Однажды в Марокко. Цикл - Земля. Как ни крути...

Михаил Касоев
«Столько милостей…Глаз не хватает смотреть».
Абдельлатиф Лааби, поэт.

Солнцу нравится в Марокко. Устав за день, оно приходит сюда, чтобы на закате, перед сном, получить «кэйф» (удовольствие-араб.) от новой истории.
В Танжере живет некогда бедный владелец ресторана Mamounia Хассан. В пряных просеках Медины-старого города-его, как голливудскую звезду, знают все: контрабандисты, лекари, попрошайки, торговцы наркотиками и сувенирами, просто хорошие люди.

Случай свел нас. Густые волосы не собственного медного цвета. Смуглолиц. Нос и кончики туфель тянутся друг к другу. Глаза холодно отжимают собеседника. Если актер Лео Ди Каприо в детстве читал восточные сказки, то таким ему в снах мог приходить, злой колдун-магрибинец.

А наяву старик-милейший человек. Несколько лет назад он торжественно приветствовал саму всемирность: «Accаляму алейкум, Лео!». «Ва-алейкум ас-салям!» - как учили, ответил поздний племянник дядюшки Оскара, выживший - таки в долгой борьбе за признание своего мастерства.

День, когда янки появились по адресу 4 Rue As-Siaghin, стал началом истории успеха по-мароккански хозяина Mamounia.
 
Для своего квартала ресторан был излишне крупным. Заполнить сложно, содержать тем более.   Заведение год от года ветшало, не приносило дохода и не продавалось. Скромные квадратные метры и стесненные посадочные места давали соседям- конкурентам определенные преимущества, несмотря на равнонаплевательское отношение к санитарии.

Дело шло к краху, если бы не культовый режиссер Крис Нолан, решивший снять одну из сцен своего роскошного фильма «Начало» (Inception) в Танжере, потому как именно таким ему виделось выдуманное место действия-Момбаса.
 
Торжество воображения в этом фильме, основанное на механизме осознанной логики, впечатляет. Но в описываемый день хозяина Mamounia больше впечатлила аккуратная пачка в 10 000 USD. (Сумма названа получателем-прим.автора). Его, как модно сейчас говорить, экзистенциальная тревога притупилась. Жующие жвачку чужеземцы были кратки: киногруппе  для съемок и питания необходим ресторан на 40-60 мест. «И,старик, приведи немного помещение в порядок, покрась стены, обнови чуть обстановку, ну, сам знаешь. Согласен? Сколько к оплате? Okey!»
 
Для создателей фильма с бюджетом 160 млн $ выделенные деньги, как песчинки в пустыне, которые ветер гоняет от скуки.

Так вчерашний недостаток ресторана-размеры-стал в одночасье УТП-Уникальным Торговым Предложением. Хотя кускус у его конкурентов, возможно, готовили искуснее. Старик об УТП имел неудовлетворительное представление. И, по его версии, удача, "разомкнув веки", пришла к нему потому, что «Иншаллах!». На все воля Аллаха!

Возможно, старику в ту ночь после нетрудного дня снилось, как Лео с какой-нибудь торжественной сцены благодарит и его за сопереживание в ряду с родителями, партнерами и провидением. Но актер лишь подарил хозяину цветное фото, где он киношно-задумчивый сидит на балконе. На обороте, в зависимости от интонации читающего, трогательная или дежурная подпись: From Leo with love.

Вот уже лет десять в заведение, где обедал «сам» Лео, международным потоком идут туристы и несут свои "купюры & монетки".

Говорят, за это старика недолюбливают местные полицейские. Они участвовали в организации одной из динамичных сцен со стрельбой. Разумеется, только из любви к важнейшему искусству, каким для них является кино. А когда кино закончилось, все милости: районная слава, международное признание и,главное, деньги - достались не им. Иншаллах!

На фото Танжер