В. Суриков. Посещение царевной женского монастыря

Алина Алексеева-Маркезин
        Василий Суриков.Посещение царевной женского монастыря.1912 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

    Это последняя крупная работа Сурикова — «Посещение царевной женского монастыря» с торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей.

       Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями?

       Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу.

       Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе.

           Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.

                Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.


       Галина Васильева-Шляпина доктор искусствоведения, профессор Сибирского Федерального Университета:

            "Были портреты женщин, которые потом входили в его картины, например, «Посещение царевной женского монастыря», позировала сначала его внучка, Наташечка, Наталья Петровна Кончаловская, девочка была хрупкая и этот венец царевны большой был ей тяжёл.

         Он нашёл Асю Добринскую, сестру. Ася слишком унылая царевна получилась. И эту картину, первый вариант, купил потом японец, так что «Посещение царевны» в двух вариантах. Настоящая картина, последняя, окончательная – в Третьяковке, а та – в Японии. Она к нам приезжала. Ну, забавная, но рабочий вариант.

 Там Ася Добринская, плакучая такая царевна. А потом он нашёл белую лебедь прямо, красавицу, в Таганроге этюд. Она вошла в картину окончательно, «Посещение царевной женского монастыря».