Иоффе Зелик Аронович

Олег Каминский
Родился 17 сентября (17 октября) 1903 года в городе Речица Гомельской области* (Беларусь) в семье путевого обходчика. Еврей. Окончил среднее городское училище в 1917 году. Работал служащим.
В РККА с апреля (14 мая) 1920 года.
Участвовал в гражданской войне с 1920 года по 1921 год, воевал на Западном фронте против польских войск, служил мотористом, авиамехаником.
В июле 1922 года был уволен в запас.
В апреле 1926 года снова был призван на военную службу.
В течение 1926 -1930 годов служил на различных должностях по партийной линии.
Окончил подготовительные курсы (по другим данным, военное авиационно-техническое училище) в 1930 году.
Окончил эксплуатационный факультет Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского (учился с 1930 года по 1935 год).
С мая 1935 года по июль 1937 года служил в должностях старшего инженера 1-й воздушной десантной эскадрильи Ленинградского военного округа и 22-й тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи, старшего инженера по эксплуатации 3-й авиабригады особого назначения.
В марте 1936 года присвоено звание военинженера 3-го ранга.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 года по сентябрь 1937 года в качестве военного инженера по эксплуатации самолетов авиационной группы республиканской авиации.
В июне 1937 года присвоено звание военинженера 2-го ранга.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
13 октября 1937 года был назначен заместителем начальника Управления материально-технического снабжения УВВС РККА, а 28 ноября 1937 года — начальником Управления материально-технического снабжения УВВС РККА.
В ноябре 1938 года присвоено воинское звание «бригинженер».
Участвовал в национально-революционной войне в Китае января по ноябрь 1939 года в качестве военного советника, главного инженера трассы Алма-Ата — Лань¬чжоу, по которой из СССР в Китай перегонялись боевые самолёты. За время его работы на трассе было собрано, облётано и перегнано в Китай более 400 самолётов.
С 21 ноября 1939 года по 1941 год служил в должности главного инженера ВВС — начальника Управления эксплуатации и войскового ремонта ВВС Красной Армии.
Участвовал в советско-финляндской войне с декабря 1939 года по март 1940 года, занимался технической эксплуатацией авиационной техники, постоянно выезжал в действующие авиачасти и оказывал помощь главным инженерам ВВС Северо-Западного фронта и действующих армий в организации эксплуатации и полевого ремонта самолетов.
С 25 января 1941 года был заместителем начальника Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского по научной и учебной работе.
Участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1942 года.
Воевал на Сталинградском, Калининском, Ленинградском, Брянском, 2-м Прибалтийском фронтах.   
Пять месяцев стажировался в должности главного инженера 16-й воздушной армии.
В 1943 году был назначен главным инженером - заместителем по инженерно-авиационной службе командира 2-го истребительного авиационного корпуса.
С февраля (марта) 1943 года занимал должность главного инженера - заместителя по инженерно-авиационной службе командующего 15-й воздушной армией.
17 марта 1943 года присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
После окончания войны продолжал служить в Военно-воздушных силах.
1 марта 1946 года присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы.
С апреля 1947 года по октябрь 1949 года — первый заместитель главного инженера ВВС, затем два месяца служил главным инженером ВВС Дальнего Востока.
С 11 ноября 1949 года по ноябрь 1955 года — заместитель начальника Харьковского высшего военного авиационно-инженерного училища.
С ноября 1955 года по декабрь 1960 года — начальник вычислительного центра № 3 Министерства обороны СССР, руководил освоением и развитием экспериментальной базы, активно работал по оснащению центра вычислительной техникой.
С конца 1960 года по декабрь 1969 года — начальник научно-исследовательского института космической техники (начальник 30-го Центрального НИИ авиационной и космической техники).
19 декабря 1969 года в звании генерал-лейтенанта был уволен в отставку по выслуге установленного срока службы.
С января 1970 года по 1980 год возглавлял отдел боевой живучести самолётов фронтовой авиации в ОКБ имени Павла Сухого.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 25 октября 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Награждён орденом Ленина (20.06.1949), четырьмя орденами Красного Знамени (04.07.1937, 28.04.1944, 03.11.1944, 03.11.1953), орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени (17.10.1944), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени (29.06.1945), орденом Отечественной войны 2-й степеней (18.03.1943), двумя орденами Красной Звезды (02.01.1937, 14.06.1940), медалями «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.

Примечание:
*    По другим данным, в селе Дашковка Могилёвского района Могилёвской области (Беларусь).