2. Дети Зевса от бессмертных, 1-й вар

Юрий Козиоров
     1. СЕМЕЙСТВО ЗЕВСА. Старшая из Нереид Фетида была очень красива. Зевс и Посейдон наперегонки ухаживали за ней, стараясь заполучить ее в жены. Но Фемида предсказал, что сын, который родится у Фетиды, будет сильнее своего отца (некоторые утверждают, что это предсказание сделала Прометей). Тогда оба бога отказались от своего намерения и постарались выдать Фетиду замуж за смертного, о чем будет рассказано в своем месте.
     После этого Зевс стал добиваться любви своей сестры Геры, а Посейдон – другой Нереиды – Амфитриты, но поначалу безуспешно: обе были обижены тем предпочтением, которое было отдано Фетиде. Тогда Зевс принял вид пестрой кукушки и, вызвав бурю, прилетел к ногам Геры. Та сжалилась над дрожащей от холода птицей и прижала ее к своей груди, а Зевс принял свой настоящий облик, и Гера оказалась в его объятиях. Это случилось на горе Форнакс в Арголиде, которую с тех пор называют Кукушкиной горой. После этого состоялась свадьба, на которую все боги прислали свои дары. Гея подарила Гере яблоню с золотыми яблоками, эта яблоня была посажена в саду Геры у горы, где Атлант держит небо, за нею ухаживают девы Геспериды Айгла, Эритея, Гестия и Аретуса – дочери Геспера и Никты, а охраняет сад дракон Ладон, порождение Форкия и Кето.
     От брака Зевса и Геры родились: Гефест – бог огня и кузнечного ремесла, Геба – богиня юности, Арес – бог войны и Илифия – богиня деторождения. Гефест родился хромым и некрасивым, и раздосадованная этим Гера, не долго думая, сбросила его вниз с Олимпа. Он упал в море, где его подобрали Нереида Фетида и Океанида Эвринома и стали воспитывать.
     Когда Гефест вырос, то построил в глубокой пещере на острове Лемнос кузницу, где необычайно искусно ковал оружие и различные другие изделия, взяв на помощь циклопов Арга, Стеропа и Бронта. Он изготовил и послал Гере в подарок необыкновенно красивый, разукрашенный цветами и узорами золотой трон, но когда Гера села на этот трон, она оказалась охваченной со всех сторон какими-то хитроумными приспособлениями, которые не давали ей с него встать. Зевс попытался ее высвободить, но ничего у него не вышло, и тогда он повелел Гефесту освободить Геру, пообещав ему за это в жены Афродиту. Так Гефест помирился с матерью и женился на Афродите.
     Афродиту, по-видимому, не спрашивали, хочет ли она себе в мужья Гефеста, а она хоть и была не прочь войти в семью царя богов, но ее больше интересовал другой сын Зевса – Арес, красивый малый, любивший выпить и закусить и еще при случае пустить в ход кулаки. В конце концов, Афродита сошлась и с этим богом, став, таким образом, первой женой, наставившей рога своему мужу.
     Они встречались каждый раз, когда Гефест оставался ночевать у себя в кузнице, что было довольно часто. В то время Арес дружил с юношей по имени Алектрион, с которым занимался воинскими упражнениями и который обычно был соучастником его любовных приключений. Когда Арес сходился с Афродитой, то поручал Алектриону, стоя на страже, предупреждать его о приближении дня. Но однажды, находясь на страже, Алектрион нечаянно заснул и прозевал рассвет. Поднявшийся в небо Гелиос увидел все, что было у Ареса с Афродитой, и настучал ее супругу. Тот изготовил из бронзы сеть, тонкую, почти невидимую, но очень прочную и сказал Афродите, что сегодня остается ночевать в кузнице. Афродита известила об этом Ареса, а когда тот прибыл и возлег с Афродитой на ложе, то в самый неподходящий момент оба оказались опутаны сетью, так, что не могли даже пошевельнуться.
     Разгневанный Гефест, который, разумеется, находился поблизости, позвал богов во главе с Зевсом (богини отказались придти), и те при виде скованных любовников разразились гомерическим хохотом, названным так по имени слепого певца Гомера, сообщившего эту историю. Когда Гефест их освободил, Арес вернулся во Фракию, Афродита же удалилась на Кипр, а затем прибыла во Фракию к Аресу. К Гефесту она больше не вернулась.
     Алектриона, проспавшего рассвет, Арес превратил в петуха вместе с его доспехами, так что и сейчас у петухов на голове имеется гребень шлема. До сих пор петухи, желая угодить Аресу, задолго до приближения солнца поднимают крик, возвещая его восход, однако Аресу это уже не приносит никакой пользы.
     В гражданском браке с Аресом у Афродиты родились сыновья Деймос (Страх), Фобос (Ужас), Эрот (Любовь) и дочь Гармония (Согласие). Два первых сына стали любимцами и оруженосцами своего отца бога войны Ареса*, а третий был любимцем матери, хотя, как мы увидим, доставил ей немало хлопот. Он был настолько непохож ни на своих братьев, ни на своего отца, что Арес долго подозревал, что не он является отцом этого ребенка, но потом мама Гера посоветовала ему махнуть рукой и не брать себе в голову, он так и сделал.
     Гефест же после того, что случилось, пытался жениться на Афине, а когда из этого ничего не вышло, женился на своей подруге детства Харите, дочери Зевса и Океаниды Эвриномы,  и  этот брак оказался  самым удачным из всех, которые когда-либо совершались на небесах.
     Теперь расскажем о дочках Зевса и Геры. Геба как богиня юности проявила себя только в одном: она сама всегда оставалась вечно юной, вследствие чего с возрастом не сильно умнела. В доме Зевса она имела лишь одну домашнюю обязанность – кормить и поить орла и, будучи очень смешливой, часто проливала, как утверждал один поэт, «громокипящий кубок» с неба на землю**. Зевсу все это, в концов концов, надоело, и он передал эту ее обязанность более расторопному Ганимеду, а саму Гебу, как сообщает Гомер (в 11-й песне Илиады), выдал замуж за Геракла, который незадолго перед тем прибыл на Олимп и стал богом. Софокл*** же уверял (в своих «Трахинянках»), что Геба родила Гераклу двух сыновей и даже назвал их имена, которые он, скорее всего сам и выдумал, потому что если Геракл мог на том свете создавать сыновей, то как могло случиться, что за многие века, которые прошли до появления самого Софокла, было только двое, тогда как всего за полвека жизни на земле и при крайней занятости у Геракла родилось их около сотни.
     Что касается богини родов Илифии, то она была особа довольно бесцветная, полностью находилась под влиянием мамы Геры, по ее приказу могла у одной женщины роды замедлить, а у другой, наоборот ускорить (мы это увидим, когда будем рассказывать о рождении Геракла). Женщины ей всегда молились, чтобы роды прошли благополучно, Илифия их выслушивала, но делала всегда так, как приказывала мать. Это все, что можно сказать об Илифии, разве только еще то, что сама она никогда, ни от кого и ни при какой погоде не рожала.
__________________
* Имена Фобос и Деймос получили два спутника планеты Марс (латинское имя Ареса), открытые Дж.Скиапарелли в 1877 г.
**«Ты скажешь, ветреная Геба,
  Кормя зевесова орла,
  Громокипящий кубок с неба,
  Смеясь, на землю пролила» (А.Ф.Тютчев, Весенняя гроза).
*** Софокл (~496–406 до н. э.) – древнегреческий драматург.


     2. АФИНА. В юности Зевс дружил со своей двоюродной сестрой Океанидой Метис. Дружба эта продолжилась и тогда, когда Зевс стал царем всех богов и людей и даже когда Зевс женился на Гере. В один прекрасный день подруга сообщила Зевсу, что она беременна и что у нее родится дочка, а после должен родиться сын, который станет царем всего мира. Зевс спросил, откуда ей это известно, и Метис ответила, что от их бабки Геи. Обеспокоенный Зевс отправился к Гее, и та подтвердила, что Метис действительно предопределено родить царя всего мира независимо от того, будет ли его отцом Зевс или какой другой бог. Зевсу это очень не понравилось и, вспомнив, как в подобных случаях поступал его отец титан Кронос, он улучил момент и проглотил Метис. Причем Океанида оказалась не в желудке Зевса, как можно было бы ожидать, а в его голове, и это вполне понятно, если учесть, что «Метис» по-гречески означает «мудрость», а где же еще находиться мудрости, как не в голове царя всех богов и людей. Там же в голове появилась и их дочь Афина, и это причинило Зевсу такие головные боли, что потребовалось хирургическое вмешательство. О том, как оно происходило, лучше всех рассказал Лукиан из Самосаты*, который утверждал, что знает все, о чем разговаривают боги. Приводим диалог из его книги «Разговоры богов».

     Г е ф е с т.  Что мне прикажешь делать Зевс? Я пришел по твоему приказанию, захватив с собой топор, хорошо наточенный, – если понадобится, он камень разрубит одним ударом.
     З е в с.  Прекрасно, Гефест: ударь меня по голове и разруби ее пополам.
     Г е ф е с т.  Ты, кажется хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, если тебе нужно.
     З е в с.  Мне нужно именно это – чтобы ты разрубил мне череп. Если ты не послушаешься, тебе придется, уже не в первый раз, почувствовать мой гнев. Нужно бить изо всех сил, немедля! У меня невыносимые родовые муки в мозгу.
     Г е ф е с т.  Смотри, Зевс, не вышло бы несчастья: мой топор остер, – без крови дело не обойдется, – и он не будет такой хорошей повивальной бабкой, как Илифия.
     З е в с.  Ударяй смело, Гефест; я знаю, что мне нужно.
     Г е ф е с т.  Что же, ударю, не моя воля; что мне делать, коли ты приказываешь? Что это такое? Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа: носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении, – это не шутка! Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? А она уже скачет и пляшет военный танец, потрясает щитом, поднимает копье и вся сияет божественным вдохновением. Но главное, она настоящая красавица и в несколько мгновений сделалась уже взрослой. Только глаза у нее какие-то серовато-голубые, – но это очень идет к шлему. Зевс, в награду за мою помощь при родах позволь мне на ней жениться.
     З е в с.  Это невозможно, Гефест: она пожелает вечно оставаться девой. А что касается меня, то я ничего против этого не имею.
     Г е ф е с т.  Только это мне и нужно; я сам позабочусь об остальном и постараюсь с ней справиться.
     З е в с.  Если тебе это кажется легким, делай как знаешь, только уверяю тебя, что ты желаешь неисполнимого.

     Появившись на свет из головы Зевса, Афина сразу показала свои исключительные способности. От отца она унаследовала большую силу и стала мощной воительницей: когда богам пришлось воевать с гигантами, она одна сразила двух из них – Энкелада и Палланта. От матери же Афина унаследовала незаурядный ум и в сложных случаях могла дать разумный совет самому Зевсу. За это Зевс любил ее больше, чем даже своих законных детей. Будучи такой умной, Афина уже в юности изобрела разные полезные вещи. Когда Зевс создал быка, а Посейдон – коня, Афина придумала ярмо и уздечку. Потом Афина научила людей строить корабли и сама изготовила для корабля Арго первый парус. Она же изобрела веретено и ткацкий станок и научила женщин ими пользоваться. Кстати, последнее изобретение очень понравилось Гере и многим другим богиням, которые неплохо его освоили и даже состязались между собой в ткацком ремесле. Самой Афине, однако, пришлось состязаться с простой смертной ткачихой. Расскажем, как это случилось.
     В лидийском городе Колофоне, славящимся своими пурпурными красителями, жила Арахна, про которую некоторые говорили, что она была царской дочерью. Но, скорее всего, прав Овидий**, утверждавший, что Арахна была дочерью простого красильщика. Она была столь искусной ткачихой, что слава о ней вышла далеко за пределы Колофона. Возгордившись этим, она дерзнула вызвать на состязание саму Афину, которая, говорят, приняв образ старухи, безуспешно пыталась отговорить ее от этого намерения. Во время состязания Афина выткала полотно, искусно изобразив на нем свой спор с Посейдоном за обладание Аттикой (об этом споре мы расскажем, когда будем говорить про Аттику). Арахна же довольно откровенно изобразила любовные похождения Зевса, и, хотя работа была совершенна и безупречна, целомудренная Афина, увидев такую порнографию, посчитала это за непочтение к своему божественному отцу и в страшном гневе разорвала это полотно на части. Девушка так испугалась, что попыталась повеситься. Афина же не допустила этого, подхватив ее в воздухе, но в наказание за дерзость превратила ее в паука, а веревку – в паутину, которую Арахна продолжает ткать и поныне***.
____________________
* Лукиан (~120–180 гг.) – греческий писатель-сатирик поздней античности, родился в Сирии, в городе Самосате.
** Публий Овидий Назон (43 до н.э.–18 н.э.) – римский поэт.
*** Арахна – по-гречески паук.


     3. ОРЫ, ХАРИТЫ И МУЗЫ. К огорчению Геры Зевс сходился со многими другими богинями и, что ей было особенно обидно, со смертными женщинами.
     Титанида Фемида очень любила порядок и любила устанавливать законы, на которые поначалу мало кто обращал внимание. Но когда римляне дали ей новое имя – Юстиция, во всех странах образовали министерства этого ее имени. У нас тоже имеется Министерство Юстиции, но его работников часто называют по-гречески – «служителями Фемиды». Помимо того, что Фемида считалась основательницей правопорядка, она была еще и женщиной и Зевс признавал ее только в этом качестве, вследствие чего у нее родились дочери, так называемые оры, которым она дала имена: Ирена (Мир), Эвномия (Законность) и Дике (Справедливость) и которые стали богинями сущностей, обозначенных этими именами. Если верить Овидию, они имели еще и общественную обязанность – каждое утро запрягать коней Гелиоса и открывать для них ворота Олимпа, состоящие сплошь из густых белых облаков.
     От Эвpиномы, самой красивой дочери Океана, у Зевса родилась Харита, на которой женился Гефест, и еще много других дочерей, которых всех также прозвали харитами за их красоту, потому что имя Харита означает «прелесть». Три хариты – Аглая (сияющая), Эвфросина (благомыслящая) и Талия (цветущая) – стали подругами Афродиты, в Риме их назвали «грациями». Из других харит известны Пейто (убеждение), Клета (желанная), а также Пасифея – супруга Гипноса и мать Морфея, бога сновидений.
     От Зевса и титаниды Мнемозины (памяти) родились девять муз, которые стали заниматься науками и искусствами. Это Клио – муза истории, Мельпомена – трагедии, Талия – комедии, Эвтерпа – лирики, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной песни, Каллиопа – эпической поэзии, Урания – астрономии, Полигимния (Полимния) – священных гимнов. Музы имеют привычку вдохновлять на творческие подвиги поэтов, музыкантов, артистов и прочих подобных личностей, которые напрочь лишены чувства благодарности, ибо уверены, что на самом деле их вдохновляют жены или возлюбленные, и именно этих женщин называют своими музами.
     Как и для прочих богинь, для муз строили храмы. Храмы для них строят и теперь, они называются музеями. В них приносят старые картины и скульптуры, старую мебель, черепки от разбитой посуды и ржавые наконечники для стрел и копий. Считается, что музам все эти вещи очень нравятся.

     4. ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ. Почти все мужчины считают, что красота и ум редко совмещаются в женщинах, и, когда хотят жениться, напряженно думают, кого взять в жены – умную или, наоборот, красивую. Возможно, что в этом вопросе мужчины ошибаются, но что касается бессмертных богинь, то здесь всё так и есть.
     Из трех сестер Зевса самой умной была Гестия. Из-за этого она никогда не вышла замуж – кому из смертных или бессмертных захочется иметь жену, которая умнее его самого. Тем не менее, древние греки и особенно древние гречанки чтили Гестию как богиню семейного очага и молились ей, когда этот очаг неважно горел.
     Две других сестры Зевса – Гера и Деметра – были красавицами, но немного менее умными, чем Гестия. Зевс не сомневалоя, какую жену ему выбрать, конечно, красивую, а ума у него и у самого достаточно. Гера стала официальной женой Зевса и царицей богов, Деметра же, богиня плодородия, тоже стала его женой, но менее официальной. Она родила Зевсу дочь Пеpсефону, которую называют также Ко'рой. Плутон, брат Зевса и властитель подземного царства, влюбился в Персефону и как-то за рюмкой нектара поведал Зевсу, что хотел бы жениться на ней. Зевс ответил Плутону, что он его уважает, но ничего не выйдет: Деметра не отпустит дочь к нему в Аид, к тому же она знает, что от подземного бога не может быть никакого потомства. Плутон хлебнул еще нектара и спросил:
     – А если я ее украду?
     – Вряд получится, но попробуй, я возражать не буду.
     Персефона в то время была еще совсем юной и любила играть в куклы со своими подругами нимфами на том лугу, где Деметра вырастила для нее множество прекрасных цветов. Плутон упросил свою бабку Гею вырастить на этом же лугу еще один цветок, который был красивей прежних и издавал сладкий дурманящий запах. Персефона, увидев его, захлопала в ладоши, но как только она коснулась его своим пальчиком, земля разверзлась и появился Плутон на колеснице, запряженной четверкой черных коней. Он схватил Персефону, которая из за действия цветка не могла ни шевельнуться, ни маму позвать, и увез в подземное царство.
     Только один Гелиос видел как исчезла Персефона и, когда Деметра, взяв светильник, стала ночью и днем бродить по земле, разыскивая дочь, назвал ей имя похитителя. Догадавшись, что Плутон мог так сделать только с ведома Зевса, Деметра, разгневанная на своих братьев, покинула небо, приняла вид смертной женщины и пришла в Элевсин. Женщины из дворца Келея, царя Элевсина, пригласили ее сесть подле них, и одна из служанок по имени Ямба, будучи навеселе, сказала какую-то шутку, говорят, что не очень приличную, но заставившую богиню улыбнуться. С тех пор сохраняется обычай во время праздника Фесмофорий, который устраивается в честь Деметры и празднуется одними женщинами, говорить неприличные шутки. Это побуждает Деметру вспомнить о добром к ней отношении и увеличить плодородие полей. Многие наши женщины тоже любят неприличные шутки, но произносят их не во время Фесмофорий, а когда попало, поэтому эти шутки не приносят им никакой пользы.
     У супруги Келея Метаниры был ребенок, и Деметра стала его нянчить. Желая сделать мальчика бессмертным, богиня ночью клала дитя в огонь, но однажды Метанира увидела это и громко закричала; дитя погибло, уничтоженное огнем, Деметре же пришлось явить свою божественную сущность. Тем временем земля перестала давать плоды, и Зевс вынужден был повелеть Плутону вернуть Персефону на землю. Плутон дал ей зерен граната, и она съела их, не зная, что вследствие этого брак делается нерасторжимым, хотя об этом и тогда, и сейчас известно каждому эллину и поедание граната до сих является в Греции важным элементом брачного ритуала (мы, к сожалению, этот хороший способ не применяем, хотя гранаты теперь продаются в каждом магазине).
     Дело было при свидетеле, каковым оказался Аскалаф, сын подземной реки Ахеронта и нимфы подземного озера Гериопы. После того как он, присягнув водой Стикс, подтвердил, что гранат Кора ела, та была принуждена третью часть каждого года оставаться у Плутона (и в это время земля перестает плодоносить). Остальное время Персефона находится с матерью. Аскалафа же разгневанная Деметра превратила в филина.
     Старшему из сыновей Келея и Метаниры Триптолему Деметра изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов, и дала не виданные прежде зёрна, которыми Триптолем, поднявшись к небу, засеял землю. Так на земле появилась пшеница.

     5. АПОЛЛОН И АРТЕМИДА. Богиня Лето, дочь титана Кея и титаниды Фебы, сошлась с Зевсом, и за это Гера преследовала ее по всей земле, пока та не пришла на остров Делос, где у нее родились близнецы: вначале родилась Артемида – богиня-охотница, а затем с помощью Артемиды Лето родила бога Аполлона, целителя и прорицателя. При рождении Артемиды небо освещала луна, когда же родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Бог Гефест принес им в подарок стрелы, а луки они изготовили себе сами.
     Постигнув искусство прорицания, Аполлон прибыл в местность, называемую Пифо и находящуюся у подножия горы Парнас. Там рядом с расщелиной было прорицалище, основанное богиней Геей и охраняемое порождением Геи драконом Пифоном. Сначала предсказания давала дочь Геи титанида Фемида, затем она передала прорицалище своей сестре Фебе, а та – своему внуку Аполлону. Но когда Аполлон пришел туда, дракон Пифон не давал ему проникнуть к расщелине, заявив, что теперь он будет прорицать сам. Тогда Аполлон убил Пифона выстрелом из лука и завладел оракулом. Затем Аполлон пришел к морю и, обернувшись дельфином, поплыл к Криту. В море он увидел корабль из Кносса, бывшего в те времена столицей Крита, и привёл этот корабль в ближайшую от Пифо гавань. Моряки все время удивлялись, почему корабль не слушается руля и плывет туда, куда им было совсем не нужно. Все разъяснилось, когда Аполлон принял обычный вид и повелел морякам идти в Пифо, чтобы стать там первыми жрецами храма Аполлона. Город, основанный рядом с храмом, назвали в честь Аполлона-дельфина Дельфами. Храм же был построен Трофонием и Агамедом, сыновьями царя Эргина, на том самом месте, где был убит Пифон. На склонах окрестных гор имеется множество источников, один из них, Кастальский ключ, был посвящен Аполлону и музам, его водой стали очищаться прибывшие на богомолье. Когда кому-либо нужно было получить предсказание, на треножник в сокровенной части храма садилась пророчица, называемая пифией. Под действием дурманящих испарений, исходивших из расщелины, пифия произносила внушенные богом слова, которые растолковывались жрецами и служили оракулом. Сначала пифиями выбирались девственницы. Но однажды пифию соблазнил и похитил проситель, явившийся за советом, после такого скандала вместо девственниц стали выбирать старух. Мало кто отваживался на какое-либо серьезное предприятие, не посоветовавшись с богом.
     Жители Делоса очень гордились рождением на их острове Аполлона и вели себя с земляком запанибрата: когда он появлялся на острове, чуть ли не похлопывали его по плечу. Бога это сильно раздражало и, в конце концов, когда делосцы превзошли всякую меру неучтивости, он наслал на остров чуму. Делосцы кинулись к дельфийскому оракулу, чтобы узнать как прекратить поветрие, и бог ответил: «Удвойте жертвенник». Жертвенник Аполлону имел форму куба и островитяне, не долго думая, изготовили в точности такой же куб и поставили его на первый. Но эпидемия не прекратилась. После повторного обращения оракул разъяснил, что удвоенный жертвенник также должен иметь форму куба. Но если принять ребро исходного куба за единицу длины, то ребро затребованного куба должно иметь длину, равную кубическому корню из двух. Отрезок в точности такой длины нужно было построить с помощью циркуля и линейки (других инструментов у древнегреческих математиков не было). Делосцы это сделать не смогли, но Аполлон сжалился над ними и чуму прекратил.
     В дальнейшем делосскую задачу пытались решить самые великие ученые древности: Гиппократ Хиосский, Архит Тарентский, Платон, Эратосфен и другие. В позд¬нейшие времена этой задачей также занимались не слабые ученые, достаточно назвать Виета, Декарта, Гюйгенса и Ньютона. Лишь в 1837 г. французский математик Пьер Ванцель доказал, что построить с помощью циркуля и линейки отрезок, длина которого равнялась бы кубическому корню из двух, невозможно, после чего умер от переутомления, не дожив до 34 лет. Так стало известно, что Аполлон задал делосцам неразрешимую задачу.
     Богиня Артемида, занявшись охотой, на всю жизнь осталась девственницей, мужчины ее никогда не интересовали. Аполлон женским полом очень даже интересовался, но в отличие от отца Зевса не увлекался чужими женами, его интересовали юные девушки. Однако у него часто случались неудачи: девушки, которые ему нравились его отвергали несмотря на то, что он был красавцем и притом известным артистом, о чем мы еще будем говорить.
     В заключение скажем несколько слов о судьбе дельфийского оракула. Газы, вырывавшиеся из расщелины, со временем иссякли, тем не менее, дело продолжалось. Пифию стали окуривать одуряющими растениями, которые оказывали действие, подобное действию газов. Так оракул проработал до 391 г., когда храм закрыли по приказу императора Феодосия, Аполлона же этот император бесцеремонно отправил на пенсию. Когда же Зевс попытался заступиться за сына, император объявил изумленному богу, что как его самого, так и его сына нет и никогда не существовало. Этот же император в 393 г. запретил Олимпийские игры, за что христианские писатели стали назвать его Великим, а Зевс наслал на него водянку, от которой тот и умер в 395 г. сорока восьми лет от роду. Олимпийские игры возродились лишь через полторы тысячи с лишним лет в 1896 году.

     6. ГЕРМЕС. Атлант, сын титана Иапета был женат на Океаниде Плейоне и имел семь дочерей, которых почему-то называют не Атлантидами, а по имени матери – Плеядами. Три Плеяды стали возлюбленными Зевса: Майя, ро дившая бога Гермеса, Тайгета, родившая Лакедемона, и Электра, родившая Дардана и Иасиона. Две Плеяды удостоились внимания Посейдона: Алкиона, родившая Гириея и Гиперенора, и Келено, родившая Лика. Плеяда Стеропа родила от Ареса Эномая. Лишь самая младшая из Плеяд Меропа пренебрегла богами и вышла замуж за смертного Сизифа, который, кстати, тоже не любил богов и делал им всяческие пакости. Меропа родила Сизифу сына Главка, а от него родился Беллерофонт. Плеяды вместе с их родителями были, в конце концов, все превращены богами в звезды и помещены в созвездии Телец.
     Гомер называет еще дочерью Атланта ту Калипс;, которая семь лет держала Одиссея на своем острове Огигии, но если Гомер прав, то Калипсо является дочерью Атланта никак не от Плейоны, поскольку Плеядой ее никто никогда не называл. Впрочем есть и такие, кто приписывает Калипсо совсем других родителей.
     Майя, старшая из дочерей Атланта, в честь которой римляне впоследствии назвали месяц май, родила Гермеса в пещере горы Киллена, находящейся в Аркадии. Когда он лежал еще в колыбели, завернутый в пеленки, он выбрался из них, отправился в Пиерию и там украл коров, которых пас бог Аполлон (богам в то время чего только ни приходилось делать). Привязав к ногам коров ветки, заметающие следы, Гермес погнал их к Пелопоннесу, спрятал в пещере и после этого быстро возвратился в Киллену. Перед пещерой он увидел черепаху, поймал ее и из ее щита сделал первую лиру. Аполлон же, обнаружив пропажу, при помощи искусства гадания открыл вора и пришел в Киллену. Майя показала ему Гермеса, спящего в своей колыбели сном праведника. Тогда Аполлон отнес его к Зевсу и стал требовать обратно своих коров. Отец обоих богов приказал Гермесу отдать похищенное, но тот все отрицал. Убедить Аполлона он, однако, не смог и тогда привел его в Пилос и отдал коров. Пока Аполлон выгонял их из пещеры, Гермес играл на лире, и его игра так понравилась Аполлону, что он отдал Гермесу часть стада в обмен на лиру. Лукиан из Самосаты, который утверждал, что знает, о чем разговаривают боги, передает такой диалог:

     Г е ф е с т.  Аполлон, ты видел новорожденного ребенка Майи? Как он красив! И всем улыбается. Из него выйдет что-нибудь очень хорошее, это уже видно.
     А п о л л о н. Ты ожидаешь много хорошего от этого ребенка? Да ведь он старше Иапета, если судить по его бессовестным проделкам!
     Г е ф е с т. Что же дурного мог сделать новорожденный ребенок?
     А п о л л о н. Спроси у Посейдона, у которого он украл трезубец, или Ареса: у него он тайком вытащил меч из ножен, не говоря уже о том, что у меня он украл целое стадо.
     Г е ф е с т. Как! Новорожденный ребенок, который еще с трудом держится на ногах?
     А п о л л о н. Сам можешь убедиться, Гефест, пусть он только подойдет к тебе.
     Г е ф е с т. Ну вот он и подошел.
     А п о л л о н. Что же? Все твои орудия на месте? Ничего не пропало?
     Г е ф е с т. Все на месте, Аполлон.
     А п о л л о н. Посмотри хорошенько.
     Г е ф е с т. Клянусь Зевсом, я не вижу клещей!
     А п о л л о н. Увидишь их – в пеленках у мальчика.
     Г е ф е с т. Вот ловкий на руку! Словно он уже в утробе матери изучил воровское искусство.
     А п о л л о н. Ты не слышал еще, как он быстро и красноречиво говорит. И прислуживать нам уже начинает. А вчера вызвал Эрота на борьбу и в один миг победил его, не знаю каким образом подставив ему подножку, а потом, когда все стали его хвалить и Афродита взяла его к себе на руки, он украл у нее пояс, а у Зевса, пока тот смеялся стащил скипетр, и если бы огнемет не был так тяжел и не был таким огненным, он, наверное, стащил бы и его.
     Г е ф е с т. Да это какой-то чудесный мальчик.
     А п о л л о н. Мало того: он уже и музыкант.
     Г е ф е с т. С чего ты взял?
     А п о л л о н. Нашел где-то мертвую черепаху – и вот сделал из нее музыкальный инструмент: прикрепил два рога, соединил их перекладиной, вбил колки, вставил кобылку, натянул струны и стал играть очень складно. Это еще не все: Майя рассказывала, что он ночью не остается на небе, а от нечего делать спускается в преисподнюю, очевидно с тем, чтобы и оттуда что-нибудь стащить. И крылья есть у него, и он сделал какой-то жезл, обладающий чудесной силой; с этим жезлом в руке он ведет души и спускает умерших в подземное царство.
     Г е ф е с т. Я дал ему этот жезл поиграть.
     А п о л л о н. За это он прекрасно отблагодарил тебя: клещи-то...
     Г е ф е с т. Хорошо, что ты мне напомнил. Пойду отберу у него клещи, если, как ты говоришь, они спрятаны в его пеленках.

     Когда Гермес вырос, Зевс сделал его своим вестником. Гера, узнав об этом, решила, что и ей нужен вестник, и поставила на эту должность Ириду (т. е. Радугу), дочь Тавманта. Что же касается Гермеса, то у него оказалось много других обязанностей. Он собирает души умерших и доставляет к переправе, где Харон забирает их в свою лодку и перевозит в Аид. Гермес также покровительствует торговле и путешествиям, его изображения до сих пор помещают на эмблемах банков, торговых фирм и пароходств. Гермес научил продавцов как лучше упаковывать товары, поэтому хорошую упаковку они стали называть герметической. Потом химики так стали называть упаковку своих колб и пробирок, не допускающую проникновение воздуха или воды. В наше время герметически упаковывают еще водолазов и космонавтов. Своим покровителем когда-то считали Гермеса воры, помня, как он украл коров у Аполлона. Нынешние воры уже не ищут небесных покровителей, однако нередко находят земных.

     7. МУЗЫКА НА ОЛИМПЕ. Получив лиру от Гермеса, Аполлон через некоторое время заменил черепаховый корпус полым корпусом из дерева, увеличил число струн и таким образом изготовил первую кифару*. Его игра вызывала восхищение богов, особенно когда он выступал вместе с музами, которые устраивали под его музыку танцы. За это Аполлон получил от эллинов почетное звание «Мусагет», оно означает «Водитель муз» и примерно соответствует нынешнему званию «Заслуженный артист».
     Благодаря Аполлону музыкальное искусство стало на Олимпе довольно модным. Богиня Афина также не преминула приобщиться: сделала из костей оленя двойную флейту – авлос и играла на пиру богов. Всем богам понравились ее красивые мелодии, но богини едва сдерживали смех и, в конце концов, сказали ей, что, когда она играет, ее лицо выглядит невероятно смешным. Тогда Афина отправилась в лес и стала играть над ручьем, наблюдая за своим отражением в воде. Увидев, что при этом ее лоб напрягается, а щеки сильно раздуваются, Афина выбросила флейту прочь, посулив все несчастья тому, кто ее подымет. Эту флейту нашел силен** Марсий, сын нимфы горы Олимп и неизвестно какого отца. Как только Марсий поднес флейту к губам, она сама заиграла мелодии, которые наигрывала на ней Афина. Довольный Марсий стал играть сельским жителям, и те, придя в восторг, уверили его, что сам Аполлон не сыграет лучше на своей кифаре. По этой причине он отважился вызвать Аполлона состязаться с ним в музыкальном искусстве. Разгневанный такой наглостью Аполлон согласился при условии, что победитель сможет делать с побежденным все, что захочет. Началось состязание, судьями которого были все девять муз. Так как мелодии Аполлона и мелодии Афины были одинаково прекрасны, судьи не могли выявить победителя, и тогда еще больше разгневанный Аполлон стал играть на перевернутой кифаре, после чего потребовал, чтобы Марсий сделал то же. Тот не смог этого сделать, поскольку на флейте такой фокус невозможен, и Аполлон, признанный победителем, привязал Марсия к высокой сосне и убил, содрав с него кожу, которую повесил на дерево во Фригии. Кожа высохла и поскрипывала всякий раз, когда были слышны звуки флейты, а если же вблизи звучала кифара, кожа презрительно молчала.
______________________
* Кифара, точнее «китара» – усовершенствованная лира, имеющая полый корпус, изготовленный из дерева или металла. В Испании это слово произносилось как «гитара» и в таком виде сделалось названием совсем другого инструмента (нынешняя гитара – щипковый инструмент, на кифаре играли бряцанием, как на нашей балалайке).
** Си'лены – потомки Си'лена, сына бога Пана.