Когда началась механизация в русской армии?

Кучин Владимир
Средства достижения победы в войне все более меняются. В свое время первый заместитель наркома обороны СССР маршал Тухачевский предрекал, что будущая война будет войной моторов. И он оказался частично прав – оснащенные моторами механизмы – танки, самолеты, автомобили и пр. действительно сказались на начальном этапе Отечественной войны самым решительным образом.

Предсказание Тухачевского относится к 30-м годам 20-го века. А когда вообще были поставлены на вооружение в русской армии механизмы?

Это произошло в 1891 году – и первым механизмом, взятым массово на вооружение, был САМОКАТ – то, что мы сегодня называем ВЕЛОСИПЕД.

В 1891 году в России приказом по военному ведомству № 19 от 19 января 1891 года военный совет установил нормы снабжения армейских подразделений самокатами.

В приказе установили нормы снабжения:

- в телеграфной роте – 1-2 самоката;
- в артиллерийской роте – 2-5 самокатов;
- в каждом пехотном батальоне – 2-4 самоката.

Самокаты предназначались в первую очередь для быстрой передачи письменных распоряжений и рапортов – т.е. для управления войсками. В условиях бездорожья России передвижение на самокатах оказалось затруднительно и массового оснащения армии в 1891 году не последовало. Но идея использовать подобные индивидуальные средства передвижения не умерла – и сегодня в ряде стран применяют велосипеды и для полиции и для полувоенных патрулей. 

Техника развивается – что дальше? Можно предположить, что не за горами появление боевых подразделений имеющих на вооружении гироскутеры. Или уже есть? Открытых сведений об этом я не видел – но такая идея очевидна. Создать подобное подразделение весьма просто - а для военного парада - это впечатляющая идея - десантная рота на гироскутерах! Это было бы довольно красиво. Но как проявят себя гироскутеры в реальной обстановке? Впрочем, беспилотники тоже начинались с моделей с приводом от закрученной резинки - и к чему это привело.