Я как зеркало мировой культуры

Леонид Андреев 2
Мне кажется, я даже почти что уверен, что я не шизофреник, но я часто беседую с самим собой наедине с самим собой. Сам задаю себе вопросы и, если ответы получаются удачными, пишу на эти темы микрорассказы. Например, "Как ты, Лёня, думаешь, что такое честолюбие?", или "Кого ты больше всего на свете любишь?", или "Как ты, Лёня думаешь: способность портить жизнь людям - это талант или физиологическая потребность?" Иногда сразу на заданные вопросы я ответить не умею и этому бываю, как правило, рад, поскольку это обстоятельство является стимулом тщательно изучить проблему, даже если вопросы откровенно глупые, и, как обычно, ответ на заданный вопрос меня вполне удовлетворяет. А чаще всего, такие разговоры с собой выливаются в пространные философские рассуждения. Единственное правило, которое я неизменно соблюдаю в своих ответах на свои вопросы - это обязательность. Если спросил у себя, то обязательно отвечу себе.

Сегодня, слушая вальсы Штрауса, я спросил у себя: "Скажи себе, Лёня, какой тебе вальс нравился больше всего в жизни?" И сам себе ответил: "Вальс из фильма "Под небом Сицилии", который я посмотрел 68 лет тому назад. Я напел себе мелодию вальса и неожиданно для себя нашёл на ютьюбе этот фильм, чему был несказанно рад: http://filmec.me/24620-pod-nebom-sicilii.html. По мне - этот фильм изумительный! И я понимаю, что не только потому, что в нём снялись такие изумительные артисты, как Массимо Джиротти. А вот почему - на этот вопрос точно ответить я не умею. Пока. Трудный вопрос. Ответ на него включает альтернативу. Или я был в свои тринадцать лет излишне чувствительным, обладающим повышенным чувством справедливости, или же человечество изменилось при том, что я не изменился.

Дело в том, что в юности я видел фильмы, которые мне очень и очень нравились. Среди них - самые разные. От "Девушки моей мечты", "Аршин Малалана", "Двенадцати разгневанных мужчин" до экзотического индийского фильма "Байджу Бавра". И их - таких фильмов - было очень много. За последние же тридцать-сорок лет их - понравившихся мне - было не более дюжины. А в последние 15 лет я вообще не смотрел кинофильмы. Меня от них тошнило. Так вот на вопрос: "Я или человечество?" я пока что могу ответить следующей формулой: "Я как зеркало мировой культуры". Формула это может быть неточная и поверхностная, но какой-то смысл в этом есть, поскольку я старею, но не меняюсь. Это - то немногое, в чём я в этой жизни никогда не сомневался. А культура общечеловеческая меняется. И заметно!