IV. Гл-10. 18 августа День Воздушного Флота

Геннадий Чергизов
*** IV. Як-28П и Чукотка ***

     Летали сегодня СМУ. Я полетел с Чайковым, это наш начальник штаба эскадрильи, по 12-му маршруту за цель майору Венику. Он у нас зам командира полка. Дали мне высоту 1500 метров. Маршрут: т.м. (точка в море) – оз.Александра – т.м. – оз. Александра – Анадырь. По курсу стоят пышные шапки кучевых облаков, из-за них наведение перехватчика на меня прекратили, и я продолжил чистый полёт по маршруту. Слева и справа, где выше, где ниже висят косматые огромные и небольшие, продолговатые и почти круглые молочно-белые шапки облаков. Красивое зрелище. Чем ближе пролетаешь от них, тем  быстрее они проносятся. А, когда задеваешь их крылом или входишь всем самолётом в верхушку облака, весь самолёт пронзает дрожь, в кабине темнеет.  По возможности, стараюсь попасть в облако, но от маршрута уклоняться нельзя, поэтому зацепить облако получается не часто.

     Со своим штатным лётчиком-оператором, Володей Архаровым, сделал два 33-их Упражнения - «Заход по системе». Стрелка АРК отбивает вправо, компас – чуть влево, хотя визуально идём точно по курсу. Диспетчер РСП только с 20 километров устойчиво видит и тогда информирует, как я иду по глиссаде снижения.

      Приехал мой однополчанин по Спасску, Петя Васильев – уже капитан. А я ещё старлей. Приехал на должность старшего лётчика-оператора. Приехал один, без семьи. Посидели с ним вечерком, повспоминали Спасск. С Петей хорошо "сидеть", он человек сильно авиационный, чего только стоит история его поступления в училище:
     - Поступал Петя в Армавирское училище из Армии. Успел послужить танкистом, приехал в училище, естественно, в форме с танковыми петлицами, за что и получил прозвище «танкист».  Успешно прошёл Петя придирчивую медицинскую комиссию, но не повезло на экзаменах, - схватил двойку. Всё, не получился из Пети курсант, надо ехать обратно, дослуживать солдатом «на танке». Но Петя не согласен с раскладом судьбы. Хочет встретиться с замначальника училища. Думал перехватить его где-нибудь, но полковник всё время занят, а таких как Петя много. Узнаёт Петя, где живёт полковник и идёт к этому дому. Терпеливо ждёт в надежде донести ему свои душевные порывы. Дождался, обратился как положено, почти рапортом. Но тот и разговаривать не хочет, только сказал, чтобы возвращался в свою часть и приезжал на следующий год.
     На следующее утро Петя уже снова у подъезда, только к вечеру дождался полковника. Тот, увидев, направляющегося к нему строевым шагом Петю, чуть ли не бегом заскочил в подъезд.
     На третий день, когда полковник подходил осторожно к подъезду и не увидел «танкиста», он даже выдохнул с облегчением. Но, когда вошёл в свою квартиру, увидел, уютно устроившегося за кухонным столом, «танкиста», пьющего чай с женой товарища полковника.
     Короче, в виде исключения, зачислили Петю в курсанты под личную ответственность замначальника училища. А за проявленное упорство и целеустремлённость, стали Петю называть «Танк».

     Получил телеграмму от Виты – долетела в Москву, всё нормально. Летела 18 часов, ещё терпимо, могло быть хуже.  Командир полка  Агарков отмечает своё отбытие, по этому поводу из штаба ушли  домой раньше. Завтра заступаю «ответственным» на аэродром.

     Уже четвёртый день живу один, тоска заела. Утром пришёл домой с «ответственного по приёму и выпуску», всё своё дежурство просидел у телевизора и играл в «шеш-беш» – воскресенье, никто ни прилетал, ни улетал. Только ходил на СКП, проверяли связь с дежурными экипажами.

     В лимане пошла кета, уже ловят, а мне идти не с кем, придётся подождать.
 Хотел сходить за полосу в горы, пофотографировать. Но дошёл только до полосы – пошёл дождь. Туда шёл напрямую через тундру, не стал идти до моста, чтобы перейти речку Угольную, разулся и перешёл вброд. Речка мелкая, но вода ледяная. Тундра вся искорёжена гусеницами тракторов и тягачей. В одном месте напал на меня поморник – птица, размером с сороку, почти чёрного цвета, с длинным и тонким как игла, хвостом. Буквально атаковал меня – видимо рядом гнездо. Набирает высоту и оттуда пикирует на меня. Отмахнуться нечем, взял  было ком земли, а  он лёгкий – земли то здесь нет, это что-то вроде  торфа. Соседка для цветочного горшка привозила землю из Магадана. Возвращаюсь обратно по дороге, несколько раз сверкнула молния, слышен гром. Я и прошлым летом слышал здесь гром и видел молнию, а говорят, что гроза бывает на Чукотке раз в сто лет. Или это не совсем так, или климат изменился.  Завтра полёты с 18-ти. Я запланирован и в ПМУ и в СМУ делаю по два самостоятельных вылета.  При любом  варианте  погоды,  кроме  «минимума»,   две  «клеточки»  в  своей  «Программе БП (Боевой Подготовки)»   я зарисую. А ещё надо будет мне проводить завтра с солдатами политзанятия, но я не подготовился.  Хотел  сходить сегодня в библиотеку ДОСА (Дома Офицеров Советской Армии), а она закрыта. Придётся завтра пойти  в штаб пораньше и подготовиться.

     В конце июля получил письмо  от Коли Зайцева, отпуск он проводит в Смирных, никуда не поехал – хочет немного переделать «наш» гараж, думает взять мотоцикл с коляской. К Пете Сахарову приехал «заменщик» из Пярну.
В одном журнале увидел, что в Москве есть какая-то «контора» заочного обучения «Ин-Яз». Написал туда - времени хватает, можно заняться немецким языком. Есть там и кинофотофакультет, написал и туда. На удивление, быстро получил ответ из  «Ин-Яза» - зачислили меня на первый курс немецкого, отправил им оплату, 33 рубля.

     На построении Агарков прощался с полком – отбывает в Андижан. НачПО (Начальник Политотдела)  Бобырь пробурчал какую-то речь, на этом всё и закончилось.  На днях должен прибыть новый командир полка – Ефимов из Спасска, его будет представлять новый Командующий ВВС Округа, генерал-лейтенант Закревский. Пока полком  будет командовать Веник. Вышел из отпуска мой однокашник Вовенок, был в Ставрополе, он ведь сам родом оттуда. Рассказывает, что Валера Махиборода  инструкторит в Холодногорске, это практически в Ставрополе,  уже командир звена, а Саня Горошко – командир взвода курсантов в Кореновске.

     В полку со всех сторон «обсасывают» тему перебазирования в Гудауту – уж хочется всем, чтобы это вдруг оказалось правдой. Завтра «командирские» полёты, я не летаю и никуда меня не «засунули», даже странно. Сейчас вместо  Азина за командира эскадрильи остался замкомэск  Ероховец – теперь полёты будут доставаться мне «с кровью». Что-то  он  не сильно любит  меня.

     Уже август.  Появилась «ночь». Бывает темно на улице, но недолго. Полноценную ночную смену не отлетать. Приходиться выкручиваться – в шестичасовой лётной смене всего пара часов ночи, а все полёты в эту смену летаются как ночные. Бывают казусы. Как-то при докладе разведчик погоды говорит:
- Лётчики, при заходе на посадку будьте внимательны – солнце как раз бьёт в глаза!
На него зашикали, - «какое, солнце, - мы же ночь летаем»; а доклад пишется на магнитофон…

     За июль налетал я восемь часов.   На днях было партсобрание – персональное дело командира звена Р.  «Партбюро» рекомендовало исключить его из партии за пьянство и прогулы – он три раза ездил в госпиталь в Хабаровск делать какую-то мелкую операцию, и каждый раз перед поездкой по 2 – 3 недели торчал дома, операцию так и не сделал. Неизвестно, сколько времени ещё будет лечиться. В этом году он так и  не летал. Из госпиталя второй раз его выгнали за пьянство. Третий раз ездил за свой счёт. У него уже есть два строгих партийных выговора «с занесением» (в учётную карточку). На собрании сильно поразил  меня  один  лётчик   Е.  С  таким  пафосом выступал  за исключение Р., что тошно было слушать. Чует, откуда ветер дует. Надеется, что «старшие товарищи» заметят усердие – копытами землю бьёт. Возможно, что и на место Р. метит. Так, кстати, и  случилось – Р. исключили из партии, сняли с должности, и на его место назначили  товарища Е.
 
     Приезжала  к нам «серьёзная» комиссия  из Москвы во главе с генерал-майором Абрамовым, заместителем Командующего ВВС. Истинной причины посещения не знаем, но поговаривают, что в конце августа – сентябре отбудем в Гудауту.

     На прошлых полётах, в пятницу «пошёл» в первую зону на высоте 700 метров по 21-му Упражнению, это маловысотная зона. Над лиманом встретился вертолёт, примерно на 600 метрах. Шёл этот Ми-4 почти параллельным курсом, скорость его раза в четыре уступает нашей.  Стрекочет вертолётик над водой. Покачал ему крыльями и ушёл вперёд, пересекая его курс ста метрами выше, жаль -  не было фотоаппарата. С полётами всё нормально. Даже удивительно, весь август летал только на «боевом»  со своим оператором Володей Архаровым. Были интересные лётные смены, когда летел на перехват на «потолок»  на 13 000 метров и тут же полёт на перехват на малой высоте – 600 метров. Или полёт для набора максимально опорной высоты на 14 000 метров и тут же полёт в зону на 600 метров. Контраст, однако…

     На разборе полётов Веник «порол» меня за радиообмен, сказал, что я напряжён в полёте. Интересное дело, – здесь подобные моменты всегда объясняют напряженностью лётчика, а в  Смирных  в  таких  случаях  обычно  говорили, что «плохой тренаж».

     Как-то зашёл в гости к Вовенку, был рядом по делам. Он тоже «холостякует» - отправил жену на материк. Посещение затянулось. В час ночи Вовенок вспомнил, что надо Коле Сергиенко выпрямитель какой-то в ремонт отнести. Коля – лётчик-оператор и заядлый радиолюбитель.  Понесли неисправный аппарат в ремонт. На улице светло, но людей почти нет. Так, редкие прохожие, вроде нас. Коля и его семейство, конечно, спали. Пришлось разбудить и объяснять причину нашего прихода. Коля не сильно вникал, забрал аппарат и закрыл дверь.

     В соседнем подъезде живёт наш однокашник Виталий Марценюк. Решили зайти к нему в гости. Вовенок ещё сказал, что у «Марципана» (это такое прозвище было у Виталия ещё с училища) должно быть шампанское.  Но на шампанское нам его «расколоть» не удалось. Долго «сопротивлялся»,  в конце концов, выставил нам бутылку коньяка.  На вопрос  о закуске, Виталий ответил, что ничего нет, и в доказательство открыл холодильник, а сидели мы на кухне. Никакой колбасы или чего подобного там не было, но там был мясной фарш. Виталий сказал, что жена собралась утром котлеты жарить. Думал, этим всё закончится, но не тут-то было.  Буквально пришлось «вырывать» фарш из рук Виталия. Стали с Вовенком  жарить на закуску котлеты, всего три штуки.  На    Марципана мы тоже рассчитывали. Правда, эти три котлеты получились у нас не совсем стандартными – занимали всю сковородку. С трудом выпроводил Виталий нас под утро.

     Десятого августа на построении зам Командующего ВВС Округа представил личному составу полка нового командира – подполковника Ефимова.  Прилетел самолёт Ан-26 из Хабаровска, привёз ЛАМ – «Лабораторию Авиационной Медицины». Это группа врачей, необходимых для прохождения лётным составом  очередной  ВЛК. Всякие там анализы и прочее, наш доктор уже подготовил, и весь лётный состав полка за один день прошёл комиссию. Получил я очередное заключение ВЛК – «Годен к лётной работе без ограничений».  А завтра уже и полёты, – запланированы мне в ПМУ 18-ое и  24-ое Упражнения, а в СМУ – 18-ое и 41-ое. 18-ое это перехват на «потолке»,  24-ое  – перехват на малой высоте в ПМУ, а 41-ое - перехват на средней высоте  в СМУ.

     Испортилась погода. Не летаем.  Новый командир полка, Ефимов, начал планировать два спаренных лётных дня. Чего раньше здесь не практиковали, зимой это должно дать результат Я никак не слетаю, необходимые 41-ое и 42-ое Упражнения – не хватает лётчиков-операторов. Одни дежурят, другие в отпуске, а третьи болеют. «Выкроили» мне один полёт на завтра – зона в СМУ на средней высоте.

     18 августа – День Воздушного Флота. Большой праздник. Самый Авиационный праздник из всех авиационных. Как бы не переносили этот день на какое-то там воскресенье августа, но настоящие, я бы сказал, Авиаторы празднуют этот день именно 18 августа. Как  в тридцатых годах основатели Нашей Авиации определили этот День, так его и надо праздновать! Этот День не делит авиаторов на гражданских и военных, на истребителей или  кого ещё, как стало модным в последнее время. Уважать надо традиции, предшественников наших.  Так когда-нибудь и Новый Год перенесут на первое воскресенье января.

     Утром было торжественное построение перед штабом с выносом Знамени полка, потом в Доме Офицеров праздничное собрание. К этому Дню приурочивают присвоение званий, вручение наград. Ну, а потом с лётчиками нашей эскадрильи выдвигаемся  на природу – отмечать годовщину Дня Воздушного Флота. Здесь не так часто можно посидеть на природе, но сейчас именно такой случай.

     На костре в ведре варим уху. На импровизированном столе соответствующие атрибуты – огурцы и помидоры в банках, водка в бутылках.  Произносим и выслушиваем разные тосты, сначала короткие и ёмкие, потом всё более многословные и витиеватые. Хорошо сидим! Именно посидеть  на траве можно и даже полежать. Выбрали место посуше, пригорок. Хоть и светит солнце, но погода такая, что Петя Васильев, например, в одном свитере, а Неволин в демисезонной куртке. Дымский бренчит на гитаре, Володя Баскаков всё  свои усы разглаживает, Коля Сергиенко как всегда – скромный и сосредоточенный, Матюх хитро молчит, Бутаков фотоаппаратом с каким-то огромным объективом «щёлкает» всех подряд. Ероховец, как всегда, курит сигареты, одну за  другой.  Серёга Комаров серьёзный, а Чайков, начальник штаба, обычно молчаливый и суровый, всё время рассказывает анекдоты и сам больше всех смеётся. Виталий  Марценюк по привычке хитро улыбается, а Валера Сивко пытается рассказать какую-то историю, но его всё время прерывают очередным тостом.

    На следующий день пошли с Виталием Марценюком на рыбалку за кетой и икрой. Ушли вечером в половине одиннадцатого, а вернулись в  половине  седьмого утром – ни черта не выспался. Сделал литр икры и семь рыбин засолил. Надо бы ещё пару раз сходить – хотя бы штук двадцать рыбин засолить.
 
    Ходил «ответственным» на аэродром, вернулся и проявил цветную негативную плёнку  NC-19. Послезавтра буду печатать цветные фотки. Закончился август, вместе с ним и лето. Налетал я за август шесть с половиной часов и все самостоятельно. К тому же – все  «в клеточку», то есть все полёты по Программе Боевой Подготовки, ничего лишнего.

     Наступил сентябрь, уже прохладно, а иногда и холодно. Постоянно облачность. Летаем более или менее регулярно, погода только сложная. Двигаюсь по Программе. Скоро должен закончить дневную Программу. Вот, наконец,  слетал Упражнение номер пятьдесят – «Зачётный полёт на воздушный бой в ППС». Этим вылетом я закончил дневную Программу. Кстати, этот полёт оказался у меня и «крайним» полётом на Чукотке. Всё, с середины сентября целенаправленно занимаемся подготовкой к перебазированию полка в Гудауту.   Офицерам и прапорщикам полка предложен выбор – отправлять свои домашние вещи или контейнером, или на Ил-76. Я решил отправлять свои вещи контейнером. Самолётом, конечно, будет быстро, но куда выгрузят вещи из Ил-76 и что с ними будет -  непонятно. Контейнером как-то спокойнее.

     На определение дали пару дней - последнее судно в этой навигации и так  задержали из-за перебазирования полка. Возле каждого ДОСА выгрузили контейнеры, надо выбрать себе и загружать его. Кто решил отправлять вещи самолётом, загружают в машину и везут сразу в Ил-76. Как поговаривают, для нашего перебазирования задействована мелитопольская военно-транспортная авиационная  дивизия с Ил-76 и Ан-12. Их сейчас полно на аэродроме, грузят туда и личные вещи, и имущество полка. С середины сентября не летаем, готовимся к перелёту. Маршрут пока определён только до Хурбы, это аэродром под Комсомольском на Амуре. Промежуточная посадка в аэропорту Магадана.
 
     В лётной книжке все расписали «специальную проверку по самолётовождению» и допуск «к перелётам». Узнаём некоторые подробности нашего перебазирования.  Оказывается, есть   Директива  МО СССР от 22.08.1982г., в соответствие с которой, 529 иап  ВВС Дальневосточного Военного Округа  передан в состав    ВВС Закавказского  Военного Округа.  Будет «замена» полков.  Гудаутский полк на Су-15тм перебазируется к нам, а мы на их место. Правда, возникла небольшая  «заминка».  «Сушке» не хватает дальности полёта, чтобы перелететь «крайние»  участки   маршрута:  Хурба – Магадан, протяжённостью 1400 км, и  Магадан – Угольные Копи, протяжённостью 1500 км.  Для Як-28П такие расстояния   не проблема. А Су-15 дальше 1300 километров не летит даже с подвесными баками.  Между Магаданом и Угольными Копями промежуточных аэродромов нет. Где-то в высоких штабах придумали такой вариант – лететь через Елизово, это рядом с Петропавловском – Камчатским. От него до Угольных Копей 1700 километров, но в четырёхстах километрах от Елизово в сторону Анадыря, есть небольшой аэродром Ключи. Там бетонная полоса, но короткая для Су-15. Её срочно удлинили, и теперь от Ключей до Угольных Копей остаётся 1300 километров.  Так была вроде решена эта  проблема.

     Прибыла к нам из Гудауты группа офицеров и прапорщиков, изучают местные условия предстоящего базирования. Один наш прапорщик, «юморист», продал своему гудаутскому коллеге, тоже прапорщику, трёхлитровую банку красной икры. Якобы икры. Шутка заключалась в том, что вместо икры «шутник» засыпал в банку силикагель,   это такие белые гранулы-шарики, размером как раз с икринку, они впитывают влагу. Всё это залил АМГ,  жидкостью для гидросистемы, розового цвета. Банку закатал крышкой. В результате получилось очень похоже на икру. Пробовать «юморист» коллеге давал, разумеется, натуральную, хорошую икру.  «Шутка», конечно, раскрылась, но много позже. Перелёт запланирован на двадцатые числа, а пока все собираются, готовятся.
 
    Недавно узнал, что такое «кулёз».  В моём подъезде живёт один парень, сын нашего техника, работает грузчиком в Военторге.  Приглашает меня  к себе на «кулёз». Спрашиваю:
- Что это такое?
– Идём, - говорит, - покажу!
За столом в его квартире сидит еще один товарищ, а рядом стоит мешок.  Полный бутылок шампанского. Видел я шампанское в коробках, в ящиках, но в мешках не доводилось. Оказывается, в Военторг на склад  завезли партию шампанского и посадили всех работников выбирать брак – недолитые бутылки, мутные, со щепками и прочими отклонениями. Отобранные бутылки складываются в мешки, списываются, как бракованный товар и подлежат «утилизации». Вот этот брак и есть «кулёз». Хотя, если быть точным, кулёзом называется такое состояние шампанского, когда из него по каким-то причинам выходит газ и шампанское перестаёт быть шампанским, а превращается в обыкновенное вино. Это я узнал позже. Позвали еще соседа Колю Сергиенко и приступили к «утилизации» брака.


* - на фото: - аэр.Угольный - 07.81г. Як-28П перед взлётом. Впереди г.Улитка. Дальше по распадку - "Гудым".
   Фото автора.
 
Следующее:
http://www.proza.ru/2018/05/06/1691