IV. Гл-11. Перелёт

Геннадий Чергизов
*** IV. Як-28П и Чукотка ***

     Погода портится, уже срывается снег, с перелётом надо спешить. Прилетели три военных  Ту-154 с Чкаловского аэродрома, на них улетают семьи и офицерский состав, не задействованный в перелёте.  Определили экипажи на перелёт. Я попал в запасной экипаж, оператор у меня Володя Кочкин. Мы полетим на Ан-12 с технической командой сопровождения.

     Двадцатого сентября вылетели на Хурбу с промежуточной посадкой в аэропорту Магадан. Прощай Чукотка!  В Магадане, в аэропорту совершенно случайно встретил своего инструктора, что был у меня в училище на втором курсе на Л-29, капитана Зайцева. Тесен мир. Он, оказывается, сейчас штурман в  магаданском РЦ УВД  – это Региональный Центр Управления Воздушным Движением.  Добрались до Хурбы, это аэродром недалеко от Комсомольска на Амуре, здесь базируются фронтовые бомбардировщики Су-24. Тут мы застряли на неделю.
 
     Живём на аэродроме в какой-то казарме, готовимся к дальнейшему перелёту, рисуем маршрут на картах. Определили маршрут пока через аэродромы Домна, Иркутск, Семипалатинск-2, а там видно будет.  Всю неделю идут дожди, вокруг грязь непролазная, холодно. Ходим три раза в день в лётную столовую по каким-то странным тропинкам. Не сразу разглядел, что это бывшие лопасти Ми-6. Никогда бы не подумал, что они такие огромные. На вертолёте они смотрятся по-другому.  В  Хурбе нет ни снега, ни мороза, а вот в Угольных Копях, на следующий день после нашего отлёта, пошёл снег, запуржило.

     Довелось в местном полку «полетать» на тренажёре Су-24. Непривычная кабина – лётчик и штурман сидят рядом. Взлетаю без проблем, а вот на посадке бывают сложности – то посадка на большой скорости и не хватает полосы, то наоборот, подход к полосе на малой скорости. Но, тренажёр есть тренажёр, – поломал самолёт, плюнул  и пошёл в курилку.

     Сюда, в Хурбу, из Смирных должны нам пригнать две «спарки» Як-28У. Определили меня помощником РП на их прилёт. РП местный Як-28 не знает, вот я буду ему помощником, как «знаток» Як-28. 
Сидим на СКП, ждём пару Як-28У. Они уже на связи, дали им условия подхода. Ждём. В эфире  докладывает ведущий пары. Они идут на Привод,  полосу наблюдают. Да, погода хорошая полосу можно увидеть издалека, километров за тридцать – двадцать. Мы пару пока, естественно, не наблюдаем. Ждём.

     Тут диспетчер РСП докладывает, что пара Як-28 заходит на Комсомольск. Диспетчер видит их по локатору.  Там, на северо-восточной окраине города, аэродром авиационного завода и там же базируется полк ПВО на Су-15. Похоже, «перелётчики» перепутали частоту Привода, а карту, видно,  особо не изучали. Разница между аэродромами небольшая – 25 километров, да и посадочный курс почти тот же.  РП подсказывает ведущему пары, чтобы он уточнил частоту Привода и посмотрел влево под девяносто градусов, аэродром Хурба в той стороне. Мы уже поняли, в каком секторе воздушного пространства следует искать наших «перелётчиков». Тут же обнаруживаем их в воздухе. Они тоже в это время поняли свою оплошность и разворачиваются влево. Теперь всё нормально.  Вышли на Привод Хурбы, заходят «по системе».   Вскоре пара Як-28У благополучно произвела  посадку,  и  виноватый  ведущий пары  поднялся  на СКП доложить РП о прибытии.

     Покидаем гостеприимную Хурбу. Поскольку «повесили» на меня ещё обязанности «перелётного начпрода», пошёл я в продовольственную службу местного ОБАТО подвести итог нашего продовольственного обеспечения на аэродроме Хурба. Уточнили, сколько лётчиков питалось, сколько было завтраков, обедов и ужинов.  У меня все талоны на питание на весь перелёт. Всё питание по реактивной норме мы получали в столовой, кроме шоколада. На каждый талон «Завтрак» полагается 15 грамм шоколада. Обычно его отдают лётчикам в конце недели, когда набирается примерно стограммовая плитка. Бывают и пятнадцатиграммовые плитки, их сразу выдают на завтрак, но это бывает редко. Отдал я талоны и забрал на продскладе  шоколад, - полный штурманский портфель. 
 
     Улетаем из  Хурбы. Парами взлетают  Яки и уходят на промежуточный аэродром Домна, это под Читой.  Где-то 1700 километров, там заправка и ещё 800 километров до Иркутска. Ночёвка, заправка и следующий этап до аэродрома Семипалатинск-2.  Снова приличное расстояние примерно 1600 километров. Аэродром  Семипалатинск-2 расположен  в 70 км северо-западнее города Семипалатинск на берегу реки Иртыш. Место во многих отношениях, замечательное. Базируются здесь «стратеги» - бомбардировщики Ту-95, разные их модификации, и заправщики - "Мясищевы".

     Как я понимаю, создавался этот аэродром вместе с советской стратегической авиацией. Создавался солидно, с дальним прицелом и  весомыми задачами. Солидность и значимость этого аэродрома понимаешь сразу, как попадаешь  в лётную столовую. Огромное здание с колоннами (это и есть, наверное, стиль ампир), на входе широкая лестница со ступенями. Входишь в просторный с высоким потолком вестибюль. Слева и справа ряды белоснежных умывальников, там же бросаются в глаза высокие с переплётами окна.   А впереди ступени широкой лестницы с мощными перилами, по которой поднимаешься в обеденный зал. Высокие потолки, просторное помещение, уставленное многочисленными обеденными столами (представляю, сколько народу здесь питается, если в экипаже до семи человек) с не менее белоснежными скатертями.  Почти по всему периметру такие же, как в вестибюле, высокие переплетённые окна с белоснежными шторами.  С потолка свисают огромные искрящиеся, кажется, хрустальным светом, люстры. Наверное, так должно быть в «Метрополе».   Здания в городке под стать столовой. Замечательное место. Хотя это отдалённый гарнизон, в казахстанской степи, но здесь многие остаются после выхода на пенсию.

     Дальнейший перелёт на запад под вопросом – впереди нет погоды,  и не предвидится  в ближайшие дни. Где-то «наверху» принято решение продолжить перелёт по югу через Чимкент, Мары и дальше по направлению. Вроде всё логично и понятно, но ни у кого из лётного состава нет карт южного направления. Наши «штурманские силы» напряглись, добыли один экземпляр нужных карт у местных штурманов, нарисовали маршрут и дали его данные под запись всем экипажам.

     На аэродроме не холодно, но как-то непривычно позёмкой метёт вместо снега песок.   Як-28 просто теряются среди огромных Ту-95 и "Мясищевых". Выруливали парами на полосу и с небольшим интервалом уходили Яки на юг. Так и летели дальше без карт, имея только данные всех участков длинного маршрута – курс, расстояние, время. Перелёт до Чимкента 1200 километров,  там заправка и сразу на Мары, «всего» 900 километров. Наш Ан-12, на котором мы с Володей Кочкиным летим в качестве запасного экипажа, «сопровождает» перелёт. У нас на борту командирский УАЗик. Когда остаёмся на аэродроме с ночёвкой, этот УАЗик  выкатывают из   самолёта и он мотается по аэродрому по каким-то там делам. Потом закатывают  обратно, и летит УАЗик дальше.

     В Марах тепло, солнце. Много песка. Здесь задержались на пару дней. Съездили на местный рынок. Впечатляет количеством и разнообразием фруктов. Огромные арбузы и особенно крупные, длинные дыни. Наверное, сортов двадцать изюма. Особый  среднеазиатский колорит – кругом женщины в ярких платьях, мужчины в халатах и тюбетейках.

     Живём в казарме, рядом на улице большой бетонный бассейн, но без воды. И по его внешнему виду видно, что вода в нём была очень давно. Представляю, какая здесь летом жара и бассейн был бы просто спасением. Но, зная нашу армейскую действительность, могу предположить, что когда-то произошло какое-то  ЧП  в этом бассейне и командиры, не мудрствуя лукаво, закрыли его на хрен.

     Ан-12, на котором мы перемещаемся, - из Мелитополя. Экипаж на нём большой – командир, второй пилот, штурман, бортинженер и четыре бортмеханика – прапорщики. На борту есть «штатный» велосипед, на нём мотаются по аэродрому, расстояния ведь приличные. По прилёту штурман занимается подачей заявок и планов на дальнейший перелёт, в обязанности второго пилота входит организация питания и ночлега. А прапорщики всё время куда-то мотаются молча,  или перешёптываясь. Что-то привозят, что-то увозят. То на велосипеде, а то и на машине. Как сами рассказывают, в их повседневной перелётной деятельности присутствует коммерция. Когда вылетали из Мелитополя, они загрузились знаменитыми мелитопольскими арбузами. На Камчатке, в Елизово, поменяли их на спирт. В Угольных Копях ничего не меняли, не было времени. А вот, когда мы сидели в Хурбе, они летали на Сахалин, в Смирных, - обеспечивали перелёт оттуда спарок Як-28У. Там они поменяли спирт на рыбу. Но вот тут «на старуху напала поруха» - всучили им там никуда не годную рыбу, почти белого горбыля. В красной рыбе доблестные прапорщики, оказывается, опыта ещё не имели. Но и тут они выкрутились – в Марах удачно продали эту практически несъедобную рыбу какому-то местному коллеге-коммерсанту.
 
     Перелёт наш близится к завершению – вылетаем из Маров на Ситал-Чай, это аэродром, рядом с Баку. До него из Маров 1200 километров. Здесь впервые увидел еще малоизвестный, новый штурмовик Су-25. Его по возможности зачехляют, скрывают от посторонних глаз. Видимо, местный полк недавно переучился на него с МиГ-17. В ТЭЧ еще стоят вполне живые МиГ-17, а вот невдалеке в поле видны брошенные фюзеляжи заслуженного ветерана.  Печальное  зрелище. Служил самолёт верой и правдой, а заканчивает свой век на свалке.

     Что-то погода не ласкова к нам – уже завершающий этап перелёта в Гудауту перенесли на завтра. Ночуем в Ситал-Чае. В конце дня с Володей Кочкиным поехали в Баку. Но как-то неудачно – никуда не попали, ничего не увидели. Водитель полкового автобуса, на котором мы ехали, заезжал куда-то за документами, кого-то ждали. Так и прошло время. Уже на обратном пути, остановились на каком-то оживлённом пятачке,  на обочине пацаны продают крупные спелые гранаты в вёдрах. Володя спросил цену.  Получил ответил:
- Тры рубля.
Володя порылся в карманах, достал пятнадцать рублей и попросил пять штук. В ответ услышал:
- Штуками нэ продаём, бэри ведро.
– А сколько ведро стоит?
Пацан удивляется «бестолковости» покупателя:
- Я же сказал – тры рубля!
Для  нас это был почти шок – ещё недавно, на Чукотке, я покупал один, небольшого размера арбуз за 15 рублей. Кстати, тот арбуз оказался внутри гнилой. Пять вёдер, конечно,  нам не надо было - мы не коммерсанты. Взяли ведро спелых и крупных знаменитых азербайджанских гранат за какие-то несчастные три рубля. 

    На следующее утро по маршруту распогодилось, собираемся выполнить «крайний» участок перелёта, осталось каких-то 800  из общих, примерно  11 000 километров.

 Севастополь   -  26.02.2018.


* - на фото: - п.Уголные Копи - 18.08.82г. У ДОСА (Дом Офицеров). Н.Сергиенко, В.Баскаков, В.Неволин, Г.Чергизов.
   Фото автора.
 
Следующее:
http://www.proza.ru/2018/05/16/1549