Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант

Алина Алексеева-Маркезин
     Петер Пауль Рубенс Автопортрет с Изабеллой Брант. ок. 1609г.Холст, масло. 178 ; 136,5 см Старая пинакотека, Мюнхен.

      Рубенс встретил Изабеллу Брант,когда был па пике славы. 1609 год был очень удачным для живописца – судьба его сводит с секретарём суда города Яном Брантом.
          У Бранта была юная восемнадцатилетняя дочь Изабелла, которая просто пленила тридцатилетнего Рубенса. Всего через несколько месяцев они вступят в законный брак, основанный на нежном взаимном чувстве.


 Родила ему троих детей — Клару Сирену (1611—1623), Альберта (1614—1657) и Николааса (1618—1655). Умерла в возрасте 34 лет от чумы. После её скоропостижной кончины 20 июня 1626 года Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе:

"Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти."

  Разумеется, художник захотел изобразить своё счастье на полотне, и в 1610 году заканчивает свой знаменитый «Автопортрет с Изабеллой Брант».

   Полотно отличается виртуозностью и блеском. С первых минут созерцания работы, внимание зрителя привлекает композиция картины – она далека от обычных парадных портретов. Художник сидит свободно и непринуждённо, закинув ногу на ногу. Рядом расположилась любимая супруга, на лице которой играет загадочная полуулыбка, а рука нежно касается руки художника. Эта непринуждённость поз, откровенная нежность между портретируемыми, придаёт картине лиричное пасторальное настроение.
 

         Рубенс расположился на скамье, а Изабелла — на коленях возле него на брошенном на землю голубом плаще. Поза художника исполнена крайней непринуждённости и свободы, он сидит, закинув ногу на ногу. История мирового портрета ещё не знала подобной раскованности движения позирующей для портрета модели.

         Как точно подметил один из критиков, Рубенс изобразил на этом портрете не просто себя и жену, но портрет брака. Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованны Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

  Рубенс сохранил сакральный по своей значимости смысл его, связанный с таинством обручения, но наделил особой теплотой интимности, включив в целую систему связей, объединяющих молодых людей и развивающих ту же тему в картине.

          Трогательное нежное прикосновение рук является частью S-подобной кривой, которая начинается от головы художника и заканчивается в опущенной руке Изабеллы, связуя композицию воедино.

         Большую роль играет пейзажный фон, который превращён по сути в реальную среду местонахождения портретируемых. Эту иллюзию усиливает выбранная точка зрения, земля с травами и цветами. Изображение кажется частью живой реальности.

         Вот что писал о сюжете картины художник и историк искусства Франсуа-Эмиль Мишель:

 «Правая рука Изабеллы лежит на правой руке мужа, ее лицо обращено к зрителю, ее поза естественна. Ее проницательный взгляд светится счастьем, а в слегка шаловливом выражении глаз можно прочитать гордость за победу над сердцем великого художника, который выбрал ее как спутницу жизни. Лицо Рубенса безмятежно, он уверен в будущем и полон радостного ощущения, что он любим.

         Вокруг них все улыбается, и кажется, что природа в праздничном настроении разделяет чувства, которые наполняют их сердца. Картина, замечательная как своими качествами, так и датой ее создания, скорее всего была написана весной после свадьбы (бракосочетание состоялось 3 октября 1609 года): перед жимолостью, на фоне которой расположены высвеченные фигуры, располагаются свежие цветы, здесь и там в зеленой траве пучки папоротника и только что распустившиеся фиалки."


  Несмотря на значительную разницу в возрасте, Рубенс намного пережил свою молодую супругу, жизнь которой унесла чума в 1626 году.