Философия Гюстава Лебона

Фатхула Джамалов
ФИЛОСОФИЯ ГЮСТАВА ЛЕБОНА (1841-1931)
(Некоторые изречения)
Гюстав Лебон, «Психология народов и масс»
(La Psychologie des Foules) (1894-5), АСТ, Москва, 2017

«Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую» (стр. 5).
«…Не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности» (стр. 6).
«…Верховный властелин современности – общественное мнение…» (стр. 8).
«…Разве не постоянная погоня за химерами составляла до сих пор главное занятие человечества?» (стр. 8).
«…Понимать важность порядка, необходимость жертвовать собой для идеала и возвыситься до цивилизации» (стр. 36).
«…Величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности» (стр. 37).
«…Вершиной пирамиды, - …небольшим отбором ученых, изобретателей, артистов, писателей, очень ничтожной группой в сравнении с остальной частью населения, но (ею) одной определяется уровень страны на шкале цивилизации. …(С их исчезновением) исчезло бы и все то, что составляет величие нации» (стр. 45).
«…Цивилизация ведет нас…к все более и более глубокому (умственному) неравенству» (стр. 49).
«…Каждый народ имеет ту форму правления, какую он заслуживает» (стр. 64).
«…Художники являются самым верным зеркалом…общества…их произведения – самые верные документы…цивилизации» (стр. 87).
«Памятник никогда не обманывает и всегда научает» (стр. 106).
«…Нельзя произвести никакого влияния, если обращаться только к разуму» (стр. 130).
«…Большинство людей принимает без критики все установившиеся идеи…» (стр. 136).
«…Старая идея уже переходит в состояние предрассудка. Пока их заменят новые идеи, в умах царствовать будет анархия» (стр. 139).
«Это, может быть, век упадка, но это один из редких моментов в истории мира, когда выражение мысли свободно» (стр. 139).
«Национальный принцип. …Его осуществление привело Европу к самым гибельным войнам, поставило ее под оружие и постепенно приведет все современные государства к разорению и упадку» (1894) (стр. 141).
«…Не во власти людей остановить ход идей, когда они уже проникли в душу; тогда нужно, чтобы их эволюция завершилась» (стр. 141).
«По отношению к идеям мы только бараны, покорно идущие за вожатым, ведущим нас на бойню» (стр. 141).
«Вместе с новой религиозной идеей рождается и новая цивилизация» (стр. 143).
«Счастье зависит очень мало от внешних обстоятельств, но очень много – от состояния нашей души» (стр. 144).
«Уничтожив идеалы старых веков, мы теперь замечаем, что невозможно без них жить и что под страхом неминуемой гибели нужно разрешить загадку замены их новыми» (стр. 145).
«Нельзя быть вождем народа, не воплощая его мечтаний» (стр. 155).
«Мы живем в один из тех исторических периодов, когда на время небеса остаются пустыми. В силу одного этого должен измениться мир» (стр. 172).
«…Социальные организмы столь же сложны, как и организмы всех живых существ, и не в нашей власти вызвать в них глубокие изменения» (стр. 176).
«Наступающая эпоха будет поистине эрой масс» (стр. 180).
«Цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии…» (стр. 184).
«…Нельзя руководить массами посредством предписаний только одного разума» (стр. 186).
«…Коллективная душа…толпа одухотворенная, составляющая единое существо и подчиняющаяся закону духовного единства толпы» (стр. 189).
«Толпа всегда обнаруживает черты женского характера…» (стр. 204).
«…Толпа…переходит попеременно от анархии к рабству и от рабства к анархии» (стр. 221).
«…Толпа главным образом управляется бессознательными инстинктами и совсем не рассуждает» (стр. 235).
«Без традиций не может быть цивилизации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса» (стр. 249).
«Время является единственным истинным творцом и единственным великим разрушителем» (стр. 251).
«В настоящий момент нас тревожат грозные притязания толпы и те разрушения и перевороты, которые они, по-видимому, готовят нам» (стр. 252).
«Народ не сам выбирает для себя учреждения, точно так же, как не сам выбирает для себя цвет глаз и волос» (стр. 253).
«Вряд ли голос рассудка мог бы увлечь человечество на путь цивилизации и сообщить ему те горячность и смелость, которые вызвали в нем химеры» (стр. 284).
«Иногда нам кажется, что народы подчиняются тайным силам, подобным тем, которые заставляют желудь развиваться постепенно в дуб и вынуждают комету двигаться по своей орбите» (стр. 284).
«…Бессилие правительств руководить мнением толпы» (стр. 321).
«Догмат верховной власти толпы не подлежит защите с философской точки зрения, совершенно так же как и средневековые религиозные догматы…» (стр. 355).

Лебон, также как и я обратился к теме массовой психологии, что позволяет мне высоко оценить сделанное им. Здесь я хочу обратить внимание на во многом неверную характеристику роли толпы, что отчасти обусловило негативные процессы 20 века длящиеся по сей день. Толпа в его трактовке лишена глубины и многомерности, изображена карикатурно черной и белой красками, представляет собою упрощенный и опошленный фантом. Цели и толпы и, в конечном счете, человечества объявляются иллюзиями и химерами. Читатель, рассматривая изображенный им иллюзорный, пошлый и бесцельный человеческий мир, ощущает себя сверхчеловеком.
Возникает циническая мысль о вседозволенности и возможности манипулирования людьми.
Демагогия, цинизм и беспринципность стали ведущей идеей нового мира.
Еще при жизни автора появились Гитлер и Сталин, циничная тоталитарная пропаганда, массмедиа и оглупляющая торговая реклама…

Издатели рекламируют книгу как учебник «рекламных, политических и медийных технологий»…

(Фатальную роль сыграла идея противопоставления друг другу рас, наций, толпы и аристократии духа – в реальности это целостное явление.)

Григорий Нестеров 28.01.2018


«Феномены культуры»