школа – наш родной дом». В вестибюле было прохладно и очень красиво. На колоннах висели стенды с фотографиями. На высокой тумбе стоял большой гипсовый бюст Ленина. Олег сказал Наде :
- Это наш Ленинский зал. Здесь проходят линейки.

   Кабинет истории находился рядом с лестницей, на втором этаже. В кабинете было пусто, только в глубине почти до потолка стояли шкафы со стеклянными дверцами. Пол блестел свежей светло-коричневой краской. А парты были сложены  у стены в коридоре. Они были лёгкие, светлые, новые (столы и стульчики отдельно), совсем не похожие на тяжёлые чёрные парты в санатории «Белый цветок». Очень быстро все   парты были расставлены в три ряда. Ребята, довольные своей работой, сели за парты  - за лето все соскучились по школе, друзьям, учителям. Надя села за одну парту с Валей Чумаченко, с которой они вдвоём и носили эти парты.

   Иван Тимофеевич сел за учительский стол и внимательно осмотрел всех:
- Ну, что ж , завтра начинается новый учебный год, как всегда с Ленинского урока. Кабинет истории мы с Вами привели в порядок. Мы молодцы! У меня много задумок. Будем ходить в походы, ездить на экскурсии, будем здесь в кабинете делать археологический музей. Всё это впереди. А сейчас я запишу новеньких и все свободны, готовьтесь к торжественной линейке.

     Надя слушала учителя  с огромным восторгом. История всегда ей нравилась.
 А теперь она поняла, что здесь, в новой школе у неё появился настоящий кумир, замечательный учитель. Интернат уже не пугал её своей холодностью и неизвестностью. Ей хотелось, чтобы скорее наступило завтра, началась новая жизнь со всем тем, что пообещал  Иван Тимофеевич.
 В тот самый первый день в школе-интернате Надя даже представить себе не могла, что пролетят три учебных года,  и классный руководитель Иван Тимофеевич за руку приведет ее в кабинет завуча со словами:
- Вы представляете, что натворила эта девочка?! Она окончила школу на все "пятерки"! Все экзамены сдала на "отлично"! Молодчина ты, Надя!

  Когда ребята ушли, Иван Тимофеевич  ещё долго  оставался  в кабинете, готовил карты к урокам, развешивал на магнитной доске плакаты к Ленинскому уроку, делал нужные записи в своей общей тетрадке. Здесь, в школе-интернате он работал уже больше десяти лет. Все его ученики знали и любили историю, а своего  учителя справедливо считали  другом и наставником . Готовясь к Ленинскому уроку, Иван Тимофеевич вспоминал свой боевой путь с первого дня войны до её победного конца, свою полуторку, на которой он по фронтовым дорогам исколесил Украину, Молдавию и пять стран Восточной Европы.

   До войны он только успел окончить среднюю школу и мечтал о профессии учителя. Но в 18 лет сел за руль машины. Мечта осуществилась только осенью 1946 года, когда его наконец демобилизовали, и он в солдатской шинели с колодочками боевых наград пришёл в Одесский педагогический институт . Здесь в октябре уже полным ходом шли занятия, но ждать ещё год Иван не мог. Спасибо, что ректор института Власенко оказался чутким человеком и зачислил героя-фронтовика на исторический факультет. Пожимая Ивану руку, он сказал:
- Верю тебе, парень!Ты легко догонишь и ещё обгонишь в учёбе своих однокурсников!  Тебе ли не справиться с науками, когда ты прошёл такую школу, как война!
 Так всё и было. Теперь за спиной у учителя больше двадцати пяти лет педагогического стажа и не просто стажа – это его любимая работа и жизнь.

  Иван Тимофеевич подошёл к шкафу с папками и альбомами, вынул толстую картонную красную папку, развязал тесёмки и тут же, около шкафа присел на стул .  В этой папке была его переписка с родными солдат, погибших при освобождении села от фашистов в апреле 1944 года. Все эти листочки, конверты, фотографии, справки были не просто частицей огромного труда! Это была частица его сердца. Он организовал в школе отряд юных следопытов. Под его руководством ребята писали письма и запросы в военный архив и в райцентры, отвечали на письма отыскавшихся родственников погибших героев. Большая часть этой огромной работы уже позади. На сельском кладбище высится гранитный памятник на братской могиле. Золотыми буквами выбиты имена и фамилии погибших. На открытие памятника собралось всё село, а из родственников приехал только один брат Чайковского – двадцатилетнего парня, чья жизнь оборвалась именно здесь.  Все 150 юных следопытов стояли здесь в почётном карауле, чувствуя себя причастными к событию. Для них слова «Никто не забыт и ничто не забыто» были не просто словами.   
 
 Иван Тимофеевич перекладывал конверты и обдумывал, что предстоит  сделать в ближайшее время, что он скажет ребятам на завтрашней торжественной линейке, о чем поведёт разговор на Ленинском уроке.
  В тот вечер ещё долго светились окна кабинета истории.